Жизнь полна сюрпризов, и не только приятных. Неприятным сюрпризом для украинского рынка цифровых платежей в этом году стали инициативы снижения ставки межбанковской комиссии (interchange, интерчейндж).
К чему приведут попытки зарегулировать цифровые платежи
О том, к каким последствиям могут привести подобные меры, «Минфину» рассказал старший директор, глава департамента взаимодействия с органами государственной власти Visa в Украине, Грузии, странах СНГ и Юго-Восточной Европы Святослав Сенюта.
Интерчейндж – это комиссия, которую банк-эквайер, обслуживающий продавца или торгово-сервисное предприятие, платит банку-эмитенту, выпустившему карту покупателя, за каждую транзакцию по оплате товара или услуги, совершенную с помощью карты. Размер интерчейнджа определяется платежной системой таким образом, чтобы обеспечить равные условия для всех участников платежной цепочки. Межбанковская комиссия представляет собой механизм, наилучшим образом позволяющий платежным системам поддерживать баланс интересов держателей карт и торгово-сервисных предприятий, расширяя как круг таких предприятий, принимающих карты, так и число держателей карт, оплачивающих ими покупки и услуги.
Фактически интерчейндж обеспечивает функционирование рынка безналичных платежей, поскольку при определении размера интерчейндж платежная система стремится максимально увеличить объем безналичных транзакций за счет расширения использования платежных карт, тем самым уменьшая объемы расчетов с помощью наличных средств.
Читайте также: Зачем Нацбанк взялся за реформу денежных проводок
Как указывалось выше, интерчейндж выплачивается банками друг другу и не является доходом, получаемым платежными системами. Авторы законопроектов 4178 и 4178-1 рассчитывают, что за счет снижения интерчейнджа уменьшаться комиссии, которые торгово-сервисное предприятие платит банку-эквайеру. В результате такого снижения крупные ритейлеры смогут существенно увеличить свою доходность. Но отразится ли такое снижение на цене товаров и услуг для конечного потребителя? Что ждет финтех-индустрию и экономику Украины в результате такого снижения комиссии? Давайте разбираться.
На каком этапе развития рынка безналичных платежей находится Украина?
Количество безналичных платежей в Украине растет. По данным Нацбанка, за девять месяцев 2020 года количество безналичных операций по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, выросло на 18%, а сумма – на 8,7%. Более подробная динамика описана здесь. Но несмотря на опережающие темпы прироста безналичных платежей за последние годы, Украина остается далеко позади Европы. Доля безналичных платежей в Украине составляет около 24% от общего объема расходов. Этот же показатель в странах ЕС – 50–70%, в странах Скандинавии – около 95%. То есть работы в направлении развития безналичной экономики еще очень много.
Что двигает развитие безналичных платежей?
Безналичная экономика в Украине развивается в первую очередь благодаря усилиям банков, и именно межбанковская комиссия обеспечивает львиную долю инвестиций в отрасль. По сути, эта комиссия – это доход банков, который они впоследствии перенаправляют на развитие индустрии. Ведь для платежных систем эта комиссия не является источником дохода.
Читайте также: Банковские карты vs токены: что выгоднее для бизнеса и клиентов
Межбанковская комиссия служит эффективным инструментом для балансирования и стимулирования рынка безналичных платежей, при котором банкам-эмитентам выгодно выпускать платежные карты, торгово-сервисным предприятиям устанавливать POS-терминалы для их приема, а банкам-эквайерам – обслуживать торгово-сервисные предприятия, принимающие платежные карты.
Недавние законопроекты фактически перенаправляют этот финансовый поток от банков к ритейлерам. Смогут и захотят ли торгово-сервисные предприятия взять на себя ответственность за развитие безналичной инфраструктуры вместо банков? Ведь исторически они в нем не принимали активного участия.
Что изменится для банков в случае принудительного снижения интерчейнджа?
Межбанковская комиссия – один из главных источников дохода банков в бизнесе, который затем реинвестируется в развитие и поддержку той инфраструктуры, сервисов и продуктов, которые стали главными атрибутами безналичной экономики. Бесконтактные платежи, широкая сеть POS-терминалов, оплата телефоном в метро и транспорте, мобильные терминалы для малого бизнеса, и многие другие привычные услуги активно развивались благодаря тому, что комиссия устанавливалась согласно объективным рыночным показателям.
Отдельно стоит сказать о маркетинговых кампаниях и бонусных программах, которые направлены на то, чтобы научить людей использовать карту и безналичные платежи вместо наличных. Все эти действия требуют средств, которые банки получают в результате уплаты интерчейнджа.
Если этот доход у банков забрать, то у них автоматически исчезнет стимул развивать безналичные платежи. Инвестиции резко сократятся, а средства на развитие системы безналичных платежей придется искать где-то еще, что вряд ли получится с учетом опыта других стран, в которых было принято решение снизить интерчейндж ниже экономически обоснованного уровня.
«За чей счет банкет»?
Так же, как торгово-сервисные предприятия компенсируют комиссии за счет потребительских цен, банкам придется экономить на конечных пользователях. Привыкли к бесплатным картам, кешбекам, кредитным каникулам и бонусным процентам по депозитам? В случае принудительного снижения межбанковской комиссии – придется отвыкать.
При этом не стоит рассчитывать на снижение цен в магазинах. Например, директивное снижение интерчейнджа в странах ЕС не привело к явному снижению цен на товары и услуги для потребителей. Можно предположить, что товары и услуги не станут дешевле, хотя торгово-сервисные предприятия заплатят меньше денег банку, который установил им терминал. А вот держатели карт, скорее всего, заплатят дважды – и за поддержание платежной инфраструктуры, и за рост дохода магазина.
Пострадает и малый и средний бизнес. На сегодняшний день банки довольно щедро расширяют свои сети платежных терминалов, а на время карантина многие даже ввели льготные условия для предприятий, которые в этом нуждаются. Если доход банков сократится, установка и поддержка терминалов малых и средних предприятий станет нерентабельной, а сами компании будут лишены возможности быстро, безопасно, эффективно и качественно обслуживать своих клиентов.
Читайте также: Украинцы отдают предпочтение расчетам в интернете и безконтактным платежам — НБУ
Как предложенные изменения повлияют на развитие безналичной экономики?
В случае снижения ставок межбанковской комиссии будет нарушена и так хрупкая архитектура цифровой экономики Украины. О дальнейшем проникновении безналичных платежей в села и небольшие города Украины можно будет на время забыть. А ведь мы говорим о миллионах украинцев, которые проживают в этих населенных пунктах. Также можно будет забыть и об оплате картой в небольших магазинчиках за углом. Вернутся тяжелые кошельки и забеги до ближайшего банкомата. Фактически, таким решением мы обречем себя на жизнь, в которой наличные снова начнут доминировать
Ни для кого не секрет, что наличные – это в первую очередь «теневая» экономика. По данным глобального исследования «Цифровые платежи и глобальная неформальная экономика», проведенного A.T. Kearney для Visa, увеличение доли цифровых платежей на 5% в год в течение 5 лет может сократить теневую экономику на 10,8-12,9%. Соответственно, отсутствие такого роста наоборот будет стимулировать уход бизнеса, особенно малого, в «тень». А это означает сокращение государственного бюджета, из которого финансируются все социальные сферы, в частности медицина, образование, инфраструктура. Как компенсировать эти потери в кризисный период для экономики Украины – неясно.
Готовы ли украинцы отказаться от инноваций, малый бизнес – от клиентов с картами, бюджет – от доходов, а Украина – от приоритета в развитии цифровой экономики? С точки зрения Visa, данная инициатива негативно скажется на всех участниках рынка, кроме тех, кто получит от нее непосредственную выгоду.
Компания Visa во всем мире последовательно поддерживает рыночные инструменты управления ставками межбанковских комиссий. Надеемся, что и в Украине будет принято решение, которое позволит сохранить прогресс в развитии безналичных платежей, достигнутый за последние годы.
Комментарии - 12
Позиция НБУ как регулятора банковского рынка…
Национальный банк выступает против введения государственного регулирования стоимости
комиссий за эквайринг и интерчейндж. Об этом сообщает пресс-служба НБУ по итогам круглого стола,
посвященного обсуждению законопроектов № 4178 и № 4178−1 в фейсбуке.
НБУ против снижения комиссий за безналичные платежи до уровня ЕС
.
Чтобы же зарабатывать не на получили на счет карты деньги и с него коммисы брать уже нада развивать услуги банковские как в ЕС, но это сложно.
За какие услуги , которых сейчас нет , - вы готовы платить ?
в ЕС - своя история. И банки ЕС - это печально. Там это мертвы бизнес на дотациях государства. Посмотрите на умирающий Дойчебанк..
Рухнут кешбеки , которые идут с этих средств. А в остальном - ну торговцы заберут эти средства себе на карман. Что в этом за радость потребителям ?
Сейчас товар стоит 100 гривен. платите картой монобанка. 97 гривен получает магазин , 50 копеек - банк , 2.5 гривны - покупатель как кешбек.
Будет товар 100 гривен , 50 копеек получит банк , 99.5 гривен - продавец. Кешбек отменят.
Если сделают еще меньше - ну подвинется банк. Перестанет ремонтировать терминалы (это все расходы же).
Где-то так.