Кабмин приостановил государственное регулирование цен на горючее. Поможет ли это преодолеть его дефицит, рассказал директор ООО «Консалтинговая группа А-95» Сергей Куюн. «Минфин» выбрал главное.
Вернуть акцизы на горючее: как это поможет преодолеть дефицит
Причина дефицита
Главная причина дефицита топлива — отсутствие достаточной поставки.
Европа топливно дефицитная сама по себе. К примеру, Польша — наш главный партнер — должна искать для себя по импорту 7 млн т дизтоплива и бензина в год. Это даже больше, чем все наше прогнозное потребление в послевоенный период.
Осознайте нашу миссию: мы — первая страна Европы, лишившаяся российских энергоносителей! На собственном опыте мы сейчас убеждаемся, как сложно это сделать и как сложно принять решение об эмбарго другим. Ни у одной страны в Европе нет опыта 100% переориентации на новые источники снабжения!
Большие вызовы — большие проблемы. С ресурсами мы определились, даже их законтрактовали, но не можем их довезти с европейских портов, НПЗ, нефтебаз в Украину.
Вопрос решается, те же поляки удивляются нашим темпам, но все равно нужно время. Ожидается, что месяца два. Это при условии, что ничего не случится, а на войне это норма.
Читайте также: Эмбарго на российскую нефть: что ударит по путинской экономике сильнее
Полные баки и «льготные» машины опустошают запасы
Ускорить наполнение рынка можно встречным путем — ограничением потребления. Действительно, на ажиотаже сограждане начали заполнять не только баки авто, но и любые другие емкости. В одной из сетей поделились статистикой: при возможности заправить 30 л, только половине таких клиентов удается вместить такой объем. То есть баки не пустые. Но ведь с полным баком мы засыпаем лучше.
Далее. Вчера пришла статистика — ввезли 76 500 «льготных» машин. Я так понимаю, в текущих условиях люди покупали их, чтобы активно использовать, а не поставить в гараж.
Считаем: 76 500 умножаем на 20 л в сутки (200 км пробега) и на 30 дней = 46 млн л или 36,7 тыс. т в месяц. Наша расчетная потребность — это 450 тыс. т топлива в месяц. Потенциально пользуемся спросом на 8% потребления.
Читайте также: Авторынок во время войны: что и за сколько продают и кто покупает
Предельные цены разделили рынок
Есть еще одно обстоятельство. Госрегулирование разделило рынок пополам — одни придерживаются предельных цен, другие — нет. Разброс цен — 20 грн на литре. Это спровоцировало логический переток топлива из первого сегмента во второй, способствуя удлинению очередей.
Также нет регулировки на опт, текущий в спекулятивный сегмент рынка, где ребята заработают 27, а не 7 грн/л.
Возможность заработать на разнице цен — еще один фактор роста спроса. Граждане быстро стали трейдерами, весь OLX продает талоны на горючее.
Переоценка перспектив
Правительство надеялось, что поставки вот-вот наладятся (мы все надеемся на лучшее). Но после того, как Свириденко лично побывала в Варшаве на «дизельных» встречах с союзниками, оценка перспектив, судя по всему, изменилась.
По понятным причинам правительство не хочет называть вещи своими именами, но тяжелое решение об отмене госрегулирования (даже временное, на два месяца) преследует цель сбить спрос. Прямой и спекулятивный. Расчет на очереди себя не оправдал, потому перешли к следующему шагу.
Что мне не нравится — это спешка и создание лишних ожиданий. То мы говорим об улучшении через неделю, потом через вторую. То угрожаем спекулянтам-мародерам, а потом соглашаемся на рост цен. Но снова делаем это как-то не искренне: говорим о свободном ценообразовании, но ожидаем 52 грн на бензин и 58 на ДТ. Это при том, что в круговую дизтоплива дешевле 60 нет, однако есть реальные контракты по 65.
А главное — знаем, что уверенности в достаточных объемах поставок нет.
Читайте также: Сергей Куюн о рынке топлива: А-92 потихоньку отходит, меньше будет сжиженного газа
Что нужно сделать
Во-первых, объяснить людям, что с горючим легко не будет. Мы реально делаем невозможное, строим новый рынок, вопреки всему разворачиваем потоки углеводородов с Запада на Восток! Без преувеличения, меняем энергетический рынок мира!
Во-вторых. Возвратить акцизы. Вы решаете задачу уменьшения спроса методом высоких цен. Но сейчас высокая цена будет за счет высокой наценки, которая ничего не дает с точки зрения наполнения рынка. Ведь экономических стимулов у трейдеров предостаточно, проблема не в деньгах. Поэтому пусть эта цена будет высокой за счет налогов, выгоды государства. Это и людям будет понятнее: купил топливо за 55−70 грн/л, но из них 10−15−20 грн пойдет на ВСУ. Согласитесь, это уже другая история.
Третье: продолжаем методично работать над развитием транспортных коридоров. Нет простых решений, без политической поддержки все будет гораздо медленнее. Польша и Румыния не обеспечат требуемый объем. Нужны новые партнеры. В частности, жмем на венгров (о реверсе нефтепродуктопровода немного поспешили). Работаем с немцами для транспортировки из Западной Европы. Прорабатываем пути со Средиземного моря.
Правительство должно говорить людям правду. Кого вы еще боитесь напугать в этой стране? Чем — нехваткой горючего и дороговизной во время войны? Неужели люди это не понимают? Смелее! Берите пример с наших ребят на фронте!
Комментарии - 28
Очікується, що граничні ціни на дизельне паливо будуть не вище 58 грн за літр, а на бензин — не вище 52 грн.
А в городах типа Харькова и больше пешком идти иногда час, иногда два.
Частный транспорт не является причиной этой проблемы.
я переконаний що ажіотах створюються самими водіями.
відсоток людей які пересуваються містом не по робочим питанням дуже великий, залишивши свої авто на кілька днів-тижнів черг на заправках не було б
Богато жить не запретишь: поездка на электросамокате от одной станции метро до другой стоит примерно 30 гривен. За эту же сумму я могу доехать на автомобиле до своего офиса находящегося от дома в десятке километров.
На велике советую сначала проехаться. Чтобы понять что это не так легко как кажется и что это занимает достаточно много времени и только в редких случаях может быть быстрее чем передвижение на автомобиле. Но даже в этих редких случаях на велике не поедешь в ливень, в жару, в мороз, в снегопад, в сильный ветер.
И на основании чего же сделан такой глупый вывод?
Это звучит так же логично как фраза «это не русские обстреливают Харьков, а ВСУ».
Может немного попуститься в своей ненависти к водителям и понять что у каждого есть право самому решать на что ему тратить свои деньги: на велосипед, любовницу или автомобиль.
Это не мой выбор, это вынужденное действие. Иначе я не могу им (автомобилем) пользоваться. Был бы у меня выбор стоять три часа в очереди или заправится за 5 минут — вот тогда бы речь была о выборе.
єдине що це допомогає спекулянтам розігнати вартість пального
Каким боком тут спекулянты — непонятно. Если тебе в магазин перестать завозить картошку то это тоже будут происки спекулянтов?
Доведено ще радянським союзом.
Давайте другого эксперта, этот уже совсем на бред перешёл.
Интересно, а где вообще этот Куюн сейчас сидит? Он не в курсе что народ начал возвращаться домой, началась это ещё в начале апреля после того как орков отогнали от Киева. И доехать на неполном баке бензина зачаствую нереально.
А ещё у тех кто выехал в другой регион часто была необходимость перебраться куда-то из областного центра, а следовательно любая поездка в обл или райцентр это потребность в бензине.
Организовалось несколько чатов в разных месенжерах где народ обменивается информацией о наличии топлива на АЗС. Ну и кроме того обсуждаются всякие попытные темы, к примеру то что некоторые приезжают на АЗС с канистрами или доливают топливо в баки когда в них остаётся уже меньше чем лимит (15−20 литров в зависимости от АЗС).
Обычно против канистр выступают местные жители. Хотя среди местных есть и те у кого бак уже практически сухой или те кому надо топливо для трактора, мотоплуга, косы, пилы и т. д. Естественно они наоборот говорят что ограничивать заправку в канистры неправильно. Ну и конечно беженцы которые уже собираются уезжать — тоже «за» заправку в канистры. Практически цитата: уже неделю не могу уехать отсюда, чтобы доехать до дома надо 90 литров, покупаю по 20 и выезжаю их в поисках топлива на заправках.
2. «Это и людям будет понятнее: купил топливо за 55−70 грн/л, но из них 10−15−20 грн пойдет на ВСУ. Согласитесь, это уже другая история.». А то, что поднятие цен на топливо раскрутит моховик инфляции эксперт тоже не упомянул.