Ежегодная «дыра» в Пенсионном фонде (ПФУ) — десятки и даже сотни миллиардов. В ближайшей перспективе закрыть её нечем, а пенсионеры продолжают жить на грани бедности.
Почему не хватает денег в Пенсионном фонде и что с этим делать
Редакция Liga.net искала ответы на вопросы, как решить проблему с дефицитом и помогут ли в этом накопительные пенсии. «Минфин» выбрал главное.
Почему в Пенсионном фонде нет денег
В 2020 году Пенсионный фонд потратил на выплату 479 млрд грн. Почти 40% от этой суммы или 185 млрд грн Фонду дал госбюджет — своих денег ПФУ хронически не хватает. Из-за кризиса ситуация еще больше усугубилась — Фонд вынужден был дополнительно одолжить у Госказначейства еще около 14 млрд грн. В 2021 году предусмотрено государственное финансирование «дыры» в 195 млрд грн.
Есть несколько причин, которые не дают ПФУ избавиться от дефицита.
1. Демография
С 1991 года рождаемость в Украине падает. В год обретения Украиной независимости родилось 630 800 детей, в 2019 году — 308 800.
Из-за этого соотношение трудоспособного населения и пенсионеров снижается. В итоге сейчас на 11,1 млн пенсионеров приходится около 10 млн работающих украинцев, которые платят Единый социальный взнос — ключевой налог, наполняющий бюджет ПФУ.
Читайте также: Почему в 2021 году еда будет дорогой, а машины — дешевыми
2. Трудовая миграция
По данным Кабмина, с 2010 года из Украины выехали и не вернулись около 4 млн украинцев — 10% трудоспособного населения страны. Они не платят налогов в Украине, в том числе ЕСВ.
3. Оптимизация налогов
Например, распространенная схема трудоустройства через заключение договоров с ФОП вместо найма работников по трудовому законодательству. Это позволяет крупным компаниям снизить затраты на уплату ЕСВ и других отчислений.
4. Низкий пенсионный возраст
Реформа 2017 года предусматривала частичное решение этого вопроса. Одно из ее следствий — для выхода на пенсию сотруднику необходимо не просто достичь определенного возраста, но и иметь достаточный страховой стаж (период, когда происходили отчисления в ПФ).
Этот показатель увеличивается ежегодно, например, чтобы выйти на пенсию в 2020 году, необходимо иметь не менее 27 лет страхового стажа, а к 2028 году эта планка увеличится к 35 годам. По словам главной экономистки Dragon Capital Елены Белан, планировалось, что благодаря этому эффективный трудовой стаж вырастет на 4,5 года в перспективе 10 лет, что позволит если не уменьшить, то хотя бы стабилизировать дефицит Пенсионного фонда.
5. Политика
Согласно реформе, повышение размера пенсии напрямую привязывалось к росту инфляции и средней заработной платы. Однако эта логика выдерживается далеко не всегда: как и в прошлые годы, повышение пенсий в Украине по-прежнему происходит вне зависимости от успехов экономики.
«Уже в этом году принято решение о выплате карантинных надбавок пенсионерам старше 80 лет, а позже — и старше 75 лет», — приводит пример Дарина Марчак, руководитель Центра анализа публичных финансов и публичного управления Киевской школы экономики. Всего на эти цели из госбюджета-2020 потрачено 9,9 млрд грн.
6. Спецпенсии
На обеспечение пенсий военнослужащих, судей, прокуроров, чернобыльцев и других специальных программ в 2020 году ушло 131 млрд грн — 28,5% всех пенсионных выплат.
«Проблема в том, что власть хочет достичь двух взаимоисключающих вещей: сохранить низкие налоги и нагрузку на фонд оплаты труда и при этом выплачивать высокие пенсии», — отмечает Марчак.
Читайте также: Как купить стаж для пенсии и кому это нужно
Что мешает запустить накопительную систему
Пенсионные системы в развитых экономиках состоят из трех уровней:
- солидарный: все работающие граждане отдают часть дохода на выплаты пенсионерам;
- обязательные накопления: все отчисляют долю от зарплаты на пенсионные накопления;
- добровольные накопления: те, кто хочет большего, накапливают с помощью негосударственных пенсионных фондов.
В теории первый уровень остается основным, остальные — дополняют его, что повышает благосостояние пенсионера после потери работоспособности. В Украине существуют только первый и с 2003 года третий уровень. Введение обязательных пенсионных накоплений постоянно откладывается с 2007 года.
Одна из причин — проблема дефицита солидарного уровня пенсионной системы. При введении накопительной части дефицит может сильно увеличиться.
Верховная Рада зарегистрировала два законопроекта о введении в Украине накопительных пенсий. Речь об обязательной системе, которая коснется каждого работающего украинца (законопроект № 2683) и профессиональных пенсионных накоплениях (законопроект № 4408) — прежде всего для представителей опасных и вредных профессий.
Один из ключевых вопросов — за счет чего будут профинансированы накопительные пенсии. Основных вариантов два: либо увеличить «трудовые» налоги (ЕСВ и налог на доходы физических лиц), что повысит нагрузку на бизнес, либо отобрать часть поступлений у ПФУ, что увеличит его дефицит.
К какому варианту склоняются законодатели? Базовые параметры реформы на данный момент — финансирование накопительных пенсий за счет части ЕСВ и налога на доходы физических лиц: с каждого из налогов на второй уровень пенсионной системы пойдет по 2%, сообщила глава комитета Верховной Рады по социальной политике Галина Третьякова.
Соответствующий законопроект может быть принят в первом чтении уже до конца февраля, уточнила она.
Читайте также: 7 способов накопить на пенсию
Что делать дальше
Опрошенные экономисты советуют властям не ждать снижения дефицита солидарной системы и вводить накопительный уровень как можно быстрее.
С одной стороны, за счет накоплений Украина сможет приблизиться к 40% соотношения зарплаты к размеру пенсии к 2035 году. Сейчас сумма, которую человек получает после выхода на пенсию в сравнении с доходами во время трудовой деятельности не превышает 35%. К примеру, в Нидерландах этот показатель — 80%.
С другой стороны, могут ли украинцы без опасений доверить пенсионные накопления государству? И насколько высоки риски, что рано или поздно за счет этого придется решать проблему солидарного уровня?
Подобные примеры в мировой практике есть. В 2014 году в России пенсионные накопления граждан были национализированы, якобы в связи с необходимостью финансировать расходы аннексированного Крыма. Эта ситуация повторилась и в последующие годы.
В 2010 году произошла национализация частных пенсионных накоплений в Венгрии. Вследствие реформы в Польше в 2014 году большинство поляков также перевели свои частные накопления обратно в солидарную систему. В 2016 году второй уровень пенсионной системы ликвидировали в Чехии.
Во всех случаях у правительств были экономические или демографические причины. Население европейских стран стремительно стареет, а страны с высоким уровнем трудовой миграции еще больше страдают от снижения числа работающих внутри государства граждан. Все это усиливает дефицит солидарной системы.
Читайте также: Во что инвестировать сегодня, чтобы накопить на достойную пенсию в Украине
Есть и другой аспект. Накопительный уровень — это дополнительный шанс для государства решить текущую проблему выплаты солидарных пенсий. Именно частные фонды, как правило, инвестируют накопления клиентов в госдолг: гривневые и валютные ОВГЗ, за счет которых финансируется дефицит госбюджета.
«Накопления второго уровня вкладываются в ОВГЗ, а средства затем используются для текущей выплаты пенсий, — говорит заместительница исполнительного директора Центра экономической стратегии Мария Репко. — По сути, это мало отличается от ситуации, когда государство должно деньги работающим людям: только не к тому времени, когда они выйдут на пенсию, а гораздо раньше».
Комментарии - 51
Из-за таких как вы олигархи так зубожiють, что не смогут в разгар кризиса виллы в Монако покупать)
Спешите видеть этот цирк)
''Просто раздавать деньги надо'' - ЕС, США?)
Вы смешное, ну правда.
Думаете нагреть на этом руки?)
''который против высоких ставок'' - который, как все коммунисты, против рыночных ставок)
В принципе, правительство сейчас реализует ваш план.
Следствием которого стало исчезновение кредитования в Украине.
А во что предложит вбухать средства ПФУ? В акции и облигации, как по всему миру.
Что такое рыночная ставка? НБУ устанавливает учетную ставку, чтобы контролировать баланс между развитием и инфляцией.
И в какие ЦБ вложить всредства ПФУ?
Вы объемы торгов на всех украинских биржах за год знаете?)
Т. е. деятельность НБУ абсолютно нерыночная, и вообще попахивает «командной экономикой».
25% в американские акции.
25% в гривневые ОВГЗ.
40% в облигации развитых стран.
Как-то так, пока что. Нужно больше в американские акции потому что поддержка крупного бизнеса — главный приоритет США.
75% денег ПФУ вывести из страны и пустить на надувание «мировых» пузырей.
Про ОВГЗ в гривнах — даже не комментирую, т.к. очевидно)
В США 10-летние облигации +1%, в Китае +3%, в ЕС в минусе (но это возможно хеджирует валютный риск). Цель держать облигации развитых стран, это не «зарабатывать», а улучшить коэффицент шарпа. Мы держим облигации развитых стран, чтобы когда акции или ОВГЗ упадут на 50-65%, пенсионеры не потеряют половину сбережений. Это очевидно.
Что соответственно отражается на СЧА.
И на выплатах пенсий.
Ну прекрасно — выводить деньги из Украины, и вкладывать их в американский гос.долг.
Ради «коэффициента Шарпа».
Кажется, за это Нобелевскую премтю по экономике должны были дать)
Китайские облигации — как советские)
Вы уже много заработали, раз живете с каментов на «минфине»)
Правильно, надо дать заработать паразитам из хэдж-фондов, помогая надувать пузыри американских ЦБ.
А потом, неизвестно когда, начать заниматься своей экономикой.
Потому и говорю, давайте ФРС переедет к нам.
И все наши проблемы решит, тупо печатая доллары)
«Правильно, надо дать заработать паразитам из хэдж-фондов, помогая надувать пузыри американских ЦБ.»
Они самы надувают своим печатным станком, и как менеджер активов, нужно инвестировать ради прибылей и шарпа. Украина — как булавка в стоге сена. Мне не нравится США, но если игнорирую акции США, я только врежу себе.
Посему меня собственно возмущает не сколько сумма, сколько то зачем? Зачем делать такие неосильные для самого пенсионера пенсии, тем более для категории очень и очень хорошо обеспеченных пенсионеров.
Но повторюсь, пенсия это социальная выплата на содержания пенсионера, она как и Ваша з/п никоем образом не привязана к колличеству детей, внуков и т. д. При чем тут к-во детей? Госсударство платит пенсию ПЕНСИОНЕРУ, не важно пенсионеру-судье или пенсионеру-дворнику, но не его внукам.
В стране пенсионный выплаты получают 11,1 млн человек,
средняя пенсия составляет 3,5 тыс. грн.
Средние пенсии некоторых социальных
(профессиональных) груп пенсионеров составляют:
судьи — 67,9 тыс. грн (год назад было 45,8 тыс.);
военные — 5,5 тыс. грн; (год назад было 5,2 тыс.)
социальные пенсии — 1,7 тыс. грн (год назад было 1,6 тыс. грн)
пенсия по общим правилам — 3,5 тыс (год назад было около 3 тыс. грн).
Кстати, чего вы решили, что у ''монобанки'' мало персонала?
Как минимум, все работники ''Универсала'' там)
Ось тут і «зарита собака». Виведіть економіку з тіні, забезпечте повну оплату податків усім економічно активним населенням, і тоді не лише проблема дір в пенсійному фонді, але й проблема жебрацького розміру пенсій буде вирішена.
И кто теневую экономику будет выводить из тени?
Неужели те, кто в ней работают, получают доход и не платят налоги?
Т.к. налогов собирается много, только вот куда потом оно все девается?)