Украина кардинально изменила географию поставок и преодолела острый дефицит топлива. Удалось ли окончательно выйти из топливного кризиса и что будет с ценами на АЗС, Форбс рассказал Игорь Орлов, директор азербайджанской сети SOCAR Energy Ukraine. «Минфин» выбрал ключевые тезисы.
Острого дефицита топлива не будет: куда будут двигаться цены на автогаз, дизель и бензин
Об окончании кризиса на рынке топлива
Ситуация стабилизируется. В июле мы видим, что рынок насыщается. В этом месяце потребность дизеля будет закрыта на 80%. Потребность по бензину закрыта где-то на 50%. Дефицит автогаза был преодолен в начале июня. Ситуация примерно одинакова во всех регионах страны.
В течение одного-двух месяцев исчезнет дефицит дизеля и улучшится ситуация с бензином. Тогда мы сможем осознать реальное потребление нефтепродуктов в стране. Прогнозирую, что, по сравнению с прошлым годом, потребление упадет на 20% — примерно до 800 тыс. тонн в месяц.
Преодоление дефицита приведет к снижению цен. Цена на автогаз уже упала на 10%, дизель подешевеет примерно на 5%. Перспективы снижения цен на бензин пока не вижу.
Прогнозировать цены сейчас сложно. С одной стороны, котировки на нефть пошли вниз, что уменьшает конечную стоимость топлива. С другой стороны, на цены влияет существенно выросший курс валют, а также логистика. К примеру, «Укрзализныця» недавно повысила свои тарифы на 70%.
Рынок продолжает работать с колес — никто не хранит большие объемы на нефтебазах. Резервуары на заправках позволяют делать запасы максимум на 7 суток, вместо 14 суток, как это было раньше.
Впрочем, острого дефицита не будет. Игроки рынка наладили логистику, закупили бензовозы, нашли контрагентов.
Читайте также: Стало известно, когда будет пиковый спрос на топливо
О новых направлениях импорта
Нашей компании было проще перестроиться, потому что мы никогда не продавали топливо из Беларуси, России и внутреннего производства. С другой стороны, потеряв возможность импортировать по морю, мы тоже столкнулись с логистическими проблемами.
В июне вышли на прошлогодние объемы импорта. Еженедельно выполняем более 15 рейсов нашими и арендованными бензовозами.
После начала войны значительно расширили географию поставок. Начали импортировать из Германии, Италии, Финляндии, Греции, а также из более традиционных направлений: Словакии, Польши, Литвы, Румынии и Молдовы. В июле приступили к импорту собственного бензина из Болгарии.
Читайте также: Автогаз и дизель дешевеют. Что происходит с ценами на АЗС
О перспективах импорта в условиях блокады портов
Украина может выйти на довоенный уровень импорта без деблокады портов. Но это зависит не только от Украины, но и от стран-импортеров. Инфраструктура Европы не была рассчитана на поставки в Украину таких объемов. Украинское правительство и «Укрзализныця» общаются с другими странами, чтобы расшить узкие месяцы.
Таков пример: недавно министр экономики Юлия Свириденко поехала в Польшу на перевалку, которая находится у границы. Она договорилась с польскими властями, чтобы эта перевалка работала в три смены вместо одной. Благодаря этому пропускная способность выросла в три раза.
Но в Европе еще много других нюансов, на которые невозможно влиять. Например, по их правилам, если температура воздуха поднимается выше 35 градусов, то поезда с топливом должны остановиться. Это оказывает существенное влияние на ритмичность поставок, особенно сейчас, когда на улице жара.
О продажах и убытках от войны
Мы еще не оценивали убытки. Будем считать после окончания войны. Разрушений АЗС у нас не было. В Харьковской области мы приостановили работу четырех из шести станций. Остальные станции работали без остановок.
Продажи в первые месяцы войны упали на 30−50%. В июне мы вышли на довоенные показатели продаж дизеля, по бензину — 50% от довоенного уровня, в связи с его нехваткой.
По договоренностям с правительством, розничные цены не могут превышать 52 грн за литр бензина и 58 грн за литр дизеля. Это позволяет зарабатывать АЗС около 5 грн на литре. В конце весны, когда еще сохранялось госрегулирование, мы работали в убыток. На каждом литре дизеля теряли примерно 50 копеек, на литре бензина — 1,5 грн. Эта ситуация не была одинаковой для всех сетей, поскольку у игроков рынка были разные запасы, по разным ценам.
Читайте также: Конец топливного кризиса. В Украине снимут ограничения на объем покупки топлива на АЗС
О лимитах и очередях
Небольшие очереди за бензином сохраняются. Дизель продается без очередей. В Киеве и Львове сняли ограничения по продаже дизеля. В других регионах лимиты пока сохраняются: 40 литров дизеля, 20 литров бензина в один бак. Для бизнеса лимит — 100 литров.
Пытаемся рассчитывать запасы топлива на АЗС так, чтобы его хватило максимальному количеству людей. Если сейчас снять лимиты по бензину, то некоторые клиенты останутся без топлива.
Еще одна цель лимитов — борьба со спекулянтами. Мы фиксировали случаи, когда люди заправляли полный бак, а в 10 метрах от заправки сливали топливо и продавали на 30 гривен подороже.
Мы также продолжаем приоритетно заправлять волонтеров по розничным ценам, а также бесплатно — коммунальщиков, ГСЧС и медучреждения.
Комментарии - 6
Наразі в нашій країні відчувається спад бензинової кризи. Але те, що на АЗС більше немає черг, не означає, що криза зникла.
«Цей відносний спокій на ринку пального оманливий. По-перше, попереду жнива і високий сезон, коли споживання в Україні може зрости на третину. Тож зараз перед українськими компаніями стоїть завдання забезпечити ще більші обсяги постачання», — пояснив Куюн.
По-друге, є проблеми з імпортом. Україна створила підвищений попит на пальне, і в сусідніх країнах, звідки ми його постачаємо, уже перевантажені усі можливі потужності. Є ще й інший аспект: у цих країнах також зростає сезонне споживання, тому є ймовірність, що їхні уряди намагатимуться обмежити постачання в Україну, щоб забезпечити внутрішні потреби.
«У таких умовах для нас буде дуже небезпечно жити ілюзіями і вважати, що паливна криза вже позаду. Навпаки, вже зараз необхідно працювати над диверсифікацією та розширенням каналів постачань. Причому працювати над цим слід не тільки бізнесу, а й державі. Потрібен ефективний діалог з урядами країн, через які ми можемо наростити постачання нафтопродуктів», — наголосив Куюн.
не мало
Це скоріше долар подорожчав, а не нафта подешевшала. Тож в гривні ціна залишиться як і була.