Национальный банк утвердил дополнительные требования к банковским договорам для раскрытия полной информации об услугах. Об этом говорится в сообщении регулятора.
Новые требования НБУ. Банкам запретили прописывать условия договоров мелким шрифтом
Речь идет о требованиях к договорам о потребительском кредите, вкладу (депозит), а также открытие и ведение текущего счета.
Что теперь
Теперь банки будут обязаны предоставлять в договоре полное (расширенное) описание услуги или продукта по единым правилам, а не по своему усмотрению.
В частности, в договоре вклада (депозита) нужно будет указывать конкретную дату возврата вклада и информацию о наличии у банка права продлить срок действия вклада (депозита) и др.
Читайте также: Объем депозитного портфеля банков в гривне вырос в прошлом году на 30,7% — НБУ
В договоре потребительского кредита — перечень и стоимость дополнительных услуг, условия, при которых возможно изменение процентной ставки или других платежей и тому подобное.
Текст договора должен быть изложен размером шрифта не менее 11 печатных пунктов.
Новые требования также запрещают банкам включать в договора недобросовестные нормы, которые ограничивают права потребителей подать жалобу или иск в суд.
Банкам запрещено без информирования потребителя изменять условия договора, а также требовать от потребителя оплатить еще не полученные по договору услуги и тому подобное.
Главная задача новых требований — обеспечить раскрытие полной информации об услугах, права и обязанности банка и потребителя, последствия невыполнения обязательств. Это в свою очередь будет способствовать пониманию потребителем условий финуслуг и его обдуманному решению о заключении договора.
Читать также: Как изменится кредитования и процентные ставки в 2021 году
Кого касаются новые требования
Новые требования не распространяются на публичную часть договоров присоединения о предоставлении услуг (оферту). Они распространяются на договора, которые непосредственно подписывает потребитель, в том числе и на индивидуальную часть договоров присоединения о предоставлении услуг.
В то же время публичная часть договора присоединения не может противоречить индивидуальной части договора, в которой установлены требования.
Сколько времени у банков
У банков есть три месяца — до 27 апреля 2021 для приведения своей работы в соответствие и раскрытие полной информации в договорах.
Указанные требования утверждены постановлением правления НБУ от 22 января 2021 № 7 .
Оформить депозит с бонусом от «Минфина»
Напомним
-
Национальный банк принял требования к раскрытию информации в конце прошлого года, после того как получил полномочия на защиту прав потребителей.
-
Регулятор дал время банкам на адаптацию к новым требованиям, понимая, что изменение информации в рекламе и на сайтах требует ресурса.
-
Из-за коронакризиса Национальный банк отложил требования к сентябрю этого года.
-
Верховная Рада приняла закон о защите прав потребителей финансовых услуг. Президент подписал его 16 октября.
-
Согласно закону, с 1 июня 2020 года все банки должны были сообщать честную информацию о своих кредиты и депозиты в рекламе. Позже эту дату перенесли.
-
12 июня 2019 года в Нацбанке создали отдельное подразделение для защиты прав потребителей финансовых услуг.
Комментарии - 6
А то, что у среднего банка из-за этих требований договор с 1 странички текста в благословенные 90-е превратился в файл. страниц из 70−80, с кучей перекрестных ссылок. тарифных пакетов и т. п., в которых ничего понять нельзя вообще? Доулучшались…
причем особенно веселит когда сообщают что условия изменились — и не понятно как и в чем. старую редакцию быстренько убрали — и все. может банк переименовали с АТ на ПАТ, а может ввели плату за закрытие счета — 50000 гривен. гадайте, клиенты…