Президент Владимир Зеленский объявил о намерении ввести «экономический паспорт украинца». Но есть ли у Украины ресурс для реализации этой идеи? В этом вопросе в колонке для НВ разбиралась менеджер DiXi Group по вопросам устойчивого развития, эксперт НадраMonitor Ольга Полунина. «Минфин» выбрал главное.
Где возьмут деньги на экономический паспорт украинца
Что такое экономический паспорт
Это инструмент, благодаря которому на персональных счетах детей граждан Украины будут накапливаться средства от платы за пользование недрами.
Идея относительно «передачи» средств от ренты на пользование недрами озвучивается не впервые. В начале 2021 года президент анонсировал введение «экономического паспорта украинца», но в то время инициатива носила очень общий характер. Теперь же президент внес соответствующий пакет законопроектов в Верховную Раду, определив их как неотложные.
Пакет законопроектов, в частности, предусматривает, что граждане Украины, достигшие 18-летнего возраста (или при определенных обстоятельствах до 18 лет) и рожденные с 1 января 2019 имеют право на получение выплаты в денежной безналичной форме в национальной валюте Украины.
Выплаты из системы экономического паспорта могут осуществляться на:
- обучение,
- покупку собственного жилья на территории Украины,
- негосударственное пенсионное обеспечение,
- лечение (в определенных случаях).
Откуда деньги?
Относительно источников формирования Фонда будущих поколений предполагается:
- вывод из доходов общего фонда госбюджета 70% рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых общегосударственного значения, 95% рентной платы за пользование недрами для добычи нефти, природного газа и газового конденсата и 100% рентной платы за пользование недрами или исключительной (морской) экономической зоны Украины, а также добавлено соответствующее назначение направления средств спецфонда;
- соответствующие виды рентной платы за пользование недрами зачисляются в государственный бюджет следующим образом:
в 2023 году
- рентная плата за пользование недрами для добычи полезных ископаемых общегосударственного значения — по 35% в общий и специальный фонд;
- рентная плата за пользование недрами для добычи нефти, природного газа и газового конденсата — по 47,5% общего и специального фондов;
- рентная плата за пользование недрами в пределах континентального шельфа и/или исключительной (морской) экономической зоны Украины — по 50% в общий и специальный фонды;
с 2024 года и далее
- доли ежегодно увеличиваются для специального фонда и уменьшаются для общего фонда по сравнению с долями в предыдущем году на 5 процентных пунктов одновременно по каждому фонду (кроме последнего года такого изменения, в котором частицы увеличиваются для специального фонда и уменьшаются для общего фонда на 2,5% соответственно) до достижения размеров отчислений на уровне 70%, 95% и 100% соответственно.
При этом, согласно пояснительной записке, к источникам формирования Фонда отнесены выплаты, рассчитанные в соответствии с размером минимальных заработных плат, в частности, первый годовой государственный взнос в 2023 году составит 21,8 млрд грн из расчета двух размеров минимальной заработной платы (7 176 грн) и прогнозной статистики рождаемости. Также есть упоминание о доходе от ценных бумаг, что не отражено в предлагаемых изменениях в Бюджетный кодекс.
Читайте также: Экономический паспорт украинца. Что известно и когда запустят
Есть вопросы к расчетам
На момент первых выплат в 2037 году сумма средств Фонда составит 1832 млрд грн за счет взносов государства и полученного инвестиционного дохода от размещения средств в государственные ценные бумаги, что позволит осуществить выплаты на общую сумму 191 млрд грн из расчета 626 125 грн на одного участника Фонда.
Отмечено также, что такие поступления предусмотрены в проекте Государственного бюджета на 2022 год и составляют 69 млрд гривен — это соответствует 65,7 млрд грн поступлений от рентной платы за пользование недрами общегосударственного значения в проекте, поддержанном ВРУ, однако не предусматривает никаких расходов на Фонд.
Поскольку разработчикам не предоставлены детальные финансово-экономические расчеты, приведенные показатели вызывают ряд вопросов. В частности, речь идет об объемах дополнительных источников формирования Фонда будущих поколений (инвестиционный доход от размещения государственных ценных бумаг), а также источников финансирования статей бюджета, на которые сейчас направляют доходы от ренты. Также, не до конца понятен состав показателей выплат в 191 млрд грн (на 2037 год), 69 млрд грн (на 2022 год) и 1832 млрд грн (баланс фонда по состоянию на 2037 год).
Недра — чья собственность
Статья 13 Конституции Украины ясно указывает, что недра являются собственностью народа. В преамбуле Конституции народ Украины определяется как граждане всех национальностей. Конституция также содержит положения, что «конституционные права и свободы гарантируются и не могут быть упразднены», а «Президент Украины является гарантом… прав и свобод человека и гражданина».
Поскольку по инициативе президента поступления от пользования недрами предлагается направить на благосостояние не всего народа, а только определенной категории граждан (родившихся в 2019 году и позже), пакет законопроектов об экономическом паспорте украинца имеет высокий потенциал стать предметом представления в Конституционный Суд Украины и на рассмотрение Венецианской комиссии, для установления его соответствия Конституции Украины и основополагающим документам о правах человека.
На сегодняшний день львиная доля ренты на пользование недрами (70% ренты за пользование недрами для добычи полезных ископаемых общегосударственного значения; 95% ренты за пользование недрами для добычи нефти, природного газа и газового конденсата; 100% ренты за пользование недрами в пределах континентального шельфа и/или исключительной (морской) экономической зоны Украины) направляется на финансирование расходов общего фонда государственного бюджета, за счет которого обеспечивается финансирование таких общественно важных расходов, как субсидии, пенсии, заработные платы работников бюджетных учреждений
Кроме того, 5% ренты от добычи газа, нефти и газового конденсата остается в местных бюджетах,
Таким образом, то обстоятельство, что президент Украины выдвигает инициативы по улучшению благосостояния только тех, кто родился с началом его каденции (2019 год), вероятно, за счет благосостояния других граждан (в т.ч. живущих непосредственно на местности, где происходит добыча), вызывает беспокойство относительно возможного злоупотребления для достижения политических целей.
Читайте также: Рада приняла налоговый закон. Какие налоги вырастут
На всех не хватит
Президент в своем послании называл в качестве источника наполнения Фонда будущих поколений доходы от увеличения налогов в соответствии с изменениями в Налоговом кодексе. По подсчетам экспертов НадраMonitor, принятие Закона 5600 позволит привлечь дополнительно 1,273 млрд грн (рента за добычу стальных руд).
Впрочем, у Минфина при составлении проекта госбюджета не было возможности учесть все изменения, принятые ВРУ, соответственно этот показатель не является окончательным. Но даже он позволяет предположить, что этих средств не хватит для обеспечения потребностей Фонда. Всего же от ренты за пользование недрами для добычи полезных ископаемых общегосударственного значения ожидается в 2022 году привлечь около 65 млрд грн (принятый Государственный бюджет на 2022 год).
По данным сервиса «Опендатабот», за период 2015—2020 гг. ежегодная рождаемость в Украине колебалась от 411 до 293 тыс. человек. Это значит, что через 18 лет государству нужно будет ежегодно резервировать от 149,64 до 257,34 млрд грн (с учетом тенденции спада рождаемости в последующие годы сумма может уменьшаться). Например, на обеспечение вкладов на счета родившихся в 2019—2020 гг., которые уже входят во временной промежуток инициативы, к 2037−2038 гг. нужно будет выделить около 193 и 183 млрд грн соответственно.
По этим приблизительным расчетам, вытекающим из индикатора в 626 125 грн выплат на каждого гражданина Украины, родившегося с 2019 года, и прогнозным показателям Госбюджета-2022 очевидно, что ни дополнительных поступлений от ренты на добычу железной руды, ни поступлений от всех рентных платежей недостаточно для полного покрытия этих расходов.
Все эти несложные подсчеты свидетельствуют либо о необходимости привлечения других ресурсов, либо о намерениях ежегодно наращивать добычу, что, в свою очередь, должно быть согласовано с климатическими амбициями Украины (особенно в контексте того, что наибольшая доля поступлений Фонда — рента с добычи углеводородов). Кроме того, искусственное увеличение добычи может негативно отразиться на рынке и ценообразовании энергоносителей и соответственно сказаться на стоимости коммунальных услуг.
Читайте также: Депозиты, облигации, недвижимость, золото: как надежно вложить деньги
Выводы
Финансово-экономические расчеты, проведенные из доступной информации, не подтверждают способности системы публичных финансов обеспечить «экономический паспорт украинца» без потерь для макрофинансовой стабильности.
Кроме того, любое финансирование бюджетной программы, привязанное к ренте на пользование недрами, потенциально становится зависимым от уменьшения/увеличения объемов добычи и соответствующих факторов. Такими факторами могут стать истощение месторождений, неподтверждение предварительно рассчитанных запасов минеральных ресурсов, а также внедрение политики декарбонизации, которое должно привести к постепенному сокращению добычи ископаемого топлива и возможному увеличению добычи отдельных видов критического сырья.
Кроме того, существует риск, что частные и государственные добывающие компании будут переводить свои расходы на потребителей, увеличивая стоимость энергоносителей и, соответственно, вырастет цена коммунальных услуг. А такие расходы могут образоваться, ведь государство очевидно «забирает» рентные средства из общего фонда и одновременно создает определенное давление на необходимость постоянно наращивать добычу.
Инициатива «экономический паспорт украинца» имеет сомнительный эффект с точки зрения внедрения конституционного принципа относительно недр как объекта собственности украинского народа. Как уже упоминалось, поступления от ренты позволяют покрывать общегосударственные нужды, такие как пенсионные выплаты, субсидии, зарплаты в государственном секторе
За счет чего будут компенсированы недофинансированные рентой бюджетные расходы, в настоящее время неизвестно. Похоже, что государство будет финансировать потребности своих граждан, родившихся после 1 января 2019 года,
Комментарии - 25
Виплати із системи економічного паспорта можуть здійснюватися на:
навчання,
купівлю власного житла на території України,
недержавне пенсійне забезпечення,
лікування (у певних випадках).
Правильные вопросы:
— «кто их будет хранить столь долгий срок?»
— «как их уберечь от инфляции?»
— «будет ли индексация вкладов и за чей счет?»
Ну, и дальше по мелочи:
— «кто получит выгоду от этих накоплений в процессе их хранения на банковских счетах?»
— «какие инструменты гарантирования получения вкладов и кто гарант, а также степень ответственности гаранта?»
— «кто будет контролировать своевременность перечислений, точность начислений и его мера ответственности?»
— «кто получит накопленные средства в результате смерти адресата до срока выдачи?»
можно продолжать…