8 октября 2021, 9:15 Читати українською

Как мошенники оформляют онлайн-кредиты?

Популярность онлайн-кредитов на карту обусловлена прежде всего простотой их оформления и удобством получения необходимых средств прямо на банковскую карту. Например, при оформлении кредита онлайн в Мoney4You современная скоринговая система позволяет рассмотреть заявку клиента и провести его идентификацию за 3−5 мин и в течение 10−15 мин перевести деньги на его карту. Если учесть, что вероятность одобрения займа довольно высокая — до 98%, то такая финансовая услуга все более востребована населением.

Однако за простотой получения займа кроется проблема мошенничества с целью оформления липового кредита на чужое имя. Согласно законодательству, ответственность за заем несет лицо, на которое этот кредит оформлен.

Что же делать, если пришло уведомление о непогашенном кредите, которого вы не брали? Как избежать моральных и материальных потерь?

Позиция кредитора

По статистике среди всех кредитов микрофинансовых организаций (МФО) до 6% имеют признаки мошенничества, а среди первичных обращений эта цифра возрастает до 30%. Мошенников привлекает прежде всего, то, что все операции осуществляются удаленно через Интернет. Создается впечатление доступности и безнаказанности. Понятно, что МФО не готовы мириться с подобными нарушениями, поскольку невозврат займов достигает 25%.

По мнению Олега Кузьминова, директора финансовой компании Мoney4You, только внедрение современных моделей скоринга позволит существенно снизить уровень рисков, связанных с невозвратом займов. Компания успешно пресекает попытки мошенничества благодаря системе верификации данных заемщика, а также профессионализму сотрудников. Это напрямую влияет как на репутацию и доходы компании, так и защищает добросовестных клиентов от финансовых потерь и проблем с законом.

Помимо этого МФО привлекают надежные платежные системы, ужесточают правила внутренней безопасности, совершенствуют алгоритмы удаленной идентификации клиентов. Эта процедура включает анализ кредитоспособности заемщика по сотням параметров. Основные из них: копии паспорта и ИНН; карта украинского банка или учетная запись платежной системы; финансовый номер телефона (привязан к банковской карте); кредитная история; электронная почта и анализ профилей в сети Интернет. Новые правила идентификации клиента по системе BankID и КЭП (квалифицированная электронная подпись) предполагают передачу личных данных от банка кредитору в зашифрованном виде. Широко применяется также система удаленной фотоидентификации заемщика в режиме реального времени.

Понятно, что чем тщательней происходит проверка данных заемщика, тем меньше возможностей у киберпреступников обмануть МФО.

Как возникает проблема?

В последнее время похищение и торговля персональными данными превратилась в бизнес для киберпреступников. Несмотря на закон Украины «О защите персональных данных», реализовать его на практике довольно сложно. К сожалению, доступ к площадкам, где хранятся личные данные гражданина, часто бывает незащищенным. Например, для оформления поездок, покупок в кредит, трудоустройства, участия в тендерах и т. д. гражданин оставляет ксерокопии своих документов (часто с отметкой «копия верна»), указывает номер телефона, свой электронный адрес и даже номер банковской карты в случае электронных платежей.

Желание и умение манипулировать психологией человека позволяет мошенникам завладеть персональными данными, используя самые разные схемы.

1. Создание фальшивых сайтов (как правило, подделка под легальные), цель которых завладеть и личными данными (для оформления кредита на чужое имя), и деньгами жертвы. Через эти сайты мошенники:

а) обещают за определенный процент удалить данные о заемщике из базы данных кредитора и бюро кредитных историй (БКИ), представляясь сотрудником какой-либо кредитной финансовой компании;

б) предлагают за небольшие комиссионные возврат НДС за покупку иностранных товаров, обещая при этом, что сумма составит не менее 20 тыс. грн;

в) проводят от имени фейковой финансовой организации акцию с предложением получить бонус в виде денег;

г) выступают от имени факторинговой компании и в официальном письме сообщают клиенту о смене кредитора и необходимости сообщить свои данные и срочно погасить задолженность.

2. Фейковые вакансии на сайтах бесплатных объявлений. Преступники предлагают работу в удаленном режиме за приличные деньги. Для этого претендент должен сообщить все личные данные, ему также предлагают изменить финансовый номер телефона. Через некоторое время клиент узнает о задолженности по кредиту.

3. Телефонное мошенничество. Киберпреступник звонит от имени известного мобильного оператора и сообщает, что номер клиента будет заблокирован, например, вследствие кибератаки, и нужно срочно сообщить личные данные жертвы и пароль из SMS. Цель преступника — взломать онлайн-банкинг клиента и пройти верификацию, далее в личный кабинет можно привязать другую карту, изменить пароль, взять кредит и похитить средства жертвы.

Основные схемы обмана с онлайн-кредитами

Несовершенство законодательства и эволюция методов похищения личных данных граждан приводят к разнообразию методов онлайн-мошенничества с кредитами.

  1. Использование подставных лиц. Мошенник оформляет кредит на другое лицо, используя его персональные данные, а деньги пытается перевести на свою банковскую карту. Либо открывает дополнительную карту на это лицо и при получении кредита быстро уводит с нее деньги. Нередко оказывается, что заем взяли родственники, имеющие доступ к документам жертвы. Иногда этой схемой пользуются заемщики с испорченной кредитной историей, которая является решающим фактором при рассмотрении заявки на кредит.
  2. Подделка документов. Преступник похищает личные данные жертвы и вклеивает в чужой паспорт свое фото. При удаленной видеоидентификации довольно сложно определить подделку паспорта.
  3. Умышленная невыплата задолженности. Оформив кредит, мошенник меняет свои реквизиты вплоть до смены адреса и игнорирует требования МФО. Заем может быть оформлен по реальным документам, о которых заемщик заранее уведомляет полицию, как об утерянных. Получив деньги, требует признать кредит недействительным.

Что делать, если на вас «повесили» чужой кредит?

В случае, если получено уведомление о задолженности по кредиту и звонят от кредитора или коллектора, то необходимо сразу предпринять ряд шагов:

  1. Связаться с МФО и получить копию кредитного договора. Подать заявление в МФО о непричастности к займу. Как правило, компания идет навстречу клиенту и приостанавливает действие договора.
  2. Подать заявление в прокуратуру о возбуждении уголовного дела по факту мошенничества, в киберполицию (она легко определит IP адрес и номер мобильного телефона преступника) и добиться, чтобы дело о мошенничестве было внесено в Единый реестр досудебных расследований.
  3. Обратиться в БКИ об изъятии неправдивой информации о задолженности по кредиту.

Можно ли избежать мошенничества с кредитами?

Прежде всего необходимо отметить, что МФО, как правило, заинтересованы в расследовании случаев мошенничества, поскольку несут прямые убытки и рискуют своей репутацией.

С другой стороны, зная о проблеме мошенничества, каждый гражданин должен принимать определенные меры для безопасности своих персональных данных:

  • оригиналы документов не должны передаваться в чужие руки;
  • номер и код банковской карты должны быть засекречены;
  • финансовый номер телефона (тот, который привязан к банковской карте) не стоит сообщать третьим лицам;
  • сообщать в полицию об утере документов, а при утере банковской карты — в банк;
  • регулярно проверять свою кредитную историю в БКИ;
  • блокировать подозрительные сайты и чаты;
  • иметь современные антивирусные программы и системы безопасности, отслеживающие вмешательство в компьютер извне.

В целом, чем меньше данных о себе человек сообщает в сетях Интернета и чем выше его грамотность в финансовых вопросах, тем больше он защищен от нежелательного вмешательства в свою жизнь. Если же возникла необходимость в онлайн-кредите, то обращаться нужно только в МФО, имеющую хорошую репутацию и надежную систему безопасности.

Комментарии - 19

+
+39
DCLXVI
DCLXVI
8 октября 2021, 11:46
#
Вся эта статья больше похожа на демогогею поскольку не указана главная причина возможного шахрайства, а именно это финансовый номер вместо логина, и пин-код вместо пароля. Уже давно необходимо запретить банкам это делать законодательно.
+
+5
BobKickass
BobKickass
8 октября 2021, 13:25
#
финансовый номер вместо логина, и пин-код вместо пароля
Це для входу в інтернет банкінг? Ще не зустрічав такого, зокрема разом так точно…
+
+5
Юрий Новокрещенов
Юрий Новокрещенов
8 октября 2021, 16:05
#
DCLXVI
финансовый номер вместо логина, и пин-код вместо пароля
Поясните, пож, что Вы имели в виду.
Почему это проблема?
+
0
HappyInterest
HappyInterest
8 октября 2021, 17:03
#
Я понимаю что мой пример высосан из пальца, но вот например самым популярным PIN-кодом является 1234, его устанавливают почти 11% пользователей. На втором месте идёт 1111 (6%) (данные 2012 года с милионной выборки с хакер.ру)
Пишем скрипт который перебирает номера телефонов и логинимся.
+
0
DCLXVI
DCLXVI
8 октября 2021, 19:57
#
Здесь всё очень просто, не зная логина не возможно востановить и пароль даже завладев симкой с финансовым номером. Что же касаемо пин- кода, так ведь нет ничего более простого как узнать финансовый номер, пин-код, секретное слово (девичя фомилия матери), как правило большенство чтобы не забыть устанавливает один пин-код на все карты и достаточно выследить одну что бы знать на все.
Вот по этому моно и приват при халатности клиентово являются главной целью мошенников.
+
+23
ccc2013
ccc2013
8 октября 2021, 17:47
#
В Приват24 логин- это финансовый номер телефона
+
0
mlp711141
mlp711141
8 октября 2021, 18:51
#
А зря. Нормальные банки так не делают. Нормальный банк должен предоставить клиенту самостоятельно выбирать логин, в том числе и в виде непонятного сочетания букв и цифр.
+
0
eklmneprst
eklmneprst
8 октября 2021, 19:12
#
Ну так в приват не так просто и зайти, сначала вводиш номер телефона и пароль, затем банк запросит разрешение на твоё местоположение и если ты разрешишь и банк видит что ты с этого устройства уже заходил то разрешит зайти и без подтверждения (банк звонит), если всё же кому то удалось обойти это то после любой проведённой транзакции банк отправляет смс на финансовый номер и если человека всё же обманули и человек сообщит об этом банку то банк приостановит транзакцию и вернёт деньги. У приват с этим нормально в отличии от многих других, хотя у меня с ним и не сложилось. У других в лучшем случае мы услышим Поиском преступников занимается полиция а мы содействуем но деньги (лимит) украденные у вас вы всё же верните.
+
0
mlp711141
mlp711141
9 октября 2021, 10:53
#
Приматы не запрашивают моё месторасположение и пускал меня всегда, когда я отказывал. У меня на компе браузер Firefox в приватном режиме и программная среда Linux. Максимум, что банк делает — звонит. Но эти заразы то и дело сбрасывают мой пароль, утверждая, что его кто-то вводил неправильно.
Но у меня счета заблокированы — я писал про историю с директором, который, прежде чем уволить как старого пердуна (в рамках борьбы с неугодными и для создания текучки), дожал меня до того, что кредитный лимит потихоньку был исчерпан (просматривая мой домашний интернет, знал о состоянии моих счетов), после чего он и уволил меня как старого пердуна «по соглашению сторон» с долгом перед банком. Долгое время был без работы и без денег, но, как только появилась работа и я начал выплачивать, приматы арестовали мои счета в монобанк и спортбанк — этому сатанинскому банку не нравится, что я им выплачиваю по 666 грн в месяц — они хотят всего и сразу, оставляя меня без средств к существованию. Я работаю неофициально (официально не возьмут по состоянию здоровья), да и каждый месяц работы может оказаться последним…
+
0
abc11111
abc11111
10 октября 2021, 13:38
#
«У приват с этим нормально в отличии от многих других, хотя у меня с ним и не сложилось. У других в лучшем случае мы услышим Поиском преступников занимается полиция, а мы содействуем, но деньги (лимит) украденные у вас вы всё же верните.»

Как глубоко вы заблуждаетесь. Как раз такую фразу, после кражи денег со счёта и оформления неизвестного пострадавшей кредита с помощью ПриватБанка, она слышит от сотрудников банка.

«если всё же кому то удалось обойти это то после любой проведённой транзакции банк отправляет смс на финансовый номер и если человека всё же обманули и человек сообщит об этом банку то банк приостановит транзакцию и вернёт деньги.»

Вор через банкомат изменил финансовый номер клиента, а Приватбанк при этом не сообщил никаким образом на меняемый «старый» номер и не спросил никакого подтверждения, что позволило преступнику почти две недели беспрепятственно пользоваться чужим банкингом, т.к. пострадавшая пользовалась им очень редко.
Почитайте при желании: https://minfin.com.ua/company/privatbank/review/247723/
+
+60
otova
otova
8 октября 2021, 13:30
#
Не видели по телевизору передачу о том, как в супермаркетах продают просрочку и т. д. Перепаковывают, переклеивают, переставляют даты и т. д.
Эти ужасы рассказывают полчаса, а в конце бегло, но тем же заумным голосом нам советует: чтоб уберечься- внимательно читайте упаковку и смотрите дату. Серьезно? Это панацея?
Ничего не напоминает?
+
+31
vit555z
vit555z
8 октября 2021, 19:27
#
Главная опасность доступа мошенников к ЛЮБЫМ данным клиента — это передача этих данных недобросовестным сотрудником банка своему приятелю-мошеннику. В банке есть ВСЕ необходимые данные и копии документов.
И поэтому советы «не сообщайте свой номер телефона или номер карты другим лицам» — это всё советы для отвода глаз.
+
+30
efess
efess
8 октября 2021, 22:05
#
Трлько вот дрказать утечку информация из банка невозможно (((
+
+15
Mindent
Mindent
9 октября 2021, 13:16
#
Верно) Концов не найти, ибо копии паспорта, ИНН и другие личные данные вы оставляете не только в банках, а и в других многочисленных организациях. Откуда идёт слив-не известно (((
+
+15
abc11111
abc11111
10 октября 2021, 12:54
#
Через банкомат Привата злоумышленник поменял финансовый номер ничего не подозревавшей пострадавшей, которая никогда никому не давала пользоваться своей картой, тем более банкингом, кроме нескольких покупок в месяц в продмаркете. Банкоматами никогда не пользовалась, снимать было нечего. Через пару минут по карте был поднят лимит с 0 до 15000 и сразу же снят наличкой. На следующий день в другом городе уже при вычерпанном лимите, внёс свои 800грн и в техномаркете взял на эту же карту в кредит, с оплатой первого взноса 800грн товара ещё на 14900. Кроме этого украл с карты личные 900грн. И при этом заказал за 1грн СПРАВКУ в Привате, в которой банк вывалил всю имевшуюся у него информацию про потерпевшую, в т. ч. ФИО, ИНН, МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА, ВСЕ ДАННЫЕ ПАСПОРТА, как будто владелец карты её забыл. Вроде и доказывать утечку информации не нужно, есть копия справки. Но в полиции уже 11-й день не открывают дело о мошенничестве, даже по поводу кредитов и кражи, вначале заявив, учитывая кредит в другом городе, это не наш район, хотя воровство наличкой с банкомата происходило за 500 метров от отделения полиции, к которому территориально относится пострадавшая. Киберполиция имеет какие-то данные, но не может их никуда приобщить, т.к. сами дело не заводят, только приобщают информацию к делу, заведённому полицией. Поэтому, не всегда доказать утечку информации с банка и деяния злоумышленника, приведёт к неминуемому наказанию, конечно, если не продолжить-начать «путешествия» с прокуратуры и дальше
+
0
abc11111
abc11111
10 октября 2021, 13:06
#
…благодаря конфиденциальной информации, предоставленной Приватбанком преступнику, он пытался открыть кредит на пострадавшую, ещё в восьми микрокредитных организациях. Удалось ему это или нет, пока не известно, т.к. организации для ответа, сами требуют предоставления конфиденциальных документов. По прошествии месяца после запросов кредита или при наступление сроков выплат, всё, конечно, станет известно автоматически.
+
0
ccc2013
ccc2013
10 октября 2021, 14:30
#
Читал Вашу историю, сочувствую. остаётся надеяться только на полицию, т.к.при всех подобных инцидентах банки отсылают к ней:(((Понимаю, что произошло- была удаленная замена симкарты мошенником, смена финномера с последующим залезанием в личный кабинет и хозяйничаньем в нем. Банк посчитал все это действиями реального владельца и не препятствовал операциям, тк это не вызвало у него тревоги. Как преступник все это провернул, достоверно можно узнать только от него (в случае его поимки полицией:)).Говорю без сарказма, но с ноткой сомнения, ибо все мы знаем работу нашей следственной системы. Только сам преступник может рассказать, слил ли ему кто-то инфу из банка или это был какой то иной способ взлома
+
0
Алексей З
Алексей З
11 октября 2021, 22:07
#
Не правда в некоторых моментах статьи. Я прошел этот путь и он пока не закончен. Кто-то взял кредит и я якобы выступил поручителем. Это была ложь. Я обратился в полицию и по свету коллег на работе в киберполицию. Эта полиция дала ответ, что они ничего не делают без решения следователя. А следователей у них нет. И решение открывать дело и что-то открывать принимает следователь в полиции. Я конечно обратился туда с заявлением, но даже отписки не пришло. Хотят что бы из-за срока давности такие дела исчезали сами по себе. Конечно я не имею возможности бегать за полицией, киберполицией, государством потому что работаю. Они все на это и рассчитывают и мошенники и контролирующие органы. Звонил в адвокатские конторы судится с государством или кредитной организацией мне стартует от 10000 грн и ещё не известно сколько надо вливать. И такая ситуация порождает ещё больше коррупцию. Органы могут терроризировать кредитные организации на предмет открытия дела или закрытия по заявлениям граждан. Кредитные организации успешно откупается. А страдает народ
+
+30
efess
efess
11 октября 2021, 23:35
#
Да, полиция после определенного срока закроет дело как нераскрытое. Мошенник не найден, а кредит платить вам ((((
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться