Минфин - Курсы валют Украины

Установить
5 сентября 2022, 15:06 Читати українською

Как изменятся цены на автогаз после повышения акцизов

Правительство предлагает вернуть акцизы на топливо. При этом, если для бензина и дизеля акциз будет ниже, чем до войны, то на сжиженный газ — выше. Справедливо ли это решение и как оно повлияет на цены, в колонке для НВ размышлял директор консалтинговой компании А-95 Сергей Куюн.

Унифицированные ставки

Акцизы отменили в марте на фоне рекордного подорожания нефти до $140/баррель, что было вызвано войной в Украине. Это позволило заморозить ценники на АЗС и поддержать внутреннего потребителя.

В августе цена упала почти до $90 за баррель, а ситуация с государственными финансами критически ухудшилась. Правительство решило хотя бы частично вернуть акцизы, не трогая НДС, который в том же марте был снижен с 20% до 7%.

Неординарным шагом стало предложение унифицировать акцизы, то есть сделать налог на все марки моторных топлив одинаковым — 100 евро, или почти 4 грн/л. Эта ставка гораздо меньше, чем в европейских странах, где акцизы составляют 1 евро/л.

Именно унификация акцизов вызывает больше споров и вопросов. Всегда эти ставки были дифференцированы, например, до отмены составляли: бензин — 213 евро за 1 000 л, дизтопливо — 139,5 евро, сжиженный газ — 52 евро.

На самом деле, обсуждение этой темы продолжается в профессиональных кругах уже несколько лет. Ранее за унификацию или хотя бы сближения налогов на автогаз и бензин выступали отечественные нефтеперерабатывающие заводы. Они производили преимущественно бензин, который не пользовался спросом из-за популярности сжиженного газа, куда, как в офшор, начали переходить автовладельцы, экономя за счет льготного налога существенные средства.

К примеру, мой знакомый за счет установки на свой Lexus 570 газобаллонной установки и перехода с бензина на сжиженный газ сэкономил за месяц более 8 тыс. грн. Но есть и другая сторона: из использованных 1000 л бензина на 5000 км он платил бы 213 евро акциза, тогда как даже из большего количества литров сжиженного газа — 50 евро.

Согласитесь, хорошая дотация от страны для социально незащищенных слоев населения? Именно такая математика привела Украину во главу угла по миру по показателю использования сжиженного газа на транспорте в корзине моторных топлив — 30%. По объемам страна вошла в пятерку крупнейших потребителей планеты. Это все произошло за 10 лет.

Читайте также: Цены на нефть выросли накануне встречи ОПЕК+

Действительно ли газ «социальный»

Кроме растущих потерь бюджета, проблема была также в том, что в большинстве своем огромные объемы LPG импортировались из РФ и Беларуси. Расчеты показывали, что импортируемый газ можно было в большинстве своем заменить бензином отечественного производства из нероссийской нефти, одновременно загрузив наши НПЗ, порты и нефтетранспортную систему.

Но на пути прагматических подходов к весьма понятному вопросу был популизм. Помните сериал с подавлением евроблях? С газом тоже самое. Социальное, альтернативное, вспомогательное топливо. Унифицированные акцизы убьют его!

А если без эмоций? Пропан-бутан, как бензин и ДП производится из нефти, путем примитивной переработки. Какое альтернативное топливо? Есть несколько лучше, чем у бензина, экологические показатели, но розами его выбросы точно не пахнут. Учитывая, что большая часть машин «на газе» была оборудована «в гаражах» и часто не придерживается регламентного обслуживания, в нашем случае их экологичность вообще под большим вопросом.

Если у вас есть машина, вам даже государственную субсидию не дадут, какое социальное топливо? (Особенно для владельцев «лехусов» и «крузаков», часто встречающихся возле газовых колонок на АЗС).

Читайте также: Европа запасается газом: кризис отменяется

Также сформировалось мнение, что бензин используют исключительно богачи, которые могут нести в четыре раза большее налоговое бремя, чем те, кто решил воспользоваться «акцизной» лазейкой. Таких в народе называют «лохами».

Тем не менее, правительственные и парламентские популисты всегда боялись трогать «социальное» горючее.

Как изменятся цены из-за акциза

Война покрыла новой реальностью. Ракеты разбили наши нефтеперерабатывающие заводы, производства (по крайней мере, легального) в стране не осталось. Случилось чудо: правительство ввело унифицированные акцизы. Правда, это было достигнуто другим способом — все налоги обнулили. Необычная, но по факту тоже унификация, просто ставка 0.

Как думаете, сжиженный газ умер? Вроде нет, есть на каждой заправочной станции. А теперь смотрим на цифры: если 23 февраля соотношение цен в розничной торговле составило 53% (18,84 грн за литр газа против 35,48 грн за литр бензина), то на 25 августа — 52,6% (26,22 против 49 ,86 грн/л).

Как говорится, слухи о смерти сжиженного газа оказались несколько преувеличенными. Газ не просто не умер, он сохранил все свои преимущества для потребителя. А что изменится, если на «газовую» и «бензиновую» чашу весов положить по 4 грн/л акциза? Верно, ничего. Даже если на «бензиновую» ничего не класть, эффективность газа сохранится с большим запасом. Но ведь социальное топливо… Есть ощущение, что парламентский популизм победит и в этот раз.

Читайте также: Налоговая реформа «10−10−10»: офшор для крупного бизнеса или конец эпохи коррупционеров

Почему мне нравится унификация налогов? Потому что это справедливо, когда все платят одинаково. Многие проблемы нашего общества возникают именно из-за неравенства, а, соответственно, несправедливости. Кто-то платит налоги, а кто-то — нет. Кто-то покупает машину на бензине последнего еврокласса со всеми налогами, а кто-то привез без налогов старую евробляху, поставил на нее газ и снова имеет самую низкую налоговую нагрузку. Фактически, водитель автомобиля на бензине построит 4 км дорог или оплатит 4 бронежилета, а водитель машины на газе — один километр или один бронежилет. Разве так должно быть?

Комментарии - 6

+
+25
Abramon
Abramon
5 сентября 2022, 15:32
#
«Чому мені подобається уніфікація податків? Бо це справедливо, коли всі платять однаково» — 100% погоджуюсь.
+
+54
BatonUA
BatonUA
5 сентября 2022, 16:33
#
Статья не о чем. Давайте на дизель бочку катить, чего это они там мало тратят на сотню. По статье выходит кто ездит на бензиновых монстрах молодцы. Безопасный газ вдруг стал токсичным? А с владельцами электромобилей как? Логика правительства в том, что больше загрязняет нашу землю — дороже
+
0
Abramon
Abramon
5 сентября 2022, 20:15
#
На дизель можна «бочку катить», якщо каталізатор вирізаний та й не лише на дизель.
+
+31
neverice
neverice
5 сентября 2022, 17:01
#
«Непогана дотація для соціально незахищених веств населення» — гбо на lexus 570 (rolf). Та все ж, акциз на газ має бути меншим. Він значно екологічніший за бензин і тим паче, дизель. А це має значення. Бо абсолютна більшість викидів у містах — від машин. І ціна — непоганий стимул стати трохи чистіше.
+
0
bonv
bonv
6 сентября 2022, 10:15
#
А поки що рашисти луплять по нафтобазах.
+
0
Santer Panika
Santer Panika
6 сентября 2022, 14:55
#
Фактично, водій автівки на бензині побудує 4 км доріг або оплатить 4 бронежилети, а водій машини на газу — один кілометр або один бронежилет. Хіба так має бути? Логика странная. А водитель електрика что построит?))) Или он дорогами не пользуется?
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться