Сети мобильной связи Украины столкнулись с наиболее сложным вызовом — регулярным отключением электроснабжения. Как перебои с электроэнергией влияют на мобильную связь и интернет, почему операторам нужен особый статус, Mind рассказал телеком-эксперт Роман Химич. «Минфин» выбрал главное.
Почему при перебоях со светом исчезает интернет и возможность звонить по мобильному
С какими техническими проблемами столкнулись операторы
Далеко не каждая базовая станция имеет источник резервного питания, а именно дизель-генератор с запасом топлива. Тому есть несколько неочевидных причин — необходимость обеспечения сохранности этого оборудования, а также часто это отсутствие места для его размещения вблизи базовой станции. Особенно эта проблема актуальна для городов.
Так, в сельской местности — практически каждая вышка мобильной связи располагается на приличных размеров площадке, где есть место и для генератора. Но не в городах, где аренда каждого квадратного метра существенно выше.
Как результат, большинство базовых станций в городах для резервного питания используют только аккумулятор весьма ограниченной ёмкости, которых хватает всего на несколько часов работы. Более продолжительные отключения традиционно рассматривались как нечто экстраординарное.
К сожалению, вызовы военного времени попросту не предусмотрены регламентами операторских компаний. При чересчур частых продолжительных отключениях аккумуляторы не успевают заряжаться, поскольку на это требуется до суток и даже больше. Некоторые из них вовсе вышли из строя и нуждаются в замене. Вот так и получается, что с исчезновением напряжения в домовых сетях может исчезать и мобильная связь.
Читать также: Как Минцифры обеспечит Украину интернетом во время блекаутов
Почему операторам нужен особенный статус
Здесь мы подходим к самому важному аспекту проблемы. На сегодняшний день объекты мобильной связи за очень редким исключением не имеют статуса защищённых потребителей электроэнергии. Этим статусом обладают водоканалы и другие инфраструктурные предприятия, медицинские учреждения и другие организации, имеющие критическое значение для жизни общества.
В случае аварий и веерных отключений защищённые потребители получают электроэнергию, пока есть малейшая возможность.
Собственно говоря, одна из задач веерных отключений — сохранить подачу энергии защищённым потребителям.
Как подтвердил представитель одного из мобильных операторов Украины в частной беседе, «Однозначно мы заинтересованы в получении такого статуса, потому что питание для сети — это все. Да, все наши базовые станции имеют резервные батареи, но даже резервным батареям после использования при отключениях электроэнергии нужно время на зарядку, которого, по опыту последних отключений, не всегда достаточно. Поэтому вопрос критический для нас».
Конечно, получение статуса защищенного потребителя подразумевает привлечение дополнительных ресурсов и действий со стороны оператора и разрешительных органов при подключении новых и переподключений существующих объектов. Это не произойдет в один момент. Однако решение этой непростой задачи важно для обеспечения стабильной работы инфраструктуры связи в целом.
Помимо того, чтобы пользоваться защищённым электропитанием, операторам понадобятся выделенные линии и отдельная процедура их подключения. Также решение вопроса подразумевает привлечение капитальных инвестиций и проведение масштабного строительства по всей стране. Так, в Украине насчитывается порядка 100 000 базовых станций мобильной связи и тысячи объектов телекоммуникаций. Однако другого выхода, похоже, у нас нет.
Читать также: СЕО lifecell: Если станция оказывается в руках оккупанта, мы превращаем ее в груду металла
Комментарии - 21
Велике крадівництво продовжується…
https://www.rbc.ua/rus/news/kompaniya-blizkoyi-podrugi-reznichenka-otrimala-1667380950.html
Не знаю, на каких вышках стоят такие аккумы. У меня в посёлке связь пропадает через 10 минут. Причём у всех трёх операторов. Какие там часы…
https://minfin.com.ua/2022/11/01/94878787/
https://minfin.com.ua/2022/11/03/94995467/
Просто в этот момент все доступные энергоресурсы задействуются хакерами, которые забивают все каналы связи перекачкой файликов с серверов российских банков.
1) переведіть телефон у мережу 2G, вона більш енергоефективна…
2) не дивитися ролики в інтернеті, (80−90% трафіку це перегляд відеоконтенту, цей показник напряму впливає на розрядку батареї)
базові станції спокійно можуть переживати відключення світла на 4 години…
з особистого досвіду, най витриваліші батареї у лайфселл(4-3G)– 3.5 год, водафон(3G) – 3 год, київстар(3G) – 2 год.(район м. Героїв Дніпра)