Финансовый комитет Верховной Рады готовит законопроект о дополнительном временном налогообложении для банков, который, вероятно, заработает уже с 2024 года. Об этом пишет Forbes.
Финкомитет ВР готовит законопроект о налогообложении сверхприбыли банков. Что известно
► Читайте телеграм-канал «Минфина»: главные финансовые новости
Подробности
Окончательная концепция еще не определена, однако парламентарии рассматривают два базовых варианта — с дополнительным налогом на все чистые процентные доходы банков или с налогообложением сверхприбылей. Эффект для госбюджета — 10 млрд грн в год, рассказал председатель Комитета по финансам, налоговой и таможенной политике Данило Гетманцев.
Основная мотивация — дополнительное финансирование расходов на оборону, констатирует Гетманцев. Соответствующий законопроект уже готов, он будет внесен в Раду после консультаций с другими стейкхолдерами — от Минфина и НБУ до профильных ассоциаций и Офиса президента, говорит он.
Рассматриваются два возможных подхода. Первый — обложение всех чистых процентных доходов, полученных в году, с которого начнет действовать норма по относительно небольшой или средней ставке. «Например, в Испании это 4,8%», — говорит Гетманцев.
Читайте: Украинские банки получили рекордную прибыль за 7 месяцев года
Правда, в этой стране облагаются налогом и чистые комиссионные доходы банков. «Но это не наша история: банки по этому показателю пока не вышли на довоенный уровень», — уточняет он. В Испании также действует норма, что сверхприбыль для целей налогообложения должна превышать определенный предел.
Второй — налогообложение разницы между чистыми процентными доходами в отчетном году и средним значением за последние три-четыре года. В таком концепте ставка должна быть высокой, говорит Гетманцев. К примеру, в Литве по ставке 60% облагается налогом 50% разницы между чистым процентным доходом в базовом году и его средним значением за предыдущие четыре года, объясняет он.
Гетманцев считает более оптимальным испанский вариант. «По моему мнению, налог должен быть введен с 1 января 2024 года на два года», — говорит председатель комитета. Предварительная оценка дополнительных поступлений в бюджет — 10 млрд грн в год.
В правительстве готовы обсуждать эту идею. «Надо считать. Это вопрос цены и последствий, поэтому следует быть осторожными», — отметил собеседник в Кабмине, попросивший не упоминать его имени и названия министерства в этой статье из-за сенситивности темы.
Комментарии - 22
Про «грабять банки» — це ваші слова, не мої. Тому не треба мені їх приписувати. Як і оцінку ситуації що базується виключно на емоціях та приєднанні до однієї зі сторони нібито конфлікту.
https://minfin.com.ua/ua/2023/05/19/106070218/
Перші два місця посідають держбанки, але суто через розміри. А далі йдуть четверо комерційних і тільки потім ще один державний.
Потім знов два комерційних один з яких взагалі не працює з населенням, а інший ще й є банком що має не просто іностпаних власників як пʼять інших, а ще власників що знаходяться під загрозою залишитись без банка. І тільки потім знов держбанк.
Якщо почитати то серед комерційних є і таких що працює зі збитком. Ну то як його зачепить цей податок?
Податок не є неповагою, а в тих країнах про які ти кажеш сплата податків сприймається як щось рутинне та звичайне.
І це як раз в странах СНГ (до яких Україна ніколи не входила) платити податки є чимось лоховським тому багато хто не платить їх.
Але ж SWIFT це міжнародний переказ в якому задіяни принаймі три банки, іноді більше, і старі системи розрахунків які мабуть і коштують таких шалених грошей.
А СЕП-переказ у самому дорогому варіанті коштуше меньше трьох гривень. А банки, такі як наприклад ПУМБ беруть комісію 0,5% і від 10000 це 50 гривень. Це який розмір надприбутку?