Национальный совет реформ при президенте Украины поддержал норму законопроекта № 4364, уже принятого в первом чтении, о законодательном ограничении комиссии за эквайринг. Об этом говорится на сайте президента.
Нацсовет реформ поддержал ограничение комиссий за эквайринг
Кто поддержал
«Будем платить меньше. Это было поддержано, несмотря на то, что Нацбанк официально против. Сегодня президент поддержал, Нацсовет поддержал», — сказал по итогам заседания глава исполнительного комитета реформ Михэил Саакашвили.
Он также добавил, что такую позицию поддержал член Совета Нацбанка Василий Горбаль. «Есть две стороны: банки и клиенты. В кризис я всегда буду на стороне клиента», — пояснил свою позицию в комментарии агентству Интерфакс-Украина Горбаль.
В поддержку ограничения комиссии за эквайринг выступил руководитель и совладелец крупнейшего украинского маркетплейса Rozetka.ua Владислав Чечеткин. Он пояснил необходимость снижения комиссий тем, что в цене каждого товара, продаваемого в Украине, заложены 1,8−3% банковской комиссии за проведение оплат картами, тогда как поставщики из ЕС, а также Amazon или Alibaba платят своим банкам 0,2−0,5%, а ставка в России — 1%, Казахстане — 0,7%, Узбекистане — 0,5%.
«И украинскому бизнесу некуда деться: принимать карты обязывает закон, а почти все платежи проходят через три банка, которые в Украине могут ставить любые тарифы. В Евросоюзе подобную проблему решили на законодательном уровне, зафиксировав обоснованный тариф», — пояснил свою позицию Чечеткин.
По его словам, если закон, регулирующий и снижающий эквайринг, будет принят, «Розетка» и другой бизнес предложат потребителям лучшую цену.
Читайте также: Украина уже в шаге от европейских стандартов регулирования рынка платежей — Кирилл Шевченко
Кто против
Совладелец monobank Олег Гороховский в аккаунте на фейсбуке обосновал свой взгляд на проблему: «Этот тариф, который пытаются „отжать“ — топливо всего карточного и платежного бизнеса в стране. Более половины его достается клиентам в виде всякого рода кешбеков и бонусов, им оплачивается стоимость пластика и логистики карт, им банки покрывают затраты на фрод. Эта история не про прибыль, а про то, чтобы у всех клиентов появился инструмент, с помощью которого можно будет быстро выдать клиенту кредит (если клиент захочет) и на этом потом может быть заработать».
Гороховский также утверждает, что ограничение тарифа в ЕС привело к стагнации карточного рынка, и теперь там эта регуляция считается «вредной и провальной».
Банкир обвинил в лоббировании этой нормы представителей крупных торговых сетей. «Этот тариф торговцы хотят опустить на 1−1,5%, что составляет примерно 60% от действующих тарифов. При этом снижение их затратной части составит, в зависимости от наценки, около 2−2,5%. Удивительная история — забрать у кого-то 60% его дохода, чтобы сэкономить себе 2%», — подчеркнул Гороховский.
Против законодательного ограничения комиссии эквайринга выступила советник главы Офиса президента Виктория Страхова. «Жаль, что президент Владимир Зеленский не часто читает мой „Фейсбук“, а то бы узнал, что по проблеме эквайринга — это не защита людей или МСБ. Это лоббирование крупных торговых сетей», — прокомментировала она в соцсети решение Нацсовета реформ. В то же время, по ее мнению, банкиры найдут выход из ситуации.
Читайте также: Почему могут исчезнуть бесплатные карты и кешбек
Напомним
В мае 2020 года правительство утвердило программу стимулирования экономики для преодоления последствий эпидемии covid-19, в которой указывалась необходимость ограничения платы за эквайринг. С таким предложением к властям обратилось 300 тыс. компаний.
В Верховной Раде зарегистрирован целый ряд законопроектов по уменьшению комиссии от суммы этих транзакций. Сейчас в Верховную Раду подан законопроект № 4364, который, кроме прочего, предлагает законодательно ограничить размер комиссии за эквайринг. Законопроект принят в первом чтении.
Хотите знать о финансах и инвестициях больше? Следите за эксклюзивными материалами «Минфина» в телеграм-канале.
Комментарии - 18
Кешбеки під 20% і «безкоштовні» розстрочки знизяться, так. І банківської реклами ймовірно стане менше.
Если же опираться на экономические понятия, то у банков доходы от карточного бизнеса уменьшаться а у торговых сетей выручка увеличиться.
Торговые сети не будут никогда делать две разных цены — за наличку и по-безналу, а значит будут выставлять одну и всегда большую…
Мы это наблюдаем и сейчас…
В торговых сетях что за наличку, что по безналу — цена одинакова, а значит за наличку торговля получает больше на 1,8% — 3% и ей как-то наплевать на покупателей, оплачивающих наличными, хотя они реально переплачивают до 3% от стоимости покупки…
«за наличку торговля получает больше на 1,8% — 3%»
— це значить, що після обмеження комісій рітейлери за налічку будуть отримувати менше.
Тобто перекос вирівняється, а значить будуть підстави зменшити ціну. І ринкова конкуренція зробить свою справу.
«… після обмеження комісій рітейлери за налічку будуть отримувати менше.«
Владислав Чечеткин написал, цитирую: «карточная транзакция стоит, например Rozetka, почти 2%. А обслуживание наличного оборота стоит в разы дешевле.»
Предположим, входная цена товара стоит 90 грн, а торговая сеть его продаёт за 100 грн. Возьмём цену транзакции вместо почти 2,0% - ровно 2%.
При оплате за наличку, торговая сеть получит 100 грн.
При облате БПК торговая сеть получит 98 грн.
Если законодательно уменьшат комиссию с 2% до 1,0%, то при оплате наличными сеть получит те же 100 грн, а при оплате БПК 99 грн.
Откуда вы взяли, что при оплате наличными ритейлеры получат меньше. Они получат столько, сколько получали и раньше, а при оплате БПК получат дополнительно 1% с оборота себе в доход.
Справочно…
Розничный товарооборот за 2020 год — 1,2 триллиона гривен, расчетные операции с терминалами — 595 млрд грн, оплаты в интернете — 642 млрд грн.
Средняя банковская комиссия за обслуживание безналичных платежей 1,7−2,5%
Таким образом, спор идет за сумму 26−30 млрд грн или миллиард долларов.
— уточнення для ясності — «…менше ніж зараз».
Ви ж самі написали «за наличку торговля получает больше на 1,8% — 3%».
Суть в тому, що якщо комісію обмежать, то ця різниця зменшиться відповідно. Великий перекос — це нездраво.
Припустимо, вхідна ціна товару коштує 9 000 грн.
Зараз торговельна мережа його продає з націнкою 10% + банківська комісія 2%. Фінальна ціна 10 100 грн.
При оплаті за готівку, торговельна мережа отримає 10 100 грн.
А при облаті БПК торговельна мережа отримає 9 900 грн. (200 грн різниці!!!).
Якщо законодавчо зменшать комісію з 2% до 1%, то фінальна ціна складе 10 000 грн.
При оплаті БПК мережа отримає ті ж 9 900 грн, а при оплаті готівкою 10 000 грн.
Споживач в результаті виграє, бо фінальна ціна для нього зменшиться.
О снижении цен в Украине…
На прошлой неделе потребителей всколыхнула новость о том, что крупнейшая торговая сеть страны АТБ может повысить стоимость товаров в своих магазинах на 5−25%. Ритейлер пояснил такой прогноз намерением поставщиков повысить отпускные цены на товары, однако сеть всячески пытается подорожания избежать.
Чтобы сдержать панику, на официальном сайте Минэкономразвития опубликовали еще одно заявление АТБ. «Компания АТБ-маркет совместно с Минэкономики и другими ведомствами работает над стабилизацией ситуации с ценообразованием и минимизацией роста цен на определенные группы товаров и продукты питания», — заявили в министерстве.
Не только АТБ. Министерство планирует подписать меморандум с крупными сетями о сохранении существующего уровня цен на социально значимые продукты заявил министр экономики Игорь Петрашко.
https://biz.liga.net/all/prodovolstvie/article/atb-i-silpo-ne-hotyat-povyshat-tseny-no-pohoje-pridetsya-razbor
«Вера — понятие не экономическое.»
Жодних заперечень. Проте, не можу не відмітити, що й ті, хто підходить до питання на основі економічних міркувань/розрахунків, не завжди роблять однакові висновки.
«не завжди роблять однакові висновки.»
Чтобы делать правильные выводы, надо оперировать цифрами, а не эмоциями и терминами больше-меньше…
В 2020 году украинские банки получили 41,3 млрд грн чистой прибыли.
Банковские комиссии за 2020 год составили 26−30 млрд грн.
Бизнес хочет уполовинить банковские комиссии и лишить
банковскую систему 13−15 млрд грн комиссионных доходов.
Форумные банкиры меня и раньше и сейчас убеждают, что задаром или за среднюю зарплату по стране они работать не намерены, а значит большую часть от планируемых миллиардных потерь банков заплатят не ритейлеры а клиенты банков — а куда они собственно денутся с подводной лодки…
Дякую за розшифровку.
И, видно, что и «Национальный совет реформ» тоже на его стороне.
А никак не клиентов)
И, деградируем в европейском направлении.
между Великобританией и ЕС на 1,5%, платежи
по дебетовой карте повысятся до 1,15%.
Об этом пишет издание Financial Times и сайт Минфин.
С октября этого года Visa, воспользовавшись ситуацией с Brexit, увеличит комиссию за транзакции до 1,5%. Комиссия за платежи по дебетовой карте также повысится с 0,2% до 1,15%. Кроме того, с апреля 2022 года Visa начнет взимать дополнительную плату за платежи внутри страны с использованием кредитных карт британских финансовых компаний.
https://minfin.com.ua/2021/03/22/61866212/
реального снижения цен отследить не удалось.
В 2015 году Евросоюз ввел в действие Регламент о комиссиях, призванный снизить комиссию за использование банковских карт для европейских продавцов и потребителей.
Агентства EY и Copenhagen Economics по заказу Еврокомиссии провели исследование, согласно которому, благодаря госрегулированию:
— эмитенты потеряли доход 2,95 млрд евро в год,
— ритейл получает 1,2 млрд евро в год,
— покупатели экономят 900 млн евро в год.
https://www.copenhageneconomics.com/publications/publication/study-on-the-application-of-the-interchange-fee-regulation
Также в исследовании говорится о подсчете выгоды для потребителей.
На примере 5 стран было посчитано, что реальная экономия для одной европейской семьи составила бы чуть менее семи евро — 6,76 евро в год, с учетом, что потребитель получил бы всю выгоду от снижения комиссий.
Ни один из ритейлеров не сумел показать конкретный пример снижения цены после снижения комиссии.