Сеть государственных учреждений высшего образования в Украине, состоящая из 231 вуза, слишком большая и неэффективная. Об этом говорится в проекте Всемирного банка, который включен для рассмотрения Советом директоров банка и предусматривает предоставление Украине $200 млн для улучшения системы высшего образования, сообщает Интерфакс-Украина.
Сеть украинских вузов слишком большая и неэффективная — Всемирный банк
Ключевые маркеры отчета Всемирного банка
Во Всемирном банке отмечают, что сеть государственных учреждений высшего образования в условиях сокращения населения является неэффективной и создает проблемы как для ее финансовой устойчивости, так и для качества услуг.
Читайте также: Всемирный банк против высокого минимального налога и не соглашается с американскими предложениями
Также во Всемирном банке сообщают, что украинское правительство определилось с необходимостью создания стимулов для оптимизации огромной сети вузов с использованием подхода «снизу-вверх».
«В последние годы их количество сократилось на 25%, включая колледжи и отраслевые техникумы, которые были «фабриками дипломов», но еще многое предстоит сделать», — подчеркивают во Всемирном банке.
- Примерно 60% академических вузов обучают меньше чем 5000 студентов.
- В Украине также более 300 государственных колледжей и техникумов, в которых в среднем учатся примерно 550 студентов.
- Большинство вузов и колледжей/техникумов (почти 75%) юридически подчинены Министерству образования и науки Украины.
Эксперты Всемирного банка также отмечают низкую прозрачность системы и плохую обратную связь. В частности, 85% украинской молодежи планируют получить высшее образование, однако этот высокий спрос плохо отражается на информации о доступных вариантах образования и результатах трудоустройства, оставляя студентов и их семьи вне информации при принятии важного решения о переходе к высшему образованию.
Читайте также: Мир выходит из кризиса: ключевые тезисы Весеннего собрания МВФ и Всемирного банка от главы НБУ
Что рекомендуют специалисты Всемирного банка
По мнению специалистов Всемирного банка, Украине нужна дальнейшая агрегация университетов с дифференциацией и диверсификацией их типов (таких как исследовательские, профессиональные, преподавательские) и оптимизация их географической зоны охвата.
«Для того, чтобы эффективно провести такие мероприятия с привлечением самих вузов, необходимые институциональные аудиты для каждого из них», — отмечают в банке.
- Ожидается, что в случае положительного принятия решения Украина сможет получить заем Всемирного банка в размере $200 млн, которые должны быть потрачены на улучшение системы высшего образования в Украине.
Реализация проекта рассчитана на шесть лет. Ответственным за реализацию будет назначено Министерство образования и науки.
Хотите знать о финансах и инвестициях больше? Следите за эксклюзивными материалами «Минфина» в телеграм-канале.
Комментарии - 102
Так что везде нужен баланс. А любители слишком рьяно бороться с рынком и отрицать рыночые законы в итоге получают совок или Венесуэлу.
Понятно Ваше возмущение, но на самом деле Вы все правильно написали. Для того, чтобы что-то хорошо делать и производить не нужно иметь повсеместное высшее образование. Как и не нужно повсеместное полное школьное образование. Достаточно иметь немного хорошо образованных людей.
Я с семьей и детьми школьного возраста живу в Дюссельдорфе (Германия) и вижу это все на практике в реальной немецкой жизни.
После 4-го класса школы пути детей расходятся — Гауптшуле для двоечников, Реалшуле для середняков, Гимназия для очень желающих учиться хорошистов и отличников. И только последний вариант приводит к возможности получить высшее образование.
ну и дурь ты тут написал…
Значит, и в голове такой же бардак творится.
Система высшего образования, доставшаяся Украине в наследство от СССР, была одной из лучших в мире. Я закончил машиностроительную академию в 1996 году, специальность «Машины и оборудование заводов чёрной металлургии». Еще успел застать специалистов, которые тогда преподавали.
Мои сокурсники уже занимают ключевые руководящие должности на различных металлургческих и угольных предприятиях Украины, РФ, Казахстана.
В командировках за границей по работе пересекался со специалистами из Германии: один — технолог по выплавке стали, другой — специалист по нагревательным печам. Оба учились в разное время в МГТУ им. Баумана, и прямо говорят, что получили в СССР лучшее образование. Эти технари ценятся во всем мире.
Это не так. Посмотрите эту ссылку, там есть отчёт Укрпатента по изобретательской деятельности (додаток 31):
https://minfin.com.ua/blogs/73859748/165054/
И куда ж ты пошёл учиться вместо Кембриджа? В КНУТД?
«А почему они не работают по специальности?»
За работу по специальности меньше платят,
чем за сбор клубники…
«Если рынок требует, почему бы и нет…»
Рынок ничего не требует — он всего-лишь предлагает
варианты, а уже каждый выбирает сам:
— либо сидеть в офисе и работать по специальности
за минимальную зарплату;
— либо поехать мир посмотреть и клубнику пособирать
да ещё и за достаточно приличные деньги.
Кстати, ITshnik99 — тоже может податься в киллеры,
там однозначно больше платят чем на его теперешней
инженерной работе…
Ті знання за такі мізерні гроші, які можна отримати в Україні ніхто ніде у цілому світі більше не отримає!!! Ну, а хто не хоче знання, а тільки кусок пластику, той просто платить і отримує кусок пластику. Кожному — своє.
и еще немного истории- зо лет назад нам сказали что колхозы это невыгодно, отдадим частным фермерам, сегодня имеем мега агрохолдинги, сказали заводы не эффективны, нужен мелкий и средний бизнес, может что-то решить сегодня этот бизнес-нет, так и продолжают нас поучать, а мы уши развесили
Цена на электроэнергию самая дорогая среди бывших стран СССР (Прибалтика — 5 — 6.50 Евро за 100 квт, согласно выбранного тарифа
https://www.elektroenergija.lv/ru/?kwh=100 ) И это при наших доходах, даже в Болгарии при прожиточном минимуме 370 евро (минимальная зарплата) 1 квт стоит (самый дорогой) — 013 лева — 2.29 гривны, а средний зональный от 1.20 — до 1.80 гр.
Ну и где «обеспокоенность тем что в наших «наблюдательных советах» находятся граждане вообще без профильного образования???
https://ua.interfax.com.ua/news/investments/737069.html
Група ICU спрямує $1 млн на розвиток Київської школи економіки (КШЕ, KSE) у рамках продовження програми з підтримки освіти в Україні, повідомила ICU у релізі у понеділок.
«У 2016 році ми були одними з перших в українському бізнесі, хто повірив у місію KSE та реальне бажання менеджменту її реалізувати. Школа покликана стати інтелектуальною основою для сильної та інноваційної економіки України, і на створення такої основи нам важливо спрямовувати кошти. Ми це робимо вже п’ять років і бачимо наочний результат зусиль ВНЗ — кількість студентів зросла вдесятеро, а перелік навчальних програм покриває практично всі течії розвитку сучасної економічної думки», — наводить прес-служба слова засновника ICU та співголови Ради директорів KSE Макара Пасенюка.
То есть, ради того, чтобы у дебила была меньше вероятность бухать или идти в криминал, надо держать целую инфраструктуру системы высшего образования?
Тюрячка и вытрезвитель дешевле выйдут, гораздо. Тем более, что так бухать и воровать, как обитатели вузовских общаг, ещё не каждый урка сможет.
то что страна зависима от соседа, ну так возьмите любую страну, которая не входит в 10ку сильнейших стран мира, они все зависимы так или иначе, такова роль «развивающихся стран» при капитализме-обслуживать первых
по поводу иняза — вы бы слышали, что дочь о нем рассказывает, я молчу что я видела когда за ней приезжала
Но для государства это всё стоит дешево, а значит для него хорошо. Кто хочет и может учиться, тратит на образование свои деньги и дополнительное время. Даже в школе. Для себя любимого, ради своего будущего, беря всю ответственность на себя, без советского «мне должны».
При Союзе в моем родном украинском городе был филиал иногороднего университета. После развала Союза он стал независимым Институтом, потом Университетом, потом Национальным Университетом. И всё это исключительно за гос деньги. Там учится весь город, все подряд, взяточничество даже не процветает, а часть системы. Перед присуждением ВУЗу «Национальный» часть преподавателей заставили идти в аспирантуру и защищать кандидатские (не хватало по каким-то нормативам для этого статуса). И все это под патриотическое бла-бла-бла за гос деньги нищего государства. Учатся студенты бесплатно или условно платно, специальностей немерянно. Куда деваются выпускники и зачем в таком количестве?
Есть в моем городе Высшее ПТУ. Директор, крепкий хозяйственник, оборудовал современнейшую базу для подготовки высококлассных рабочих специалистов (сварщики и пр …). Они получают бесплатно хорошие навыки, обучение и после выпуска уезжают в польши. Под патриотическую болтовню о возрождении Украины и за гос деньги
«Высшее образование»
Не всё так однозначно, как вы пытаетесь представить…
Даже после описанных в вашем комментарии историй о конкретном ПТУ и ВУЗе, после окончания образования в этих заведениях страну покинут не все 100% их выпускников, кто-то всё-таки останется и его уровень образования будет хоть немного, но выше обычного общего базового школьного образования.
Да и зачем так далеко ходить за примерами…
Мы оба (Mazaj & Qwerty1999) закончили в советское время соответствующие ВУЗы, работали на экономику страны, а потом наши пути разошлись:
— Mazaj выехал в Германию на ПМЖ и вывез туда всю свою семью
— Qwerty1999 остался работать в Украине и тоже со всей своей семьёй
Так что лично я не вижу ничего страшного в том, что у нас есть небольшой
переизбыток предложений по обучению в украинских ВУЗах и часть выпускников уедет работать за пределы Украины.
Кое-какие знание эти учебные заведения всё же дают своим учащимся и большую часть потраченных на них государственных ресурсов отрабатывают.
Конечно, хотелось бы, чтобы все украинские ВУЗы были в ТОП-500 рейтинга лучших вузов мира QS World University Rankings, но согласитесь что это нереально…
Ваше но-но-но адресуйте сначала к себе любимой,
ведь ваше ФИО никак не коррелируется с zaNOza, да и реальный адрес регистрации места проживания в вашем профиле не указан, как и актуальный день рождения.
Так что будьте толерантнее…
Это однозначно не ваша проблема…
Вам бы хватило пороху дать раду
своему одному ребёнку…
«я просто спросила идея ваша или жены»
В части деторождения, у меня
только совещательный голос.
Хотя каждый раз это было обоюдное решение.
«вы когда пишете комментарии»
Рекомендую поменьше переживать
за мои комментарии,
отражающие моё личное мнение…
Если они вас чем-то не устраивают — это ваша личная проблема…
Также не стоит переживать за меня, за мою жену и моих детей.
за мои комментарии,
отражающие моё личное мнение…
Если они вас чем-то не устраивают — это ваша личная проблема… Также не стоит переживать за меня, за мою жену и моих детей…
Аналогично, рекомендую хотя бы помнить что вы писали год, два тому назад а лучше перестаньте просто врать … (еще раз читайте свои комментарии начиная с 2014 года, картина совсем другая…)
«рекомендую хотя бы помнить…»
Что вас так задело до глубины души из того, что было озвучено и два года назад и в 2014 году, что по вашему личному восприятию не совпадает с озвученной на днях информацией — можете изложить ваши конкретные претензии более подробно либо в личной переписке либо публично (на ваш выбор)…
С учетом такого пристального внимания к моей скромной персоне — лучше процитируйте мои тексты от 2014 года, ну чтобы случайно не исказить их смысл в ту или иную сторону…
Ведь ваша память за прошедшие семь лет
лучше не стала, да и вы сами однозначно
не помолодели, а скорее постарели на те же семь лет…
Вы хоть раз можете привести реальные факты несоответствия моих ранних текстов сегодняшним, или как и раньше, напридумывали какой-то отфонарной чепухи в своей голове, которую ничем реальным не можете подтвердить…
А так хочется хоть чем-то упрекнуть — откуда такое непреодолимое желание, лично мне непонятно…
Речь шла не переизбытке предложений и количестве уехавших. В конце концов и мы с женой уехали. Я считаю, что бедное государство со слабой экономикой не должно тратить такое количество бюджетных средств для финансирования такого количества ВУЗов, доступ в которые имеют 100% населения. Причем доступ бесплатный или условно платный.
Да и уровень базового школьного образования мы определяем по нашему, советскому или постсоветскому, образованию. Чтобы выполнять низкоквалифицированную работу не нужно знать, где находится Житомирская область, чему равна первая производная синуса и почему светит солнце. Так зачем финансировать такому человеку всю школу, возможно техникум, потом ВУЗ (диплом есть не просит, нехай будет).
У меня один из детей сейчас заканчивает 4 класс начальной немецкой школы. Кстати, летние каникулы с 5 июля по 17 августа, заметно короче украинских). Последний класс начальной школы, как и в Украине. В Украине в 5 класс полной средней школы перейдет 100% учащихся. А из немецкого класса моего ребенка в гимназию (аналог полной средней украинской школы) переходит только 4 (!!!) ребенка из 22. В том числе и мой. Далось это нам большой кровью и трудом, но это другая история.
Остальные идут в низшие школы, с которых автоматом путь в ВУЗ не идет.
К моему глубокому сожалению, на многие проблемы в нашей стране да и в мире
у меня есть своё особое мнение, часто отличающееся от массового…
Я считаю, что в век интернет технологий государство просто обязано повышать уровень грамотности населения, а это достигается в том числе и наличием большого кличества бюджетных мест для молодёжи, ведь именно молодёжь является будущим двигателем прогресса как в нашей стране так и во всём мире…
Вы считаете, что высшее образование должны получать единицы, а остальным уготована участь заниматься ручным сбором урожая, сидеть на кассах и работать грузчиками.
Я же считаю, что в обозримом будущем количество грузчиков и кассиров должно сокращаться, как и сборщиков урожая ручным способом, а количество ИТ_специалистов должно увеличиваться.
Например, ещё десять лет назад в супермаркетах не было касс самообслуживания, а теперь они есть в большинстве крупных супермаркетов и их количество с каждым годом будет только расти.
Возникает закономерный вопрос — куда девать толпы грузчиков, кассиров и прочих работников трудоспособного возраста без высшего образования и навыков самообучения.
Как вариант, не плодить новых кассиров и грузчиков из рядом молодёжи, а дать им возможность получить высшее образование и в процессе обучения в ВУЗе привить
навыки постоянного самообразования.
Даже самые бестолковые выпускники ВУЗов имеют больший багаж знаний,
чем выпускники школ…
всё нормально, у меня почти всегда тоже свое личное мнение на всё. Никогда не бегу в толпе, не поддаюсь эмоциям (мешает думать), давно на свете живу …
Мы теперь живем не в СССР. В нормальном капиталистическом обществе и стране не правильно кого-то что-либо заставлять делать, каждый должен за себя отвечать сам. Почитаешь украинские СМИ, соц сети — «Украина — это Европа», искореняем пережитки прошлого. Только совок у большинства в головах, а не в памятниках или названиях улиц. И называется он — «мне должны» — учебу вплоть до ВУЗа, потом работу с достойной зарплатой (неважно, что учился плохо и ничего не знаю/не умею), потом …
Государство конечно же должно содействовать повышению уровня грамотности населения, при условии, что это население хочет само повышать свой уровень грамотности. А это явно не 100%. И даже не 80! В выпускном классе начальной немецкой школы моего ребенка из 22 учеников и их родителей повышать свой уровень грамотности нашлось аж целых 4 желающих. Сколько это процентов, можно посчитать самому.
Кто-то до 13-го класса (в гимназии учатся с 5 по 13 класс) уйдет в низшую школу, кто-то из низшей школы с нечеловеческим трудом перейдет в гимназию. Возможностей к самообразованию хоть отбавляй, так как здесь учителя так не сюсюкаются с учениками, как принято на постсоветском пространстве,
И даже в 63 года можно пойти переучиваться, если понимаешь зачем и на кого.
За себя каждый несет ответственность сам!
«В нормальном капиталистическом обществе и стране не правильно кого-то что-либо заставлять делать…»
Нормальные капиталистические страны просто покупают готовых высококвалифицированных специалистов из более бедных стран — посмотрите на себя в зеркало — у вас и вашей жены есть не только корочки о высшем образовании, но и опыт работы по специальностям и это одна из причин, по которой вам разрешили осесть в Германии. И теперь вы улучшаете и демографическую и образовательную статистику Германии.
На счёт «заставлять» — тут вы тоже ошибаетесь.
Например, Германия приняла решение запретить регистрацию авто с ДВС с 2035 года и никуда вы не денетесь с подводной лодки, вас законодательно заставили регистрировать после 2035 года только электромобили — вот это и называется «заставлять».
Лучше про «заставлять» и Германию ничего не пишите, там столько запретов и ограничений, за которые моментально штрафуют по сравнению с Украиной, что мама не горюй…
P. S. В своё время, подавляющее большинство моих знакомых, все с высшим техническим образованием, свалило именно в Германию и там прекрасно устроилось — в Германии и раньше и сейчас не хватает высококвалифицированных инженерных кадров — местное образование не может обеспечить потребности экономики, вот и приглашают из Украины и России конструкторов, технологов, проектировщиков и т.д. и именно с опытом работы.
Наши бездельники без высшего образования им не нужны.
— Сыночек, не ходи ты в этот университет — там одни евреи!
— Как же, мама? А Ломоносов?
— Молодой ты ещё, много не знаешь… Это теперь он Ломоносов,
а раньше был Ораниенбаум!
Вы правильно заметили, что у нас с женой есть не только корочки по профессии, но и знания с опытом по той же профессии. В Украине таких все меньше и меньше. Вот мы и вернулись к теме, что украинские ВУЗы не эффективны и их слишком много для нашего количества населения и уровня экономики. Не должно бедное государство, без какой-либо обратной связи и ответственности людей, полностью спонсировать полное школьное образование. И уж тем более всеобщее высшее. Только надеясь, что авось не все уедут.
Абсолютно согласен с Вами насчет запретов и ограничений в Германии. Я и раньше писал не раз (у меня комментов мало, можно быстро найти), что-то, что в Украине называется свободой, на самом деле называется анархия и беспредел. Что в свою очередь порождает безнаказанность.
И заметьие, что далеко не каждый украинский «специалист» с дипломом об окончании ВУЗа (а это почти любой житель Украины) может туда свалить. Так как нет опыта работы по профессии. И главное — нет знаний (молодым могут простить отсутствие опыта).
И всё это за украинский государственный бюджет, как при СССР.
Я не хочу ничего никому доказывать. Дано живу, тем более сейчас в другой, более стабильной и богатой стране, Просто высказал свое мнение и видение ситуации, с учетом своего жизненного опыта.
P. S. Куда перейти с Привата? Он полностью себя исчерпал по всем позициям. Разрываюсь между Пумб, Альфой и Моно. Моно пока на последнем месте, сайт очень яркий, но чрезвычайно не информативный, как для банка.
«Вот мы и вернулись к теме, что украинские ВУЗы не эффективны и их слишком много для нашего количества населения и уровня экономики.»
А может самые умные и толковые массово выезжают из Украины в поисках лучшей жизни и более адекватной оплаты за их высококвалифицированный труд и поэтому создаётся впечатление дебилизации населения.
Выпускники ВУЗов без реального опыта работы во всех странах
одинаковы и Германия не является исключением.
Всё зависит от конкретных молодых людей.
Кто-то обучение в ВУЗе считает пятилетним праздником безделья перед вступлением во взрослую жизнь, а кто-то обучение пытается совместить с работой.
Мои одногруппники по ВУЗу, чтобы не сидеть на шее у родителей, подрабатывали на стройках ночными сторожами или разгружали вагоны, я же начал работать по специальности на одной из кафедр ВУЗа со второго курса и поэтому к пятому курсу у меня было не только хорошее вузовское образование, но реальный опыт работы по выбранной специальности.
Так что не стоит грешить только на методику преподавания — нужно понимать кто и зачем поступает в ВУЗ.
Я поступал для получения знаний и жизненного опыта, кто-то лишь бы откосить от армии, а некоторые лишь бы нее работать ещё минимум пять лет.
Уменьшение количества бюджетных мест приведёт
только к ухудшению уровня образованности молодёжи.
Германия может себе позволить перекупать умников
из других стран, а вот у Украины этот способ не прокатит…
«И главное — нет знаний (молодым могут простить отсутствие опыта).
И всё это за украинский государственный бюджет, как при СССР.»
Я бы так не переживал за государственный бюджет — сколько денег туда не попадает, все тратятся и не всегда на самое нужное.
Например, бюджет тратит массу денег на медицину и поддержание здоровья депутатов, стариков, детей, молодёжи и граждан трудоспособного возраста, на содержание детей-инвалидов с рождения, на льготы матерям-одиночкам, на лечение наркозависимых и даже на содержание в тюрьмах правонарушителей.
Так почему бы не потратить немного больше денег и на развитие образования здоровой и трудоспособной молодёжи, ведь в будущем это однозначно принесёт дивиденты стране…
Повторюсь, молодёжь — это будущее любой страны.
Желаете получить в будущем тупое, жующее попкорн и тупящееся в телевизор, деградирующее население — принудительно ограничьте
доступ к образованию…
«принудительно ограничьте доступ к образованию»
Если боитесь получить в будущем тупое, жующее попкорн и тупящееся в телевизор, деградирующее население, можно поступить проще.
К образованию (полному школьному или ВУЗовскому) допускать только тех, кто своей учебой доказал, что САМ хочет учиться и осознает свою ответственность за свои решения и поступки. И готов за это отвечать. Как минимум не забываем про «4 из 22».
И тогда не будет подобного
https://minfin.com.ua/2021/06/27/67015278/