Минфин - Курсы валют Украины

Установить

Элла Либанова: До 90% украинцев планируют вернуться, но планы могут меняться

Война усугубила демографический кризис в Украине и навсегда изменит отечественный рынок труда. Кто будет восстанавливать страну после нашей победы, сколько беженцев уже никогда не вернутся домой и что может сделать государство, чтобы в Украине не осталось выжженной земли, — об этом в интервью «Минфину» рассказала директор Института демографии и социальных исследований имени Михаила Птухи НАН Украины Элла Либанова.

Сколько украинцев уехали за границу и кто уже не вернется

По данным ООН, украинских беженцев за границей уже более 5,5 млн. Минсоцполитики, ссылаясь на МИД, приводит другую статистику — около 4,2 млн человек. Почему такой разброс цифр?

Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, как и МИД, опираются на информацию от стран, где находятся украинские «беглецы от войны». Поскольку люди регистрируются как в так называемой первой стране после пересечения украинской границы (Молдова, Польша, Румыния, Словакия, Венгрия), а затем в случае переезда еще, например, в Германии, Чехии или Нидерландах, то возникает двойной счет.

Чтобы в дальнейшем не допускать этой погрешности, планируется создание единой базы данных переселенцев из Украины. Она будет объединять информацию изо всех стран, не только Европы, но и Канады, США, Израиля и т. д.

Сейчас самую надежную информацию, по моему убеждению, предоставляют украинские пограничники. По данным Госпогранслужбы, из Украины выехало 3,2 млн человек. Есть, безусловно, недоучет, связанный с нелегальными пересечениями границ, но в целом я склонна верить именно этой цифре.

Сколько, по вашим прогнозам, из них уже не вернутся в Украину?

Все зависит, прежде всего, от того, сколько будет длиться война. Если закончится быстро, через 1−2 месяца, большинство вернутся. За границей останутся максимум 600 тыс. Если активные боевые действия будут продолжаться до конца года или дольше и, не дай Бог, распространятся территориально, то желающих покинуть страну станет больше.

Западные специалисты прогнозируют, что за границу уедут до 8 млн наших сограждан. Это невероятная цифра, не знаю, что должно произойти, чтобы она сбылась. Но в таком случае до 5 млн человек могут не вернуться.

Читайте также: Статус беженца в Европе: почему не стоит спешить с его оформлением

Кто эти люди, которые с наибольшей вероятностью не вернутся, есть какой-нибудь общий портрет?

Мы выделяем две группы риска «невозвращения». С одной стороны, это те, кто может рассчитывать на усиленную социальную защиту в Европе — многодетные семьи, матери с малолетними детьми, люди с особыми потребностями. Развитые страны будут оказывать им более широкую и щедрую помощь, чем Украина, и они это прекрасно понимают.

С другой стороны — это наиболее квалифицированные и образованные лица, у которых есть востребованная на европейском рынке профессия. Они очень быстро адаптируются, найдут достойную работу, и их возвращение будет под большим вопросом.

Нельзя игнорировать большую поддержку украинских вынужденных переселенцев населением и властями европейских стран. Это, безусловно, упрощает нашим соотечественникам жизнь, но в то же время и дает основания думать о невозвращении в Украину.

В начале марта в ЕС было принято абсолютно беспрецедентное законодательство о специальном статусе украинских беженцев. Он дает право нашим гражданам получить «временную защиту» почти во всех странах ЕС на год с возможностью пролонгации.

По этой защите наши сограждане получают фактически все преимущества, которые дает статус беженца. При этом правила гораздо более лояльны. В частности, не нужно сдавать свои документы, жить в лагерях для беженцев, не запрещается покидать страну, есть право на трудоустройство.

Этими возможностями будет пользоваться большинство приезжающих за границу. Эти преференции и выступят своего рода сдерживающим фактором в вопросе возвращения в Украину.

При этом существует еще один риск. Сейчас уехали преимущественно женщины с детьми. Но после окончания войны, по принципу воссоединения семьи, значительная часть мужчин поедут к своим женщинам, дочерям или матерям, а не вернут их сюда.

По данным опросов, до 90% украинцев планируют вернуться. Но, во-первых, с течением времени планы могут меняться (я уже отмечала огромное влияние дальнейшего протекания военных действий). А во-вторых, сегодня, на огромной волне патриотизма, люди часто сами себе не в состоянии признаться в вероятности невозвращения в Украину.

Читайте также: Работа за рубежом: самая высокая конкуренция в Польше, а больше всего платят в Израиле

Что может сделать государство, чтобы не остаться без своих граждан, каким образом их можно будет впоследствии убедить вернуться из-за границы?

Главное, что мы можем и должны делать, — поддерживать тесный контакт с теми людьми, которые уехали за границу. Это касается и трудовых мигрантов, и тех, кто спасался от войны. Надо поддерживать у них чувство связи с Родиной. Поверьте, что эти полмиллиона украинских мужчин, которые вернулись, чтобы защищать свою страну, чувствовали себя украинцами и сохраняли связи с Украиной.

Мы должны обеспечить детям, где бы они сейчас ни были, возможность учиться онлайн в украинских школах, изучать украинскую историю, культуру, язык. Должны давать всем нашим переселенцам осознание того, что о них не забыли, что Украина считает их своими гражданами и сделает все, чтобы восстановить их разрушенное жилье, инфраструктуру, создать рабочие места. Еще важно делать все для того, чтобы они поверили, что зарплаты будут справедливыми, а коррупция преодолена.

Читайте также: «Отток мозгов» и обвал спроса: как миграция повлияет на экономику Украины

Кто и почему возвращается сейчас

Сейчас поток беженцев за границу снизился. Более того, люди начали возвращаться, озвучивают цифры около 900 тыс. Кто возвращается?

Примерно 80% вернувшихся в первые две недели — мужчины из наших трудовых мигрантов. Цель их приезда: первое — защищать страну, второе — вывезти свою семью в безопасное место. Впоследствии ситуация поменялась.

Со второй половины апреля количество въезжающих и выезжающих абсолютно стабильно. Исключение — Пасхальные праздники, в этот период больше приезжали. Но это люди, которые хотели отпраздновать Пасху в кругу семьи, и они вернутся за границу.

Есть еще одна причина для возвращения — возможность привезти в Украину по дешевке машину, пока действует «нулевая» растаможка. Этим занимаются преимущественно женщины, поскольку мужчины не могут уезжать за границу.

Схема такова: женщины ввозят машину, на стороне Украины отдают конкретным людям, получают за это средства и снова пешком возвращаются за границу, забирают другой автомобиль и так по кругу. Сначала, насколько я знаю, такая поездка стоила $50, сейчас уже $100.

Что касается возвращения украинцев, которые не смогли устроиться за границей или сильно загрустили за домом, то таких пока мало.

По мнению специалистов Западного регионального управления Госпогранслужбы, возвращаются преимущественно не те, кто спасался от войны.

Кстати, о мужчинах. Сейчас ведутся дискуссии о целесообразности ограничений выезда мужчин призывного возраста и возвращении тех, кто находился за границей до начала войны. Ваше мнение на этот счет.

Считаю, что ограничение возможности выезда — правильный шаг. Обязанность мужчин — защищать свою страну. Делать это можно в разных формах. Даже, если они не пополнят ряды вооруженных сил, то могут вступить в тероборону, волонтерить, в конце концов, работать на своих рабочих местах. Это пойдет на пользу экономике Украины, а значит — нашей армии.

А что касается возвращения из-за границы, то это касается не всех, а только госслужащих и работающих в госучреждениях. Учителей, например, не затрагивает, поскольку они могут работать дистанционно, и в этом отношении есть соответствующее разъяснение образовательного омбудсмена С. Горбачева.

С одной стороны, хорошо, что люди возвращаются. Но с другой — часть из них будет нуждаться в финансовой поддержке государства. Выдержит ли такую нагрузку бюджет?

Если из-за границы человек возвращается в Украину на свое постоянное место жительства, то он не будет получать выплаты от государства. Если он переедет в другой регион, конечно, сможет зарегистрироваться как внутренне перемещенное лицо и получать соответствующую помощь. У человека есть для этого все законные основания. Но доля возвращающихся из-за границы, да еще и не в свои дома, мизерная. А потому говорить об увеличении из-за этого нагрузки на бюджет нет смысла.

Читайте также: Сколько денег нужно государству на выплаты переселенцам

В целом, как вы оцениваете социальные программы поддержки украинцев, которые были введены во время войны, достаточно ли делает государство для поддержки своих граждан?

Государство не смогло защитить своих граждан от рашистского нашествия, поэтому сейчас должно помогать им выживать. Особенно остро этот вопрос стоит для людей, которые работали в частном секторе и их либо уволили, либо отправили в отпуск за свой счет. Фактически они оказались без средств к существованию.

А за что-то нужно жить, покупать продукты, платить за жилье. Поэтому государство вынуждено выделять средства на разные программы поддержки, иначе для чего такое государство. Достаточные ли суммы пособия? Хотелось бы, конечно, больше, хотя бы на уровне минимальной зарплаты, но ведь у бюджета откровенно нет ресурсов. Экономика работает далеко не в полном объеме, экспорт почти остановлен. В свою очередь, огромные расходы, связанные с военными действиями. Если бы не помощь практически со всего демократического мира, не знаю, как бы мы вообще жили.

О внутренней миграции

Кроме тех, кто выехал за границу, есть еще 7,1 млн внутренне перемещенных лиц. Эти цифры соответствуют действительности?

На прошлой неделе британцы проводили конференцию, которая касалась демографических изменений в Украине после начала войны. Там звучала цифра, что общее количество людей, вынужденно изменивших свое место жительства, как в пределах Украины, так и за рубежом — более 12 млн. Только вот вопрос: откуда эти люди уехали? С чего взялась эта цифра?

Хорошо, мэр столицы говорит, что из Киева уехал каждый второй житель, то есть 2 миллиона, ну пусть 2,5 млн. Пусть еще 1 млн — из Киевской области. Большой отток случился в Харькове и области, это еще условно 2 млн. Итого — 5,5 млн. У нас остаются еще Чернигов, Сумы, Запорожье, Одесса. Оттуда тоже уезжали, но не так массово, ну максимум 1,5 млн. Откуда взялись 12 миллионов?

Убеждена, что за пределы Украины выехало 3,5 млн человек, еще 3,5−4 млн стали внутренне перемещенными лицами. Для большего количества я, кстати, просто не вижу возможности расселиться на западе Украины, а выезжали, прежде всего, туда.

Как много внутренних переселенцев вернется в свои регионы, особенно учитывая, что бизнес начал переезжать на запад страны?

Это тоже большой вопрос. Чем бы ни закончилась война, наш агрессивный сосед никуда не денется. Не знаю, много ли людей вернутся в Харьков или в Чернигов, ведь это слишком близко к границе.

Думаю, что и бизнес, и население после войны в определенной степени переориентируются на западные области Украины и останутся там навсегда.

В любом случае, демографическая карта Украины претерпевает изменения. Скорее всего, численность населения территорий западнее Винниччины вырастет.

Это шанс для западного региона стать точкой экономического роста?

С одной стороны, это шанс стать центром индустриального развития. Но с другой — большая нагрузка. Объясню почему. Заробитчанство на западе страны было неспроста, оно возникло из-за нехватки рабочих мест. Теперь туда приехало большое количество людей, но дополнительных рабочих мест не появилось. На ситуацию может повлиять релокация бизнеса, но пока она не столь масштабна, это длительный процесс.

Впрочем, считаю, что в этом направлении нужно работать дальше. Нужно разрабатывать новую концепцию размещения населения и производства по территории Украины.

Перемещение в западные области производственных мощностей будет целесообразным по разным причинам. Скажем, если мы переориентируем свой экспорт и импорт на европейские страны, то близость к границам значительно упрощает логистику. Кроме того, по понятным причинам следует перевезти ближе к западной границе все предприятия военно-промышленного комплекса.

Читайте также: Пережили атаки российских хакеров, перевезли офис в Черновцы и обслуживаем украинцев за границей

Не произойдет ли тогда так, что регионы нынешних активных боевых действий останутся выжженными землями в экономическом плане?

Нет, это не означает упадок южных и восточных регионов. Речь не идет о вывозе оттуда всех и всего. Значительная часть предприятий останутся на привычных площадках, а значит, будут обеспечиваться работой людей. Свою роль будет играть и степень разрушения инфраструктуры, прежде всего, жилой.

Стоит передислоцировать только отдельные виды производства. Их на самом деле не так много, в большей степени, их нужно создавать с «нуля». Я о том, что в случае создания нового предприятия по выпуску, скажем, нового оружия, его размещать целесообразно не в Харькове или Днепре, а где-то ближе к западным границам.

Да, учитывая возможности современного оружия достигать цели за сотни километров, возможно, это не имеет такого большого значения, но все же безопаснее.

Война изменит доходы, потребности, потребительские предпочтения населения. Учитывая все это, что будет с внутренним спросом на традиционные товары и услуги?

Вряд ли произойдут кардинальные перемены. Возможно сначала, но потом внутренний спрос будет быстро восстанавливаться. Ключевой вопрос все тот же — сколько будут продолжаться активные боевые действия. Ответа мы дать не можем, но от этого все зависит.

Читайте также: Без праздников и зарплаты: как будем работать до окончания войны

О рынке труда

Уже сейчас правительство предполагает, что по окончании войны, возможно, придется прибегнуть к бронированию рабочей силы. Какова, на самом деле, угроза кадрового голода?

Скорее всего, Украина, как и большинство европейских стран в послевоенные годы, будет испытывать нехватку рабочей силы. Но как долго это продлится и насколько остро встанет проблема кадрового голода, зависит от того, какую зарплату предложат в Украине.

Если зарплаты будут достаточно высокими, то, во-первых, будут возвращаться из-за границы наши люди. Во-вторых, будут приезжать рабочие из более бедных стран. В-третьих, будет приток специалистов из развитых европейских стран.

К нам приедут работать специалисты из более богатых стран?

Абсолютно такого варианта не исключаю, особенно ввиду безумной поддержки, которую оказывает нам мир. Возможно, поддержка несколько трансформируется и к нам приедут инженеры и организаторы производств из других стран, чтобы помочь нам поскорее встать на ноги.

Как изменится рынок труда после войны? Какие профессии будут наиболее востребованы в Украине?

Изменится, и очень сильно. Наиболее востребованными будут все профессии, связанные с восстановлением страны. В первую очередь, строители. Враг разрушил жилье, предприятия, мосты, аэродромы, дороги. Все это нужно будет отстроить.

Ничто не может отменить потребность человека в пище. А потому все, что связано с пищевой промышленностью, будет пользоваться огромным спросом.

Следующее — машиностроение. Надеюсь, оно у нас будет восстанавливаться. Ну и, конечно, военная промышленность. В ее ценности мы уже не раз убедились.

Рабочих мест хватит на всех. Главное, чтобы как можно скорее закончилась война и в Украину пошли инвестиции. Уверена, все будет, «план Маршалла» для Украины обязательно состоится.

Читайте также: План Маршалла для Украины должен включать полное открытие рынков ЕС

Автор:
Ирина Рыбницкая
Журналист Ирина Рыбницкая
Пишет на темы: Налоги, инвестиции, бизнес, финансы, банки
Проверено:
Либанова Элла
директор Либанова Элла
Институт демографии и социальных исследований имени М.В. Птухи НАН Украины

Комментарии - 55

+
+78
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
6 мая 2022, 8:56
#
Очень хорошая и нужная статья! Бальщое спасибо редакция. На сколько я понимаю, что тезисы этой статьия и высказывания этого чиновника от науки разделяет большинство во властных структурах.
И возник основной вопрос — …планируется создание единой базы данных переселенцев из Украины. Она будет объединять информацию изо всех стран, не только Европы, но и Канады, США, Израиля и т. д… Украина, насколько я понимаю, демократическая и правовая страна? Так в каком правовом поле будет находиться эта база данных, в МИД, ДМС, МВС, и на каких данных — консульский учет? Так ни в одном законе не написано, что гражданин обязан!!! становиться на консульский учет (из закона … Постановка на Консульский учёт происходит добровольно, по желанию гражданина Украины….) ? И шкурный вопрос- а ни кто не знает сколько стоит эта «услуга» (гос пошлина) ? Нет? в среднем от 18 ЕВРО до 40 ЕВРО. Или эта база будет создана на данных погран службы? И где будет находиться этот «Дат» и кто отвечать за сохранность персональных данных? И в какой стране мира есть подобные «центры», что бы понимать к чему мы стремимся? И почему не хватает уже узаконненой базы ООН и вообще с какой целью эта база будет создана? Это была первая часть!
+
+15
mlp711141
mlp711141
6 мая 2022, 9:04
#
Технически — «моя держава мене вбила», причём неоднократно.
Я не служил в армии не потому что не могу брать в руки оружие, а потому что мне в своё время не предоставили альтернативную гражданскую службу. У меня врождённые отклонения в развитии (нарушения формирования пола: я от рождения мальчик, но с восьми лет строение скелета мужскому полу не соответствует), что никак не влияет на мою работоспособность. Вместо того, чтобы комиссовать меня по правильным диагнозу и статье (раз нет внешних хирургически значимых дефектов, то значит по эндокринологии и сопутствующей статье в военном билете), придрались к моей психологии, комиссовав меня с диагнозом F64.9 (расстройство гендерной идентичности не уточнённое) и статьёй 18-б в военном билете. То есть, не годен к военной службе, но военнообязанный. В мирное время мог работать, а в военное время меня даже к работе не допускают — то есть, мне разрешено в военное время быть только директором (на что у меня нет образования), ФОП, но не наёмным работником. И меня никто не предупреждал, что с моей статьёй в военном билете только высшее образование спасает на рынке труда. В Дії я как физическое лицо тоже «мертвец» — кто меня «виртуально похоронил» догадываюсь — чтобы подать налоговую декларацию, надо сначала открыть ФОП. Так что таким как я уготовили участь в заробитчане. Но не все могут выехать — у некоторых обстоятельства ещё хуже чем у меня.
+
0
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
6 мая 2022, 9:15
#
…у некоторых обстоятельства ещё хуже чем у меня… Вы не представляете что еще бывает!!!
+
0
mlp711141
mlp711141
6 мая 2022, 10:02
#
Мне писали, что некоторым психиатры из военкомата совместно с психиатрами из психушки из личной ненависти прилепили диагноз F64.0 (транссексуализм), прямое показание к смене пола! Когда трансгендеры добиваются этого годами (получить диагноз, сменить документы, пройти пластическую операцию), то нормальным людям этот диагноз порой лепят ни за что (даже без посещения психушки — если военный психиатр договорится с психиатром из психушки, то так и будет), ломая всю дальнейшую жизнь. А сейчас, когда «деньги ходят за пациентом», это для них отличная кормушка в распиливании бюджета. Человек годами может не знать, что он на психиатрическом учёте состоит. А проблема может всплыть при попытке смены места работы. Напомню, вместо того, чтобы меня комиссовать по эндокринологии (как следствие нарушений формирования пола) меня комиссовали по F64.9 — трансгендерному диагнозу. В мирное время это не влияет на трудоустройство, а в военное время — негативно сказывается. Со статьёй 18-б при военном положении выехать из страны самая настоящая «лотерея» (выпустят или нет зависит от пограничников — требуют статью 18-а в военном). А в Украине при статье 18-б в зависимости от сопутствующего диагноза ты или годен воевать (если лунатизм и другие не тяжёлые отклонения) или не годен (если трансгендерный диагноз), но всё равно военнообязанный. А со статьёй 18-б в военное время ты не годен работать, без особой справки от психиатра, которая действительна ограниченное время.
+
+23
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
6 мая 2022, 10:12
#
Это частный случай, и могу сказать что подобных «частных» случаев в разных проявлениях просто масса. когда людям безе причины «ломали» будущее. но при удобном случае, сразу вспоминали об обязанностях как гражданина.
+
+15
mlp711141
mlp711141
6 мая 2022, 10:29
#
Вспоминали, потом носом вертели. Знаю такие случаи. Меня военкомат вообще «потерял» — в Дії мне эта опция не доступна. Даже налоговую декларацию не могу подать, если не открою ФОП. А в приложениях банков у меня есть опция заплатить налог как ФОП, которого нет.
+
+43
Teilor
Teilor
6 мая 2022, 12:49
#
Если вас не видит военкомат — радуйтесь.
+
+15
mlp711141
mlp711141
6 мая 2022, 13:13
#
Это я и делаю. Но в 2019 году, когда меня пригласили в Киевоблэнерго, из-за статьи 18-б я не смог получить «синенький» психиатрический сертификат (наркологический «зелёненький» мне выдали без проблем — я абсолютный трезвенник, что некоторым психиатрам не нравится, а нарколог меня ставит в пример для подражания). Мне психиатры «настойчиво предлагали» сменить диагноз F64.9 на F64.0 через двухнедельную госпитализацию, и написать расписку, «что я не буду приставать к девушкам как лесбиянка» (смена документов не обязательна). Но с какого перепугу им такое в голову взбрело, если они знали, что у меня антисексуальная позиция (отказ от секса)? Бывший директор опять оклеветал? Я отказался от госпитализации: надо маме помогать (ногу сломала подскользнувшись на лесной тропе), во дворе полно работы, хотя-бы на шабашках надо ремонтировать технику и электропроводку, раз не допускают работать официально. Мне и юрист говорил — работай неофициально. Это было в Украине. И в том-же 2019 году.
+
+33
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
6 мая 2022, 9:13
#
…Схема такова: женщины ввозят машину, на стороне Украины отдают конкретным людям, получают за это средства и снова пешком возвращаются за границу, забирают другой автомобиль и так по кругу. Сначала, насколько я знаю, такая поездка стоила $50, сейчас уже $100…
Это вообще что было? Эта информация была озвучена человеком с академической степенью, руководителем государственного института при А Н Украины? И кто, интересно еще так думает? Сообщаю, что сама процедура ввоза авто в режиме «импорт» и оформления первичной таможенной накладной НЕ ИЗМЕНИЛАСЬ и схема очень простая автомобиль, водитель на кого оформлена купчая, справка о снятии с учета (на основании купчей с данными покупателя) и страховка (не для таможни, но тоже оформлена на покупателя. Есть два варианта или сам покупатель или доверенное лицо с наличием доверенности с переводом на английский и нотариальным заверением ОБЯЗАТЕЛЬНО! Даже, если завозится обычная «бляха» не импорт, то и Польша и Украина требуют чтобы водитель был вписан в тех паспорт или туже доверенность или рядом должен находиться собственник авто. Есть конечно вариант «прицепить» левого гражданина, но он незаконный и соответственно может вскрыться ну и сам риск стоит далеко не сто долларов. Может, конечно что-то поменялось, и Польша стала выпускать снятые с учета авто (находящиеся в «воздухе») без собственника, а Украина стала запускать авто без надлежащего оформления. но я в это ни при каких обстоятельствах не поверю.
+
0
mlp711141
mlp711141
6 мая 2022, 10:18
#
В Польше часто старые телевизор и микроволновку дешевле стоит отремонтировать, чем утилизировать. А все телевизоры на учёте — за факт наличия минимум одного телевизора (максимальное количество не ограничено) на домохозяйство начисляется налог на телевизор. Хочешь не платить этот налог? Смотри телепередачи с ноутбука. Если для утилизации телевизора требуется снять его с учёта, то для авто — тем более. Вот и могут перегонять евробляхи снятые с учёта, или снимать их с учёта после перегонки в Украину.
+
+14
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
6 мая 2022, 10:32
#
НЕТ, автомобиль это не телевизор. и требует и снятия с учета как транспортное средство в стране регистрации и постановки на учет в Украине на основании определенных документов после прохождения процедуры таможенной очистки, даже при «0» ставке. таможня выполняет функцию проверки легальности авто , и последующей сертификации соответствия норм заявленного транспортного средства. Ну, а «бляхи» это совсем другая история.
+
0
mlp711141
mlp711141
6 мая 2022, 10:51
#
Но тогда нужны транзитные номера, иначе через границу перевезти можно его только как груз на автовозе.
+
+14
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
6 мая 2022, 11:03
#
Послушайте, эта процедура одинаково регламентирована во всех странах и во всех странах требования обязательны -наличие гражданина или бывшего собственника или нового собственника и таможенные «режимы» пересечения границ тоже во всех странах одинаковы — или импорт или временный ввоз (в некоторых странах требуют перевод тех паспорта и постановку на временный учет) или транзит (условия оговариваются внутренним таможенным законодательством). А как само авто пересекало границу -на автовозе или своим ходом этот вопросмало кого интересует, главное это выполнение всех условий присущих к разным «режимам» ввоза авто согласно таможенному законодательству.
+
+96
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
6 мая 2022, 9:16
#
Ну и можно подитожить. Уверен что после прочтения этой статьи, еще больше людей захотят уехать состраны, и наверно количество желающих получить гражданство ЕС тоже увеличится.
+
+29
bonv
bonv
6 мая 2022, 9:42
#
Цікаво і толково.
+
+15
BEZE
BEZE
6 мая 2022, 11:02
#
Час покаже
+
+9
SkrudjMacduck
SkrudjMacduck
6 мая 2022, 9:49
#
Може з машинами пані псіханула… а Гриша пише, але вцілому правду сказала. Лишаться ті, хто зможе влаштуватися і все. А влаштуватися не так просто. Частина моїх знайомих вже повернулася. Одні сиділи в готелі і чекали, поки їм дадуть роботу, а роботи нема, або на якесь таке не хотілося. Інші думали, що їх поселять в палац, а по факту хостел. Також вже вдома. Дуже багато, а це в основному сусіди тернополяни, просто злякалися, що москаль дійде до Збруча… тому поїзали до знайомих в Польщу. Побули трохи і приїхали. Перші дні війни стоянка під будинком була майже порожня, зараз вже знову, як було. Є ще одна група, це колеги по роботі, праця у нас дистанційна, високоінтелектуальна (це щоб Гриша мав з чого постібатися), більшість штату аналітики, тому виїхали і працюють дистанційно, а крмпанія в Києві. От вони не поспішають повертатися. Але і це до пори до часу, бо тут в Україні вони унікальні спеціалісти зі знаннями не лише в галузі, але й з локальними особливостями, а там таких багато, зі своїми знаннями. Тому 90% точно повернуться, особливо коли бойові дії скінчаться і біженців перестануть утримувати.
+
+14
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
6 мая 2022, 10:22
#
Вот видите, вы меня обвиняли в том что я вас оскорбляю, а сами так хотите «подхамить». Ну, а поповоду «пані». «Пані» она в магазине и у себя на кухне. а в подтексте ею сказанного. она государственный чиновник директор института, и когда она что-то говорит, то должна понимать что говорит. Это так, к слову. Ну, а по поводу …це щоб Гриша мав з чого постібатися. а за чем? Если вы заметили, то во мне совершенно отсутствует понятие «зависти», что можно заметить в моих словах, в которых я ни когда и ни кому не говорю ни об образовании. ни о прошлой, настояшей жизни и т. п. А по большому счету, я и моя семья для себя уже все решили, только будет возможность мы все дружно будем уезжать с этой страны (слава Богу есть куда и за что) так что возможность «постебаться» оставляю другим.
Еще раз с уважением!
+
+1
Sage05
Sage05
6 мая 2022, 16:23
#
Спасибо что уезжаете.
+
0
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
6 мая 2022, 16:53
#
Ну если вам будет от этого легче жить то пожалуйста, тем более, таких как я достаточное количество,так что вам будет, наверно, комфортней жить.
+
+24
Sage05
Sage05
6 мая 2022, 22:38
#
Не, если бы таких как вы было достаточное количество, то мы бы жили на расее.
+
+14
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
8 мая 2022, 7:01
#
Я не хочу, авс оскорбить, но может лучше вам обратить внимание на лично вашу и вам подобным деятельность и гражданскую позицию начиная с 1991 года. А то как тосам процес развешивания ярлыков, говорит о многом,а самое главное о вашей личной позиции и понимании мира.
…Спасибо что уезжаете… И вопрос — это лично ваша позиция как гражданина Украины? Или группы лиц? И чем же я вам так «дорогу перешел»?
+
+29
Sage05
Sage05
8 мая 2022, 9:40
#
Моя территориальная громада, себя отлично чувствует, спасибо. И мы достигли многого: больничка на 16 коек стационара, нормальные дороги, школа оборудованная для уроков по скайпу/зуму от учителей из Европы, своя СЭС на 11мвт и многое другое, включая бесплатный школьный автобус и питание. А вы что сделали? Тьху.
+
+15
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
8 мая 2022, 15:47
#
И опять без оскорблений не обошлось. Ну, а по факту сказанного вами, это действительно позиция гражданина, интересы которого заканчиваются интересами территориальной громады. Спасибо.
+
0
An GenShuo
An GenShuo
8 мая 2022, 15:44
#
Мы все благодарны, можете и семена с собой прихватить.
+
0
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
8 мая 2022, 15:48
#
«Мы» это кто? И кто такой Семен?
+
+180
gorobezus
gorobezus
6 мая 2022, 11:26
#
Еще месяца три такой жизни и по открытию границы свалят все рабочие специальности, останутся только такие «ученые» и другие сидящие на бюджетном финансировании. Хотя что будет с бюджетным финансированием по итогу — вопрос тот еще. Сейчас мы живем за счет займов и печатного станка. Но долго так жить — очень чревато.
+
+81
Poexali
Poexali
6 мая 2022, 12:44
#
90 % из 10 % выехавших. Осталось спросить оставшихся 90% в Украине, которые не могут выехать и вывезти семьи из-за запрета на выезд.
+
+87
ccc2013
ccc2013
6 мая 2022, 13:21
#
Уехавшие мужчины- заробитчане точно не вернутся,т.к.их потом назад за границу уже не пустят ((
+
0
mlp711141
mlp711141
6 мая 2022, 13:53
#
Особенно если местный документ заменяющий документ удостоверяющий личность действителен, а украинский будет просрочен к тому времени. Тогда по сроку проживания и сумме уплаченных налогов в местную казну останется искать вариант подаваться на получение гражданства.
+
+46
efess
efess
6 мая 2022, 13:55
#
Не только заробитчане,а и вообще мужчины до 60 лет,успевшие выехать)))
+
+47
mazaj
mazaj
6 мая 2022, 13:57
#
Общался за эти месяцы с огромным количеством украинских беженцев в Дюссельдорфе (Германия). Их можно разделить условно на 2 группы.

Первая — приехавшая из зоны боевых действий (Харьков, Мариуполь, Северодонецк, Чернигов, Буча, Сумы и т д). 90% из них не хотят возвращаться не только в своей город, но и в Украину в принципе. Не зависимо, уцелело ли их жилье, жива ли инфраструктура. Они всеми правдами и неправдами активно стараются зацепиться за новую жизнь. Их дети даже онлайн, в большинстве своем, не учатся в украинской школе, зато очень активно интегрируют детей в немецкую жизнь и школу. Мысленно они в Германии. Вернуться готовы только если война закончится, зацепиться они не смогут и их попрут из страны. Но говорить об \том не хотят.

Вторая — бежавшая из тыла (иногда сильно глубокого — Львов, Белгород-Днестровский, Кременчуг, Одесса, Словакия, Киев, Польша, Винница и т д), устав бояться воздушных тревог или пользуясь открывшимися возможностями переехать в Германию. Тут, в отличии от первой группы, держаться за новую страну и жизнь до последнего хотят примерно 50%. Еще примерно 25% хотят однозначно вернуться (единицы уже возвращаются), их дети в большинстве продолжают даже заниматься онлайн в укр школе. Еще 25% будут пытаться остаться в новой стране, новые знания и навыки не помешают, но не будут расстраиваться, если не получится зацепиться и придется возвращаться.
+
0
mlp711141
mlp711141
6 мая 2022, 14:59
#
Вот именно! Зацепиться за новую жизнь — особенно если в Украине нет места для таких людей (например, по состоянию здоровья или из-за скрытых преследований, таких как ксенофобия по происхождению, состоянию здоровья, религиозному или имущественному положению), отсутствие своей недвижимости (что даёт агрессору, такому как нечистый на руку работодатель или ему подобный, больше рычагов манипуляции над человеком). Лично в мой адрес были неоднократные проявления ксенофобии по признакам интерфобия (ксенофобия по состоянию здоровья), социальное положение в обществе (уровень достатка ниже среднего).
+
+21
Antony21
Antony21
6 мая 2022, 19:11
#
Вважаю, що обмеження можливості виїзду — правильний крок. Обов’язок чоловіків — захищати свою країну. Робити це можна в різних формах. Навіть, якщо вони не поповнять лави збройних сил, то можуть вступити до тероборони, волонтерити, врешті-решт, працювати на своїх робочих місцях. Це буде на користь економіці України, а отже — нашій армії.

Это конечно все чудесно, только в тероборону и волонтеры уже не берут, роботы нет. Чем семью кормить? Немедленно открыть границу для всех студентов, преподавателей и т. д. Иначе дело будет плохо.
+
+12
mlp711141
mlp711141
6 мая 2022, 20:36
#
Воевать не годен, в то-же время военнообязанный. Работать в мирное время допускали (работал радиомехаником на ЖД и потом электромонтёром на заводе, контролёром энергонадзора в Волновахском РЭС, электронщиком на интернет-провайдера). Правда, на последнем официальном месте работал более полугода неофициально, приняли официально спустя восемь месяцев и без медкомиссии. Иначе бы не приняли — военное время. А в Киевоблэнерго не приняли по причине военного билета — психиатры не пропустили из-за статьи 18-б в военном билете. Поэтому сейчас работаю неофициально. Так что налогов от меня только с покупки украинской продукции (витамины, безрецептурные лекарства, БАДы и косметика для мамы) — всё остальное, что нельзя доставить почтой, покупаю в местных склепах и галереях (аналоги магазинов и супермаркетов). Надо будет в ближайший Lidl или в Dino заглянуть, посмотреть, что там за цены на продукты, а то на базаре дороговато.
+
+179
bublik
bublik
6 мая 2022, 21:54
#
Досить повторювати цю туфту про обовязок чоловіків! Ніхто нікому нічого не зобовязаний! Чоловік зобовязаний виключно своїй сімї — заробляти гроші, бути живим для дітей й дружини, доглядати за старими батьками бо держава з пенсіонерів зробила жебраків!
Державі громадянин максимум що зобовязаний то це платити податки, а якщо держава цими податками не змогла розпорядитись і дала можливість розікрасти то нехай чиновники і воюють!
Крім того, країна це не повітря між вкраденими в народу облгазами, обленерго, землею, надрами і т.д. Закон про націоналізацію всього вкраденого в народу на стіл і можна говорити про країну!
Згідно досліджень через корупцію і контрабанду бюджет України не доотримує 25 млрд. долл. щорічно, а це 500 найсучасніших літаків в рік, або 5000 найсучасніших танків в рік! Для утримання 100 тис. професійної армії потрібно максимум 5 млрд. долл. в рік!!! За 5 років, якщо не красти, можна було таку армію з такою технікою організувати що НАТО й не снилось!
Закрили кордони й думають що люди яких 30 років гнали на заробітки за кордон мають розгребсти те що наробили чновники!
+
+23
Sage05
Sage05
6 мая 2022, 22:41
#
Для начала, могли бы вернуть смертную казнь и национализацию, да?) а если нет- выходит что можно красть и как с гуся вода. Вы уже определитесь: вы или за сильного хозяйственника, или как европу. Тут вместе никак не получится. Смотрите на тухлодырую венгрию и грецию.
+
+45
bublik
bublik
8 мая 2022, 12:10
#
Я про смертну кару нічого не писав, але скажу що я б її ввів для держ. службовців однозначно! Чому? Я написав вище! За те що нині вбивають наших громадян й руйнують наші міста в великій мірі, а може і в більшій, відповідальні саме наші чиновники! Це вони корупціонери, це вони кришують й організовують контрабанду, це вони вбивають нашу економіку! Саме через них наша країна тільки за останні 5 років не доотримамла близько 125 млрд. долл. в бюджет, через що наша країна не змогла профінансувати професійну армію, закупити тисячі танків, сотні сучасних літаків і багато іншої зброї!
+
+30
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
8 мая 2022, 15:52
#
Согласен на все «100». только маленькая праблема, вас не поймут. Вы говорите с позиции гражданина государства, а основная масса живет частными, шкурными, интересами, особо не обременяя себя такими вопросами.
+
0
Sage05
Sage05
8 мая 2022, 20:11
#
Ну вот видите: вы за смертную казнь, представьте себе как у нас верховные судьи были избраны по взяткам и они сейчас бы так насудили, что всех полезных деятелей поубивали бы, и оставили всяких я*ценюхов, потрошков и опзж.
Не получается так, чтобы было по-европейски. Если брать что-то усреднённое, то прихватюков нужно подеребанить и голыми, со всей их голой семьёй, сослать в трудовые лагеря, до конца их дней. Так вроде и не убили, и проблему решили.
+
+65
idebsa
idebsa
8 мая 2022, 16:58
#
«Эллочка в сферическом ваккууме». Абсолютно оторвана от реальности. Вы действительно верите, что будет переизбыток рабочих мест ? Квалифицированные иностранцы толпою ринутся в Украину ? Ну прям Нью-Васюки. По факту люди сейчас: 1) многие потеряли работу или работают на минималке или волонтерствуют 2) многие бизнесы так и не оправились от шока и не работают уже около 3х месяцев, когда начнут работу — не понятно. 3) большинство высокооплачиваемых специалистов не работают и тихо помышляют о выезде, так как здесь слабые перспективы, даже после успешного окончания войны Украиной.

Элла, пожалуйста, продолжайте и дальше писать, народ в последнее время все больше начинает любить фантастику
+
+15
gorobezus
gorobezus
9 мая 2022, 9:14
#
Выше я написал о том же. Большинство работавших и работающих в секторе производства реальных вещей — сейчас реально выживают, по окончанию боевых действий ситуация сильно не улучшиться. Если кто думает что здесь по окончанию войны будет инвестиционный бум — то он сильно заблуждается, со времен майдана до ново
+
+29
gorobezus
gorobezus
9 мая 2022, 9:17
#
Й войны прошло восемь лет, уровень жизни хотя бы до польского дотянули? А сейчас ситуация гораздо хуже восьмилетней давности и у европейцев сейчас своих проблем хватает, как только кончится война — про нас забудут.
+
+9
Ghostua
Ghostua
8 мая 2022, 21:16
#
Как-буто в советский отдел кадров сходил. Особенно первое фото, и задний план последнего. Величие так прет, и вумная вон скока всего прочитала/написала
«90% планируют вернутся, но планы могут поменяться» аналитика уровня хрустального шара.
Многи кто сейчас хочет, зацепится не понимают что рано или поздно режим «временной защиты» закончится, и будет два пути остаться в Европе нелегал или беженец, все прелести второго можно у сирийцев узнать.
+
+49
SkrudjMacduck
SkrudjMacduck
9 мая 2022, 13:31
#
Багато всі коментатори кажуть, що ті, хто виїхав, ХОЧУТЬ зачепитися… ХОЧУТЬ знайти роботу. Згадав старий тост «Имею желание построить дом, но не имею возможности… имею возможность купить козу, но не имею желания…» далі пам’ятаєте. Так і за кордоном, щоб отримати нормальну роботу в Німеччині, треба підтвердити диплом. Навіть електриком не візьмуть, бо там допуски потрібні, а їх без диплома не дадуть. Працювати за кеш, а жити за соціалку — можна, але не довго. Якщо для когось варіант жити на подачку і харчуватися в приюті… я би вибрав бути інженером на Азовсталі… так, через роки, але… Зрозумійте мене правильно, в Німеччині вам ніхто комунізм не збудує… переселенці це не олінклюзів. Через рік від наших людей втомляться, а коли війна закінчиться, то попросять на вихід… чемно, без нажиму. Звісно, розумніші та уміліші прилаштуються… але такі і в Україні не бідували, і після війни буде не гірше, принаймні на 70% території. Я би не проміняв мою теперішню роботу на таку само в Німеччині, навіть з підвищенням зарплати. Мені і тут добре, розумні люди ціняться вскрізь і завжди, мій роботодавець розуміє це.
+
0
gorobezus
gorobezus
9 мая 2022, 13:53
#
Мой в отличие от вашего — нет, и предыдущие тоже, по крайней мере в денежном эквиваленте это замечено не было.
+
+15
gorobezus
gorobezus
9 мая 2022, 14:14
#
И проблема даже в не работодателях — хрен с ними. Проблема в ущербности социальной политики нашего государства. К сожалению год назад мне пришлось столкнутся с нашей так сказать «медициной». Вкратце — чуть не помер, но диагноз местная медицина установить не смогла, при этом лечение сводилось к симптоматике. Обследовали меня вдоль и поперек, осталось только резать, но на такое я уже не пошел. Слава Богу как скрутило, так и отпустило. Но по ощущениям — заслуги местных «эскулапов» процентов 10 от силы, и процентов 90 моей индивидуальной живучести. Про «бесплатность» местной медицины — отдельный разговор. И как вишенка на тортике — больничные с опозданием в два месяца.
+
0
Sage05
Sage05
12 мая 2022, 22:10
#
Медстраховку оформите в Добробуте или в аналоге и норм всё будет. На государственную медицину надеяться не стоит, её убили уже давно.
+
0
Sage05
Sage05
12 мая 2022, 22:09
#
Неистово плюсую: спецы в Украине отлично себя чувствуют. Если клубнику собирать- то конечно лучше финка-польша.
+
+33
Burgand
Burgand
9 мая 2022, 22:26
#
А ещё такая категория людей как мы: переселенцы с Донбасса, восемь лет снимаем жилье и нехрена от государства не смогли получить (депозит есть 12000 грн, помощь переселеннцам не положена), а щас опять двадцать пять, только бежать некуда, остались всей семьёй в Украине работаем ни от кого ничего не просим и верим в победу!!!
+
0
An GenShuo
An GenShuo
9 мая 2022, 23:13
#
Поедьте, заработайте в европе пока есть возможность. Сэкономьте денег, после вернитесь и ищите, что уже ближе к душе. Возможно так будет легче.
+
0
mlp711141
mlp711141
10 мая 2022, 0:16
#
Легко сказать, «поедьте!»… Не каждый может. Нормальных (или почти) нормальных мужчин не выпустят. Людям с нарушением формирования пола (интерсекс-людям, по старому (псевдо)гермафродитам и им подобным), трансгендерам, инвалидам тоже нелегко выехать. И большинство из них не годны воевать, но военнообязанные (если *** не имеют хирургических дефектов, пусть даже «не функциональные должным образом»). А вы говорите, «поедьте!»… Для выезда нужна категория «Д» в военном, и статья **-а — со статьёй 18-б не всех выпускают — требуют статью 18-а. А кого со статьёй 18-б выпустили, тем возвращаться потом нельзя под угрозой преследований и репрессий за выезд из страны. Ну, или другой требуется диагноз, относящийся к категории «Д», например, глаукома (с глухотой могут не выпустить), опорно-двигательный аппарат, или что ещё…
+
+14
An GenShuo
An GenShuo
10 мая 2022, 1:02
#
Женщине можно выехать, мужчинам придется подождать или работать онлайн.
+
0
mlp711141
mlp711141
10 мая 2022, 17:35
#
Соглашусь с вами. Но в Украине, чтобы работать на иностранного работодателя, надо чтобы или работодатель открыл представительство фирмы, или самому быть ФОПом, или как фрилансеру с ним сотрудничать (самостоятельно, или через ФОПа или «фирму-прокладку/посредника)». Или работать неофициально. Потому что государство стремится заставить нас работать на внутреннем рынке труда Украины. Но мне это не представляется возможным (читай пост выше: с моим военным билетом не возьмут — мне врачи разрешат только директором работать, на что у меня нет должного образования). Альтернативное решение: иностранный ВУЗ, быть ФОПом или фрилансером. Тогда действительно проще работать на иностранного работодателя. Или перебравшись в Карпаты в Украине или в Карпаты в другой стране.
+
+14
mlp711141
mlp711141
10 мая 2022, 0:25
#
Мы с мамой тоже переселенцы с Донбасса, второй раз бежали от войны.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться