С 1 января 2022 г. вступит в силу закон, согласно которому использование регистраторов расчетных операций (РРО) станет обязательным. Кого касаются новые правила и о преимуществах программных РРО, в колонке для НВ рассказала бухгалтер и налоговый консультант компании по автоматизации кафе и ресторанов Poster Ольга Пушко. «Минфин» выбрал главное.
Меньше месяца до повальной фискализации. Какой РРО выбрать
Кому не обойтись без РРО
Раньше РРО были обязательны только для некоторых видов бизнеса. Но с 1 января 2022 года вступит в силу закон, который обяжет фискализировать свои продажи всех ФОП второй-четвертой группы, которые совершают расчетно-кассовые операции. Другими словами, если бизнес принимает от клиентов оплату только в виде банковского перевода по реквизитам — можно работать без фискализации. А если клиенты расплачиваются наличными или банковской картой — нужен РРО. Теперь фискальные регистраторы понадобятся многим компаниям из сегмента малого и среднего бизнеса, которые раньше обходились без них. В их числе — кофейни и рестораны, гостиницы, турагентства, интернет-магазины.
Что ждет нарушителей
За первую транзакцию без фискализации бизнесу придется заплатить штраф в размере 100% от суммы чека. За каждую следующую — 150%.
До конца карантина действует мораторий на проверки ФОП — но он не распространяется на кассовую дисциплину. Другими словами, налоговая имеет право проверить, работает ли бизнес с РРО, и применить санкции в случае нарушений.
А даже если инспекторы не нанесут визит в этом году, они могут сделать это позже и проверить документы за последние три года. Если обнаружат транзакции за 2022 год без использования РРО — оштрафуют по тем нормам, которые будут действовать в год проверки. Скорее всего, со временем санкции станут еще более строгими, чем предусмотрено сейчас. Поэтому затягивать с внедрением РРО не стоит. Если придерживаться требований закона, можно избежать лишних проблем.
Читайте также: Положительная динамика. Гетманцев рассказал, какими темпами увеличивается количество РРО в Украине
Классические vs программные РРО
По закону бизнес может выбрать любой из двух видов фискальных регистраторов:
- Классические РРО — выглядят как кнопочные кассовые аппараты или устройства вроде небольших принтеров. Их ключевая функция — печатать фискальные чеки.
- Программные РРО (пРРО) — приложения для телефона, планшета или компьютера. Они регистрируют расчетные операции и автоматически передают данные в налоговую в электронном виде.
Программные РРО появились недавно: украинским компаниям разрешили использовать их с 1 августа 2020 года. Такие регистраторы особенно популярны среди малого бизнеса и вот почему.
Расходы. Классический фискальный аппарат стоит от 6−8 тыс. грн, его обслуживание — 200−300 грн в месяц. Тогда как для работы программного РРО достаточно купить электронное устройство — к примеру, планшет за 2 тыс. грн, а обслуживание обойдется от 0 до 150 грн в месяц.
Компактность. Для установки классического РРО требуется свободное пространство. Это может стать проблемой, например, для маленьких кофеен, которые продают напитки навынос, и у них в зоне выдачи просто нет места для размещения громоздкого оборудования. Им удобнее фискализировать продажи с планшета.
Процедура регистрации. Раньше на регистрацию классического регистратора нужно было закладывать от пяти суток. Сейчас процедуру упростили, она занимает два-три дня. Но в случае с пРРО все еще проще — его можно зарегистрировать за несколько часов. Вся процедура проходит онлайн в электронном кабинете налогоплательщика.
Хранение z-отчетов. «Железный» регистратор позволяет распечатывать z-отчеты: затем их нужно хранить три года, чтобы показать налоговым инспекторам в случае проверки. С помощью программного РРО можно передавать z-отчеты в налоговую автоматически, а также сохранять их в электронном виде — как в «облаке», так и на своем компьютере. Показать их проверяющим тоже можно с экрана — не нужно тратить время на бумажную работу.
Работа с чеками. Если бизнес использует классические РРО, он обязан печатать бумажные чеки. Программные регистраторы дают большую гибкость: чек можно отправить покупателю в электронном виде — на e-mail или по SMS. И только если клиент требует — предоставить ему печатный вариант. Это позволяет компаниям экономить на бумаге.
Офлайн-работа. Классические регистраторы могут работать без интернета до 7 суток — затем бизнесу необходимо вручную фискализировать все чеки, которые выдали за это время. У пРРО срок офлайн-работы меньше — до 36 часов, но не больше чем 168 часов в месяц. За этот период компания имеет право обработать до 2 тыс. чеков. Но зато при появлении интернета эти данные отправятся в налоговую автоматически.
Читайте также: 20 вопросов о работе программных РРО: налоговая рассказала о главном
Типы программного РРО
В налоговой выделяют четыре типа программных регистраторов. В зависимости от того, как и где вы планируете фискализировать продажи, нужно выбрать вариант, который вам подходит:
- Стационарный пРРО — установлен на конкретную хозяйственную единицу и используется по зарегистрированному адресу. Подойдет для компаний, которые ведут продажи в одном и том же помещении — например, кофейни с залом или стационарные киоски.
- Переносной пРРО — зарегистрирован на конкретную хозяйственную единицу (например, автомобиль), но может использоваться на всей территории Украины на такой хозяйственной единице. Подойдет для компаний, которые выдают чеки по разным адресам — например, мобильные точки уличной еды или рестораны в формате dark kitchen (работают только на доставку).
- «Касса самообслуживания» — установлена на конкретную хозяйственную единицу и используется по зарегистрированному адресу, при этом ее можно применять без привлечения кассира (например, платежный терминал). Подойдет для компаний, которые позволяют клиентам оплачивать заказ самостоятельно на терминале — такую возможность зачастую предлагают в ресторанах быстрого питания.
- Интернет-торговля — установлен на конкретную хозяйственную единицу и используется по зарегистрированному адресу, при его применении можно привлекать кассира. Подойдет для компаний, которые принимают заказы через сайт — например, интернет-магазины.
Если нужно, бизнес может использовать сразу несколько типов пРРО. Так, для ресторана, который обслуживает гостей в зале и предлагает доставку, понадобятся и стационарный, и переносной регистраторы. А если в зале есть еще и терминал, то стоит подключить также «кассу самообслуживания».
Читайте также: С начала года количество «касс в смартфоне» увеличилось вдвое — Опендатабот
Комментарии - 48
В любом случае — во всех развитых странах налоги платят куда лучше, чем у нас. Остальное — это споры про курицу или яйцо.
Ну и опять же — если человек всю жизнь не платил налоги и стал депутатом — как думаете, будет он честным депутатом? Или чиновником? Или хотя бы главой ОСББ? Или может таки стоит привыкать соблюдать законы. Бо привыкнув их нарушать — внезапно очень сложно стать честным и правильным.
И причина «наших реалий» — это люди, считающие, что соблюдать законы нелепо.
И да — я уверен, что если у человека принцип «свой карман дороже» и он свято уверен, что не платить налоги это хорошо и правильно, то став депутатом, он так же свято будет уверен, что если он не украдет, то украдет другой. И нет смысла не красть. Ибо это его принцип по жизни.
Что ж до «перестать их платить» — вы сильно заблуждаетесь. Одно дело продолжать жить как жил, другое дело — менять жизненные принципы.
Фактически, с точки зрения морали — что коррупция, что уклонение от уплаты налогов — это одно и то же. Человек берет деньги у государства себе в карман. Потому у нас так много коррупции (есть еще наследие совка с привычкой дать взятку — но это уже коррупция с другой стороны)
PS: фермер, у которого закупаюсь всеми видами мяса, яиц, каш и прочих радостей- с нового года даёт 10% скидку за налик без чека, я очень доволен нововведениями.
Что ж до ФОПов — то добрая половина из них как раз и есть «схемные единщики». Какие и формируют наши 30% тени.
Она же яркий пример того, почему у нас правительство такое, какое есть — бо эти люди принесли свои принципы с собой. А принципы все те же. Если ты правильный — то терпила. Если умеешь крутиться — молодец.
Про услуги государства — оборонка, правоохранительная система, больницы, вузы, парки, дороги, суды и многое другое. И вы ими пользуетесь. И да, качество местами желает лучшего — но на них все равно идут деньги. Меньше денег — меньше качество. Но деньги тратятся. Те же пенсии оплачиваются из ЕСВ. Не платите ЕСВ — кто содержит ваших же родителей? Не платите налоги — кто содержит уборку парков и танки на донбасе?
на заводах и цехах платят ЕСВ в объёме 18%.
А у вас какие данные?
Кстати, столкнулся с тем, что wayforpay и liqpay даже с привязкой к расчётному счёту, всё равно нуждаются в выдаче кассовых чеков. Здабули! ынтыграцыя в электронную вселенную!
А учитывая торговую наценку, даже доход с разрешенных 5 млн, дает прибыль в 1 млн в год. Что весьма неплохо при налоге в 1200 грн в месяц. Но некоторым и это много.
З.Ы. но если доход меньше 1 млн в год, то можно без РРО
Зачем это нужно прекрасно становится ясно, почитав коменты. Все мутят и не платят налогов. И считают это правильным. Какой народ — такое и правительство. Те тоже, то в декларациях скроют, то им сложно посчитать, то другу на таможне помогут. Типичный бизнесмен средней руки.
И вы так говорите, будто вторая группа — это бабка на рынке. Вторая группа ФОП — это как минимум физический магазин, либо доход выше 166 минималок в год. И до 10 наемных сотрудников. Тоесть, нормальный такой бизнес. С чего б им не заплатить налоги? Учителя платят, врачи платят. И куда больше. От куда меньших денег.
В любом случае, вы показали, что в бизнесе — просто огромное количество муток. Причем в самых разных сферах. И все они от желания упростить себе жизнь с одной стороны и заработать с другой. И это часто называется преступление. Потому путь один — максимальный контроль за исполнением законов. И чем менее сознательные граждане, тем сильнее контроль и строже наказание. Что бизнес, что ПДД, что гос услуги. РРО — это средство контроля в виду огромного процента желающих мутить.
Но условные РРО нужны не только фермерам или ФОПам — судьям, чиновникам, водителям и прочим. Их суть — загнать это анархичное стадо в рамки закона. Ибо я тоже люблю ездить быстро — но это ж не значит, что мне можно ехать по городу 150, потому что я так хочу и государство не залатало ямы у меня во дворе. И гос-во повышает штрафы и ставит камеры. А ямы во дворе так и остались.
Єдинщик купує ці контрабандні товари, і реалізує вроздріб.
Якщо єдинщик поставить РРО, то відразу встає питання прихідних накладних на весь товар…
І тут проблема: імпортер який ввозить контрабасом, не дає офіційні накладні на товар. А у тих постачальників що імпортують офіційно — ціни на порядок вищі…
Тому або хай всі платять податки, або ніхто не буде платити.
Гарний приклад. що ви навели — так, РРО буде трохи сприяти і зменшенню контрабанди та усього сірого ринку. При цьому, кінцевий споживач цього навіть не відчує — ціни то й так не дешеві.
Вывод: не бухти фоп, а иди затовариваться у больших дядек, у которых есть связи. Возвращаемся в эпоху яныка. Ну, зато хоть полегче будет вести бизнес, и цены выровняются наверх.
Можете просмотреть закономерность по миру. Как где живут и как платят налоги.
Мне вот любопытно, для статистики. Вы объезжаете пробки по полосе, где разрешен только поворот?
При этом — не бедные же люди.
Вот это нужно искоренять. Вот станите вы депутатом. И что? Принципы ваши позволят вам построить хорошую страну?
Вот видео (https://youtu.be/lJlEXdCEmHE?t=212), на котором разъясняют, что в применении РРО нет необходимости, если операции проходят через банк.
Если же подумать логически, а также если хорошо знать как работает Вейфорпей, то возникает вопрос, нужно ли выдавать чек, работая через платежные системы. Итак, например, у меня есть магазин, который работает исключительно без кэша и использует в расчетах указанную систему платежей. Механика такова — по стоимости товаров в корзине от имени системы Вейфорпей, в адрес покупателя формируется платежная ссылка на оплату. Соответственно, в адрес этой системы покупатель и платит. На следующий день, согласно договора между Вейфорпей и продавцом, последний получает полную сумму за все оплаченные заказы предыдущего дня. То есть сумма продаж заходит одним общим платежом. Таким образом, согласно Вашему утверждению, продавец должен выдать чек в адрес Вейфорпей на эту сумму. Верно? Или как он может технически разделить эту сумму после уплаты комиссий с каждой транзакции задним числом выдавать чеки непосредственным покупателям
А Вам какие-то налоговики сидя на лавочке сказали. Давайте по-другому. Пусть Ваши налоговики опровергнут видео и мои слова конкретными положениями данного закона.
Во-вторых, Вы ведь даже не удосужились понять логику работы Вейфорпей, чтобы возразить мне по сути. Даже в этой статье написано, цитирую: «если бизнес принимает от клиентов оплату только в виде банковского перевода по реквизитам — можно работать без фискализации»
4X9 tk ➇︎
CF9U s2 ✖︎