Михаил Чобанян — первопроходец украинского криптовалютного рынка. Торговать биткоином он начал еще тогда, когда курс первой криптовалюты измерялся сотнями долларов, а не десятками тысяч.
Михаил Чобанян: МВД помогало с пиаром Kuna, а Нацбанк обеспечивал спрос
Для многих украинцев его биржа Kuna стала первой платформой, на которой они знакомились с криптовалютой. Сейчас она остается главной национальной биржей и конкурирует за свою аудиторию с крупнейшими мировыми платформами.
«Минфин» поговорил с создателем Kuna о том, почему он заинтересовался криптой на заре ее создания, как развивался сервис и что с ним будет в будущем. Естественно, мы не упустили случая поинтересоваться, инвестирует ли сам Чобанян в криптовалюту и какую выбирает.
«В конце февраля 2014 года исчезло правительство и мне стало очевидно: момент настал, больше ничего не пугает»
Вы создали агентство Kuna в 2014 году. Почему именно тогда и почему именно криптовалюта?
Я познакомился с криптой на рубеже 2010−2011 годов, а более плотно начал разбираться в индустрии в 2012 году. Тогда на Кипре случился банковский кризис и средства вкладчиков начали конвертировать в акции банков. Но часть вкладчиков сумела избежать принудительной конвертации, перейдя в биткоин. Других криптовалют на тот момент особо не было. Кризис на Кипре спровоцировал трехкратный рост биткоина до $245.
Тогда я понял, что это начало серьезного развития направления. На тот момент практически никто ничего не слышал о биткоине, не было вариантов купить его. Существовало только 2 онлайн-точки, да и то на российских доменах, продажа проходила с двойной конвертацией.
Бурный рост крипты совпал с событиями Майдана. 30 ноября, в день, когда избили студентов на Майдане, биткоин достиг пика в $1100. В конце февраля в один момент исчезло все правительство и мне стало очевидно: момент настал, больше ничего не пугает и не мешает запускать свой криптовалютный проект.
Проект начался не с создания биржи, а агентства Kuna. В чем была особенность его работы?
Я решил сперва запустить агентство, которое будет популяризировать знания о криптовалюте и предоставлять возможность купить биткоин, чтобы люди могли попробовать, что это такое.
Так 11 марта 2014 года появилось агентство Kuna. Я на «коленке» сделал логотип, сайт, поставил тикер цены, прикрутил форму обратной связи. Клиент должен был зайти на сайт, заполнить заявку, написать, сколько он хочет купить криптовалюты, и оставить свой номер телефона. Я связывался с этими людьми, мы встречались, я переводил криптовалюту, а они мне давали наличку. Также происходило, если человек хотел продать биткоин.
Потом стало очевидно, что части клиентов не интересна наличка, они хотят покупать в онлайне. Поэтому я открыл счет в Приватбанке. Мне отправляли гривну на карту, а я по заявке перечислял криптовалюту на указанный адрес.
Со временем автоматизировали процесс, прикрутили API и мне не нужно уже было заходить в Приват24 и биткоин-кошелек. Это начала делать сама система. Дальше мы добавили CRM-систему, постепенно автоматизировали весь процесс.
В 2015 году у вас возник конфликт с правоохранителями. Что тогда случилось?
В ноябре у меня дома прошел обыск. Кибермилиция, как она тогда называлась, искала подтверждение того, что я «занимаюсь криптовалютой». Это само по себе было абсурдным потому, что во всех статьях в СМИ я открыто говорил, что занимаюсь криптовалютами, продвигаю их. В тот момент, если бы вы написали в гугле «биткоин Украина», то вам бы выдало мое фото. Я был синонимом биткоина.
Тем не менее, они искали подтверждения. Судя по всему, они также искали коды кошельков. У меня из дома изъяли всю электронику, банковские карты, все CD-диски, в том числе музыкальные, роутер.
После обыска я написал эмоциональный пост в фейсбуке о том, что произошло. В личку мне написал Дмитрий Шимкив, который тогда был заместителем главы Администрации Президента, и пообещал разобраться в ситуации. Было много слов поддержки от других людей.
На утро у поста было уже четыре с половиной тысячи шеров. Меня стали приглашать на радиоэфиры, телевидение, заседания комитетов Верховной Рады. В общем я стал мегапопулярным.
Я решил использовать этот момент и запустил так называемый краудсейл: продавал свои токены, а взамен собрал 274 биткоина. Собственно говоря, на эти деньги я и запустил биржу Kuna в том виде, в котором она существует сейчас.
МВД мне помогло с пиаром, а Нацбанк был маркетологом и всегда помогал обеспечивать спрос. Когда мы запускались, страну лихорадило из-за войны на Донбассе, гривна скакала, НБУ вводил ограничения, поэтому целесообразность использования биткоина росла каждый день.
Откуда взялось название Kuna?
Я люблю историю и узнал интересный факт, что во времена торгового пути по Днепру из варяг в греки на территории Украины обращалось много различных денег. Основной денежной единицей была гривна, были рубли — рубленые куски гривны, другие формы денег.
Среди них и куна. Это слово происходит от шкурки куницы, которую использовали для расчетов. Куна приравнивалась к одной двадцать пятой гривны. От этой же куны происходит и нынешнее название хорватской валюты.
Мне понравилось это слово. Домены были свободны, а торговых пар с «куной» не существовало. Поэтому я решил взять это название.
Читайте также: Совладелец «Криївки»: Нам предлагали заняться оружием, но это противоречит нашей миссии
«Один раз купив криптовалюту, люди уже понимают все недостатки традиционной финансовой системы и не хотят к ней возвращаться»
С конца 2018 года и до мая 2019-го был период криптозимы, когда курс биткоина упал почти в семь раз. Тогда многие отказались от вложений в криптовалюту. Как биржа пережила этот период?
Это коснулось не только нас, такая ситуация была на всем рынке. В этот период закрылось множество криптовалютных стартапов, многие, кто работал в компаниях, связанных с криптой, сменили род деятельности.
Перед нами стояла задача выжить. Мы затянули пояса, убрали все лишнее, сконцентрировались на основной деятельности. Пришлось дофинансировать работу биржи. Я распродавал крипту и компенсировал убытки компании.
В то же время, на рынке появилось много новых толковых ребят, поэтому, даже уйдя в минус, мы расширяли штат. В 2019 году это помогло: когда началась волна нового роста биткоина и рынок ожил, у нас уже были новые сервисы, мы улучшили IТ-инфраструктуру, службу поддержки, маркетинг.
Тогда нам пришлось уйти в жесткий «минус», но мы его уже отбили.
По данным портала CoinMarketCap, по объему ежедневных операций биржа Kuna входит лишь во вторую сотню крупнейших бирж мира. Как вам удается конкурировать с такими гигантами как Binance или Huobi?
Я бы не очень доверял тем данным, которые вы видите. Часто биржи, у которых есть проблемы с привлечением клиентов, накручивают объемы. Они показывают, что у них миллиардные обороты, но на самом деле ничего этого нет. Мы такого не делаем. Хотя, в целом, наша биржа действительно сейчас далека от первой сотни.
В работе централизованных сервисов очень важно доверие. Уже было много прецедентов с фиктивными и реальными банкротствами, арестами бирж. Поэтому и в криптомире, и в финансовой сфере в целом, очень важно заслужить доверие клиентов. Я нахожусь в Украине, публичен, держу свои сбережения на нашей бирже. Поэтому нам доверяют.
Еще одно наше преимущество — простота и удобство. Наша цель — привлечь к криптовалюте максимальное количество людей, чтобы они хотя бы раз попробовали купить ее.
Как правило, один раз купив криптовалюту, люди уже понимают все недостатки традиционной финансовой системы и не хотят к ней возвращаться.
«Мне не интересны кейсы, когда человек заложил все, что у него было, в ломбарде и накупил крипты»
Правильно ли я понимаю, что сейчас Kuna — это криптобиржа преимущественно для украинцев, и процент иностранных пользователей небольшой?
Да, все верно. Около 80% наших пользователей из Украины. Остальные 20% — это страны СНГ. Также достаточно большое количество заробитчан и экспатов из Европы, которые используют нашу площадку просто потому, что для них она более удобна, чем биржи в тех странах, где они находятся. Часть таких клиентов использует Kuna для перевода средств в Украину родственникам. То есть заработали деньги в Европе, купили крипту, а здесь их близкие продали крипту и вывели гривну. Таких пользователей много в Португалии, Италии, Чехии. Мы видим, что у клиентов из этих стран украинское гражданство.
Читайте также: Что в Украине можно купить за криптовалюту: рассказываем все об этом сервисе
Несколько лет назад вы анонсировали расширение перечня фиатных валют, за которые можно будет торговать на бирже. В частности, назывались грузинский лари, армянский драм. Почему этого не произошло?
Этот проект, скорее, на паузе. Сейчас мы сконцентрированы на улучшении инфраструктуры. Нам нужно обновить движок, чтобы выдерживать большее количество пользователей. Нужно добавить трейдерский функционал, потому что мы видим, что пользователи вырастают и хотят больше, чем просто купить-продать. Им нужны сложные типы ордеров, маржиналка, фьючерсы, большее количество токенов. Поэтому сейчас мы сконцентрировались именно на этом, а уже в следующем году будем выходить на новые рынки.
Грузия и Армения не в приоритете. Мы концентрируемся на других развивающихся странах, где больше население и больше денег. В следующем году мы расскажем о новшествах, как планируем развиваться, в том числе и о планах работы в новых странах.
Можете уточнить, о каких странах идет речь?
Могу только сказать, что мы планируем открыть офис в Дубае, который будет отвечать за один регион и изучаем возможность открытия офиса в Португалии, который будет отвечать за… другой регион.
Я так догадываюсь, речь о Латинской Америке?
Ну… да, действительно, можно было догадаться.
Какая часть ваших клиентов — активные трейдеры?
Около 60% клиентов используют Kuna, скорее, как аналог кошелька или криптобанка, чем как биржу. То есть по паттерну клиентов я вижу, что у нас хранят, меняют и с нашей платформы тратят, например, пополняют мобильный, совершают оплаты на карточки. Часто заходит крипта в качестве денежных переводов из-за рубежа родственникам.
Вам это не выгодно? Когда криптовалюта просто лежит на счету клиента биржа почти ничего не зарабатывает…
Если бы Kuna была для меня только для зарабатывания денег — тогда так и было бы. Но моя задача, чтобы в Украине появилась критическая масса людей, которая не позволит вернуться в регуляторные тиски Нацбанка и мировых регуляторов.
Поэтому мы не настаиваем, чтобы люди больше покупали, а просто создаем удобный сервис торговли.
А вот некоторые большие биржи пытаются навязать активный трейдинг. Например, устраивают всевозможные конкурсы для лучших торговцев и так далее.
Они больше про казино. Я же никого не хочу агитировать участвовать в казино, это противоречит моему мировоззрению. Мы активно никого не пушили, ни разу я не предложил никому ничего купить и, тем более, не настаивал на этом.
Мы про длинную историю с меньшим азартом. Мне точно не интересны кейсы, когда человек заложил все, что у него было, в ломбарде и накупил крипты в надежде, что она вырастет, а в итоге его ставка не сыграла. Это приводит к обратному процессу от того, что я хочу. Я про осознанность и развитие.
Сейчас за гривну на бирже можно купить 20 криптовалют. Есть ли в планах листинг новых альткоинов?
Да, я уже говорил, что мы занимаемся апгрейдом инфраструктуры. Как только мы ее закончим, будем активно добавлять новые монеты, новые токены. Все это планируется.
Читайте также: Как создать «холодный» кошелек для криптовалюты
«Кроме крипты, других способов вложить деньги у украинцев особо и нет»
Кроме централизованных криптобирж развиваются и другие направления покупки криптовалют. Например, децентрализованные биржи, p2p-платформы. В чем преимущества централизованных бирж?
На децентрализованных биржах нет фиата. Также у нас есть возможность быстро адаптироваться: какой-то шлюз упал, можно переключится на новый, у нас выше скорость работы и качество сервиса.
Но с другой стороны централизованные сервисы — это всегда риск, потому что у них есть сервера, управленцы, администраторы. С ними что-то может случиться, может произойти взлом и так далее. Поэтому будущее однозначно за децентрализованными финансами и децентрализованными биржами. Они работают 24/7 в коде, несмотря ни на что.
Со временем у Kuna тоже будет децентрализованная биржа. Я думаю, что в следующем году мы начнем ее разработку, а в итоге полностью прейдем на децентрализованные рельсы.
Если Kuna станет децентрализованной биржей, то фиат исчезнет?
Фиат исчезнет, но к тому моменту мы уже запустим криптогривну или же Нацбанк запустит э-гривну. Мы будем использовать эти токены для входа-выхода. А все обмены будут происходить децентрализовано.
Monobank анонсировал свою карту в биткоине. Другие банки также могут зайти в это направление. Для вас это расширение рынка или усиление конкуренции?
Это одновременно и то, и другое. В любом случае это более широкое использование криптовалюты. Чем больше различных вариантов использования крипты, тем лучше для моей стратегии, о которой я уже говорил.
Читайте также: Как создать «холодный» кошелек для криптовалюты
Планы сотрудничества с банками или финкомпаниями у вас есть?
Да, есть, но пока с этим тяжело. Они ждут закон о виртуальных активах. Банки — это жестко регулируемые организации. Пока НБУ не разрешает им работать с криптой, они с ней не будут работать.
Как вы в целом расцениваете этот законопроект?
Не очень. Но другого у нас нет.
То есть вы готовитесь к тому, что попадете под регулирование Минцифры или НКЦБФР?
Минцифры уже не будет. Это будет Нацкомиссия, либо же вовсе не будет никакого регулирования. Если произойдет роспуск Рады, то принятие закона затянется.
По данным платформы Triple A, в Украине 13% взрослого населения владеют криптовалютой и это самый высокий показатель в мире. Ваши наблюдения подтверждают столь высокую популярность криптовалюты в Украине?
Конечно. И я могу объяснить почему. До появления криптовалюты у нас было не много вариантов разместить деньги. Можно было положить их на депозит, но банкопад сделал свое и люди не сильно доверяют банкам. Ну и особой целесообразности в депозите нет, поскольку весь доход съедает инфляция.
Следующий традиционный вариант — недвижимость. Люди скупают квадратные метры в надежде, что будут их сдавать, цена вырастет.
В развитых странах есть еще фондовый рынок. Но у нас его нет, а доступ на международный — сложный.
В результате кроме крипты у нас других способов вложить деньги особо и нет. Поэтому и такая большая доля ее владельцев.
Какой процент своих сбережений вы инвестируете в криптовалюты и какие криптовалюты выбираете?
Наверное 95% в крипте. Остальное — в каких-то активах. Машина, например. Если же говорить о конкретном выборе, то 85% — это биткоин, 10% — эфир, остальное «размазано» по другим криптовалютам. Но это не инвестиционный совет.
Читайте также: История о том, как онлайн продажи помогли создать мебельный бренд Barsky
Когда вы запускали платформу в 2014 году, ожидали, что биткоин будет стоить так дорого?
Нет. Это была больше идеология, и я до сих пор в нее верю. Подорожание биткоина — это просто приятный бонус, который дает возможность позволить себе какие-то плюшки.
Комментарии - 13
В то же время существуют биржи которые как раз умеют делать это: выводить деньги на карты или заводить деньги с карт.
Но в том что Куна не может это делать — вина не её, а законодателей.
В этом решении суда есть лишь согласие с адвокатом относительно обжалования постановления следователя отказавшего адвокату. Это видит любой не долбящийся в глаза человек. Долбящийся конечно увидит что-то другое.
И я так догадываюсь что суть дела в том что «пострадавший» оспаривает покупку куна-кода: виртуальные гривночки на счету биржи появились, а теперь хочется вернуть уплаченные за них реальные гривночки.
По коду ЕДРПОУ — это единственное дело связанное с фирмой Куна Эксченж. При том что биржа существует уже несколько лет.