Украинское правительство планирует с 2021 года ввести накопительную пенсионную систему на базе частных страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов. Проект тянется годами, однако сейчас почему-то эти планы подверглись критике со стороны международного сообщества. В частности, об этом говорится в письме МВФ.
Почему Украина не готова к накопительной пенсионной системе
Эксперт по вопросам социальной политики Андрей Павловский рассмотрел для ЭП предостережения, возникшие по поводу внедрения накопительной пенсионной системы. «Минфин» делится с читателями главными выводами эксперта.
Сбережения «съест» инфляция
В условиях войны и экономического кризиса вызывает вопросы эффективность размещения и использования средств на накопительных счетах.
По экспертным оценкам и по опыту других стран, инвестирование средств накопительной пенсионной системы будет эффективным при условии, если инвестиционный доход от инвестирования пенсионных активов будет превышать уровень инфляции за год минимум на 2-3%.
Отсутствие гарантии сохранности средств
Накопительная система пенсионного страхования является общеобязательной и государственной. Однако в Украине нет инструментов обеспечения сохранности средств пенсионных накоплений и действенного контроля за их размещением и использованием.
Такими инструментами могут быть:
- создание централизованного гарантийного фонда. При этом, по расчетам экспертов, это увеличивает стоимость администрирования на 1-2,5%;
- ужесточение требований к компаниям по управлению пенсионными активами, в частности, в части формирования ими собственного резервного фонда.
Нет порога для административных расходов
Средства накопительной системы пенсионного страхования используются, в том числе, для оплаты услуг:
- компаний по управлению активами соответствующего негосударственного пенсионного фонда;
- по проведению плановой аудиторской проверки;
- исполнительной дирекции Пенсионного фонда по администрированию Накопительного фонда;
- по администрированию негосударственного пенсионного фонда.
Как показывает опыт стран, в которых длительное время функционирует второй уровень пенсионного обеспечения, в накопительной системе пенсионного страхования высокие административные расходы приводят к низкому уровню результатов долгосрочного инвестирования и уменьшению размера пенсионных выплат.
Читайте также: Будут ли украинцы получать пенсии через 15 лет
Потеря солидарной пенсионной системы
Уменьшение части взносов в солидарную пенсионную систему за счет их перераспределения в накопительную систему приведет к увеличению дефицита Пенсионного фонда и фондов социального страхования. При этом, предполагается дальнейшее уменьшение коэффициента ЕСВ.
Перед тем, как принять решение о введении негосударственных пенсионных фондов, правительство должно учесть следующие моменты:
- введение накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования не должно иметь негативного влияния на финансовое обеспечение солидарной пенсионной системы;
- обеспечение на должном уровне пенсионных накоплений и соответствующих пенсионных выплат из накопительной системы требует стабильного экономического роста, повышения уровня заработной платы и снижения уровня инфляции в стране;
- на стартовом этапе внедрения накопительной системы должны быть приняты такие меры, которые бы сделали невозможным злоупотребление и завышенные административные расходы и предотвратили бы негативные последствия введения накопительной системы — превращения ее в печально известную финансовую пирамиду.
Накопительная система восточноевропейских стран не оправдала надежд на построение такого уровня пенсионного обеспечения граждан, который достигнут в Западной Европе. В частности, это произошло из-за более низкого уровня зарплат, а, соответственно, и пенсионных взносов, слабого развития финансовых институтов и небольшого выбора фондов для инвестирования с достаточной доходностью на пенсионные накопления.
Читайте также: Пенсии не будет. Как готовиться к старости
Комментарии - 17
Такими инструментами могут быть:
Единственным инструментом,обеспечивающим сохранность средств пенсионных накоплений(равно и НЕ пенсионных накоплений) может быть только СТАБИЛЬНОСТЬ национальной денежной единицы,а не что предлагает «эксперт».
Для примера возьмите ФГВФЛ,это тоже - централизованный гарантийный фонд,который уже .... дотируется из госбюджета.
И это на «малом горизонте»,а что будет на «горизонте» в 30 и более лет?
То же самое и с "ужесточением требований" - хотя бы научились следить и наказывать за НЕ исполнение уже имеющихся требований.
Что толку от этого ужесточения,если нет должного контроля ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ требований?
И не нужно быть «экспертом»,чтобы понимать прописные истины .