Член совета НБУ, аналитик Виталий Шапран, в своем FB изложил сценарий краха банковской системы страны агрессора. По его мнению, «Ахиллесовой пятой» сектора являются крупные вложения тамошних банков в ценные бумаги, которые перестали быть таковыми. «Минфин» публикует колонку с техническими корректировками.
Как схлопнется банковская система рф
Биржа закрыта
Мало кто обратил внимание, что с начала вооруженной агрессии Московская биржа — основная фондовая площадка России — так и не смогла открыться. Финансовый мегарегулятор — Центральный банк РФ — несколько раз откладывал открытие биржи, и вот в очередной раз стало известно, что с 14 по 18 марта Московскую биржу также не смогут открыть. Эта новость облетела все мировые СМИ. Однако, что стоит за этим событием, практически никто разбираться не стал. А зря: можно сказать, что после трагикомедии с курсом рубля и замороженными золотовалютными резервами ЦБ РФ тупиковая ситуация на Московской бирже способна превратить большую часть банков РФ в «ликвидационную массу», а в стране разразится невиданный для РФ банковский кризис.
Математика катастрофы
По состоянию
Вторая серия или «санкционная мясорубка» Но кризис в банковском секторе с открытием Московской биржи не закончится. Открытие биржи можно будет сравнить разве что с залпом Авроры, который возвестит о начале банковского Армагеддона. Уже сейчас «санкционная мясорубка» начала незаметно работать.
Эффект вытеснения
Повысив ставку до 20% Центральный банк РФ автоматически воздействовал на уровень ставок в России. К примеру, кто из физиков будет покупать облигации какого-то «Роспотребснабсбыт», если в Сбербанке можно разместить рубли под 18% годовых.
Падение ВВП
Сейчас в экспертной среде ведется два смежных фундаментальных спора.
Первый из них о том, на сколько упадет экономика РФ? Оценки колеблются от 8% до 30% за 2022 год.
Второй спор о том, на сколько санкции заблокируют реализацию нефти РФ: на 50% или на 70% от годового объема. Собственно, выручка от нефти и газа — это и есть один из ключей к прогнозу динамики ВВП РФ.
Я же считаю, что ключом к прогнозу годового падения экономики РФ остается не столько процент реализации годового объема нефти, сколько скорость сворачивания войны в сторону переговоров (дипломатии). При всей гнусности ситуации нужно признать, что первый квартал экономика РФ завершит еще почти по плану, а вот апрель (с 98% темпом падения контейнерных перевозок, растущей безработицей и неизбежным началом дефолтов в банковском секторе) откроет врата в экономический коллапс. Если Кремль успеет осознать, что в современном мире грады, самолеты, пушки и танки решают не все, то может быть, при хорошем расположении духа у властей США, ЕС и Японии, 2022 год обойдется для РФ в минус 10% ВВП. Если же противостояние будет продолжено, то даже минус 20% — это не предел падения.
Неплатежи по кредитам
Как показывает мировой опыт, падение ВВП больше чем на 10% обычно вызывает резкое ухудшение качества кредитного портфеля банков и провоцирует острый банковский кризис. Иными словами: те из российских банков, кто не помрет после открытия Московской биржи и «похудения» портфелей Облигаций федерального займа (ОФЗ) из-за роста процентных ставок, непременно умрут от кредитного кризиса. В итоге Россия получит то, с чего начинала 90-ые: банковскую систему с одним банком — Сберкассой. Но и эта Сберкасса может также не пережить кредитный кризис, и тогда часть вкладов россиян просто испарится, как это было при распаде СССР.
Танцы с бубном
Конечно, в Москве хорошо знают, чем может завершиться открытие Московской биржи. Подсматривая за форумами заправский трейдеров, я с удивлением обнаружил, что часть из них свято верит, что Московскую биржу от краха хрен знает какого марта 2022 года может спасти «быстрая победа в Украине». А по-моему, единственное что может спасти от краха финансовую систему РФ — это возвращение конфликта в дипломатическое русло с перспективой снятия хотя бы части санкций. Российские же власти, судя по всему, со мной не согласны и продолжают нести ересь, изобретая всякие анти-санкционные меры и докладывая начальству о том, что они могут предотвратить экономическую катастрофу.
Первая мера от ЦБ РФ — это не давать Московской бирже открыться. Уже 2 недели бухгалтера в банках и инвестфондах не знают, сколько стоят ценные бумаги в их портфелях, а значит они не могут нарисовать даже примерно дыру, которая у них возникнет в балансе после открытия биржи. То есть, вопрос решили отложить. Вторая мера — кредитным организациям разрешили публиковать отчеты с выборочными данными, надеясь на то, что публика узнает о проблемах банка позже, когда «все образуется». В обоих случаях ЦБ РФ просто тянет время, откладывая первую волну дефолтов в банковском секторе.
Затяжка времени
Сама Московская биржа начала вести воспитательную работу с эмитентами, стараясь акцентировать их внимание на том, что сейчас самый удачный момент для выкупа собственных акций с рынка. Параллельно биржевой фондовый рынок просят поддержать Минфин и Фонд национального благосостояния России (ФНБР).
Комментарии - 14
Про це заявив єврокомісар з економіки Паоло Джентілоні, повідомляє Politico.
«Російська економіка сильно постраждала, рівень торгівлі явно знижений. Санкції діють, але це не означає, що, на жаль, завтра вони змінять хід війни», — сказав він.
«Ми будемо тиснути, ми залишимося єдиними, але, на жаль, ми також маємо підтримувати український народ, постачати зброю для захисту, тому що самих санкцій недостатньо, щоб змінити хід війни», — заявив Джентілоні.
заборону на будь-які угоди з певними російськими державними підприємствами в різних секторах, що входять до військово-промислового комплексу;
заборону імпорту сталевих виробів, що призведе до втрати Росією близько 3,3 млрд євро як експортні доходи. У зв’язку з цим буде збільшено квоти для інших країн;
заборону нових інвестицій у російський енергетичний сектор, за деякими винятками для цивільної атомної енергетики та транспортування певних енергетичних продуктів до ЄС;
заборону експорту предметів розкоші, в тому числі автомобілі та ювелірні вироби;
заборону рейтинговим агентствам Європи надавати послуги Росії та російським компаніям.
ЄС також розширив список осіб, щодо яких запроваджуються санкції. Як йдеться у заяві, тепер він включає більше олігархів та бізнесменів, пов’язаних із Кремлем.