С 1 июля 2023 г. планируется вернуть довоенное налогообложение топлива. Это касается не только НДС, который вырастет с 7 до 20%, но и акцизов. Как это повлияет на цены на АЗС, рассказал Сергей Куюн, руководитель Консалтинговой группы А-95.
Почему цены на горючее снова вырастут: когда и на сколько
Возвращать или нет
Считаю это решение верным.
Во-первых, крайне нужны деньги.
Во-вторых, цены на нефть упали. Март 2022 — $140, сейчас — 75 $/барр.
В-третьих, снижение НДС привело к злоупотреблениям некоторых импортеров, которые из-за низкого налога начали выводить прибыль из страны путем фиктивного завышения цен на импортируемый нефтепродукт. Когда НДС 20%, выгоднее оставлять прибыль в стране. Соответственно, у государства есть шанс получить еще и налог на прибыль.
И наконец. Нефтепродукты — импортный товар. Думаю, не сильно ошибусь, если скажу, что это вторая строчка в валютных расходах государства после оружия. Отток валюты нужно сокращать. Повышение налогов и соответственно рост цен — одно из средств сокращения потребления топлива.
Читайте также: Автогаз подешевел на 20%: как Россия заправляет наши авто
На сколько вырастут цены
Если ориентироваться на текущую ситуацию и возврат к довоенным акцизам, то следующим образом:
- Бензин — на 11,2 грн/л (с 47,17 до 58,35 грн/л)
- Дизтопливо- на 7,7 грн/л (с 47,43 до 55,10 грн/л)
- LPG — на 2,6 грн/л (21,77 до 24,40 грн/л).
Отсюда снова видно, что возвращение к старым акцизам как к какой-то догме выглядит странным. Бензин летит вверх, сжиженный газ почти на месте.
По-прежнему считаю необходимым адаптироваться к новым реалиям и пользуясь возможностью сбалансировать ставки. Условно, на 3 грн/л ниже акциза на бензин и на 3 грн/л выше сжиженного газа. И пропорции ценовые сохранятся, и бюджет с наваром.
Читайте также: Топливо на украинских АЗС уже подешевело на 10%: что будет с ценами дальше
Почему год назад отменили акциз и снизили НДС
Потому что цены на нефть из-за войны взлетели до $140/барр, а ситуация в стране была крайне тяжелая и неопределенная. Тогда правительство решило поддержать потребителя, снизить налоги и таким образом предотвратить удорожание на 10 грн/л. Это была именно защита, а не попытка как-то бороться с налоговыми схемами.
Нужно ли это было делать? Скажу так, еще до войны к такому шагу прибегло польское правительство. В течение года аналогичные меры приняли большинство стран ЕС. Поэтому говорить о полностью ошибочном шаге нельзя, таково было политическое решение.
Почему этот шаг вскоре был нивелирован в виде взлета цен? Потому что из-за разрушения системы снабжения топливом, нефтебаз и НПЗ на фоне логистической неготовности быстро развернуться в сторону Европы мы столкнулись с дефицитом. Когда горючего нет, какая разница, сколько ты теоретически сэкономил — 5, 10 или 20 грн/л.
Сейчас рынок полностью сбалансирован, цена на нефть упала, пора повышать налоги. Но. Высокие налоги — риск восстановления схем по уклонению от них. Сам г-н Даниил Гетманцев говорит, что «бочки» снова расцвели, даже при пониженных налогах. Налоговая должна быть готова к этой борьбе, потому что ожидаемый эффект для бюджета может и не произойти.
Комментарии - 15
Я більше вірю в це:
Стало відомо, на скільки зросте в ціні паливо з 1 липня. Директор Інститут соціально-економічної трансформації Ілля Несходовський заявляє, що нас очікує подорожчання на 5−7 грн.
🗣️«Здороження палива відбудеться. Коли ми підіймаємо НДС з 7% до 20%, це точно призведе до здороження палива. З 1 липня паливо виростить в ціні від 5 до 7 грн. Тобто, в залежності від того, чим ви заправляєтесь, ви можете додати до ціни 5−7 грн за літр»
Особливо топить, вже не перший рік за підвищення акцизу на автогаз!!!
Ви напевно бевзні нестелепні, а не керівники!
Ціна в Германії такого палива 66.23 грн за літр.
Щоб такі як резніков зрозуміли, де використовують літри, де штуки, а де кілограми.
рівень добробути Українців в порівнянні з німцем відрізняється на 10%?????
То «керманичі» ви Українцям поясніть чому в Україні такі ціни, чим ви взагалі займаєтесь і на кого працюєТЕ, чиї ви слуги???
Ви там притомні?