После почти полутора месяцев войны украинские банки и валюта держатся достойно. На межбанке, с учетом всех ограничений НБУ, котировки доллара находятся в коридоре 29,25−29,55 гривен, на наличном рынке сохраняется уровень от 31 до 33,50 гривен. Для воюющей страны — очень неплохо.
Зачем РФ стремится навязать свою валюту Западу и почему это опасно для Украины
А вот российскую экономику лихорадит. Реагируя на многочисленные санкции, курс доллара на наличном рынке взлетал до почти 200 рублей. Поэтому власти РФ прибегли к административным мерам с элементами «творчества»: они жестко ограничили возможности иностранцев по выводу капитала и таким образом искусственно удержали курс. Параллельно были проведены манипуляции на Московской бирже, шантаж отдельных иностранных игроков и запугивание их потерей собственности при уходе из России. На российском межбанке курс доллара взлетал выше 150 рублей, но затем стабилизировался.
Читайте также: Почему в России появилось 3 курса рубля
График курса рубля к доллару в период с начала войны в Украине:
Одной из самых креативных идей оказалось желание Кремля получать оплату за газ в рублях. По замыслу, эта мера должна была поддержать рубль и продемонстрировать Европе, кто в газовом доме хозяин.
Требование привело в очередной шок крупных европейских покупателей газа и нефти. Замысел россиян прост: вы арестовали наши ЗВР, мы заставим вас платить рублями. Дефицит российской валюты должен был вынудить иностранцев активно скупать ее на межбанке и стимулировать спрос. Центробанк PФ надеялся, что брать рубль иностранцы будут у тех западных инвесторов, кто получит погашение и выплаты процентов по долгам российских компаний в рублях из-за заморозки ЗВР. Это особо не сработало, но надо понимать, что рекордный рост цен на энергоносители в мире в это время очень подыграл агрессору.
В итоге санкции ЕС, США и других стран против российского регулятора обвалили курс рубля в начале марта, но затем частично его же и укрепили за счет катастрофического падения импорта в страну и закрытия большинства западных компаний в РФ. Россия привыкла к роли всемирной бензоколонки и особо не в состоянии быстро перестроиться. Разрыв логистических связей на фоне нарастания последствий западных санкций — главная проблема для российского руководства после провала военного блицкрига в Украине.
Страны ЕС: пока не стоит обольщаться
По расчетам Bloomberg, в 2022 году РФ экспортирует энергоносителей на $321 млрд. Благодаря высоким ценам на нефть и газ профицит внешней торговли, даже несмотря на санкции, составит $240 млрд. Этих сумм, к сожалению, достаточно для подстраховки банковской системы России, экономики и продолжения агрессии против Украины. Имея определенный запас прочности, РФ практически пытается перехватить инициативу и сейчас шантажирует ЕС, подталкивая Евросоюз покупать газ за рубли.
Германия и Франция, а также еще ряд стран Евросоюза наотрез отказались выполнять требование россиян. Но небольшие страны, а также Индия, которая решила воспользоваться ситуацией, все же стали играть по правилам РФ. Например, та же Словакия всерьез подумывала о возможности пойти на расчеты в рублях, но в конце-концов не решилась.
Читайте также: Страны «Большой семерки» отказались платить за российский газ в рублях
Но на самом деле — это просто пробный шар. В дальнейшем же Россия планирует перевести на рубли торговлю не только газом, но и другими своими товарами, в первую очередь — сырьем. А это уже камень в огород США, ведь доллар — главный элемент в расчетах по нефти, газу, углю, золоту
Интересно, что расширить список экспортируемых за рубли товаров, включив в него удобрения, зерно, масло, нефть, уголь, металлы, лес, предложил 30 марта спикер Госдумы PФ Вячеслав Володин, которого считают близким к Путину человеком. При этом идет жесткий шантаж — в случае отказа западных стран покупать российский газ за рубли РФ готова приостановить поставки, что уже напугало некоторые европейские страны. Та же Германия уже запустила «чрезвычайный план», который предполагает сокращение энергопотребления. Это звоночек Кремлю, так как эта страна импортирует порядка 56,3 млрд кубометров российского природного газа в год, что составляет около 55% импорта.
Читайте также: 1 млн баррелей в день: Байден объявил о рекордных поставках нефти из стратегических запасов
В этот раз Европа отстояла свои интересы. Страны заявили, что не будут платить рублями за российский газ, поскольку в контрактах есть норма об оплате в долларах и евро. Чтобы не терять лица и в то же время обеспечивать объемы торговли энергоносителями, России пришлось давать заднюю и придумывать ненужную и сложную схему расчетов через свой Газпромбанк. По факту этот банк стал лишним звеном в цепочке конвертаций полученных евро от ЕС в рубли при оплате за газ с последующим их использованием тем же Газпромбанком в своих расчетах. Это добавляет определенной статистики российскому межбанку и искусственно увеличивает его обороты. А чиновникам РФ сейчас крайне важно показывать инвесторам, что все хорошо и что рубль устойчив.
Провал плана Путина
США поддержали позицию Европы в вопросе расчетов за энергоносители в долларе и евро. У американцев свои интересы:
1) желание определенным образом сбить цены на газ и нефть в мире и в самой Америке, где бушует невиданная инфляция. А скоро выборы и Байдену нужно демонстрировать избирателю победы в экономике.
2) ослабить позиции РФ в войне против Украины. Ведь «бензоколонка» продолжает черпать ресурсы для агрессии именно за счет торговли энергоносителями. И не случайно страны Европы, и другие мировые союзники Украины после событий в Буче, Гостомеле и Ирпене снова заговорили о полном эмбарго российских энергоносителей.
Нравится фактически провал идеи Путина о торговле энергоносителями за рубли и крупным европейским газовым концернам. Они не очень хотели бы терять на конвертации евро в рубли при российском сценарии расчетов по газу и нефти.
Но война в Украине как лакмусовая бумага показывает все положительные и отрицательные черты наших международных партнеров. Та же Германия не готова к полному эмбарго энергоносителей из РФ, поскольку не хочет навредить благосостоянию своих граждан и бизнеса. Немцы предпочитают проводить политику сокращения зависимости от российских энергоносителей, но пока не более того. Самыми решительными и прогрессивными в борьбе за эмбарго оказались наши ближайшие соседи — Литва, Латвия и Эстония. Они первыми решили полностью отказаться от голубого топлива из РФ.
Читайте также: Нефтегазовое эмбарго РФ: об этом все больше говорят в ЕС
Затяжная война в Украине обостряет проблему с логистикой по всем видам транспорта. И если на первом этапе это касалось только автоперевозок, то сейчас к ним стал добавляться и морской транспорт, так как во многих портах не хотят обслуживать российские суда.
Причем не только в качестве протеста против действий РФ в Украине, но и из-за того, что эти корабли часто не могут рассчитаться валютой за услуги из-за санкций. Участились случаи, когда подобные суда россиян начали менять порт своей приписки и юрисдикцию.
Серьезная проблема в России и с авиасообщением, как в части обслуживания самолетов, так и из-за обвала пассажиропотока. Есть серьезный конфликт и с иностранными лизингодателями самолетов, которым по факту сейчас отказали в возможности их забрать за рубеж.
Преследуя имперские цели, РФ продолжит частые попытки использовать рубль в качестве дополнительного инструмента для экспансии на временно захваченных территориях. А также будет активна и по внедрению различных механизмов искусственного подталкивания работы западного бизнеса с рублями в энергетическом и сырьевом секторах своей экономики. НБУ уже столкнулся с этим в Херсоне и Херсонской области и даже сделал соответствующее заявление в прессе. Подобные попытки внедрения российской валюты будут только усиливаться. От того, как настойчиво и последовательно страны Азии, ЕС и США будут соблюдать эмбарго по газу и нефти, во многом будет зависеть срок окончания самой войны и в Украине.
Комментарии - 7
Украина отказалась от русского газа теж только на бумаге.
Стратегический провал — который питает русскую войну и амбиции.
У меня главный вопрос, когда мы победим, мы откуда газ и бензу будет закупать?
все также у страны агрессора?