Экономический успех Украины невозможен без полноценного восстановления промышленности. Каким образом ее развивала Южная Корея, почему это противоречит привычным представлениям об оптимальной экономической модели, и способна ли Украина повторить этот путь, рассказал Forbes преподаватель Кембриджского университета Ха-Джун Чанг. «Минфин» публикует ключевые тезисы.
При полном открытии рынка сейчас Украина останется только с IT и аграркой
Способны ли земля и IТ прокормить Украину
Ни одна из стран не достигла высокого уровня доходов без значительной индустриализации. Исключение — нефтяные государства. Но даже они, при наличии высоких доходов, ограничены в возможностях, поскольку зависят от иностранной рабочей силы.
Для развивающейся экономики жизненно необходимо экспортировать. Ей важно импортировать технологии из более развитых стран для роста, поэтому экспорт нужен, чтобы генерировать доходы.
Украина с 40 млн населения — это не США или Япония, которые за счет размера могут в меньшей степени полагаться на экспорт. Сельское хозяйство и IТ-услуги — важные компоненты, но, в конечном итоге, вам будет тяжело без производства. Если, конечно, Украина хочет достичь более высокого уровня дохода на душу населения, подобно другим европейским странам.
Почему открытые рынки — это не всегда хорошо
Так же, как мы опекаем своих детей, пока они растут и будут готовы выходить на «взрослый» рынок труда, развивающимся странам нужно защищать молодые отрасли до того, как они смогут конкурировать на глобальном рынке.
Требовать от развивающихся стран либерализации торговли — риск, что они всегда будут полагаться на экспорт сельского хозяйства или полезных ископаемых. Страны на разных стадиях развития нуждаются в разных политиках.
К примеру, Чили, у которой есть успехи в сельском хозяйстве и добывающей промышленности, а также соглашения о свободной торговле с десятками стран мира. Ее экономика стагнирует. Они застряли.
Стране не хватает новых возможностей, уровень неравенства в ней очень высокий, что привело к массовым протестам и приходу к власти «левого» правительства. Если вас устраивает перспектива быть частью ЕС и постоянно играть роль вспомогательной экономики для условной Германии, окей, вы можете копировать путь Польши. Если нет — нужно мыслить иначе.
Когда мы говорим о больших амбициях, можно посмотреть на пример Южной Кореи. Эта страна смогла стать одним из самых крупных автопроизводителей в мире, хотя еще 40 лет назад у нее вообще не было автомобильной промышленности.
Этот успех Южной Кореи можно объяснить государственной поддержкой, в частности, программами финансирования от госбанков. В 1961 году это была одна из самых бедных стран мира. Тогда местное правительство изменило подход к экономической политике, сосредоточившись на экспорте.
Сначала они производили игрушки, кроссовки Nike и парики для американских универмагов. Далее страна запустила программу развития тяжелой и химической промышленности в середине 70-х годов. Один из шагов — правительство заставило производителей автомобилей проектировать и производить собственные марки под угрозой потери лицензий.
Так появилась компания Hyundai, которая сейчас является одним из самых крупных производителей автомобилей в мире. Она начала производить собственные автомобили в 1976-м году. Если бы мы вернулись в то время и сказали людям, что этот неизвестный корейский производитель, который выпускает 10 тыс. авто в год, через 40 лет станет больше, чем General Motors, который тогда ежегодно выдавал 4,8 млн машин, они бы не поверили.
Как Украине возродить промышленность
Вам следует оценить возможности основных промышленных отраслей. К примеру, компетенции в области IТ можно использовать для развития искусственного интеллекта, а машиностроительная отрасль может поставлять детали для электро- или водородных автомобилей. Химическая промышленность может производить материалы для возобновляемой энергетики.
Оцените, сколько времени понадобится для включения ваших индустрий в востребованные в мире новые отрасли, и поддержите их. Эта поддержка может длиться пять-десять лет, или даже дольше. И уже тогда Украина сможет заключать соглашения о свободной торговле на высшем уровне. Если же полная либерализация произойдет прямо сейчас, вы рискуете остаться только с сельским хозяйством и IТ. Это нормально для Эстонии с населением в два миллиона, но не является устойчивой моделью для страны такого размера, как Украина.
Нужно ли снижать налоги
Эмпирические данные свидетельствуют, что для международных компаний, которые выбирают, куда инвестировать, инфраструктура и качество рабочей силы являются более важными факторами, чем налоги или регулирование. Конечно, важной вещью всегда является функционал государства и верховенство права.
Другое распространенное мнение: для того, чтобы привлечь инвестиции, нужно снизить налоги. В качестве контраргумента, я привожу пример Парагвая, где ставка корпоративного налога всего 10%, однако компании не спешат туда инвестировать. Поэтому низкие налоги сами собой не гарантируют хорошую бизнес-среду.
Если мы говорим о конкуренции за инвестиции между Украиной и, например, Польшей, то при равных ставках налогообложения преимуществом Украины могут стать более низкая стоимость рабочей силы и R&D-возможности. Особенно это касается high-tech сектора.
Читайте также: Спецназ чиновников: как он поднимает экономику Индии и может ли прижиться у нас
Другой вариант — вы можете предложить инвесторам пониженную ставку налога на первом этапе (например, в течение пяти лет), постепенно увеличивая ее до стандартного уровня. Так бизнес будет понимать, что у него есть определенный «налоговый перерыв», но и одновременно будет знать, что ему придется платить стандартную ставку налога.
Комментарии - 11
А той актив тим часом потихеньку валить на захід або сидить без замовлень, бо у замовників Україна вже рік як в зоні ризику.
До речі, єдиний тигр, який був в схожій ситуації по робочій силі — це Ірландія. І, сюрпрайз сюрпрайз, ключом їхнього успіху були саме низькі податки, які прибавили разні ТНК до відкриття своїх офісів саме там. Плюс нативно англомовне населення. Ось це, що спрацює саме для України — масштабна англомовізація населення, низькі та легкі в адмініструванні податки, інфраструктура, ну і все те, що знижує ризики інвестицій — корупція, непрогнозованість законодавства, політична нестабільність, військові ризики, і т.д.
Я взагалі про те, що якщо інвестор може знайти робочу силу за плошку рису, то він готовий змиритись з більшими ризиками. От якби в нас робоча сила коштувала би саме стільки, то ніяка корупція інвесторів би не зупинила, як це було в Китаї, наприклад. А якщо робоча сила дешевша всього на 20% за сусідню країну, то це невелика вигода, яка взагалі не покриває тих ризиків, які є в Україні. Тому для цього Україні треба пропонувати щось іще, наприклад, низькі податки і кращу інфраструктуру ніж у сусідів.
А якщо про Румунію, то українська робоча сила взагалі нічим не краща від румунської, хіба що тим, що в Румунії практично кожен розмовляє англійською, навіть сантехники чи авторемонтники зможуть тебе зрозуміти. При цьому зарплати відносно невисокі, корупції набагато менше, більш розвинена інфраструктура, порти, і при цьому країна вже давно в НАТО і ЄС. Назвіть хоть одну причину, чому інвестор повинен будувати завод саме в Україні, а не в Румунії, навіть після закінчення війни? Що Україна може запропонувати такого, що не може запропонувати Румунія? Якщо ми не про мілітарі-тек, звісно.
Тому українській владі треба не рахувати неотримані репарації і думати, що на одному міфі про «дешеву робочу силу» можна когос