Минфин - Курсы валют Украины

Установить
15 февраля 2024, 14:14 Читати українською

Электрокар, как хлебопечка: когда мода на эти автомобили исчезнет и рынок рухнет

Целый ряд проблем, с которыми сталкивается рынок электромобилей, может спровоцировать обвал этой индустрии и возврат к авто с двигателями внутреннего сгорания. Почему это происходит и благодаря чему рынок еще держится, рассказал экс-директор по экономической политике в Белом доме при Президенте Джордже Буше-младшем Тодд Бухгольц. «Минфин» публикует ключевые тезисы.

Рынок держится на дотациях

В начале 1990-х годов почтенные американские яппи и вышедшие на пенсию жители пригородов покупали электрические хлебопечки — их продажи достигли 4 млн штук. Тем не менее, эта мода быстро пошла на спад.

Новоявленные пекари-любители обнаружили, что для наполнения металлической формы точным количеством муки, яиц, дрожжей и соли нужно гораздо больше денег и времени, чем для прогулки в ближайший магазин. Не являются ли электромобили такими же хлебопечками нашего времени?

Несмотря на предпринимательский дар основателя Tesla Илона Маска, а также миллиарды долларов государственного субсидирования электромобилей, потребители предпочитают ездить на бензоколонки и заправляться там за пять минут, чем перерабатывать гаражи и отчаянно искать станции подзарядки на парковках торговых центров.

По данным компании JD.Power, 21% публичных станций зарядки автомобилей не работают. Потребители начинают избегать электромобилей, и этот выбор окажет влияние не только на автомобильную промышленность, но и на американо-китайские отношения, бюджеты штатов и цены на сырьевые товары.

Свидетельств этого смещения становится больше. Компания Hertz, которая в 2021 году с помпой купила 100 тыс. машин Tesla, развернулась на 180 градусов и списала треть электромобилей, что привело к уменьшению доходов на $245 млн. Обещание Hertz купить 175 тыс. электромобилей GM, вероятнее всего, не будет выполнено.

За пределами богатых районов, жители которых следят за модными тенденциями, потребители проходят мимо электромобилей, покупая гибриды и бензиновые авто.

В четвертом квартале 2023 года продажи электромобилей увеличились всего на 1,3%. По данным компании Edmunds, электромобили простаивают на стендах дилеров на три недели дольше бензиновых машин. Электромобили Mercedes Benz EQS стоят на стендах по четыре месяца, поэтому финансовый директор компании недавно признался, что этот рынок «достаточно брутальный».

Потребители избегают электромобилей, даже несмотря на ценовую войну, во время которой Ford, Tesla и GM снизили цены на эти машины в среднем на 20%. Это привело к убыткам Ford в размере $36 тыс. с каждой проданной машины.

Тем не менее, правительства штатов поддерживают продажи электромобилей огромными субсидиями, хотя их бюджеты крайне дефицитные.

Калифорния дает $7 тыс. за каждый новый электромобиль (кроме максимально возможной федеральной налоговой льготы $7,5 тыс.), хотя и отчитывалась о рекордном размере дефицита бюджета — $68 млрд. Нью-Джерси направляет чек на $4 тыс. покупателям электромобилей, хотя доходы штата снижаются.

Ненадежность питания растет

Компании, которые сомневались в перспективах электромобилей и сделали ставку на гибриды (например, Toyota), выглядят крайне проницательными. В 2023 году котировки акций Toyota на 40% опередили котировки акций GM. Глава Toyota Акио Тойода, подвергавшийся острой критике энтузиастов электромобилей и аналитиков Уолл-стрит, заявил, что люди, наконец, «начали видеть реальность».

Профсоюзы работников автопрома вздохнули с облегчением, ведь для выпуска электромобилей нужно на 90% меньше запчастей и на 30% — человеко-часов.

Все это, конечно, не умаляет изобретательности инженеров и дизайнеров электромобилей. Глядя на гонки смарткаров или совершая параллельную парковку электромобилем, трудно поверить, что когда-то эти машины пренебрежительно называли гольф-карами под модным брендом.

Маску дают разные характеристики (иногда нецензурные), и его машины обгоняют Porsche, его ракеты летают лучше ракет НАСА, а в истории с инсайдерской торговлей он заставил глотать пыль юристов Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC). Однако, это не значит, что Маск всегда выигрывает. Кроме физики и инерции потребителей, у электромобилей есть и другие препятствия, прежде всего, — сбои в энергосети.

Количество американцев, внезапно оказавшихся без света, растет, а время отключений увеличивается. По данным Управления энергетической информации США, в 2013—2021 годах средняя продолжительность блекаутов удвоилась до более чем 7 часов. При этом частота блекаутов увеличилась почти на 20%.

Неудивительно, что люди не хотят привязывать свою мобильность к розетке в стене. Особенно если вспомнить о сомнениях в надежности возобновляемых источников энергии (солнце, ветер), которым будут всегда угрожать тучи и безветренная погода.

Ставка Китая

Америка, конечно, не в одиночестве. Китайский автопроизводитель BYD (Build Your Dreams) за 2023 год продал 3 млн электромобилей, тогда как Tesla — 1,8 млн. Но на шаткой китайской экономике негативно сказывается снижение продаж в США.

Китайские власти и частный сектор сделали большую ставку на производство аккумуляторов, и на такие страны, как Зимбабве, Демократическая Республика Конго, Куба и россия, где добываются литий, кобальт, кадмий и другие важнейшие полезные ископаемые. Однако, будет ли Китай дальше подкупать политических лидеров Африки, если цены на это сырье упадут?

Читайте также: 25 тыс. грн с авто: с каких машин придется уплатить «налог на роскошь» в этом году

Моду на хлебопечки в 1990-е годы не поддерживали государственные субсидии, правительственные решения или огромные скидки, которые компании предоставляют для увеличения доли рынка. Если бы все это было, тогда, пожалуй, мода на хлебопечки длилась бы еще несколько лет.

Комментарии - 19

+
+105
SkrudjMacduck
SkrudjMacduck
15 февраля 2024, 14:19
#
Зрівняв ребро з пальцем.
+
+117
parseval
parseval
15 февраля 2024, 17:56
#
Не стаття, а суцільна маніпуляція.
+
+15
bonv
bonv
15 февраля 2024, 18:14
#
Тесла на заявах Маска вже обвалилася. І в ціні теж. жостко.
+
+45
bonv
bonv
15 февраля 2024, 18:17
#
Китай то жесть. Тільки для китайців і тих хто любить смердючу пластмасу…
+
0
xapyga
xapyga
16 февраля 2024, 22:11
#
Вылазь когда-нибудь со своего бункера с под Ивано-Франковска, может и узнаешь сто такое Бад и Фольц электричка и кто из них китай и где материалы смердят
+
+15
bonv
bonv
16 февраля 2024, 22:38
#
Ти писати спочатку навчися без помилок, а потім будеш про електрокари розказувати… (сто такое) ханига…
+
0
BrutForce
BrutForce
17 февраля 2024, 14:02
#
Так це ж чиста правда. Хотів взяти новий id6, приїхав відкрив двері, закрив, поїхав. Ну ще id4 prime понюхав — теж саме. Може BYD краще, дуже на те сподіваюсь. Zeekr 001 так не смердить, але якість шкіри не сподобалась, якесь все як вініл в теслі, еко-шкірою ще кличуть. Може треба легке б/у брати коли вже запах вивітрився.
+
0
Alpenstein
Alpenstein
15 февраля 2024, 18:47
#
Нашим інфоциганам варто повчитись масштабу у пана.
+
+9
Олександр Олександрович
Олександр Олександрович
15 февраля 2024, 18:57
#
Обожаю статьи и людей, которые считают что электрички вымрут или это сложно, или плохо. Ох уж это непринятие прогресса)
+
+15
mlp711141
mlp711141
15 февраля 2024, 21:18
#
Всё имеет свой диапазон применения.
Лично мне хлебопечки нравятся. Особенно если их включать на работе, а не дома, и в магазине трудно найти бездрожжевой хлеб.
Аналогично и электромобили. Если ездить на работу и с работы, и по возможности подзаряжаться на работе, то очень выгодно. А для дальних поездок нужен генераторный прицеп.
+
+30
neverice
neverice
15 февраля 2024, 23:38
#
Суцільна маніпуляція на захист нафторинку. Загальне зростання продажів у світі становить 31%
https://www.epravda.com.ua/news/2024/01/11/708626/
Логічно, що ріст у відсотках буде сповільнюватись із збільшенням кількості. Бо вже зараз 30% росту — це +5 млн машин на рік. Для яких потрібні нові виробничі потужності.
Тож, дуже дивно при таких темпах росту писати про стагнацію.
І це все при тому, що на ринок ще в принципі не вийшли дешеві моделі. Електрокари штучно здорожчують, додаючи в них автопілоти, та різні плюшки. Комплектація типового електрокара зазвичай значно вище за однокласну ДВС. А комплектація на прикладі тих же ДВС може легко збільшити ціну на $10 тис однієї й тієї ж машини.
Тесла комплектує всі машини автопілотом, який лише програмно може бути обмежений. Аналогічно з ємністю батарейки. І легко продає такі самі машини в Китаї без субсидій, але куди дешевше, ніж у світі. Тож, справа не в вартості заліза.
+
+15
neverice
neverice
15 февраля 2024, 23:55
#
Аналогічна маніпуляція з сировинною базою. Літій добувають зараз банально лопатами — згрібаючи сіль з озер. Інші технології видобутку навіть не розглядають, бо немає сенсу (а літію того купа всюди). Якби рідкоземельні метали являли собою проблему — ніхто не заважає використовувати залізофосфат. Дешевий, безпечний та лише трохи поступається трикомпонентному літію за характеристиками (трохи менша ємність на кілограм, але більше циклів та немає буферів знизу та зверху від доступної ємності). Але ж ні, виробники ставлять дорогі NMC на 10% більше від доступної ємності.
+
+11
Riojas
Riojas
16 февраля 2024, 12:48
#
Как дети малые, ей-богу. Акциз на топливо плюс тариф на право пользования вашим авто (что уже сейчас есть в Лондоне — 12.5 фунтов в день, если авто не отвечает критериям) и все пересели на электрички, добровольно и с песней.
+
0
Ranet
Ranet
16 февраля 2024, 18:52
#
Электровозы вытеснили тепловозы там, где полностью электрофицировали жд полотно. По сути, автоэлектрички требуют того же самого, электрофицированных автодорог, причем зарядка должна быть быстрой, а значит проложенный подземный кабель — толстый.
А еще вопрос «зеленого» вторичного использования АКБ, чтобы не засрать планету в конец. Да и саму электроэнергию все равно надо из чего-то производить.
Решать такое количество инфраструктурных задач для удобства обывателя просто глупо.
Поэтому, спрос будет город-пригород, где в частном доме можно получить энергию по бытовой цене.
+
0
vt313
vt313
17 февраля 2024, 8:23
#
По физике процесса.
Основная потеря энергии при движении это разгоны и подъемы. Но на торможении и спуске идет регенерация. В ДВС такое невозможно.
Возможен путь гибрида, с переходом на ТЭ + АКБ.

По эксплуатации. Это как сравнивать смартфон с мобильным телефоном.
Тесла уже сейчас сделана как некий гаджед, туда же движется Даймер.
Электромобиль нужно рассматривать как гаджет, где средство передвижения лишь какая-то функция.
А автомобиль останется только средством передвижения.
Вопрос тут только во времени, когда кто-то начнет формировать на нем различные функции.

+
0
neverice
neverice
17 февраля 2024, 11:20
#
Оце от позіціонування електро як гаджета можливо і стало причиною здорожчання електро. Концептуально, силова установка не повинна грати ніякої ролі. Ніщо не заважає пхати ці всі автопілоти, великі екрани та купу плюшок в ДВС. Але всі розуміють, що така машина буде дорожча за конкурентів тисяч на 10−20. І ніхто купляти таке не буде. А от в електро пхають, бо основний конкурент Тесла, де то все є. І потім дивуються, чого так дорого (а дешевих Тесл і немає).
+
0
vt313
vt313
17 февраля 2024, 12:10
#
IT платформи сучасних автомобілів (це зроблені 10 — 30 років назад) не потягнуть ці функції. А розробляти нові під авто ризиковано.
Не все так просто.

І чисто історично. Спочатку автовиробники заробляли на продажі авто.
Зараз основний прибуток це сервіс.
Але всі бачать, що краще заробляти не на авто і не на деталях, а на ПЗ.
І вони свого досягнуть.

І, також концептуально, зараз краще жити у власному будинку ніж в квартирі в багатоповерхівці.
В такому випадку, з електромобілем людина, там на 90%, не користується АЗС.
+
0
neverice
neverice
17 февраля 2024, 14:48
#
Ну от це ПО і вносить значну частку у вартість електро, на що нарікають у статті та в цілому. Хоча, фактично, ніхто не зобовʼязує робити з електро гаджет. До того ж, регулярні оновлення його часто безкоштовні для користувача, але не для виробника — тобто, це не заміна сервісу. Тож, ця гаджетизація, вимагає формального підвищення класу авто (через вартість та «іміджевість»), що в свою чергу тягне інші плюшки, відповідного класу, що ще більше здорожчує машину. Як результат — електро, це типу дорого та не для всіх.
Моя думка — ринку не вистачає звичайних авто — електро, але не гаджетів. І вартість їх буде навіть нижча за ДВС.
Стосовно ж зарядки — так, щоб оцінити всі переваги електро має бути можливість заряджати на парковці вночі. Вистачить розетки на 16А. Без цього — користуватись теж можна, але не те.
+
0
vt313
vt313
17 февраля 2024, 20:41
#
Звичайно клас авто буде вищий. Там будуть функції, про які зараз ніхто і не знає.
Я не знаю реальної вартості авто, наприклад, в США. Тому не можу сказати це для всіх чи ні.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться