Продажи электромобилей в Украине притормозили: в мае продано почти на треть меньше, чем за аналогичный период прошлого года. «Минфин» разбирался, действительно ли украинцы разочаровываются в электрокарах или бум на этом рынке просто откладывается до лучших времен.
Когда украинцы массово пересядут на дешевые китайские электрокары
Почему раньше рынок электрокаров рос на 200%
Еще пару лет назад рынок электрокаров демонстрировал рекорды продаж. Правда, в цифрах объемы были небольшие, но впечатляла динамика, которая в отдельные периоды достигала 150−200% роста.
В итоге электрический автопарк в нашей стране «разогнали» до порядка 30 тысяч штук. Это немного — около 1% всего авторынка. Для сравнения: только за один месяц, в мае этого года, в Украину ввезли больше 30 тысяч традиционных авто с двигателями внутреннего сгорания (ДВС).
Так что электрокары на нашем рынке по-прежнему пока еще экзотика. Но до недавнего времени их популярность стремительно росла.
Популяризации «электричек», как их называют сами водители, способствовало несколько факторов.
Во-первых, в Украине сняли налоги на импортные электрокары (НДС, акциз, ввозную пошлину). Это позволило нивелировать дороговизну электромобилей, которые обычно выше по стоимости, чем авто с двигателями внутреннего сгорания.
Во-вторых, заметно увеличилось предложение б/у автомобилей с электрическими батареями: их активно везли из Европы и США.
В-третьих, многие украинцы, которые живут в частных домах, смогли установить собственные зарядные станции для электрокаров и заряжать их действительно дешево — полная батарея обходилась всего в несколько гривен (точный ценник зависит от мощности батареи).
Также за счет невысоких тарифов на электроэнергию сравнительно недорого стоила и зарядка на АЗС. Плюс автосалоны начали завозить новые модели современных электрокаров, подхватив наиболее платежеспособную часть водительского сообщества.
Правда, по данным «Укравтопрома», доля новых авто в структуре продаж электрокаров не превышает 11%.
ДВС по-прежнему «рулят»
Но теперь рынок вдруг «завис». В мае этого года продажи электрокаров, по данным «Укравтопрома», упали на 34% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) — продано всего 622 электрокара. А если брать только легковые, то там падение еще больше — на 36%. Всего в мае было зарегистрировано 590 легковых электромобилей, остальные — коммерческие.
Читайте также: Три сценария запрета авто с ДВС в Украине: распродажа, коллапс, автокладбище
Хотя по итогам 5 месяцев рынок все еще в плюсе — объемы выросли, по сравнению с предыдущим периодом 2020 года, на 12%, до 3 тысяч штук.
В Европе наблюдается похожая тенденция. Там продажи электокаров в 2020 году выросли на 5%. Но все же есть отличие — у нас рынок авто с ДВС растет куда динамичнее, чем сегмент электрокаров, в ЕС же, наоборот, продажи традиционных авто упали по итогам прошлого года на 18%. То есть увеличиваются исключительно продажи «электричек».
Как отмечают в «Укравтопроме», наиболее ходовой моделью на нашем рынке остается Nissan Leaf (186 штук). Не так давно в Украине стартовали продажи новых машин этой марки в официальных салонах Nissan. До этого на рынке были представлены только б/у модели.
На втором месте по популярности — Tesla Model 3 (66 штук), на третьем — Audi E-Tron (33 штуки).
В топ -5 попали также Tesla Model S (32 штуки) и Chevrolet Bolt (29 штук).
Почему украинцы разлюбили электрокары
Есть несколько причин спада на рынке электрокаров.
Одна из них — банальный дефицит предложения. Как рассказали нам «гонщики», которые занимаются доставкой авто (в том числе, электромобилей) из Европы и США, сейчас наблюдается дефицит машин.
Рынки лихорадит из-за сбоев в поставках новых авто — производители то и дело срывают сроки и не могут внятно пояснить, когда войдут в запланированный график. Сроки срываются из-за последствий пандемии, которая существенно ослабила стандартные цепочки автомобильного производства и логистики.
На фоне дефицита новых авто повысился спрос на б/у машины, в том числе, электрокары. Поэтому их выбор заметно сузился, а цены подросли, минимум, на 5−7%, а по наиболее ходовым моделям — до 10−15% и даже больше.
Из-за этого многие украинские поставщики перенесли сроки ввоза в нашу страну партий подержанных авто. Они ждут, пока ситуация на внешних рынках стабилизируется, а цены вернутся к исходным значениям. Поэтому покупать банально нечего.
Читайте также: Как меняется рынок б/у авто из США и выгодно ли их покупать
Но есть и другие, более серьезные «звоночки».
"Многие водители разочаровались в электрокарах. Главной проблемой оказалась слабая инфраструктура. Государство никак не стимулирует ее развитие, а частный бизнес инвестирует в зарядки очень осторожно. Поэтому их уже банально не хватает — выстраиваются очереди, особенно по вечерам в оживленных районах.
Мощных зарядок, на которые рассчитаны современные премиальные модели, вообще дефицит. А на обычных те же BMW или Tesla могут заряжаться по несколько десятков часов. Понятно, что это мало кому понравится", — говорит руководитель компании Autoconsulting Олег Омельницкий.
По его словам, некоторые модели электрокаров из-за проблем с зарядкой у нас попросту не пошли. «Скажем, мы брали на тест Renault Zoe. Заряд батареи там рассчитан на пробег в 200 километров, а заряжать ее пришлось 30 часов. Получается, один день ездишь, а на следующий — уже без авто», — рассказывает Омельницкий.
Многие украинцы, которые живут в частных домах, устанавливают зарядные станции прямо у себя во дворе. Но тут тоже есть нюансы.
Современные электрокары требуют станций мощностью в 21 кВт на три фазы. В этом случае реально зарядить батарею полностью за 8 часов (то есть за ночь). Но далеко не во всех поселках и коттеджных городках можно получить эти «лишние» киловатты, даже за деньги.
Заряжать же электрокары от обычной розетки в 220 вольт тоже можно, но намного дольше (при этом все равно должно быть обеспечено не менее 7 киловатт).
Скажем, авто с батареей на 90 киловатт от обычной розетки заряжается до 50 часов — то есть больше двух суток. Поэтому водители, у которых есть деньги на дорогие электрокары последних моделей, трижды подумают, стоит ли их покупать.
Еще одна проблема, которая заставляет задуматься над целесообразностью приобретения электрокаров — дорожающая зарядка.
Даже в частном секторе уже отменили льготный тариф на первые 100 киловатт (по 90 копеек за киловатт). Пока для населения действует тариф в 1,68 гривен за киловатт, но в ближайшее время его пересмотрят.
На днях Кабмин перенес решение этого вопроса на август. Но, как говорит аналитик Института стратегических исследований Юрий Корольчук, обсуждается несколько вариантов повышения тарифов для населения — киловатт может подорожать до 2,3−3,5 гривен и даже больше.
Омельницкий уточняет: пока сохраняется трехзонный ночной тариф, зарядка электоромобиля дома все же будет выгодной.
Чего не скажешь о «быстрых» зарядках на специализированных АЗС.
«Уже сейчас такая зарядка по цене практически сравнялась с эксплуатацией авто на газу. А если электроэнергия будет дорожать, то вскоре электокары могут оказаться даже дороже, чем модели на газу. При том, что электромобили изначально больше стоят, а государственных дотаций, которые толкают продажи электрокаров в Европе (на уровне 1,5−5 тысяч), у нас нет», — пояснил эксперт.
Читайте также: Новая налоговая реформа: почему подорожают новостройки и авто
Еще одна проблема — сервис. Как раз подходят сроки износа батарей б/у электокаров, ввезенных в Украину на первой волне бума несколько лет назад. Батарея — это не менее 60% стоимости авто. А поскольку в Украине слабо развит сервис проката батарей, владельцам приходится решать дилемму — снова покупать б/у батарею, которая непонятно сколько прослужит, или отправлять авто на свалку.
«Как их утилизировать — вообще непонятно. Но в ближайшие годы Украина станет свалкой для подержанных электрокаров первой волны импорта, которые уже завозили к нам не в лучшем состоянии», — говорит Омельницкий.
Подождем дешевых «китайцев»
В мире тенденция на «электрификацию» автопарка очевидна. Некоторые производители уже заявили, что с 2030 года полностью прекращают выпуск машин с ДВС — только электрокары.
В рамках этой стратегии Nissan начал поставку на наш рынок моделей Leaf, которые ранее в Украине официально не продавались. «Им нужно подготовить дилерскую сеть и клиентов к переходу на электрокары», — пояснил нам Омельницкий.
PR-менеджер Nissan Украина Владимир Иванов сказал, что появление на украинском рынке электромобилей связано с реализацией среднесрочного бизнес-плана компании Nissan NEXT. Он уверяет, что интерес покупателей к новинке есть. Хотя у нас и нет таких мер по стимуляции спроса на электромобили, которые действуют в Европе.
«У нас пока не ясна стратегия государства в отношении автомобильного рынка. Да, декларируют стимулирование покупок экологического транспорта, но по факту наблюдаем либерализацию условий для авто на еврономерах», — говорит Владимир Иванов.
«Важно понимать, что без поддержки со стороны государства, которая должна выражаться как в позитивных стимулах (налоговые льготы), так и в запретительных мерах (ограничениях на авто с ДВС), добиться масштабных покупок электрокаров невозможно. Они все еще ощутимо дороже, чем работающие на бензине. Да и разнообразие моделей оставляет желать лучшего», — отмечает Сергей Сароян, руководитель компании Perfomance Management.
Впрочем, не исключено, что вскоре выбор недорогих электрокаров расширится. Главные надежды сейчас — на Китай.
В Китае планируют достигнуть углеводородного нейтралитета к 2060 году и нарастить долю EV в продажах до 50% к 2035 году. Там присутствует огромное число местных производителей, продукция которых пользуется устойчивым спросом на внутреннем рынке.
«Причина проста: в Китае делают акцент на рядовых потребителей. Покупатели электрокаров стоимостью ниже 300 тысяч юаней (порядка 47 тысяч долларов) получают налоговые льготы. Причем, чем выше запас хода, тем больше размер вычета. Из-за этого производители, в том числе и международные, скажем, та же Tesla, пытаются уместиться в эти ценовые рамки, предоставляя продукцию по минимально возможной цене», — поясняет Сароян. Осталось дождаться, когда такие модели появятся в Украине.
«Для полноценного развития рынка EV в Украине требуется также приложить усилия и инвестировать крупные средства для создания необходимой инфраструктуры для эксплуатации электромобилей: заправки, сервисные центры
Кроме того, важную роль в этом процессе играет средний класс, представители которого имеют возможность тратить на авто по 40 тысяч долларов. Так как этого всего пока нет, ожидать прорыва на рынке электрокаров в ближайшее время Украине вряд ли стоит", — подытожил Сароян.
Комментарии - 12
-Та нет, я хочу зелёную.
— А дальше?
— А дальше все… Вилка из розетки вылетает.