Пользование банковской картой в Украине дорожает. Если в начале войны некоторые банки делали скидки на обслуживание пластика, то сейчас у многих финучреждений (особенно крупных розничных) почти не осталось бесплатных сервисов — с человека взимают плату почти за каждое движение по счету. За пользование собственными деньгами. «Минфин» расскажет, как банки перекроили тарифы на обслуживание дебетных карт (кредитки в расчет не брали).
Дорогие карты: сколько и за что платят владельцы пластика 20 крупнейших банков
Как изменились комиссии во время войны
Банки регулярно пересматривают свою тарифную политику по платежным картам. Но не всегда сообщают об этом клиентам в информационных рассылках/обзвонах. Многие ссылаются на договор открытой оферты и предлагают людям самостоятельно следить за своими комиссиями на сайте. Однако, часто разыскать тарифные разделы и все цены на сайтах непросто.
Это на практике проверила редакция «Минфина» — мы смогли найти не все тарифы, и пришлось опрашивать операторов контакт-центров и экспертов.
Война и энергетический кризис в конце 2022 года подтолкнули ряд банков к снижению некоторых карточных тарифов. Однако, лояльность финансистов была недолговременной и без повышений тарифов после не обошлось.
В 2022 году банки заявили о повышении/введении таких карточных комиссий:
- Райффайзен Банк: введена комиссия за снятие наличных в банкоматах других банков при снятии 10−20 тыс. грн (в зависимости от вида карты). На 3 грн повышена комиссия за обслуживание карточного счета, поднята комиссия за смс-информирование клиентов.
- ПУМБ: до 1% поднята комиссия для всеКАРТА за снятие наличной инвалюты в кассе — доллар, евро, фунт стерлингов и злотый. Исключение сделали только тем, кто в течение месяца хранит на счете не менее 500 долларов/евро/фунтов/злотых — 2 бесплатных снятия/мес. при получении менее 500 тыс. грн. Введена плата за открытие второй и последующих карт в пакете всеКАРТА.
- Кредобанк: с 10% (минимум 25 грн) до 15% (минимум 350 грн) повышен тариф за принятие на инкассо иностранных банкнот с немедленной выплатой. С 0,2% (мин. 20 грн) до 0,5% (мин. 20 грн) во всех валютах поднята комиссия за поступление наличных средств на счет в инвалюте. Введена комиссия за перевод средств в онлайн-банкинге: было полностью бесплатно, но в итоге бесплатно осталось только до 10 тыс. грн, а свыше — 0,2% суммы (мин. 20 грн, макс. 500 грн).
Что подорожало в 2023 году
«В 2023 году Ощадбанк продолжает повышать тарифы, поскольку увеличились его платежи в пользу платежных систем, повысилась стоимость дополнительных услуг, предоставляемых в рамках пакетов услуг по картам, при этом снижен уровень межбанковских комиссий interchange», — рассказал «Минфину» директор департамента электронной коммерции и платежных средств Ощадбанка Владимир Москаленко.
Некоторые банки шли на снижение комиссий при безналичной покупке валюты на межбанке, чтобы популяризировать услугу, — с 0,6% до 0,3% суммы, как это, например, сделали в Кредобанке. А другие тарифы поднимались.
«В 2023 году были немного увеличены тарифы обслуживания платежных карт физлиц для пакетов, которые уже сняты с продажи, в частности — за перевод в отделении, за снятие сверх лимита бесплатного снятия, отменили бесплатные карты, отменили бесплатные счета. Мы также ограничили с 10 до 5 шт количество цифровых карт, которые можно открыть в онлайн-банкинге. Еще повысили тариф за оформление доверенности на распоряжение или выполнение сделок по счету с 50 грн до 200 грн. Это связано с затратами времени ответственных работников банка на осуществление операции», — объяснил «Минфину» директор департамента розничных клиентов АО «Кредобанк» Александр Супрунович.
Самые распространенные карточные комиссии
Для удобства читателей «Минфин» сформировал ключевые карточные тарифы основных банков в таблицу. По информации НБУ, на 1 апреля 2023 года эта 20-ка обслуживала 64,5 млн физлиц, которые держали на счетах 1 трлн грн. Это 98% рынка.
Из обобщенных данных видно, что бесплатных карточных услуг осталось совсем мало. Хотя когда украинцев только приучали пользоваться пластиком, значительная часть операций не тарифицировалась или банки ставили 0 грн за услугу. Однако, за последние годы ценники успели расставить почти на все, и банки неоднократно их повышали из года в год.
*физическая карта без инд. дизайна и прочих доп. заказов
**если нет расходных операций в течение месяца
Самая распространенная бесплатная опция, которая осталась у банков, — выпуск пластиковой карты. Хотя есть и финучреждения, которые берут за именную карту (не виртуальную) от 50 грн до 500 грн.
Очень распространенным явлением, даже модой, стала комиссия за неактивный счет, которую клиенты часто воспринимают, как штраф. Если человек не пользуется картой, с нее списывают от 20 до 200 грн. Кто-то так наказывает людей каждый месяц (когда человек в течение месяца не проводит расходных операций), а кто-то — раз в 3−6 месяцев. При этом, многие банки наказывают лишь людей с деньгами на счете, если там ноль, то «в минус» счет не загоняют.
Наиболее популярная у людей услуга — снятие наличных в банкоматах/кассах в Украине — стоит в среднем 1−1,5% суммы. Хотя некоторые структуры ставят тариф чуть ниже, чтобы обойти конкурентов (0,9% суммы), а другие — дают людям бесплатные опции. По 1−2 бесплатных лимитированных снятия в месяц — до 2−50 тыс. грн. Средняя стоимость снятия кеша с украинских карт за границей — 2% суммы, хотя может быть и больше, при взыскании доп. комиссий иностранными финучреждениями.
Все чаще банки берут с людей комиссии за внесение денег на карточные счета через терминалы самообслуживания или свои кассы в отделениях. К этому привыкли еще не все, хотя тот же Приватбанк уже достаточно давно ввел свой тариф — 0,2−0,5% суммы. Дороже пополнять счет без карты, потому стоит носить ее с собой, и реже реагировать на маркетинговые уловки финансистов, которые рекламируют опцию пополнения без карты.
Более распространенной практикой становится платный переброс денег внутри банка, что могут понять далеко не все держатели карт. Ведь все происходит в рамках одного банка, и за это могут взыскать от 0,5% до 1% суммы, даже при том, что перевод идет через онлайн-банкинг и доп. затраты банка не очевидны. Бросается в глаза лишь стремление заработать на услугах, которые, по-видимому, пользуются большим спросом у людей.
Где-то столько же в среднем стоит внешний P2P-перевод — 0,5−1% суммы. Когда физлицо в одном банке перечисляет средства физлицу в другом. Хотя иногда за это могут взять даже 1,5−2% суммы. Правда, некоторые финучреждения оставляют людям и бесплатные возможности, позволяя до 10−20 тыс. грн перечислять бесплатно через удаленные сервисы.
По-разному банки оценивают стоимость своих услуг по оплате коммунальных платежей или мобильной связи. Еще несколько лет назад за них вообще не взимали плату. Финансисты подписали договоры с большинством коммунальщиков/мобильщиков и помогали им собирать платежи с клиентов. Сейчас нулевой тариф остался у немногих крупных банков. В лучшем случае, за это берут 1−3 гривны, в худшем — до 1−1,5% суммы.
По IBAN-платежам (платежам по реквизитам) взыскивают в среднем 0,5−1% суммы, хотя еще есть банки, которые делают такие проводки бесплатно через свои системы интернет-банкинга.
Это все наиболее популярные услуги. Но, время от времени, банкиры берут деньги с карточных клиентов и за совсем неожиданные сервисы.
«Например, банк может взять с человека комиссию за несвоевременный финансовый мониторинг — когда владелец счета прошел очередную верификацию с опозданием без уважительной причины (воинская служба, лечение в больнице и пр.). Также дополнительную плату могут взыскать с человека, если комплаенс-подразделению придется собирать по нему/его операциям больше обычного информации для компетентных органов (по их требованию) — за дополнительные трудозатраты.
Кроме того, комиссии бывают за заказанные, но не выбранные услуги. Например, вы заказали сумму доллара/евро для выдачи на определенную дату в кассе, но не явились. За это могут насчитать доп. комиссию", — привел для «Минфина» примеры Василий Невмержицкий.
Как и почему украинцы меняют банки
Меньше всего бесплатных услуг осталось у крупных розничных банков с наибольшим числом клиентов, например, у Приватбанка, который обслуживает 23,9 млн физлиц. Больше бесплатных опций у банков поменьше, которые еще стараются расширить клиентскую базу. Люди стали чаще обращать внимание на комиссии и ориентироваться по ним при открытии нового счета.
«Отмечаем рост клиентской базы и, учитывая мотивацию, с которой к нам приходят клиенты, мы понимаем, что это пользователи карт других банков. Чаще всего это наиболее прогрессивная часть населения, которая привыкла сравнивать и искать лучшие предложения на рынке. Однако, большинство клиентов консервативны. Смена обслуживающего банка для них, даже невзирая на все современные технологии, является довольно серьезным шагом. Хотя, по ощущениям, ситуация хоть и очень медленно, но все же меняется. Не в последнюю очередь из-за все более громоздкой тарифной политики ряда крупных системных банков», — заверил нас директор департамента развития розничных продуктов Юнекс Банка Сергей Савка.
Крупные игроки считают более важным при выборе банка не карточные тарифы, а наличие у финучреждения инфраструктуры (терминалов, отделений), удаленных сервисов и широкого спектра услуг. Важную роль продолжают играть зарплатные проекты.
«Комиссии по счету не являются ключевым фактором для закрытия счета. Обычно, клиенты закрывают счета, потому что переходят в другую компанию на работу, зарплатные карты которой в другом банке. Или клиент закрывает карту, которой он не пользуется, ведь нет в этом потребности сейчас — это нормальная практика, и банк, наоборот, заинтересован в том, чтобы неактивных счетов было минимум в портфеле», — говорит начальник управления развития карточного бизнеса и перекрестных продаж ОТП Банка Евгений Грубый.
При этом у наших людей разные предпочтения по использованию карт, в зависимости от банка.
«Особенно в начале полномасштабного вторжения в 5-ку самых популярных услуг входили, во-первых, безналичные расчеты, во-вторых — снятие наличных в Украине, а в-третьих — P2P-переводы по Украине. На четвертом и пятом месте шли обналичивание за рубежом и коммунальные платежи», — сообщила руководитель по вопросам кредитных продуктов и кредитных карт Райффайзен Банка Наталья Луцкая.
А уже в 2023 году она составила другой рейтинг популярности карточных услуг:
- пополнение/снятие наличных со счетов;
- P2P-переводы по Украине/за рубеж;
- IBAN-платежи,
- коммунальные платежи.
Начальник центра управления продуктовыми и сервисными решениями для клиентских сегментов департамента маркетинга Ukrsibbank BNP Paribas Group Валерий Водотика поставил на первое место в этом году оплаты товаров/услуг картой, за которыми идут уже снятия/зачисления средств, P2P-переводы по Украине и IBAN-платежи.
Как банки поднялись на комиссиях
По мере роста популярности карточных услуг среди украинцев и повышения тарифов, активно растут и доходы банков от этих направлений работы. Опрошенные банкиры сообщили «Минфину», что на текущий момент доля карточных заработков в общей структуре их комиссионных доходов составляет, в зависимости от структуры, от 50% до 70%. На других комиссиях они зарабатывают все меньше, особенно на фоне вялого кредитования.
Общий размер комиссионного дохода нашей банковской системы, по данным НБУ, за последние 10 лет вырос в три раза — с 16,9 млрд грн до 50,1 млрд грн. При сокращении общего количества банков со 175 до 65.
Крупнейшие комиссионные доходы показывают банки, которые выпустили наибольшее количество платежных карт. По данным НБУ, более 2 млрд грн на 1 января 2023 года заработала эта четверка:
• Приватбанк — 20,4 млрд грн;
• Ощадбанк — 5,9 млрд грн;
• Сенс Банк — 2,84 млрд грн;
• Райффайзен Банк — 2,76 млрд грн.
«В 2023 году, по сравнению с 2022-м, на 63% увеличился доход банков по интернет-эквайрингу. В основном, за счет увеличения доходности и объема операций на зарубежных сайтах. Также на 14% вырос доход по операциям в POS-терминалах (за счет увеличения объемов сделок в Украине)», — прокомментировал «Минфину» ситуацию руководитель отдела дебетных карт розничного бизнеса ПУМБ Сергей Куповых.
Ожидается, что и в 2023 году лидерами по комиссионным доходам останутся государственные Приватбанк и Ощадбанк.
Что еще подорожает
Финансисты признают, что их карточные услуги продолжат дорожать в 2023 году.
«На наш взгляд, более дорогими станут кредитные услуги и услуги, на которые влияет размер комиссии interchange», — считает Владимир Москаленко из Ощадбанка.
А его коллеги говорят о поднятии тарифов по расходным отчетам.
«В связи со значительным удорожанием стоимости услуг мобильных операторов, планируем пересмотреть стоимость смс-информирования», — сообщила Наталия Луцкая из Райффайзен Банка.
Сейчас ее структура берет за смс от мобильных операторов 25 грн и информирует людей только об оплатах от 100 грн и выше. Сообщения через push-уведомления пока предоставляются бесплатно.
Некоторые банки уже анонсировали поднятие тарифов этим летом. Например, Креди Агриколь Банк в клиентской рассылке сообщил о двукратном повышении — с 0,5% до 1% суммы — комиссии за P2P-перевод (от физлица физлицу) в другие банки. А также о том, что начнет взыскивать плату за IBAN-платежи (по реквизитам) в размере 0,3% суммы, если сумма перечисления будет превышать 5 тыс. грн. Пока за такие проводки комиссия не взимается. Новые тарифы заработают с 12 июня.
Комментарии - 14
Мені щороку в ОТП навязують карткові рахунки. Я ними не користуюся, але змушений оформлювати. А через рік мені знову навязують картковий рахунок.