Офис президента анонсировал налоговую реформу, которую уже назвали «10−10−10». Она предусматривает введение 10% — налога на прибыль, 10% — НДФЛ и 10% — НДС, а также отмену ЕСВ и повышение военного сбора до 3%. Юрий Гайдай, экономист Центра экономической стратегии, считает это плохой идеей. На своей странице в фейсбуке он объяснил почему.
Нам предлагают отдать налоги международных компаний американцам и европейцам
По мнению экономиста, фактически, это концепция нового оффшора, которая отвечает лишь краткосрочным интересам отдельных отраслей среднего и крупного «нового» бизнеса. Краткосрочным, потому что полностью игнорирует риски недофинансирования военных расходов.
Активы ничего не стоят, если их не защитит армия. Активы ничего не стоят, если нет качественного человеческого капитала — образованного и здорового. Активы не стоят ничего, если мы готовы «выбросить на мороз» самых незащищенных граждан, выживание которых дословно зависит от государства, от всех нас.
К тому же, исследования мирного времени показывали, что ключевым препятствием бизнес видит вовсе не уровень налогов, который в Украине средний, а отсутствие гарантий прав собственности и реформированных судов.
Читайте также: У нас недостаточно облагаются табак, алкоголь и нефтепродукты
Основные недостатки реформы
1. Моделирование, на которое опирается концепция, существенно занижает прогноз налоговых поступлений при нынешнем налогообложении. По сравнению с моделированием фискального разрыва Центра экономической стратегии, годовые поступления занижены на 112 млрд грн. В конце концов, только в июле фактические налоговые поступления оказались выше на 32 млрд грн. Заниженные фактические поступления соответственно занижают оценку дополнительного фискального разрыва при снижении налогов.
2. Прямые потери бюджета от снижения налогов и ЕСВ самими авторами концепции оцениваются в 622 млрд грн. По утверждению авторов, 350 млрд грн компенсируются соответствующим уменьшением расходов государства на ЕСВ и НДФЛ, которые сейчас значительно выросли из-за увеличения численности ВСУ. Если принять этот расчет, остается около 270 млрд грн дополнительного дефицита — это почти 23 млрд грн ежемесячно, которые нужно дополнительно найти Минфину.
Наибольшие предлагаемые компенсаторы являются деструктивными для экономики, или выглядят непроработанными и малореалистичными по ожидаемым поступлениям:
- отмена возмещения НДС для экспортеров сырья будет выталкивать эти рынки в тень и уменьшать закупочные цены экспортеров (например, агротрейдеры, которым сейчас задерживают возмещение НДС, уже склонны покупать зерно у производителей за «черный» нал, чтобы избежать уплаты НДС);
- дополнительная рента из природного газа и «других источников» — рента на добычу газа привязана к средней таможенной стоимости импортируемого газа и по нынешним ценам уже и так существенно превышает выручку от продажи добытого в Украине газа. Учитывая, что рента на железную руду уже повышалась с начала 2022 года, и тяжелое состояние рудной и металлургической промышленности, пространства для увеличения поступлений еще на 50% не видно;
- дополнительные акцизы на алкоголь и сигареты широко коммуницируются, как компенсатор, но даже авторы ожидают собрать с него лишь несколько миллиардов гривен — несущественную сумму;
- так же многие авторы реформы пишут об экологических налогах, но отсутствуют какие-либо детали относительно базы и подхода к начислению этих налогов. Учитывая, что крупнейшие активы-загрязнители сейчас разрушены или находятся на временно оккупированной территории, перспективы собирать даже озвученные 1 млрд грн в месяц выглядят очень сомнительно.
3. Авторы также уходят от объяснений, как предполагается компенсировать значительный дополнительный дефицит местных бюджетов, вызванный уменьшением НДФЛ и налога на прибыль. Это утяжеляет самую успешную украинскую реформу — децентрализацию, подтачивает устойчивость и состоятельность местных общин.
Читайте также: Украине рекомендуют повышать налоги: почему это плохая идея
4. Предположение о проценте детенизации вследствие снижения ставок налогов авторы «реформы» основывают на прямой экстраполяции результатов опроса предпринимателей. В то время как качественное моделирование влияния изменения ставки даже одного налога на налоговые поступления является сложным и в условиях рыночной экономики мирного времени, при прочих равных условиях, без внешних шоков.
5. Полагаться на то, что доноры и международные финансовые организации закроют дополнительный фискальный разрыв, безответственно — даже на сегодняшний день доноры не покрывают всего дефицита бюджета, что заставляет НБУ прибегать к эмиссии. Вероятность, что доноры захотят дополнительно финансировать новый украинский оффшор за счет собственных налогоплательщиков, идет к нулю.
6. Также авторы не адресуют параллельное существование двух систем косвенных налогов — НДС и «широкую» упрощенку, упоминают лишь об отмене 4-й группы для крупных аграриев.
7. Предлагаемая ставка НДС ниже минимальной стандартной ставки в 15%, установленной Евродирективой 112, и противоречит обязательствам по гармонизации с законодательством ЕС, которые взяла на себя Украина в рамках евроинтеграции.
Также предлагаемая ставка налога на прибыль ниже минимальной ставки для мультинациональных корпораций, предусмотренной вторым блоком плана OECD/G20 BEPS (предотвращение размывания базы налогообложения и перенесения доходов в низконалоговые юрисдикции).
К этому плану присоединилось уже более 140 стран, в том числе Украина. В рамках BEPS ставка ниже 15% позволит просто забирать разницу в виде налога на прибыль юрисдикциям материнских компаний — нам предлагают отдать налоги крупнейшего мультинационального бизнеса швейцарцам, американцам и европейцам.
Комментарии - 31
А что вы будете делать если траншей партнеров не будет ?
рухнем — значит рухнем. такое тоже бывает. О какой 2-х миллионной армии речь ? что с ней делать-то ?
дипломатов мы пол-года запускали. и толку ? вот Вы поняли — а какие собственно цели преследовала россия, начиная войну ? Я слышал от российских деятелей около 20 версий.
Сейчас цель заключается скорее в захвате территории, которую Россия может удерживать, а затем прекращение огня по линии фронта. Сейчас это 100% ЛДНР плюс попытка рейда в Одессу.
Кроме территории сейчас цель Путина — долгосрочное ослабление Украины, чтобы мы не могли быть источником ресурсов для новой войны. Это условие может быть снято, если будут запрещены поставки оружия на нас.
Отказ от НАТО входит в условия прекращения огня.
Как-то так, я думаю
Правда возможно как в Южной Корее экономическое чудо, но там были фантастические вливания денег Западом. Нам тут жалкие 8 ярдов дать не могут пока.
Руины на захваченных россией территориях — печальный факт. даже коз не будет. там же дагестанцы :)
Они уже заявили что разрушенные города восстанавливать не будут , никому это все не нужно. В луганской области с 1 500 000 населения при Украине — осталось около 300 000 - в основном пенсионеры. Собственно и все.
А в целом — корейский вариант это неплохо.
Если бы не вмешательство россии — эти ватники и дальше ругались бы на кухнях , а регионы бы пребывали в мире и процветании. Но получилось то — что получилось.
Понятно что россия этого не вытянет, понятно что развалится… но сколько они еще крови прольют…
Один из вариантов это оттеснить руских к их границам и закрыть им визы таким образом опустить занавес, но после этого у них будет начало 1917 г с непонятными исходом, так как запад всегда всё просчитывает тут нас ждёт тупик, дураков просчитать нельзя.
Вот в Америке сидят и думают умные Люди что с этой ситуацией делать
https://youtu.be/jYnhw7Rj9lI
А кто такой гетьманцев против него ? мелкий депутатик , один из 450…
Зеленский и реформы это разве совместимо?
Это старый трюк от власти поговорили и ничего больше, им чиновники пользуются уже 30 лет.
ну опустят налоги. Ну получат дырку в бюджете. Чем закрывать будут ? Введением срочного сбора какого-нибудь ?
Война закончится победой и люди начнут задавать вопросы Шурма действует в опережение и забалтывает якобы реформами.
что с того , что у населения много оружия ? Думаете его раньше было мало ?
На руках было около 6 миллионов единиц. Включая сотни тысяч нарезных карабинов с оптическими прицелами. И что с того ? принимать популистские законы ? ну такое…
Вы что, Мы же демократия и отстаиваем её и запад Нам помогает.