Минфин - Курсы валют Украины

Установить
6 октября 2021, 8:00 Читати українською

Что мешает снизить налоги на зарплату

Депутаты предлагают снизить нагрузку на фонд оплаты труда. По мнению авторов законодательной инициативы, единый социальный взнос, налог на доход физлиц и другие сборы могут быть уменьшены. Но действительно ли Украина может пойти на этот шаг, в колонке для НВ рассказал эксперт по налоговому планированию, руководитель Global Payment Security association в Украине Алексей Тройников. «Минфин» выбрал главное.

Варианты уплаты налогов с зарплаты

Прежде чем ответить на вопрос, возможно ли в ближайшее время, без дополнительных глобальных изменений снизить налоги и сборы для наемных работников, предлагаю нехитрую математическую задачу.

Некий украинский работодатель нуждается в специалисте — юристе, бухгалтере, экономисте, маркетологе. Есть два варианта (вернее, два с половиной).

  1. Взять специалиста в штат, на чистую «белую» зарплату, допустим, 15 тыс. грн, со всеми начислениями — ЕСВ, НДФЛ, военным сбором, то есть — плюс 40% к 15 тысячам. Можно договориться о части з/п в конверте, например, в 7 тыс., тогда и начисления будут идти с оставшейся видимой части.
  2. Заключить договор со специалистом, который является физлицом-предпринимателем, и компенсировать ему 5−6% его единого налогового взноса.

Реален ли знак равенства между отчислениями с «белой» (и даже «серой») зарплаты и компенсацией взноса ФЛП?

В чем загвоздка

Можно бесконечно бороться с неуплатой налогов, но пока у работодателя есть вполне легальный инструмент, как снизить налоговую нагрузку — он будет пользоваться этим инструментом, и очень сложно призвать его к ответственности за уклонение от налогов.

Без реформирования системы физлиц-предпринимателей никаких существенных изменений налоговой нагрузки для нанятого работника — а на самом деле, для работодателя, не будет. Нужны усилия и смелость отбросить популизм и четко сказать — если это физическое лицо, то будьте добры, платите налоги как физическое лицо. Если юридическое лицо — то соответственно.

Можно говорить о пересмотре объема отчислений с заработной платы только тогда, когда все физические лица — наемные работники и предприниматели — будут приблизительно в равных условиях. Иначе бюджет — чаша собирающая — продолжит быть решетом, через которое вытекает все собранное.

Платить налоги для любого предпринимателя — отдавать свое, заработанное тяжким трудом. На первый взгляд, совершенно справедливо, если все время упускать один, но ключевой момент.

Налоги — это плата за то, что я являюсь резидентом этого государства. Каждому предпринимателю, подозреваю, хочется жить в государстве, где будет понятна и прозрачна система определения платы за ведение бизнеса. Это и есть налоги — когда они уже уплачены, конечно.

Невозможно выбросить из головы то, что взаимоотношения украинского налогоплательщика и государства — это драматический забег, длиною в десятилетия.

Есть система налогообложения и система уклонения от нее же. Как антивирусные компьютерные программы и вирусы. Одни невозможны без других.

Читайте также: Какой должна быть наша налоговая система

Эстонский пример

Не то чтобы во всем мире, даже в благополучных странах, не ищут путей снижения налоговой нагрузки. Ищут, и находят. Но все-таки с меньшим, как мне кажется, цинизмом. Знаю, что украинские предприниматели хвалят, как один, эстонскую модель налогообложения бизнеса, в частности — 0% подоходный налог с юридических лиц. Но забывают о довольно жестких нормах в том случае, если предприниматель решит эту прибыль из Эстонии вывести. Ну, и другие налоги все-таки уплачиваются осознанно.

Если эстонский пример слишком неочевиден, то вспомните протесты владельцев «евроблях», которые требовали бесплатной растаможки. И чуть было не добились своего. В пылу протестов, наверное, мало кто задумался о чувствах украинцев, которые покупали автомобили легально и не смели требовать поблажек.

Чтобы совершенствовать систему налогообложения, а не латать отдельные дыры в решете, нужны смелость и прагматизм. Если прагматизм в этот раз устоит перед соблазном очередной популистской полумеры, у нас есть шанс на построение адекватной налоговой системы.

Читайте также: Кабмин хочет ввести налог на необоснованные траты украинцев — Гетманцев

Комментарии - 49

+
+59
Три літри
Три літри
6 октября 2021, 8:36
#
Нужны усилия и смелость отбросить популизм и четко сказать — если это физическое лицо, то будьте добры, платите налоги как физическое лицо. Если юридическое лицо — то соответственно.

Дурацкая идея.

Физлица всегда платят налог с дохода, другого для них и не предусмотрено. Но только в Украине, везде. Бизнес же наоборот зачастую платит налоги не с оборота (пока забудем про НДС), а с прибыли. И когда физическое лицо становится начинает заниматься бизнесом конечно же оно хочет платить налоги как бизнес, тоесть не платить их тогда когда нет прибыли. Ну или хотя бы платить сниженный налог с дохода как это есть в случае ФОП.

+
0
Три літри
Три літри
6 октября 2021, 8:38
#
Можно говорить о пересмотре объема отчислений с заработной платы только тогда, когда все физические лица — наемные работники и предприниматели — будут приблизительно в равных условиях.

Вы тут сами себе противоречите. Как можно создать равные условия без персмотра объёма отчислений?
+
0
Три літри
Три літри
6 октября 2021, 8:39
#
Если эстонский пример слишком неочевиден, то вспомните протесты владельцев «евроблях», которые требовали бесплатной растаможки.

А последний поход автора за грибами похоже был неудачен — мухоморы вместо сыроежек. Какая бесплатная растаможка?

и не смели требовать поблажек

А кто ж им доктор что они трусливо боятся что либо требовать у барина?
+
+27
MaxTirpiz
MaxTirpiz
6 октября 2021, 9:47
#
Заключить договор со специалистом, который является физлицом-предпринимателем, и компенсировать ему 5−6% его единого налогового взноса.

Автор явно не в теме, что второй вариант хуже первого. Налоговая прекрасно научилась превращать услуги ФОП в фиктивное трудоустройство.
+
+15
dimakaminskiy
dimakaminskiy
6 октября 2021, 19:43
#
Пример, работники выполняют работу на удаленке, находясь не в штате (договор с ФОП), возможно вообще физически в другом городе, не подчиняясь графику работы фирмы и внутреннему распорядку.
Налоговая может только пищать, что я слишком долго работаю на фирму, но возможно я хороший специалист?
+
0
MaxTirpiz
MaxTirpiz
7 октября 2021, 9:33
#
Не надо умничать.
Если у вас источник доходов - один ЮЛ и один договор на услуги, то фиктивное трудоустройство обоснуют без проблем.
+
+30
dvded .
dvded .
6 октября 2021, 9:59
#
Считаю пусть физик сам определяет сколько с его ЗП идет в бюджет.
В белую, серую, ФОП.
Пусть говорят сумму в Gross и всё.
+
0
busypit
busypit
6 октября 2021, 10:28
#
Правда думаете, что количество определившихся оплачивать налог в полной мере сколько-нибудь превысит стат погрешность?
+
+15
SkrudjMacduck
SkrudjMacduck
6 октября 2021, 11:43
#
А пожежник нехай вирішує, що гасити… поліція, вчителі…
+
+15
dvded .
dvded .
7 октября 2021, 10:53
#
Пусть тогда все платят минималку (что осталось могут отдавать в пенсионный фонд второго уровня), а остальное для пенсионного фонда покрывать через бюджет.

Поэтому ПДФО снижать до 5%.
А ЕСВ все на минималку.
Во-первых все повыходят из тени, а бюджет всё равно вернёт разницу через НДС.
Будет тоже самое для бюджета, но выше рост, ниже тень и более справедливая уплата налогов для плательщиков.
+
0
Три літри
Три літри
7 октября 2021, 12:13
#
а остальное для пенсионного фонда покрывать через бюджет.

Бюджет это не богатый дядя иди дедушка. Бюджет это как раз то место куда «все платят минималку». Если все платят минималку то где бюджету взять денег на то чтобы платить пенсии?

Тем более что тут же рядом ты предлагаешь ещё больше урезать налоги наполняющие бюджет: «Поэтому ПДФО снижать до 5%.».
+
+15
dvded .
dvded .
7 октября 2021, 12:27
#
Наполнять через выросшее потребление, НДС, и инвестициях этих людей.

Просто отбирать деньги не сразу, а на следующем цикле.

+ Будет более справедливая система.

>>Если все платят минималку то где бюджету взять денег на то чтобы платить пенсии?

По факту минималка лишь на 40% меньше чем среднее ЕСВ.

Возьмем пример
Средняя ЗП — 13 тыс грн.
ПДФО — 2500 ЕСВ — 2800 итого 5300 налогов и 10500 на руки.

При моей схеме
13 тыс грн, ЕСВ — 1300 + ПДФО — 650 = 2000

Что человек сделает с лишними 3300 грн — 660 грн НДС

Выход из тени добавит несколько миллионов работников.
+
0
Три літри
Три літри
7 октября 2021, 12:34
#
Наполнять через выросшее потребление, НДС

С одной стороны ты хочешь снижать налоги, с другой выступаешь адвокатом самого хренового налога — НДС.

От выросшего потребления налоги не растут, особенно если они при этом снижаются.

Инвестиции вообще никаким боком к бюджету не относятся, и уж тем более пенсии из инвестиций не платятся.

+ Будет более справедливая система.

Справедливая система как раз когда налог платится как процент от дохода. А не когда малоимущие через НДС платят в бюджет до половины своего дохода, в то время как люди имеющие высокий доход платят лишь 5−10 процентов% от его величины. Ведь те у кого зарплата не 10 000 гривен, а 100 000 гривен не съедают в десять раз больше мяса и не покупают в десять раз больше бензина.
+
0
dvded .
dvded .
8 октября 2021, 10:09
#
Инвестиции — это рост ВВП → больше бюджет → больше пенсии.
Именно благодаря росту ВВП в 2 раза, пенсии выросли в 2−3 раза за последние 6 лет.

Плохой ли НДС или лучше забирать процент с дохода и я так понимаю речь о прогрессивных налогах.
Любое забирание налога с дохода, создают демотивацию работать и чего-либо достигать в обществе.
Тот кто получает 100000 конечно тратит более разнообразно, стимулирует строительную отрасль, но НДС также платит.
Надо сказать что государственных услуг, тот кто получает 100 тыс тратит возможно меньше, чем 10 тысячник, даже в абсолютных числах, скорее всего для государства он вообще глубоко в минусе, образование для его детей, здоровье, субсидии.
За счёт 100 тыс кормится частная медицина, а может быть и частные школы, в которых подрабатывают те же врачи что в гос поликлиниках.
+
0
vt313
vt313
8 октября 2021, 12:04
#
Ведь те у кого зарплата не 10 000 гривен, а 100 000 гривен не съедают в десять раз больше мяса и не покупают в десять раз больше бензина.

Да ну, съедают в 10 раз больше, по деньгам. А бензина может и больше чем в 10 раз.
+
0
Три літри
Три літри
8 октября 2021, 12:25
#
Да ну, съедают в 10 раз больше, по деньгам.

Нет. Нет в магазинах отдельного хлеба по цен в десять раз больше и отдеьного мяса по цене в десять раз больше. А один хамон есть весь месяц не будешь.

А бензина может и больше чем в 10 раз.

Бензина может даже меньше потому что не таксуют.
+
0
MaxTirpiz
MaxTirpiz
8 октября 2021, 12:29
#
Есть и мясо и хлеб по цене в 10 раз больше. На витрине органических экопродуктов. А мясо типа мраморного стейка как раз стоит в 10 раз дороже чем филе Нашей Рябы.
+
0
vt313
vt313
8 октября 2021, 12:51
#
Хлеба, может быть и нет, а мяса достаточно.
Даже как-то страно такое слышать. А вы к какой категории относитесь?
+
0
Три літри
Три літри
8 октября 2021, 13:00
#
а мяса достаточно

Мясо как раз вообще по одной цене, это хлеб можно найти какой-то хипстерский модный с отрубями или добавлением томатного сока по цене может в два, ну в три раза дороже. Но опять же много того хлеба съешь?
+
0
vt313
vt313
8 октября 2021, 13:18
#
Назовите цену мяса, которое Вы едите.
+
0
Три літри
Три літри
8 октября 2021, 13:24
#
Обычное мясо из обычного магазина. Получаю заметно больше чем к примеру мои соседи работающие в этом же магазине. И они тоже покупают это мясо.

Если Вы знаете какой-то специальный магазин для айтишников или например для депутатов партии Слуга народа — вы подскажите мне, буду ходить туда чтобы покупать специальное мясо для богатых.
+
0
vt313
vt313
8 октября 2021, 13:34
#
А цена у него есть?
Курица по 70 грн. это обычное мясо.
Шашлык по 300 грн. за 200 гр. тоже обычное мясо.

Живой карась по 50 грн. это рыба. Филе лосося по 400 грн. тоже рыба.

Можно спирту выпить за 20 грн., можно бурбона за 500.

+
0
Три літри
Три літри
8 октября 2021, 13:40
#
Шашлык по 300 грн. за 200 гр. тоже обычное мясо.

С каких делов шашлык — мясо? Ты ещё торт сахаром назови и скажи что его кладут в чай, две ложки на кружку.

Можно спирту выпить за 20 грн., можно бурбона за 500.

Можно. Но мы не спиртное обсужудали. Ну и как раз спиртного работяга получающий 8000 выпивает больше чем айтишник получающий 80000. В литрах.
+
0
vt313
vt313
8 октября 2021, 13:47
#
С таких делов, что его едят.
+
0
MaxTirpiz
MaxTirpiz
8 октября 2021, 16:45
#
Мясо для богатых — это в Good Wine. Там иногда бывает новозеландская ягнятина гривен по 800
+
0
vt313
vt313
8 октября 2021, 18:21
#
Думаю, таких товарных позиций достаточно.
Богатые на питание тратят больше. На порядок, — ничего странного не вижу.

Другое дело коммуналка или медицина. Тут богатые может и меньше платят.
+
+30
vt313
vt313
6 октября 2021, 11:06
#
Большинство налогов носят непрямой характер.
Поэтому говорить, что физ. лицо платит меньше, не совсем корректно.

Как не пиши договор с физ. лицом, по факту это все держится на честном слове.
Поэтому нанять человека в штат, конечно, лучше.
Но нанять человека в штат, это не только налоги. Это КЗОТ, ГОСТы, СНИПы и т. п. документы, многие из которых середины прошлого века.
+
+84
brigadirius
brigadirius
6 октября 2021, 11:43
#
Вопрос с налогами для физиков решается элементарно. Нужно ответственность и администрирование ПДФО переложить на физиков. Работодатель выплатил зарплату без налогов и забыл. А дальше физик по итогу года декларирует свой доход и платит с него ПДФО, как впрочем и ЭСВ. Правда при этом налоговикам работы добавится, так как физиков заметно больше чем юриков. Зато сразу исчезнет проблема зарплат в конвертах, ухода от налогообложения и прочей теневой экономики.
+
0
Siege
Siege
6 октября 2021, 11:56
#
То есть предлагаете нанятым сотрудникам самостоятельно платить пдфо и есв со своих условных 15 т?
+
+124
brigadirius
brigadirius
6 октября 2021, 12:34
#
Да. Граждан нужно учить ответственности. Когда сам платишь, то и спрос затем с властей за расходование средств бюджета будет больше чем сейчас.
+
+27
Ярик Ярикович
Ярик Ярикович
6 октября 2021, 12:08
#
Попадалось еще интересное предложение, чтобы налоговым агентом выступал банк, а не работодатель.
Типа работодатель скинул ЗП на счет, банк перевел налоги с этой суммы, а все что осталось хай чувак пользуется.
+
+15
Три літри
Три літри
6 октября 2021, 14:35
#
Это надо усложнять систему переводов, вводить какие-то признаки зарплаты чтобы различать ее от прочих переводов не подпадающих под налог.

Да и какой смысл в итоге? вместо работодателя налог будет рассчитывать банк, а не сам работник
+
+69
CoffeeMan
CoffeeMan
6 октября 2021, 14:36
#
У банка только забыли спросить, надо ли это ему.
+
+29
Vo Do
Vo Do
6 октября 2021, 11:45
#
Вся статья без логики. Не понятна цель, неподходящие примеры. Яркий пример:
«Можно говорить о пересмотре объема отчислений с заработной платы только тогда, когда все физические лица — наемные работники и предприниматели — будут приблизительно в равных условиях. Иначе бюджет — чаша собирающая — продолжит быть решетом, через которое вытекает все собранное.», где непонятна связь между равными условиями налогоплательщиков и бюджетным решетом. Получается налогоплательщики виноваты, что деньги в бюджете не контролируются?
+
+15
bonv
bonv
6 октября 2021, 14:31
#
Народ завжди крайній і за все відповідає а влада наживається.
+
0
gutalin1
gutalin1
6 октября 2021, 14:05
#
5.10 рулить !!!
+
0
bonv
bonv
6 октября 2021, 14:32
#
Виробники прогнозують подальше зростання цін на продукти та послуги — НБУ. От вам і податки.
+
+60
bonv
bonv
6 октября 2021, 14:33
#
Нескінченна війна української держави з власним бізнесом. Це найбільший провал за всі роки Незалежності — досі українська держава як інститут не знайшла правильного балансу інтересів зі своїм власним бізнесом. Причому, не з бізнесом у вигляді олігархів, які приватизували щось колись, а з бізнесом, який створював і створює зараз величезну додану вартість, але, як правило, робить це вже в іншій країні - Олександр Ольшанський.
+
+30
BEZE
BEZE
6 октября 2021, 17:27
#
Бізнес відчуває тонко де йому раді;))
+
0
vt313
vt313
6 октября 2021, 17:31
#
Например.
+
+15
dimakaminskiy
dimakaminskiy
6 октября 2021, 19:36
#
Автор статьи, возможно умышленно, не говорит нам о том, что работник нанятый через ФОП не равно рабутнику взятому в штат.
Пример дядя Федор работает на заводе, он имеет право заболеть и получать больничный, он может пойти в отпуск, да — да в оплачиваемый отпуск и за это нужно платить.
Пример электрик Женя, дает услуги через ФОП, сегодня он заболел, кто ему оплатит лекарства? кто оплатит ему отпуск, вы заплатите хоть копейку, электрику который не сделал свою работу ??
Сравниваем дальше, у Федора на заводе работу завтра (условно) будет, а работу у Жени не постоянная, она то есть, то ее нет. Работая на фрилансе ты никогда не знаешь, а будет у тебя условно хоть 1 заказ в неделю…

Сравнивая все это, автор, задайся вопросов, а могут эти 2 специалиста платить налоги одинаково, не получая равных условий (отпуска, больничные, уверенность в завтрашнем дне).




+
0
Три літри
Три літри
6 октября 2021, 20:41
#
Пример электрик Женя, дает услуги через ФОП, сегодня он заболел, кто ему оплатит лекарства?

Будто наёмному работнику дяде Феде завод оплачиват лекарства. Нет, не получит.

Больничный же могут получить оба: и наёмный работник завода Федя, и вольный ФОП электрик Женя — потому что они оба платят в фонд соцстрахования из которого и выплачиваются больничные.

И с отпустом совершенно так же.

https://biz.ligazakon.net/ru/news/194691_otpusk-i-bolnichnyy-dlya-fop-obraztsy-zayavleniy-i-nalogovye-nyuansy
+
0
Три літри
Три літри
6 октября 2021, 20:42
#
Сравниваем дальше, у Федора на заводе работу завтра (условно) будет, а работу у Жени не постоянная, она то есть, то ее нет.

В девяностых у заводов тоже часто-густо не было «работы завтра», а зарплата выплачивалась с задержкой в год.

Если электрик Женя не будет околачивать груши, а будет работать — работы у него будет на годы вперёд и даже очередь будет стоять из клиентов.
+
0
vt313
vt313
6 октября 2021, 21:12
#
Договоренности бывают разные.
Отпуск, мед страховка, …
Не вопрос. Но, под честное слово. С обеих сторон.
+
0
Vadimra
Vadimra
6 октября 2021, 20:43
#
Нихрена не понял. Автор задал вопрос, но отвечать на него не стал… Пусть вс же таки ответит, получится снизить налоги на ФОТ или нет
+
0
busypit
busypit
6 октября 2021, 23:13
#
Вот же ответ: «Можно говорить о пересмотре объема отчислений с заработной платы только тогда, когда все физические лица — наемные работники и предприниматели — будут приблизительно в равных условиях.» Или сначала всех в стойло, и лишь тогда можно хватку (ставку) ослаблять.
+
+15
Игорь Коляда
Игорь Коляда
6 октября 2021, 21:52
#

Что мешает снизить налоги на зарплату

На мой взгляд, мешает уровень знаний таких «экспертов», которые не понимают разницы ни между ЮР-лицом и ФИЗ-лицом, ни между «зарплатой» и «доходом ФОПа».
+
0
Bischof
Bischof
6 октября 2021, 22:40
#
Совершенно бредовые и высосанные из пальца причины, чтобы не снижать налоги на ФОТ. Уж лучше бы заезженную песню про компенсаторы пели – и то убедительнее…
+
0
antgmbox
antgmbox
7 октября 2021, 8:57
#
Если вкидывают тему о снижении налогов на ФОТ — значит готовьтесь к введению новых налогов (расширению налогообложению) вроде как минимум обязательного пенсионного страхования в обход дырявого бюджета пенсионного фонда, медицинского страхования, платного обучения, охранных услуг. А сниженные налоги смогут более эффективно уходить на материальную помощь и содержание трудящихся вертикали власти всех уровней.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться