Восемь экономистов мирового уровня написали концептуальную записку о том, как должно выглядеть послевоенное восстановление Украины. Forbes опубликовал краткое изложение документа. «Минфин» выбрал главные тезисы.
План Маршалла для Украины: что предлагают 8 ведущих экономистов мира
Из-за войны Украина уже потеряла как минимум 30−50% производственных мощностей, преимущественно на востоке страны. Треть сельхозкультур не была посеяна. 94 корабля с агропродукцией на экспорт заблокированы в Черном море россиянами. Только 1% украинских компаний до сих пор не понесли убытков в результате военных действий.
Восстановление послевоенной Украины будет иметь больше общего с восстановлением Европы после Второй мировой войны, чем с восстановлением стран, пострадавших от более современных войн, например, Афганистана.
Основная черта — государственные институты продолжают работать, страна обладает высокообразованной рабочей силой, а около 80% беженцев, вероятно, вернутся после завершения горячей фазы войны. Дополнительное существенное отличие от стран Ближнего Востока, Африки и Центральной Азии — перспектива членства в ЕС. Вряд ли это произойдет в ближайшее время, но Украина может рассчитывать на существенную поддержку Европы на этом пути.
Объем предполагаемой международной помощи на реконструкцию может достигать от €200 млрд до €500 млрд.
Читайте также: Международная помощь Украине: 95% — кредиты, которые нужно возвращать после войны
Подготовка к Плану
Восстановление Украины должно состоять из четырех фаз, первая из которых уже должна начаться и включать подготовку к немедленному старту реконструкции после завершения боевых действий.
Одна из ключевых задач в настоящее время — поддержка бизнеса, переехавшего в другие регионы из прифронтовых зон. Для этого необходимы программы занятости для переселенцев, техническая помощь предпринимателям с финансами, логистикой и связью и создание специальных экономических зон в регионах глубокого тыла.
Отдельное направление — строительство дополнительного жилья (акцент — на современных модульных конструкциях, такие дома потом можно будет приватизировать). Проблему дефицита жилищных условий послевоенная Европа решала 10 лет. Этот фактор существенно ограничивал развитие Восточной Германии после объединения с ФРГ, ведь сдерживал возвращение рабочей силы, прежде всего, квалифицированной.
Читайте также: Три сценария для экономики Украины во время войны
Международное агентство по восстановлению Украины
Уже на сегодняшней стадии необходимо мобилизовать международную поддержку для участия в первой фазе реконструкции. Ввиду сложности задач и большого количества источников помощи восстановление Украины должна координировать отдельная специально созданная международная структура. Похожие функции выполняла Администрация экономического сотрудничества (Economic Cooperation Administration, ECA), которая администрировала План Маршалла для Европы.
Это агентство должно быть аффилированным с ЕС (ECA было основано как самостоятельное агентство правительства США, но не как часть Госдепа) и иметь четкие сроки существования. Проекты с неопределенным периодом реализации, например, Программа облегчения и реабилитации ООН после Второй мировой войны или Трастовой фонд реконструкции Афганистана, были не слишком эффективными.
Агентство должно получить автономию в принятии решений. Например, предоставлять правительству финансирование без согласования с другими международными политиками и структурами или, наоборот, останавливать, как было в случае, когда ECA отозвала помощь для послевоенной Греции, которая использовала деньги не по назначению.
Важное условие — Украина является «владельцем реконструкции»: план восстановления (для начала пятилетний) разрабатывают местные власти, но с активной помощью агентства, в том числе с инвентаризацией убытков. Правительство финансирует часть расходов и формулирует заявки, утверждаемые агентством. К разработке плана следует привлекать местных специалистов: этого не было в Ираке, что явилось одной из причин провала программы восстановления.
Большую роль в восстановлении играет частный сектор: «План Маршалла» предполагает, что правительства могут продавать бизнесу сырье и другие товары, полученные в рамках внешней помощи. Эти средства направлялись на отдельный счет, их дальнейшее движение контролировало правительство США.
Читайте также: 5 способов заставить Россию заплатить за разрушенную экономику Украины
Приоритеты для экономики
Экономика вернется к нормальной жизни, но в некоторых аспектах правительству следует действовать иначе.
- После окончания войны НБУ вернется к инфляционному таргетированию и отпустит курс гривны. Вероятно, придется восстановить механизм долгосрочного рефинансирования банков по аналогии с запущенным в 2020 году во время коронакризиса. Скорее всего, эти послабления будут сопровождаться девальвацией, поэтому часть валютных ограничений останется, а колебания курса можно смягчать за счет резервов Нацбанка.
- Правительство может провести переговоры с кредиторами, чтобы снизить долговую нагрузку. После 2003 года Ирак получил резолюцию ООН, создавшую иммунитет от дефолта для правительства страны.
- Украине следует инвестировать в диверсификацию источников поставки энергоносителей. Например, увеличить пропускную способность газопроводов, связывающих Украину и ЕС, начать строительство терминалов сжиженного газа, отказаться от покупки ядерного топлива в России, восстанавливать/модернизировать нефтяные терминалы в Черном море.
- Блокада украинских портов Россией обнаружила уязвимость украинских торговых маршрутов. Украина должна иметь более устойчивую транспортную связь с ЕС (железная дорога, автобаны, трубопроводы, мосты). Прогресс можно ускорить с помощью концессий и совместных предприятий.
- Города — Харьков, Мариуполь, Чернигов и другие — нужно отстраивать полностью, практически с нуля. Реконструкция должна основываться на новейших технологиях. Например, общественный транспорт должен состоять из электрических автобусов, модернизированных трамвайных линий
и т. д. - Во время реконструкции можно спланировать оптимальную сеть аэропортов: не нужно делать воздушное сообщение между городами, если скоростной поезд преодолевает это расстояние за три-четыре часа. Одновременно с ремонтом железнодорожных путей нужно строить новые пути, пригодные для запуска скоростных поездов. Внедрение европути может значительно расширить возможность использования железной дороги для экспорта украинских товаров в ЕС.
Борьба с коррупцией
Опыт внедрения Плана Маршалла свидетельствует, что даже в Италии, где в то время был достаточно высокий уровень коррупции, удалось эффективно использовать международную помощь. Прежде всего благодаря высокому запросу общества на реконструкцию.
Важная задача — быстро привлечь иностранных инвесторов. Для этого понадобится система существенных стимулов. В частности, правительства и международные институты, например ЕИБ, ЕБРР, Всемирный банк могут субсидировать компании (снижение налогов, субсидированные кредиты, доступ к экспортно-импортным кредитам, страхование в связи с повышенным военным риском), которые инвестируют в Украину.
Для разрешения споров правительство и инвесторы могут временно воспользоваться правовым полем стран ЕС.
Комментарии - 12
Возвращаться куда и зачем? Увидеть или принять участие в очередной революции? Или вы думаете, что после войны, все дружно обнимутся и будут радостно жить дальше и ни кто не вспомнит о том что происходило последнии восемь лет и ни у кого не будет желания узнать о строительстве «стены Яценюка» и о многом другом? Или вы думаете что опять не начнется «борьба» за власть с целью контролировать новые «потоки» ? Уверен, что уедет еще больше!
Пока не будут проведены мероприятия в отношении граждан, на разных постах, которые вели с 2014 года антигосударственную деятельность, в этой стране обычному человеку нет места!
Лично я (и многие с моего окружения) уже морально готов, не смотря на возраст уехать со страны на всегда! Хватит финансировать казнокрадов разных мастей!
Проблема не в наличии чиновников, а в необходимости самой их должности и наличия их ведомства. Просто нам как-то внушается «пагубная" статистика — Германия в среднем на одного чиновника приходится 165 граждан, в Англии 157, в Украине — 171 а в Литве и Эстонии на одного чиновника приходится в среднем 52 гражданина. Так что дело в не наличии, а в совсем другом, в самой модели института исполнительной власти.