7 июня 2021, 12:48 Читати українською

Налог на Google, Netflix и Facebook: что это значит для пользователей

Технологические компании обяжут зарегистрироваться и платить в Украине 20% НДС за продажу услуг населению. Об этом идет речь в законе о налогах для интернет-гигантов. Liga.net рассказала, что предлагает закон и чем это обернется для обычного пользователя. «Минфин» выбрал главное.

Налог 20%, 20% НДС, налог на Google, технологические компании, интернет-гиганты
фото: news.dtkt.ua

О чем говорит закон

Согласно нормам закона, иностранные компании, которые предоставляют украинским пользователям доступ к контенту через интернет, должны будут провести регистрацию в Украине и платить НДС 20%.

В частности, речь о таких услугах:

  • загрузка электронных книг, фильмов, журналов;
  • доступ к базам данных;
  • доступ к телеканалам;
  • доступ к электронным ресурсам;
  • услуги по удаленному обучению;
  • облачные услуги;
  • поставка программного обеспечения;
  • услуга рекламы в интернете.

Речь идет об электронных услугах, которые предоставляются напрямую физлицам, отмечается в документе. Например, это подписки на Netflix, YouTube Premium, покупки приложений в AppStore и Playmarket, а также игр в Steam или Epic Games, платные места в облачных хранилищах, таких как Google Drive и так далее.

Регистрироваться и платить налог должны все, кто предоставил на территории Украины услуг суммарно на 1 млн грн и выше.

Читайте также: Рада приняла налог на Google и Facebook

Следующий шаг — создание специального электронного сервиса, через который техкомпании смогут общаться с налоговой удаленно. Налоги они смогут платить в долларах или евро на выбор.

Документ преследует две цели. Основная — наполнение бюджета. По ожиданиям авторов документа, благодаря новой норме, бюджет от одной только рекламы получит дополнительно 3 млрд грн в год. Кроме того, уверяют авторы, новый закон поможет уравнять в условиях компании с украинской и иностранной пропиской.

«Большая часть нерезидентов, именем которых называют этот закон, являются монополистами в своих нишах, и украинские компании в принципе не могут полноценно с ними конкурировать, — отмечает СЕО Admixer Алексей Болтивец. — Если, например, говорить о Netflix, то этот закон уравнял его с нашими ОТТ-сервисами».

Читайте также: Google вошел в топ-25 крупнейших налогоплательщиков в Украине

Реакция рынка: плюсы и минусы

В экспертном сообществе мнения об эффекте от закона разошлись.

Следствием внедрения норм закона, скорее всего, станет подорожание электронных услуг компаний-нерезидентов для украинских потребителей на эти самые 20%, отмечала ранее Юлия Маркуц из Киевской школы экономики.

К тому же, это может усложнить жизнь малого бизнеса, поскольку чаще всего именно он пользуется рекламными сервисами YouTube и Facebook. И если Google (как владелец YouTube) и Facebook начнут платить 20% НДС за рекламные услуги, это может привести к подорожанию.

Алексей Болтивец видит в принятии закона позитив. «Государство приводит к равным условиям по НДС украинские и зарубежные компании, что вполне логично и является стандартной практикой в цивилизованном мире. А «хейт» этого закона в соцсетях, считаю, происходит от общего низкого уровня знаний экономики и какого-то комплекса «меншовартості», — отметил он.

По его мнению, новации не обязательно приведут к подорожанию услуг — все решит рынок. А тот факт, что ранее в Украине не было НДС для глобальных корпораций, говорит лишь о слабости государства и непонимании, как с ними работать.

Для приложений и сервисов в AppStore, Playstore и других площадок действительно может произойти подорожание, но, во-первых, не сразу, во-вторых, не обязательно пропорциональное, полагает СЕО WebPromo Юрий Копишинский.

Читайте также: В ВР подсчитали, как «налог на Google» пополнит бюджет Украины

Что касается рекламы, тут все сложнее. Google уже зарегистрирован в Украине, поясняет Копишинский, и большинство крупных заказчиков услуг рекламы оплачивают их услуги через юридическое лицо, через агентства или напрямую. Для них все налоги уже учтены и изменений после вступления в силу закона не будет.

Есть другая сторона — малый бизнес, который мог платить с личных карт за услуги больших технологических компаний, например, за рекламу в соцсетях, и эти платежи были частью оптимизации затрат для малого бизнеса.

«Когда закон заработает полностью, возможно подорожание для таких небольших плательщиков. В таком случае, конечно, могут подорожать товары и услуги, которые предоставляют небольшие компании или малый бизнес», — отмечает Копишинский.

Стоимость рекламы в диджитале уже кардинально менялась несколько раз. Одна из существовавших ранее моделей монетизации Google в поисковой рекламе имела геометрическую прогрессию по росту стоимости клика, и 5−6 лет назад цена достигала заоблачного уровня, который стал неинтересен бизнесу, вспоминает Копишинский.

Затем модель изменилась, став выгоднее для всех. Подорожание в этом сегменте произошло, когда крупные компании начали активно исследовать диджитал, а потом поняли, что это — основной канал продаж товаров и услуг, и стали вкладываться в него. «Рост цены на клик не будет связан с изменениями законодательства, разве что с конкуренцией в определенных нишах», — уверен он.

Читайте также: Налог на Google по-украински. Пострадают все

Мировые тенденции

Обложить налогами Big Tech пытаются не только в Украине. Разговоры об этом начались после кризиса 2008 года, когда Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) подняла вопрос о необходимости изменений и 135 стран начали диалог: как учесть главные особенности новой экономики, в которой присутствуют большие технологические компании.

Переговоры об этих изменениях ведутся до сих пор и должны закончиться в середине 2021 года, а тем временем страны постепенно вводят налоги для BigTech-компаний. И они сильно отличаются как по уровню ставки, так и по тому, что конкретно облагается налогом — реклама, стриминговые сервисы, передача данных, поисковики и т. д.

По данным КШЕ, подобный налог уже введен в более чем 60 странах.

Несмотря на то, что во многих странах есть такой налог, в Украине его ввели преждевременно, считает основатель Netpeak Артем Бородатюк. «На данный момент эти „цифровые продукты“ нужны нашей стране больше, чем наша страна нужна этим продуктам», — отмечает он.

Следствием, по его мнению, может стать уход некоторых продуктов с украинского рынка. «Не исключаю, что кто-то просто закроет доступ к продукту для нашего рынка. У бизнесов, где выручка из Украины составляет доли процентов, проще просто закрыть доступ, чтобы не разбираться, что им надо сделать по какому-то там новому закону», — говорит Артем Бородатюк.

Комментарии - 5

+
0
SkrudjMacduck
SkrudjMacduck
7 июня 2021, 13:56
#
Та да… закриє Гугл пошуковика свого… ага… прям щяс. Пропозиція на ринку цифрових послуг шалена, конкуренція нємєряна. Закриє Гугл свої карти, я маю на увазі навігатор, то я і так Vaze юзаю, там камери гарно показує… не буде хмари, запустить хтось нову. Святе місце… Автор не вказав ще однієї переваги, може стане менше реклами, якщо вона подорогшає?
+
0
82845392
82845392
7 июня 2021, 21:40
#
Меньше рекламы от местных мелких игроков — да. Но пропасть она не может физически, на ней платформы деньги зарабатывают. В крайнем случае будет просто гугловый баннер а-ля «здесь могла быть ваша реклама».
+
0
SkrudjMacduck
SkrudjMacduck
7 июня 2021, 13:58
#
І щодо мізерної частки ринку в Україні для Гугла… але ж і витрати на неї нульові… навіщо ж її закривати? Ну стане трохи менш прибутковою, може й не стане.
+
0
skylake3
skylake3
8 июня 2021, 17:06
#
Прибыль для Гугл и компании не изменится, просто украинцы станут платить на 20% больше. С каждым днём всё больше налогов на любой вкус и цвет от новой власти)
+
+32
Qwerty1999
Qwerty1999
7 июня 2021, 15:48
#
Из негатива — лицензионный софт подорожает на 20%…
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться