Несмотря на коронавирус и экономические сложности, практически весь 2021 год прошел в Украине под знаком автомобильного бума. Продажи росли во всех сегментах — и новых, и подержанных авто. Это заметно отличает нашу страну от Европы, где авторынок, наоборот, просел.
Авторынок: дефицит и подорожание на 20%
Не факт, что следующий год окажется для продавцов машин столь же удачным. Мировой дефицит авто, который нашим дилерам до недавнего времени удавалось обходить, вскоре может сильно ударить по украинскому рынку. Как и подорожание машин, которое уже идет полным ходом — в цене растут и новые, и б/у иномарки.
«Минфин» разбирался, чего ждать покупателям авто в следующем году.
В Европе спад…
В ноябре этого года европейский авторынок упал до рекордного минимума — минус 17,5% (до 86,4 тысяч авто). В Европейской ассоциации автопроизводителей (АСЕА) констатировали, что это худший результат с 1993 года. Продажи машин падают уже пятый месяц подряд.
По итогам 11 месяцев в целом ситуация выглядит не столь удручающе: есть рост автопродаж, но он очень скромный — всего 0,8%.
Скорее всего, по итогам года, европейский авторынок выйдет на нулевые показатели. По сравнению с 2021 годом, не будет ни роста, ни спада. И это в лучшем случае, а в худшем — отрицательная динамика, чего в ЕС давно не было.
Мировой рынок авто в ноябре тоже упал на 11% — до 7,8 млн штук.
Читайте также: Дефицит чипов. В 2021 году мировой рынок автомобилей уже потерял более 7 авто миллионов (исследование)
В Украине — рост
На этом фоне наш авторынок выглядит суперуспешным. В прошлом месяце было реализовано 8,7 тысяч новых легковушек, что на 22% больше, чем за аналогичный период прошлого года, — констатируют в «Укравтопроме».
По некоторым маркам продажи вообще взлетели в разы. К примеру, у Kia, которая неожиданно для многих стала лидером автопродаж (1 251 шт.), объемы реализации увеличились в 2,5 раза. Быстрее рынка росли также продажи BMW (56,44%), Peugeot (76,47%), Audi (101,6%) и др, — отметили в Autoconsulting.
Наиболее активно украинцы покупали кроссоверы. Помимо Kia Sportage, в топ попали Renault Duster, Toyota RAV-4, Nissan X-Trail.
Достаточно удачными для наших дилеров были и предыдущие месяцы.
Главное, что отличает наш рынок от того же европейского, — в Украине меньше чувствуется дефицит авто, который в нынешнем году накрыл мировой автопром. Многие заводы попросту остановились, многие выпускают недоукомплектованные машины, складируя их на специальных площадках. Причина — кризис на рынке микрочипов. Из-за сбоя логистических цепочек на волне пандемии производители электроники не успевают справляться с заказами. В итоге автозаводы не получают комплектующие.
Именно из-за этого на большинстве авторынков дефицит — люди готовы покупать машины, но, как оказалось, покупать нечего.
На нашем рынке дефицит авто также чувствуется. Но, по словам главы Autoconsulting Олега Омельницкого, его масштабы меньше, чем в той же Европе.
«В штуках продажи авто в Украине не такие большие, и импортерам удается закрывать дыры, перехватывать партии с других рынков», — отмечает он. Но нехватка авто все же чувствуется. По словам Омельницкого, в ноябре именно этот фактор изменил картинку на авторынке: дилеры, у которых авто на складе есть, наращивали продажи, а те, у кого их нет, ушли в минус.
К примеру, продажи Toyota снизились в ноябре почти на 21%, Suzuki — на 18,6%, Mercedes — на 21,2%, Ford — на 10%
По некоторым ходовым моделям сроки ожидания могут составлять до 3−9 месяцев. Также отдельные дилеры уже повысили цены на новые авто на 3−5%. Но все же, учитывая, что весь год рынок рос, на итогах года эта тенденция не сильно скажется.
«В этом году на нашем авторынке историческое событие — впервые с 2013 года продажи новых авто будут выше 100 тысяч. Несмотря на карантин и дефицит авто, сегмент растет. Многие украинцы уже обожглись на б/у иномарках из США и Европы и посчитали, что выгоднее будет купить авто в салоне. Кроме того, росту продаж способствовали выгодные финансовые программы по кредитованию и рассрочке», — говорит представитель компании «Ниссан Украина» Владимир Иванов.
Рынок восстанавливался после 2020 года, когда началась пандемия и были введены жёсткие карантинные ограничения. Продажи росли не только в сегменте новых авто. В 2021 году ударными темпами увеличивался рост импорта б/у автомобилей (первые регистрации). Если в 2018 г. импорт легковых автомобилей с пробегом составил 117 тыс. шт., то за 11 мес. 2021 г. — 470 тыс. шт, что в 4 раза больше. В итоге доля новых авто в общем рынке не изменилась и осталась на критически низком уровне.
«Среди факторов, которые положительно повлияли на автомобильный рынок — возобновление внутреннего потребления в периоды ослабления карантинных ограничений и активизация автокредитования. А среди негативных — продолжение пандемии и глобальная проблема цепочки поставок комплектующих для производства новых автомобилей, — отмечает пресс-секретарь корпорации «Укравто» Дмитрий Скляренко.
Читайте также: Почему автомобили подорожали и пропали из салонов
Б/у авто на $2,7 миллиарда
На рынке б/у авто в нынешнем году настоящий бум.
По данным «Укравтопрома», за январь-сентябрь этого года в Украину импортировали около 472 тысяч машин, что на 40% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Таможня оценила поставки в $3,3 млрд. Более 80% в этих объемах — подержанные иномарки.
К примеру, из 64 тысяч иномарок, которые поставили на учет в октябре, 56,1 тысяча — б/у машины. В ноябре, по данным «Укравтопрома», было зафиксировано 58,3 тысяч регистраций подержанных легковушек. Это на 81% больше, чем годом ранее.
Больше регистраций подержанных авто было разве что в феврале 2019 года, когда заканчивался «первый срок» льготной растаможки евроблях, — констатируют в «Укравтопроме».
Украинцы охотно покупают авто из Европы, США. Также добавились относительно новые рынки — Канада, Корея, активно завозят к нам машины из Грузии.
При этом в той же Европе автомобильный сэконд-хенд за этот год заметно подорожал — до 10−15% в зависимости от модели. Это связано с дефицитом на рынке новых авто — из-за него многие европейцы начали покупать подержанный транспорт. Кроме того, растет спрос со стороны наших посредников. Б/у иномарок на всех желающих попросту не хватает.
Но на украинском рынке подержанные легковушки выросли в цене менее заметно — на 7−8%. Помог массовый выход на вторичный рынок легализированных евроблях, что способствовало увеличению предложения и не позволило продавцам сильно взвинтить ценники.
Многих водителей на рынке б/у привлекает не только цена, но и сам факт наличия авто. Из-за того, что на рынке новых машин по отдельным моделям нужно ждать поставку месяцами, часть потенциальных покупателей ушла на вторичный рынок. Ищут авто своей мечты, пусть и не новое, но выпущенное 2−3 года назад, и по более приемлемой стоимости.
Читайте также: Кризис мирового автопрома, а мы покупаем акции BMW
Чего ждать в 2022 году
Следующий год может оказаться для украинского рынка не столь удачным, как этот. По словам Омельницкого, мировой кризис микрочипов затянется еще, как минимум, на год, а то и дольше. Поэтому нехватка машин будет нарастать. Не факт, что украинским импортерам удастся с ней справиться.
Не исключено, что будет расширяться список дефицитных моделей. «Листы ожидания» потенциальных покупателей, которым придется ждать поставок месяцами, продолжат разрастаться.
Эксперты считают, что в следующем году стоит готовиться к подорожанию новых иномарок.
Во-первых, растет курс доллара, и это играет против украинских водителей, так как салоны пересчитывают гривневые ценники. Во-вторых, на стоимость авто будут влиять проблемы в отрасли: производители вынуждены сокращать загрузку производственных линий из-за проблем в цепочках поставок. Дефицит чипов может затянуться.
«Перебои производства возможны в течение всего следующего года. Поэтому рынок не досчитается определенных комплектаций автомобилей. А в связи с тем, что цена на автомобильные компоненты растет и увеличиваются расходы на логистику, то, соответственно, растут и отпускные цены у производителей автомобилей. Как следствие, следует ожидать пропорционального увеличения розничных цен», — прогнозирует пресс-секретарь «Укравто» Дмитрий Скляренко.
«Авто однозначно будут дорожать, так как пошли в рост многие комплектующие. Также не удастся решить вопрос с дефицитом микрочипов. Более того, в следующем году в список дефицитных товаров попадет еще и алюминий. Говорить о конкретных цифрах роста пока рано, все будет зависеть от рыночной конъюнктуры, логистических цепочек каждого производителя и поставщика. Но мы настроены оптимистично, и рассчитываем на рост продаж на 15−20%. Думаю, сегмент новых авто в 2022 году сможет выйти на отметку в 120 тысяч штук», — подытожил Владимир Иванов.
Автопроизводители будут стараться сдерживать рост ценников, прекрасно понимая ограниченные возможности украинских потребителей. Тем не менее, по приблизительным оценкам, новые автомобили могут подорожать на 10−15%, авто с пробегом — на все 20%.
Комментарии - 35
https://www.unian.ua/economics/finance/bitkojin-dosyag-dna-korekciji-strateg-bloomberg-sprognozuvav-kurs-golovnoji-kriptovalyuti-novini-ukrajina-11654986.html
Свої висновки Кухар базував на розрахунках зарплат в Україні. Зокрема він зазначив, що за минулі 12 місяців оплата праці громадян у доларовому еквіваленті збільшилася на 21%.
«Середні зарплати в країні на кінець цього року становитимуть $609. Ніколи за всю економічну історію України середня зарплата не перевищувала $550. Більше того, у Києві середня зарплата перевищила $915 цього місяця», — зазначив економіст.
При цьому Михайло Кухар спрогнозував подальше зростання зарплат в Україні.
Украинизировать Польшу можно за 5−10 лет и таким образом оказаться и в ЕС и в НАТО гораздо быстрее
Поскольку себестоиомость будет даже выше, чем к примеру в Словакии.
«Счастья всем даром, и пусть никто не уйдёт обиженным"© Стругацкие
Производить где? Батареи делать из чего? В мире дефицит сырья для электробатарей.
А вменяемая цена это какая? 300 тыс грн? 500 тыс грн? Миллион?
Много народу Вам поможет.
Пенсионеры получают жалостливую пайку от алегархав купивших китайский шарабан.
О чём это вообще? Какое происхождение средств? Какие 20%? Цифра 20% ассоциируется только с НДС, но его платят продавцы автомобилей, а не покупатели.
Покупатели платят, но не 20%.
Причем платят все, а не только те кто столкнулся с финмоном на который ты намекаешь, но про который знаешь абсолютно ничего.
Я новую покупал в 19 м так что можешь не троллить.
А я только сегодня из салона с техпаспортом в руках. И точно знаю на сколько разбогатели пенсионеры от моей покупки.
Сорян, 18%
https://apnews.com/article/joe-biden-technology-us-news-climate-climate-change-21915275cef3f1eb53651d24a7270d37
Автопром в Турции
https://minfin.com.ua/blogs/grugoriyholand/125949/