Эр-Рияд потратил миллиарды, пытаясь стать мировым центром электромобильной промышленности. Уже в 2026 году страна должна произвести 150 тыс. электромобилей. Однако, в прошлом году из импортных комплектующих тут было собрано только 800. О причинах провала рассказывает Reuters. «Минфин» публикует перевод статьи.
Деньги не помогли: как Саудовская Аравия провалила производство электрокаров
В рамках более широкого плана наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Салмана, который ставит задачу отвязать экономику страны от нефти и создать новые рабочие места, королевство инвестировало не менее $10 млрд в американскую компанию Lucid Motors, создало собственный автобренд Саудовской Аравии Ceer и построило завод производства электромобилей.
Суверенный фонд благосостояния Саудовской Аравии объемом $700 млрд поставил перед собой цель производить 500 тыс. электромобилей ежегодно к 2030 году. Цель на 2026 год — 150 тыс. авто.
Тем не менее, к декабрю 2023 года единственный автомобильный завод королевства, открытый в сентябре прошлого года, собрал около 800 автомобилей на основе комплектов, поставленных из Аризоны.
Трудно привлечь партнеров
Саудовской Аравии в прошлом не удавалось привлечь автомобилестроителей. Японская Toyota отклонила сделку в 2019 году, сославшись на высокие затраты на рабочую силу, отсутствие местных поставщиков и маленький внутренний рынок.
Сейчас в мире популярна тенденция энергетического перехода и отказ от авто, которые работают на грязном для экологии топливе. Но именно нефть — сырье для бензина и дизеля — десятилетиями финансировала экономику Саудовской Аравии.
«Страна столкнется с огромной конкуренцией со стороны авторитетных промышленных предприятий и сложившихся цепочек поставок», — сказал глобальный аналитик EY по передовому производству и мобильности Гаурав Батра. «Многое должно измениться, прежде чем эта отрасль обретет форму и действительно станет звездной».
Китай доминирует в новой цепочке поставок, а также в производстве электромобилей. Китайская BYD стала крупнейшим в мире производителем электромобилей, обогнав Tesla в конце прошлого года, хотя закон США о снижении инфляции, целью которого являются инвестиции в создание экономики с низким уровнем выбросов углекислого газа, может направить десятки миллиардов долларов на производство электромобилей.
Для Саудовской Аравии одной из самых больших трудностей является привлечение производителей автокомпонентов — от автомобильных дверей до двигателей — когда нет значительной собственной промышленности, которая могла бы предложить внутренние поставки.
Отечественный производитель электромобилей Ceer, совместное предприятие PIF и тайваньской компании Foxconn, планирует начать выпуск к 2025 году, но завод еще не построен.
Источник Reuters, знакомый с Ceer, сообщил о низкой вероятности того, что компания сможет выпустить авто в эксплуатацию до 2026 года.
Взяли слишком высокую планку
Аналитики также скептически отнеслись к предварительным результатам.
«Мы не верим в такие высокие (саудовские) показатели производства, потому что такой высокий уровень внутреннего производства потребует значительного экспорта из региона», — сказала эксперт S&P Global Mobility Татьяна Христова. «Это возможно, но мы не видим, чтобы это произошло в пределах нашего горизонта прогнозирования».
В октябре южнокорейский производитель автомобилей Hyundai и PIF объявили о создании совместного предприятия, которое построит завод для производства двигателей внутреннего сгорания и электромобилей, а затем уже вместе с Lucid и Ceer создаст кластер заводов в Джидде.
Этого будет недостаточно, чтобы убедить «производителей оригинального оборудования провести локализацию», — считает Татьяна Христова. Ceer будет закупать компоненты у немецкого BMW, включая аккумуляторы — самую дорогостоящую часть электромобиля.
Глобальный вице-президент Lucid Фейсал Султан в декабре заявил агентству Reuters, что Саудовской Аравии необходимо присутствие критически важных поставщиков, и ее завод в Саудовской Аравии занимается только повторной сборкой автомобилей, ранее собранных и проверенных на качество на площадке компании в Аризоне.
Читайте также: Как изменились цены на б/у авто в Украине и какие модели выбирают автовладельцы
Подход компании, который заключается в сохранении цепочки поставок и производства автомобилей в Соединенных Штатах, может побудить другие компании создать предприятия по вторичной сборке, чтобы получить доступ к прибыльным саудовским стимулам для локализации, — сказал руководитель саудовского автопроизводящего сектора.
Но это может препятствовать расширению местного производства, поскольку страна продолжит импортировать автомобили иностранного производства.
Производство стратегического значения
На переговорах ООН по климату в Дубае в декабре почти 200 стран согласились начать сокращение глобального потребления ископаемого топлива после того, как Организация стран-экспортеров нефти во главе с Саудовской Аравией выступила против более жестких формулировок о поэтапном отказе от угля, нефти и газа.
Королевство стремится улучшить свою репутацию в области устойчивого развития, и уделяет автомобилям Lucid видное место на государственных конференциях.
В течение следующего десятилетия правительство Саудовской Аравии согласилось купить до 100 000 автомобилей Lucid, а Саудовский фонд промышленного развития (SIDF) предоставил Lucid беспроцентный кредит в размере $1,4 млрд в 2022 году для финансирования строительства завода.
PIF владеет 60% Lucid, и по состоянию на август 2023 года инвестировал в компанию не менее $5,4 млрд.
«Я не думаю, что Lucid — это проект, в который они (PIF) ввязались, чтобы получить большую прибыль… Это, скорее, стратегические отношения. Развитие автомобильной экосистемы в королевстве — это огромная победа для них», — сказал Султан.
В прошлом году официальные лица Саудовской Аравии заявили, что надеются, что королевство станет центром производства и поставок аккумуляторов для электромобилей.
Но для этого ему необходимо сырье, в частности, литий, который, как сообщил вице-министр промышленности и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Халид бин Салех Аль-Мудайфер, был одним из металлов, которые королевство стремилось производить, хотя о запасах не было объявлено.
Роберт Уилт, генеральный директор горнодобывающей компании Maaden, которая поддерживается PIF, сказал, что попытки извлечь литий из соленой воды находятся на пилотной стадии.
«У нас в королевстве развивается автомобильная промышленность, которой потребуются материалы для аккумуляторов для электромобилей. Мы, вероятно, не найдем этого вовремя, поскольку заводы строятся, поэтому нам придется выходить на улицу и добывать их», — сказал Уилт.
Эксперты говорят, что, какими бы ни были препятствия, у Саудовской Аравии есть финансы, чтобы их преодолеть.
Читайте также: К 2050 году может появиться новое поколение сверхдержав: кто участвует в гонке
«Я не сбрасываю со счетов PIF, потому что за ними стоит огромный объем ресурсов», — сказал Энди Палмер, бывший генеральный директор Aston Martin. Он также был главным операционным директором в Nissan, где курировал запуск Nissan Leaf, одного из первых электромобилей массового производства.
«Деньги могут решить практически все, но это будет намного больше денег, чем все думают на первый взгляд», — сказал Палмер.
Комментарии - 28
Погляд неіснуючої країни мене не те, щоб дуже непокоїв :) А от Словаччині не так і смішно: за останні 10 років втратити 2 відсотки індустріального ВВП — це не жарти :) При тому, що сектор послуг не збільшився навіть на 1 відсоток, і продовжують смоктати росгаз.
> А хто буду працювати у саудитів? Вони ще не завезли достатню кількість індусів та інших утерменьшей для праці
Пане нацист, доводжу до Вашого відома наступне: «According to the authority, the number of expatriates employed reached 10.9 million, representing 75% of the total workers in the Kingdom. Meanwhile, the number of Saudi workers stood at 3.69 million, representing 25% of the total.» Тобто 75% (майже 11 мільйонів) працюючих у СА — іноземці.
> Плюс будь який індус для цього не підійде — кваліфікація і відповідальність потрібна.
Знову ж таки, «шановний» нацисте, якщо для Вас громадянство = кваліфікація, то ось така інформація може бути цікавою: у СА проживає майже 100 тисяч громадян США.
Щоб втратити — спочатку треба його мати. Ну і якщо ти так добре знаєшься на словацькому ВВП то мабуть також знайомий з кількістью автомобілів (вироблених на заводах неіснуючої країни) на душу населення та можеш порівняти цю величину з іншими країнами.
Тобто 75% (майже 11 мільйонів) працюючих у СА — іноземці.
Легко завезти двірника чи порт'є для готелю. А от людину що буде збирати автомобілі завезти вже не так просто. Що і доводить досвід СА.
В іншому королівстві багато імігрантів та дітей імігрантів працюють у сфері послуг де достатньо знати лише англійську і мати базові навички. Але от на заводах більшість працюючих становлять неімігранти.
Напомните, сколько он у нас составлял в 95-м. В 99-м. 2012-м. И сейчас.
> Легко завезти двірника чи порт'є для готелю. А от людину що буде збирати автомобілі завезти вже не так просто.
1. У Вас представления о современном производстве где-то в районе 60-х, с токарными станками, замасленными спецовками и прочим. Можете погуглить видео с любого современного автозавода, оценить уровень автоматизации.
2. Прочитайте статью. Там про кадры ни слова, зато есть про локализацию производства компонентов: «For Saudi Arabia, one of the biggest difficulties is attracting producers of auto-components — anything from car doors to engines — when there is no significant local industry to supply.» То есть им не просто нужно найти автосборщиков/инженеров (для одного-двух заводов, даже крупных, их можно и завезти — проблемы здесь нет, если есть средства), а построить всю цепочку смежников. А это уже несколько другая задача.
> Але от на заводах більшість працюючих становлять неімігранти
Логично, в богатых странах физически работать будут либо иностранцы, либо местные «голубые воротнички» или малоимущие, которые охотно переквалифицируются. В тех же Штатах их еще не так сложно найти, в малонаселенных странах, вроде СА, уже сильно сложнее.
Тобол відповіді ти не знаєш. 😂
Ты не ней родился, что ли?
> відповіді ти не знаєш
Свыше 40% в 91-м, перед войной — около 20, после войны даже подумать страшно будет.
Так что облажался ты по всем пунктам, как обычно.
Дякую за підтвердження того що ти дупля не відбиваєш у ВВП Словаччини.
> дупля не відбиваєш у ВВП Словаччини
А я уж и забыл, с кем имею дело, чукча не читатель :))
P. S. В Словакии он тоже упал: в 91-м был больше 30, а по последним данным 20 с чем-то.
дивно до ти чукча, але все одно рвеш дупу за Росію
Ты уже в своем сосании настолько преисполнился, что с пальца на органы пониже перешел? :))
Наскільки я розумію, цей кластер створювала не Словачина, а ЕС.
До слова нагадаю про ще один приклад: Китай. Там все починалось теж на зовнішніх інвестиціях, але вже достатньо давно тримається тепер вже на власних китайськиї інвестиціяї. Деікі китайські бренди тепер цілком самостійні, і навіть пробують захоплювати ринки в Європі, як раз ринки електромобілів. Хоча крім автомобілів у китайців є ще багато чого.
Мова не про те що проблема в джерелі коштів.
Мова про те що виробництво вимагає кваліфікованих робітників. А в СА власних робітників немає як класа, та й взагалі і населення що СА, що ОАЕ не дуже бажає працювати руками — для цього вони вагонами завозять робітників з бідних країн. Але в ціх бідних країнах так само немає кваліфікованих робітників на відміну від тієї ж України бо українців охоче беруть на ті ж словацькі заводи: бо деякі і до цього мали досвід праці на заводах в Україні, деякі більш молоді досвіду не мають, але мають хоч якісь знання.
Ну і важлива відмінність яка непрямо впливая на бажання кваліфікованого персонала емігрувати: Польща, Словакія, Чехїя, Німечина дають трудовим імігрантам можливість отримати громодянство, а СА та емірати відносяться до трудових емігрантів як до унтерменшів.
Статью попытайся прочитать. Хотя бы через гугл-транслейт. И найди там это утверждение. Еще раз повторяю, у тебя представление о современном производстве на уровне дИдов из 60-х.
1. Комментарии к статье, а не в твоем личном блоге.
2. В статье какое-никакое исследование, а у тебя — сосание из пальца.
> Свої знання ти вже продемонстрував у дискусії про Словаччину
Ну да, уделал тебя по всем статьям, ты даже правильно прочитать мои комменты не смог. Что-то хочешь добавить, посмешить народ? :)
Що коментарі до статті, що коментарі до особистого блогу можуть містити думки авторів. Мій містить мої думки яки перетинаються з думками автора статті на Рейтерс
В статье какое-никакое исследование, а у тебя — сосание из пальца.
А це ти читав? Цитата: «NEED LOCAL INDUSTRY FIRST
For Saudi Arabia, one of the biggest difficulties is attracting producers of auto-components — anything from car doors to engines — when there is no significant local industry to supply.»
В твоем случае — нет.
> перетинаються з думками автора статті на Рейтерс
В чем?
> NEED LOCAL INDUSTRY
Тебе перевести «local industry»? «Местная промышленность». Не кадры, а промышленность в целом. У тебя кадров может быть по самую макушку, промышленность при этом не самозародится. Яркий пример — наша страна в 90-е: куча народу трудоспособного возраста с опытом работы на производстве, система ПТУ и ВУЗов по инерции готовит кадры, а промышленное производство падает, заводы закрываются и режутся на металл.
Но нефть перебивает любой бизнес.
А как хобби, электромобилестроение немного не тянет.
Какой-то необходимости в этом нет.
Тогда нужно желание, — а вот это проблема.
Якщо стоїть вибір, запросити 100 спеціалістів автопрому чи одного футболіста, то запрошують футболіста. Тому що це цікавіше.