Минфин - Курсы валют Украины

Установить
22 января 2021, 15:52 Читати українською

Почему не хватает денег в Пенсионном фонде и что с этим делать

Ежегодная «дыра» в Пенсионном фонде (ПФУ) — десятки и даже сотни миллиардов. В ближайшей перспективе закрыть её нечем, а пенсионеры продолжают жить на грани бедности.

Пенсионный фонд, пенсия в Украине, пенсионеры, налоги, дыра в бюджете
фото: karachun.com.ua

Редакция Liga.net искала ответы на вопросы, как решить проблему с дефицитом и помогут ли в этом накопительные пенсии. «Минфин» выбрал главное.

Почему в Пенсионном фонде нет денег

В 2020 году Пенсионный фонд потратил на выплату 479 млрд грн. Почти 40% от этой суммы или 185 млрд грн Фонду дал госбюджет — своих денег ПФУ хронически не хватает. Из-за кризиса ситуация еще больше усугубилась — Фонд вынужден был дополнительно одолжить у Госказначейства еще около 14 млрд грн. В 2021 году предусмотрено государственное финансирование «дыры» в 195 млрд грн.

Есть несколько причин, которые не дают ПФУ избавиться от дефицита.

1. Демография

С 1991 года рождаемость в Украине падает. В год обретения Украиной независимости родилось 630 800 детей, в 2019 году — 308 800.

Из-за этого соотношение трудоспособного населения и пенсионеров снижается. В итоге сейчас на 11,1 млн пенсионеров приходится около 10 млн работающих украинцев, которые платят Единый социальный взнос — ключевой налог, наполняющий бюджет ПФУ.

Читайте также: Почему в 2021 году еда будет дорогой, а машины — дешевыми

2. Трудовая миграция

По данным Кабмина, с 2010 года из Украины выехали и не вернулись около 4 млн украинцев — 10% трудоспособного населения страны. Они не платят налогов в Украине, в том числе ЕСВ.

3. Оптимизация налогов

Например, распространенная схема трудоустройства через заключение договоров с ФОП вместо найма работников по трудовому законодательству. Это позволяет крупным компаниям снизить затраты на уплату ЕСВ и других отчислений.

4. Низкий пенсионный возраст

Реформа 2017 года предусматривала частичное решение этого вопроса. Одно из ее следствий — для выхода на пенсию сотруднику необходимо не просто достичь определенного возраста, но и иметь достаточный страховой стаж (период, когда происходили отчисления в ПФ).

Этот показатель увеличивается ежегодно, например, чтобы выйти на пенсию в 2020 году, необходимо иметь не менее 27 лет страхового стажа, а к 2028 году эта планка увеличится к 35 годам. По словам главной экономистки Dragon Capital Елены Белан, планировалось, что благодаря этому эффективный трудовой стаж вырастет на 4,5 года в перспективе 10 лет, что позволит если не уменьшить, то хотя бы стабилизировать дефицит Пенсионного фонда.

5. Политика

Согласно реформе, повышение размера пенсии напрямую привязывалось к росту инфляции и средней заработной платы. Однако эта логика выдерживается далеко не всегда: как и в прошлые годы, повышение пенсий в Украине по-прежнему происходит вне зависимости от успехов экономики.

«Уже в этом году принято решение о выплате карантинных надбавок пенсионерам старше 80 лет, а позже — и старше 75 лет», — приводит пример Дарина Марчак, руководитель Центра анализа публичных финансов и публичного управления Киевской школы экономики. Всего на эти цели из госбюджета-2020 потрачено 9,9 млрд грн.

6. Спецпенсии

На обеспечение пенсий военнослужащих, судей, прокуроров, чернобыльцев и других специальных программ в 2020 году ушло 131 млрд грн — 28,5% всех пенсионных выплат.

«Проблема в том, что власть хочет достичь двух взаимоисключающих вещей: сохранить низкие налоги и нагрузку на фонд оплаты труда и при этом выплачивать высокие пенсии», — отмечает Марчак.

Читайте также: Как купить стаж для пенсии и кому это нужно

Что мешает запустить накопительную систему

Пенсионные системы в развитых экономиках состоят из трех уровней:

  • солидарный: все работающие граждане отдают часть дохода на выплаты пенсионерам;
  • обязательные накопления: все отчисляют долю от зарплаты на пенсионные накопления;
  • добровольные накопления: те, кто хочет большего, накапливают с помощью негосударственных пенсионных фондов.

В теории первый уровень остается основным, остальные — дополняют его, что повышает благосостояние пенсионера после потери работоспособности. В Украине существуют только первый и с 2003 года третий уровень. Введение обязательных пенсионных накоплений постоянно откладывается с 2007 года.

Одна из причин — проблема дефицита солидарного уровня пенсионной системы. При введении накопительной части дефицит может сильно увеличиться.

Верховная Рада зарегистрировала два законопроекта о введении в Украине накопительных пенсий. Речь об обязательной системе, которая коснется каждого работающего украинца (законопроект № 2683) и профессиональных пенсионных накоплениях (законопроект № 4408) — прежде всего для представителей опасных и вредных профессий.

Один из ключевых вопросов — за счет чего будут профинансированы накопительные пенсии. Основных вариантов два: либо увеличить «трудовые» налоги (ЕСВ и налог на доходы физических лиц), что повысит нагрузку на бизнес, либо отобрать часть поступлений у ПФУ, что увеличит его дефицит.

К какому варианту склоняются законодатели? Базовые параметры реформы на данный момент — финансирование накопительных пенсий за счет части ЕСВ и налога на доходы физических лиц: с каждого из налогов на второй уровень пенсионной системы пойдет по 2%, сообщила глава комитета Верховной Рады по социальной политике Галина Третьякова.

Соответствующий законопроект может быть принят в первом чтении уже до конца февраля, уточнила она.

Читайте также: 7 способов накопить на пенсию

Что делать дальше

Опрошенные экономисты советуют властям не ждать снижения дефицита солидарной системы и вводить накопительный уровень как можно быстрее.

С одной стороны, за счет накоплений Украина сможет приблизиться к 40% соотношения зарплаты к размеру пенсии к 2035 году. Сейчас сумма, которую человек получает после выхода на пенсию в сравнении с доходами во время трудовой деятельности не превышает 35%. К примеру, в Нидерландах этот показатель — 80%.

С другой стороны, могут ли украинцы без опасений доверить пенсионные накопления государству? И насколько высоки риски, что рано или поздно за счет этого придется решать проблему солидарного уровня?

Подобные примеры в мировой практике есть. В 2014 году в России пенсионные накопления граждан были национализированы, якобы в связи с необходимостью финансировать расходы аннексированного Крыма. Эта ситуация повторилась и в последующие годы.

В 2010 году произошла национализация частных пенсионных накоплений в Венгрии. Вследствие реформы в Польше в 2014 году большинство поляков также перевели свои частные накопления обратно в солидарную систему. В 2016 году второй уровень пенсионной системы ликвидировали в Чехии.

Во всех случаях у правительств были экономические или демографические причины. Население европейских стран стремительно стареет, а страны с высоким уровнем трудовой миграции еще больше страдают от снижения числа работающих внутри государства граждан. Все это усиливает дефицит солидарной системы.

Читайте также: Во что инвестировать сегодня, чтобы накопить на достойную пенсию в Украине

Есть и другой аспект. Накопительный уровень — это дополнительный шанс для государства решить текущую проблему выплаты солидарных пенсий. Именно частные фонды, как правило, инвестируют накопления клиентов в госдолг: гривневые и валютные ОВГЗ, за счет которых финансируется дефицит госбюджета.

«Накопления второго уровня вкладываются в ОВГЗ, а средства затем используются для текущей выплаты пенсий, — говорит заместительница исполнительного директора Центра экономической стратегии Мария Репко. — По сути, это мало отличается от ситуации, когда государство должно деньги работающим людям: только не к тому времени, когда они выйдут на пенсию, а гораздо раньше».

Комментарии - 51

+
+88
zevs1
zevs1
22 января 2021, 21:01
#
Можно НДС20% сбор направить в Пенсионный, вместо того чтобы возмещать Олигархату на хорошую жизнь.
+
+25
mary27
mary27
23 января 2021, 12:21
#
Так как вы можете так говорить?!
Из-за таких как вы олигархи так зубожiють, что не смогут в разгар кризиса виллы в Монако покупать)
+
+15
lika197
lika197
23 января 2021, 18:26
#
Конечно, не надо поддерживать бизнесы, а надо наоборот локдаун для рабочих, вельфер для пенсионеров и неработающих, живущих в Овидиополе паразитов, и 8 тысяч каждому фопу. Кому нужна экономика? Просто раздавать деньги надо! И ещё поднять ставки, чтобы ещё больше раздавать инвесторам!
+
0
mary27
mary27
23 января 2021, 20:58
#
Вот наш-нерезидент-коммунист предлагает за счетнищающих граждан Украины помочь и без того лопающемуся от денег олигархату.
Спешите видеть этот цирк)

''Просто раздавать деньги надо'' - ЕС, США?)
Вы смешное, ну правда.
+
0
lika197
lika197
23 января 2021, 21:00
#
О да, я — «коммунист-нерезидент», который против неработающей не-инвестирующей не во что коммунистической пенсионной системы, и который против высоких ставок для ленивых, желающих сидеть в депозитах одесских нерезидентов как mary27, вы точно поймали меня!
+
0
mary27
mary27
23 января 2021, 21:37
#
А во что международный мошенник-нерезидент предложит вбухать средства ПФУ?
Думаете нагреть на этом руки?)

''который против высоких ставок'' - который, как все коммунисты, против рыночных ставок)
В принципе, правительство сейчас реализует ваш план.
​​​​​​Следствием которого стало исчезновение кредитования в Украине.
+
0
lika197
lika197
23 января 2021, 21:40
#
Больше кредитования чем было, но недостаточно. Локдаун не помогает.
А во что предложит вбухать средства ПФУ? В акции и облигации, как по всему миру.

Что такое рыночная ставка? НБУ устанавливает учетную ставку, чтобы контролировать баланс между развитием и инфляцией.
+
0
mary27
mary27
24 января 2021, 21:36
#
Советую разуть глаза и посмотреть статистику, кредитование сокращается.

И в какие ЦБ вложить всредства ПФУ?
Вы объемы торгов на всех украинских биржах за год знаете?)

Т. е. деятельность НБУ абсолютно нерыночная, и вообще попахивает «командной экономикой».
+
0
lika197
lika197
25 января 2021, 12:18
#
10% в мировые акции.
25% в американские акции.
25% в гривневые ОВГЗ.
40% в облигации развитых стран.

Как-то так, пока что. Нужно больше в американские акции потому что поддержка крупного бизнеса — главный приоритет США.
+
0
lika197
lika197
25 января 2021, 13:14
#
Выбирайте группы активов, вычисляйите общую прибыль, включая дивиденды и проценты, рассчитывайте среднюю годовую доходность и коэффициент Шарпа, смотрите на историческую кривую ПиУ, и вы найдёте баланс, который обеспечивает приемлемое вознаграждение за риск. И это просто диверсификация, без какой-либо стратегии.
+
0
mary27
mary27
25 января 2021, 13:16
#
35% в «мировые» акции (пузырь, надутый чтоб лопнуть), и 40% в госдолг «развитых» стран, печатающих доллары и евро, под 0%.
75% денег ПФУ вывести из страны и пустить на надувание «мировых» пузырей.

Про ОВГЗ в гривнах — даже не комментирую, т.к. очевидно)
+
0
lika197
lika197
25 января 2021, 13:22
#
Мировые (американские) акции уже 200 лет растут, и отражают ожидания будущих прибылей этих компаний и отражают достижения лучших умов в мире. Это никогда не было пузыря и не будет.

В США 10-летние облигации +1%, в Китае +3%, в ЕС в минусе (но это возможно хеджирует валютный риск). Цель держать облигации развитых стран, это не «зарабатывать», а улучшить коэффицент шарпа. Мы держим облигации развитых стран, чтобы когда акции или ОВГЗ упадут на 50-65%, пенсионеры не потеряют половину сбережений. Это очевидно.
+
0
mary27
mary27
25 января 2021, 13:31
#
«Мировые» акции 200 лет растут, но инлгда очень больно падают.
Что соответственно отражается на СЧА.
И на выплатах пенсий.

Ну прекрасно — выводить деньги из Украины, и вкладывать их в американский гос.долг.
Ради «коэффициента Шарпа».
Кажется, за это Нобелевскую премтю по экономике должны были дать)
Китайские облигации — как советские)
+
0
mary27
mary27
25 января 2021, 13:35
#
Маленькая оговорочка: «доходность в прошлом не гарантирует такой же доходности в будущем». Знаю я чего стоят эти «стратегии', на примере LTCM)
+
0
lika197
lika197
25 января 2021, 13:40
#
Mary27 — Если вы, как инвестор в высоколиквидные активы, волнуетесь о чём-то другим, а не об общей прибыли и шарпе в первой очереди, вы должны найти другую профессию, потому что вы ничего не заработаете. Во второй очереди, да, когда вы уже успешные, вы можете развивать украинский фондовый рынок на заработанные деньги, а затем начинать беспокоиться о политике когда инвестируйте, перераспределить капитал для поддержки местных предприятий, беспокоиться о венчурном и частном капитале и т.д.
+
0
mary27
mary27
25 января 2021, 13:47
#
Мне понравился ваш «ба-бах»)
Вы уже много заработали, раз живете с каментов на «минфине»)

Правильно, надо дать заработать паразитам из хэдж-фондов, помогая надувать пузыри американских ЦБ.

А потом, неизвестно когда, начать заниматься своей экономикой.
Потому и говорю, давайте ФРС переедет к нам.
И все наши проблемы решит, тупо печатая доллары)
+
0
lika197
lika197
25 января 2021, 13:48
#
Я согласен, что «стратегии» кроме диверсификации — неуместные и не общепринятые для пенсионного фонда.

«Правильно, надо дать заработать паразитам из хэдж-фондов, помогая надувать пузыри американских ЦБ.»

Они самы надувают своим печатным станком, и как менеджер активов, нужно инвестировать ради прибылей и шарпа. Украина — как булавка в стоге сена. Мне не нравится США, но если игнорирую акции США, я только врежу себе.
+
0
lika197
lika197
23 января 2021, 21:49
#
Африканцы получают кредиты дешевле в США чем украинцы в Украине. Что одесская международная мошенница может рассказывать об этой рыночной ставке?
+
0
mary27
mary27
24 января 2021, 21:37
#
Как минимум надо в Украину перевезти ФРС с его долларовым печатным станком, и все будет зашибись)
+
0
lika197
lika197
25 января 2021, 12:27
#
Аха. Надо наоборот депортировать паразитов в правительстве. Иначе в Украине начнут кредитовать, но не украинцев, а другие народы.
+
0
mary27
mary27
25 января 2021, 13:28
#
Давайте лучше меняться: наших паразитов в Америку, а ваших — к нам. В результате США превратится в Украину, а Украина — в США)
+
0
Sage05
Sage05
25 января 2021, 12:58
#
Для баланса, НДС не будут возмещать другим компаниям и предпринимателям, но никак не олигархам.
+
+15
Pareto
Pareto
22 января 2021, 23:43
#
Как ни крути, выходит везде пирамида.
+
+59
matroskin
matroskin
23 января 2021, 0:02
#
Не вдаваясь в подробности, как человек каждый день проезжающий мимо здания ПФ скажу очевидную причину: ремонты там делают практически каждый год, причем ремонты без всякой надобности и на широкую ногу, любой банк отдыхает. Да и в суде пенсии от 100, тоже не понятно ни за что, ни зачем судье у которого денег куры не клюют в 70 лет делать пенсию в 150к, ведь он при всем желании чисто физически не может тратить ежемесячно такие суммы.
+
+97
Pareto
Pareto
23 января 2021, 1:18
#
Это вы судей плохо знаете. 150к, это $5.4к, так, на чай холопам.
+
0
matroskin
matroskin
2 февраля 2021, 0:46
#
Речь шла о пенсии, лично я не представляю куда можно тратить по 100к грн в месяц в 70 лет, особенно если предыдущие 35 ты получал по сколько же официально, и раз в хх больше неофициально.
Посему меня собственно возмущает не сколько сумма, сколько то зачем? Зачем делать такие неосильные для самого пенсионера пенсии, тем более для категории очень и очень хорошо обеспеченных пенсионеров.
+
0
Sage05
Sage05
2 февраля 2021, 10:21
#
На внуков, не? На помощь детям, не?
+
0
matroskin
matroskin
2 февраля 2021, 14:07
#
Подождите, мы говорим о пенсии пенсионера или пособии для его внуков/правнуков? Насколько мне известно, то в мире нет страны, где бы за «заслуги» родителей госсударство содержало их нащадков.
+
0
Sage05
Sage05
2 февраля 2021, 19:24
#
Мы говорим про: куда старик-пенсионер может тратить деньги. Вот пример. Или в вашем понимании, старик это: подсолнечное масло, соль, картоха с луком- и давай ползи умирай?)
+
0
matroskin
matroskin
2 февраля 2021, 20:55
#
Почему соль, картоха, пусть икра черная с икрой красной, в любом случае пенсия это соц обеспечение пенсионера, а не его внуков. Как по мне в этой стране ну тысяч 30 пенсии с головой хватит чтобы есть на завтрак красную, а на ужин черную икру, если даже считать что это социальным продуктом.
+
0
Sage05
Sage05
2 февраля 2021, 22:02
#
Т. е. по вашему мнению, пенсионер-старик не имеет права деньги тратить на своих детей и внуков? «Как по мне в этой стране ну тысяч 30 пенсии с головой хватит" — вы такой терлим бом бом, не хотели бы вы в партию зелика или парашки? такое как вы- там будет органично смотреться.
+
0
matroskin
matroskin
3 февраля 2021, 16:09
#
Имеет.
Но повторюсь, пенсия это социальная выплата на содержания пенсионера, она как и Ваша з/п никоем образом не привязана к колличеству детей, внуков и т. д. При чем тут к-во детей? Госсударство платит пенсию ПЕНСИОНЕРУ, не важно пенсионеру-судье или пенсионеру-дворнику, но не его внукам.
+
0
mary27
mary27
3 февраля 2021, 11:50
#
Согласна с котиком, +15 на сегодня закончились.
+
+29
Qwerty1999
Qwerty1999
23 января 2021, 12:37
#
Вдаваясь в подробности, можно сказать, что в Украине с 1 января 2021 года пенсии выросли для более чем 2 млн пенсионеров. Так, средняя пенсия судьи выросла с 45,8 до 67,9 тыс. грн, выплаты военным поднялись на 300 грн, а социальные пенсии на 100 грн.

В стране пенсионный выплаты получают 11,1 млн человек,
средняя пенсия составляет 3,5 тыс. грн.

Средние пенсии некоторых социальных
(профессиональных) груп пенсионеров составляют:

судьи — 67,9 тыс. грн (год назад было 45,8 тыс.);
военные — 5,5 тыс. грн; (год назад было 5,2 тыс.)
социальные пенсии — 1,7 тыс. грн (год назад было 1,6 тыс. грн)
пенсия по общим правилам — 3,5 тыс (год назад было около 3 тыс. грн)
.

+
+15
xo4y xo4y
xo4y xo4y
23 января 2021, 21:13
#
Насчёт ремонтов вы правы. Но как все ремонты или стройки в нашей стране делаются для откатов))
+
+15
Nobleman
Nobleman
23 января 2021, 10:35
#
Это на самом деле прискорбно, мне жалко людей которые ждали порядочных поступков от дырявых при власти.
+
+15
Sage05
Sage05
25 января 2021, 13:00
#
Пенсы, сами голосовали в своё время за своё будущее, чего их жалеть? Голосовали за куру и гречу- пора бы расплачиваться за своё выбор. Что поссешь- то и пожнёшь, слышали, не?
+
+15
Bitcoin
Bitcoin
23 января 2021, 10:58
#
Хоть 1 месяц был пенсионный в норме? Ответ: нет. Это черная дыра, где никто ничего не видит.
+
+15
Bitcoin
Bitcoin
23 января 2021, 11:05
#
Нужно сокращать затраты на администрирование пенсионного и соответственно персонал. Стремиться сделать монобанк по-максимуму. Но как же, это же штыки и опора власти.
+
0
mary27
mary27
23 января 2021, 20:59
#
Если из ПФУ сделать ''монобанку'', повторится история с ''Приватом'')

Кстати, чего вы решили, что у ''монобанки'' мало персонала?
Как минимум, все работники ''Универсала'' там)
+
0
Sage05
Sage05
25 января 2021, 13:01
#
Нужно чтобы ПФ платил пенсии, и чтобы бюджет Украины в этом не участвовал. 40% туда уходит. Всего лишь нужно пенсии на 40% сократить, ничего страшного.
+
0
Chu123
Chu123
7 февраля 2021, 0:56
#
Ну или хоть по максимуму обрезать. Типа лимит государство покроет там например 5 млрд. А вы остаток. Уменьшить судьям политикам да боже пенсионерам тоже выживали же на 1700 и на 1600 выживут. Мне кажеться этой власти плевать. Ну и плюс админ здания пфу продать пусть орендуют маленькие комнатушки или боксы какие то в ТЦ. И вообще большинство уводить и перевести на дистант со своим по.
+
0
Viktor Andriyenko
Viktor Andriyenko
25 января 2021, 12:11
#
«В итоге сейчас на 11,1 млн пенсионеров приходится около 10 млн работающих украинцев, которые платят Единый социальный взнос — ключевой налог, наполняющий бюджет ПФУ.». Це правдива статистика? Якщо згадати, що в Україні приблизно 40 млн населення, то під непрацюючих (або дітей до 17 років), статистика відводить аж 19 млн населення, тобто майже половину. Насправді ж, дітей до 17 років не більше 25%, тобто 10 млн. Де ж загубилися інші 9 мільйонів працездатного населення?
Ось тут і «зарита собака». Виведіть економіку з тіні, забезпечте повну оплату податків усім економічно активним населенням, і тоді не лише проблема дір в пенсійному фонді, але й проблема жебрацького розміру пенсій буде вирішена.
+
+18
Qwerty1999
Qwerty1999
25 января 2021, 12:55
#
«Виведіть економіку з тіні»

И кто теневую экономику будет выводить из тени?
Неужели те, кто в ней работают, получают доход и не платят налоги?
+
0
Sage05
Sage05
25 января 2021, 13:02
#
Ось тут і «зарита собака" — или достаточно провести перепись населения. Очень много вопросов, сразу отпадёт.
+
0
lika197
lika197
25 января 2021, 13:07
#
Да, конечно (сарказм). Нужно просто так и выводить экономику из тени. Сначала нужны правильные люди в правительстве. Потом надо платить не в советскую пенсионную систему солидарности а надо реформировать её.
+
0
mary27
mary27
25 января 2021, 13:12
#
Так будет только решена проблема, чтоб чиновникам было что украсть из бюджета.
Т.к. налогов собирается много, только вот куда потом оно все девается?)
+
0
Chu123
Chu123
7 февраля 2021, 1:01
#
Много системных проблем которые не решить без плана. А если план вбухать все кредитные деньги в дороги то это не план. Нужна стратегия развития страны на лет 10−20, четкие планы с циферками. Контроль коррупции. Методы гашения дыр теми же пирамидами овгз, но такими чтобы не лопнули однажды. Но у нас цель другая они играют в управление, а не желают его.
+
0
YuliaUa
YuliaUa
5 февраля 2021, 6:45
#
На держпенсії вже давно ніхто не розраховує, майбутнє на 2000 грн з 65 років — це прірва бідності. З початку 2000-х пенсія формується самостійно. За накопичувальними недержавними пенсіями майбутнє забезпечення. Можна прочитати про механізм Недержавної накопичувальної пенсії, наприклад, на www.fincon.com
+
0
mary27
mary27
5 февраля 2021, 11:06
#
По ссылке — сайт не работает.
+
0
Chu123
Chu123
7 февраля 2021, 1:10
#
Ну чтобы я делал на месте этих людей в костюмах делающих вид что они что-то делают) конечно подходить ко всему надо комплексно дело не только в ПФУ. Вся экономика там же находиться. Как вариант уменьшить гос вливания в пфу. Типа лимит государство покроет там например 5 млрд. А вы остаток. Уменьшить судьям политикам да боже пенсионерам тоже выживали же на 1700 и на 1600 выживут. Ну и плюс админ здания пфу продать пусть арендуют маленькие комнатушки или боксы какие то в ТЦ. И вообще большинство уволить перевести все на цифру, а остальных перевести на дистант со своими компами. Вводить эту их вторую пенсию конечно с помощью увеличения налогов других вариантов нет. И не отдавать её ещё какой то воровской структуре, а отдать ее пфу. Он должен покрывать с помощью пенсий второго уровня недостачу солидарной. Но каждый год сокращая недостаток что возможно при плавном переходе и постоянно увеличивающемся инвестировании пфу в нерисковые активы. И молиться что все сработает. Ну в идеале все будет окей, но есть одно но. Нельзя воровать иначе поциэнт точно умрет. А это уже та системная проблемка которую мы не решим.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться