Минфин - Курсы валют Украины

Установить
22 августа 2022, 13:44 Читати українською

Нам предлагают отдать налоги международных компаний американцам и европейцам

Офис президента анонсировал налоговую реформу, которую уже назвали «10−10−10». Она предусматривает введение 10% — налога на прибыль, 10% — НДФЛ и 10% — НДС, а также отмену ЕСВ и повышение военного сбора до 3%. Юрий Гайдай, экономист Центра экономической стратегии, считает это плохой идеей. На своей странице в фейсбуке он объяснил почему.

Налоги, налоговая реформа, 10-10-10, НДС, ЕСВ
фото: ces.org.ua

По мнению экономиста, фактически, это концепция нового оффшора, которая отвечает лишь краткосрочным интересам отдельных отраслей среднего и крупного «нового» бизнеса. Краткосрочным, потому что полностью игнорирует риски недофинансирования военных расходов.

Активы ничего не стоят, если их не защитит армия. Активы ничего не стоят, если нет качественного человеческого капитала — образованного и здорового. Активы не стоят ничего, если мы готовы «выбросить на мороз» самых незащищенных граждан, выживание которых дословно зависит от государства, от всех нас.

К тому же, исследования мирного времени показывали, что ключевым препятствием бизнес видит вовсе не уровень налогов, который в Украине средний, а отсутствие гарантий прав собственности и реформированных судов.

Читайте также: У нас недостаточно облагаются табак, алкоголь и нефтепродукты

Основные недостатки реформы

1. Моделирование, на которое опирается концепция, существенно занижает прогноз налоговых поступлений при нынешнем налогообложении. По сравнению с моделированием фискального разрыва Центра экономической стратегии, годовые поступления занижены на 112 млрд грн. В конце концов, только в июле фактические налоговые поступления оказались выше на 32 млрд грн. Заниженные фактические поступления соответственно занижают оценку дополнительного фискального разрыва при снижении налогов.

2. Прямые потери бюджета от снижения налогов и ЕСВ самими авторами концепции оцениваются в 622 млрд грн. По утверждению авторов, 350 млрд грн компенсируются соответствующим уменьшением расходов государства на ЕСВ и НДФЛ, которые сейчас значительно выросли из-за увеличения численности ВСУ. Если принять этот расчет, остается около 270 млрд грн дополнительного дефицита — это почти 23 млрд грн ежемесячно, которые нужно дополнительно найти Минфину.

Наибольшие предлагаемые компенсаторы являются деструктивными для экономики, или выглядят непроработанными и малореалистичными по ожидаемым поступлениям:

  • отмена возмещения НДС для экспортеров сырья будет выталкивать эти рынки в тень и уменьшать закупочные цены экспортеров (например, агротрейдеры, которым сейчас задерживают возмещение НДС, уже склонны покупать зерно у производителей за «черный» нал, чтобы избежать уплаты НДС);
  • дополнительная рента из природного газа и «других источников» — рента на добычу газа привязана к средней таможенной стоимости импортируемого газа и по нынешним ценам уже и так существенно превышает выручку от продажи добытого в Украине газа. Учитывая, что рента на железную руду уже повышалась с начала 2022 года, и тяжелое состояние рудной и металлургической промышленности, пространства для увеличения поступлений еще на 50% не видно;
  • дополнительные акцизы на алкоголь и сигареты широко коммуницируются, как компенсатор, но даже авторы ожидают собрать с него лишь несколько миллиардов гривен — несущественную сумму;
  • так же многие авторы реформы пишут об экологических налогах, но отсутствуют какие-либо детали относительно базы и подхода к начислению этих налогов. Учитывая, что крупнейшие активы-загрязнители сейчас разрушены или находятся на временно оккупированной территории, перспективы собирать даже озвученные 1 млрд грн в месяц выглядят очень сомнительно.

3. Авторы также уходят от объяснений, как предполагается компенсировать значительный дополнительный дефицит местных бюджетов, вызванный уменьшением НДФЛ и налога на прибыль. Это утяжеляет самую успешную украинскую реформу — децентрализацию, подтачивает устойчивость и состоятельность местных общин.

4. Предположение о проценте детенизации вследствие снижения ставок налогов авторы «реформы» основывают на прямой экстраполяции результатов опроса предпринимателей. В то время как качественное моделирование влияния изменения ставки даже одного налога на налоговые поступления является сложным и в условиях рыночной экономики мирного времени, при прочих равных условиях, без внешних шоков.

5. Полагаться на то, что доноры и международные финансовые организации закроют дополнительный фискальный разрыв, безответственно — даже на сегодняшний день доноры не покрывают всего дефицита бюджета, что заставляет НБУ прибегать к эмиссии. Вероятность, что доноры захотят дополнительно финансировать новый украинский оффшор за счет собственных налогоплательщиков, идет к нулю.

6. Также авторы не адресуют параллельное существование двух систем косвенных налогов — НДС и «широкую» упрощенку, упоминают лишь об отмене 4-й группы для крупных аграриев.

7. Предлагаемая ставка НДС ниже минимальной стандартной ставки в 15%, установленной Евродирективой 112, и противоречит обязательствам по гармонизации с законодательством ЕС, которые взяла на себя Украина в рамках евроинтеграции.

Также предлагаемая ставка налога на прибыль ниже минимальной ставки для мультинациональных корпораций, предусмотренной вторым блоком плана OECD/G20 BEPS (предотвращение размывания базы налогообложения и перенесения доходов в низконалоговые юрисдикции).

К этому плану присоединилось уже более 140 стран, в том числе Украина. В рамках BEPS ставка ниже 15% позволит просто забирать разницу в виде налога на прибыль юрисдикциям материнских компаний — нам предлагают отдать налоги крупнейшего мультинационального бизнеса швейцарцам, американцам и европейцам.

Комментарии - 31

+
+57
literator
literator
22 августа 2022, 14:59
#
Я считаю, что все кто рассуждают о налогах выше 5% с оборота в Украине разновидность сумасшедших. Собственно экономика более-менее заработала только за счёт того, что пока предприятия не платят налоги. Если восстановить налоговое бремя, то сразу же начнётся волна банкротств и закрытий компаний с ростом и так чумовой безработицы. Компании работают уже в районе нулевой рентабельности. Поэтому повышение налогов или даже попытка собирать те что есть просто вызовет ещё более жёсткую рецессию и брать налогов будет не с кого Бюджет Украины во время войны должен на 90% наполнятся трашами партнёров. Это совершенно очевидно. У нас дотационная экономика пока мы своей задницей прикрываем остальную Европу. Вот пусть европейцы не о каве с круасаном думают, а откроют кошельки, если хотят, чтобы мы за них воевали.
+
+30
yarg
yarg
22 августа 2022, 18:08
#
В Украине нет налога с оборота.
А что вы будете делать если траншей партнеров не будет ?
+
+28
literator
literator
22 августа 2022, 19:11
#
А вас не приходило в голову, что нас уже гонят договариваться с Пу? Если какой-то условный Трамп ударит по рукам с Путлером, вы серьезно думаете, что кто-то спросит Зеленского? Нам просто перекроют транши и мы рухнем через 2 месяца со своим мнением. Я думаю, что не нужно быть чуть-чуть беременным. Либо воюем, может и 2х миллионной армией и побеждаем, а Запад платит 100%, либо запускайте дипломатов уже, если и так соскакиваете с темы
+
0
yarg
yarg
22 августа 2022, 21:09
#
Ну и хорошо. значит договоримся. Но пока - шансов на єто я не вижу. Проблема же не нас гнать — проблема в россии.
рухнем — значит рухнем. такое тоже бывает. О какой 2-х миллионной армии речь ? что с ней делать-то ?
дипломатов мы пол-года запускали. и толку ? вот Вы поняли — а какие собственно цели преследовала россия, начиная войну ? Я слышал от российских деятелей около 20 версий.
+
+15
literator
literator
23 августа 2022, 1:06
#
Первоначальная цель Путина может быть поставить марионеточное правительство. Отсюда идиотский с военной точки зрения рейд на Киев.

Сейчас цель заключается скорее в захвате территории, которую Россия может удерживать, а затем прекращение огня по линии фронта. Сейчас это 100% ЛДНР плюс попытка рейда в Одессу.

Кроме территории сейчас цель Путина — долгосрочное ослабление Украины, чтобы мы не могли быть источником ресурсов для новой войны. Это условие может быть снято, если будут запрещены поставки оружия на нас.

Отказ от НАТО входит в условия прекращения огня.

Как-то так, я думаю
+
0
yarg
yarg
23 августа 2022, 8:44
#
Ну и какой может бить мир, исходя из таких целей? Никакого. Потому его и нет. Изменяься цели- тогда что-то возможно…
+
0
literator
literator
23 августа 2022, 13:16
#
Будет мир как в Корее. Никого мирного соглашения не будет вообще, чтобы все сохранили лицо. Будет «временное» прекращение огня. В Корее такое временное уже 70 лет как временное. После этого будет прекращена всеобщая мобилизация. Все кто может сразу собирают чемоданы и едут в ЕС. Между развалинами оставшиеся пасут коз.


Правда возможно как в Южной Корее экономическое чудо, но там были фантастические вливания денег Западом. Нам тут жалкие 8 ярдов дать не могут пока.
+
0
yarg
yarg
23 августа 2022, 13:23
#
Тоже неплохо. Единственное — как показал опыт десятков «перемирий» с россией — они не соблюдаются ею дольше пары часов.
Руины на захваченных россией территориях — печальный факт. даже коз не будет. там же дагестанцы :)
Они уже заявили что разрушенные города восстанавливать не будут , никому это все не нужно. В луганской области с 1 500 000 населения при Украине — осталось около 300 000 - в основном пенсионеры. Собственно и все.

А в целом — корейский вариант это неплохо.
+
0
literator
literator
23 августа 2022, 13:57
#
Я с вами согласен. Я ещё в 2014 году говорил, что нужно послать ватников из Донбасса и Крыма подальше. Ментально они не с нами и только тормоз нашего развития. Лучше избавится от тормоза и стать Южной Кореей, а они там в своем КНДР пусть варятся сколько хотят
+
0
yarg
yarg
23 августа 2022, 14:03
#
Увы. они наши граждане и послать их нельзя… нет такой кнопки.
Если бы не вмешательство россии — эти ватники и дальше ругались бы на кухнях , а регионы бы пребывали в мире и процветании. Но получилось то — что получилось.
+
0
gorobezus
gorobezus
23 августа 2022, 8:48
#
А на какие шиши 2-х милионную армию содержать? Там только на ЗП может потребоваться от 60 до 200 ярдов местных денег. И это не считая денег на все остальное. Сколько там за прошлый месяц насобирали? Хотя бы 100 ярдов было?
+
0
literator
literator
23 августа 2022, 13:19
#
Я с вами согласен. На деле наш военный бюджет экономика не тянет, т.к. экономика лежит и ей самой нужна помощь из бюджета, а не налоги. Поэтому армию и экономику тоже должны содержать партнёры. Иначе весь этот карточный домик сложится гиперинфляцией
+
0
yarg
yarg
23 августа 2022, 13:28
#
Партнеры никому ничего не должны. дали — и хорошо. Не дали — будем сами крутится. Не прокрутимся — значит россия победит и будет у нас везде «попасная». https://www.bbc.com/russian/media-61610801
+
0
literator
literator
23 августа 2022, 14:01
#
Я очень сомневаюсь, что Путлер даже победив в военном плане побежит оккупировать реально дальше Одессы. Просто он уже офигел от расходов в Украине. У нас страна пенсионеров и ещё в руинах. Он просто спит и видит платить нам пенсии и все строить заново. Поэтому он скорее получив Одессу торжественно объявит о победе и сам начнёт строить забор от остальной территории в руинах от бомбежек
+
0
yarg
yarg
23 августа 2022, 14:05
#
Его расходы не интересуют. Он уже почти труп. И ему хочется войти в историю как «собиратель земель русских». А платить все равно будут другие. Как всегда.
Понятно что россия этого не вытянет, понятно что развалится… но сколько они еще крови прольют…

+
0
zevs1
zevs1
25 августа 2022, 11:53
#
Путин уже проиграл, но Пока на западе нет единого мнения как закончить эту войну, что будет и на что может поделится росия, как и на что эти народы будут существовать и возможные конфликты между ними.

Один из вариантов это оттеснить руских к их границам и закрыть им визы таким образом опустить занавес, но после этого у них будет начало 1917 г с непонятными исходом, так как запад всегда всё просчитывает тут нас ждёт тупик, дураков просчитать нельзя.

Вот в Америке сидят и думают умные Люди что с этой ситуацией делать
+
+49
bonv
bonv
22 августа 2022, 17:39
#
І кліщами вчепилися у воєнний збір + підняти вдвічі. Бо типу нагода є. Реально знижуйте податкове навантаження в час війни, а не займайтеся самопіаром і пустими обіцянками.
+
+19
SZlats
SZlats
23 августа 2022, 2:01
#
Все эти изменения надо было вводить в 2019 после выборов вед понимали что с таким *** соседом как Россия надо готовиться пока есть время благоприятное, Но где там сначала друзей к корыту Потом с 20 года Ковидиада роздутая до небес еще и Гетманщина хуже Азарова И Какие реформы за пару дней до войны Гетманцев аж в припадке с пеной у рта выл не голосовать за доп выделения денег на армию и т. д. типо не обоснованные траты с такими людьми у руля не чего не выйдет одна правка и реформа уже не реформа А в условиях войны да и что реформа инспектора кадры все те же тут надо менять и винтики, а не косметический ремонт
+
+13
F4ther
F4ther
22 августа 2022, 18:24
#
Навіщо щось вигадувати? є 5.10
https://youtu.be/jYnhw7Rj9lI
+
0
yarg
yarg
22 августа 2022, 19:06
#
Ага. и прицепом к ней — статус «оффшорной зоны». Но теоретики вам об этом не говорят…
+
0
Тихон Ситник
Тихон Ситник
23 августа 2022, 1:20
#
Ах он ***. За своє корито зятрясло.
+
+19
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
23 августа 2022, 17:24
#
Да, авторитетное мнение! Особено о .ренте… сразу видно специалиста. Лучше бы рассказал о формулах рассчета ренты в ЕС и целевом использовании этих денег. А почему ни слова о «кейсе» о доходных домах? А почему ни слова о ВТО и ЕТС, с которого Украина фактически вышла в 2014 году, а почему нет слова о сокращении рассходной части бюджета на содержание гос сектора? Опять все на население… Круто.
+
0
zevs1
zevs1
25 августа 2022, 11:24
#
Никто не допустит этой реформы, уже вылазят специалисты от Гетманцева они этого не допустят пока находятся у власти.
+
0
yarg
yarg
25 августа 2022, 11:45
#
Серьезно ? А если вспомнить что эту реформу продвигает Офис Президента ? И лично Шурма ?
А кто такой гетьманцев против него ? мелкий депутатик , один из 450…
+
+6
zevs1
zevs1
25 августа 2022, 12:03
#
Вы же взрослый человек и верите обещаниям?

Зеленский и реформы это разве совместимо?

Это старый трюк от власти поговорили и ничего больше, им чиновники пользуются уже 30 лет.
+
0
yarg
yarg
25 августа 2022, 12:11
#
Мое мнение — эта «реформа» — вредный популизм. зачем его продвигает шурма — я не знаю.
ну опустят налоги. Ну получат дырку в бюджете. Чем закрывать будут ? Введением срочного сбора какого-нибудь ?
+
0
zevs1
zevs1
25 августа 2022, 12:26
#
Слуги Народа не будут делать реформы, это попытка найти предвыборную тему и показать заботу, ведь у населения очень много оружия, а это уже аргумент.
Война закончится победой и люди начнут задавать вопросы Шурма действует в опережение и забалтывает якобы реформами.
+
0
yarg
yarg
25 августа 2022, 12:29
#
Выборов не будет еще очень долго.
что с того , что у населения много оружия ? Думаете его раньше было мало ?
На руках было около 6 миллионов единиц. Включая сотни тысяч нарезных карабинов с оптическими прицелами. И что с того ? принимать популистские законы ? ну такое…
+
0
zevs1
zevs1
25 августа 2022, 12:43
#
Как это выборов не будет?

Вы что, Мы же демократия и отстаиваем её и запад Нам помогает.
+
0
yarg
yarg
25 августа 2022, 12:56
#
Причем здесь демократия? Во время войни виборов нет.
+
0
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
25 августа 2022, 11:47
#
При этом асе дружно забыли, что изменения Н К Украины и ТК У которые влияют на наполнения бюджета принимаются только со следующего бюджетного года это если «до» Принятие Закона о бюджете. а если «после» то после принятого и исполнения Закона о бюджете. Если принимают до сентября, то с января, если после сентября, то только через год.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться