Депутаты из фракций «Слуга народа» и «Батьківщина» предлагают изменить налогообложение ІТ-отрасли. Соответствующий законопроект уже зарегистрирован в парламенте.
10-процентная нагрузка на зарплату вместо 22%: почему айтишники против
Представители отрасли считают, что его принятие спровоцирует отток квалифицированных кадров из Украины и притормозит развитие ІТ-индустрии, пишет ЭП. «Минфин» приводит их аргументы.
Налоги снизят: при каких условиях
Документ предлагает установить особое налогообложение доходов сотрудников, работающих в ІТ-секторе по КЗоТу, на период с 2021 до конца 2030 года.
Налоговую нагрузку на зарплаты предлагается установить на уровне 10%: 5% НДФЛ вместо 18% и 5% ЕСВ вместо 22%. Кроме этого, предлагается освободить работников от уплаты 1,5% военного сбора. К прибыли субъекта индустрии предлагается применить ставку налога на прибыль с коэффициентом 0,5, то есть 9%.
Для присоединения к этому режиму компания должна в течение четырех последовательных отчетных кварталов соблюдать следующие критерии:
- Работать по указанному перечню видов экономической деятельности (шесть видов согласно КВЭД);
- Получать не менее 90% доходов от осуществления указанных видов экономической деятельности;
- Удельный вес расходов на оплату труда должен быть не меньше 50%;
- Не иметь налогового долга;
- Не быть признанным банкротом, в соответствии с законом «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом».
Применение пониженных ставок НДФЛ и ЕСВ возможно при условии, что минимальные размеры налога или сбора из зарплаты не меньше, чем налог или сбор по стандартной ставке из пятикратного размера минимальной заработной платы. То есть НДФЛ и ЕСВ по ставке 5% должны превышать 4250 грн и 5195 грн соответственно.
Иными словами, снижение налоговых ставок НДФЛ и ЕСВ возможно при условии, что зарплата ІТ-специалиста превышает $3 743 в месяц. За нарушение условий предусматривается штраф — 200% начисленного налогового обязательства.
Читайте также: Зарплатная минималка 5 тысяч: станут ли украинцы богаче
В пояснительной записке соавторы законопроекта — депутаты от «Батьківщини» Сергей Тарута и Андрей Николаенко — пишут, что основой благосостояния в эпоху «интеллектуальной экономики» становятся не природные ресурсы, а творческие достижения: результаты интеллектуальной деятельности и основанные на них инновации.
«Украина сделала большую ошибку, когда, имея особый десятилетний режим налогообложения сферы ІТ (с 1 января 2013 года по 1 января 2023), отменила его на втором году существования. В то же время, некоторые страны ввели меры по налоговому стимулированию ІТ-сферы: Bagmane Tech Park в Индии и Парк высоких технологий в Беларуси, IP box на Кипре и в Ирландии, освобождение доходов IT-специалистов от НДФЛ в Румынии и особый режим налогообложения прибыли в Эстонии», — перечисляет Тарута.
Чтобы продемонстрировать насколько в Украине большая и неконкурентная ставка налогообложения IТ-бизнеса, авторы законопроекта приводят сравнительную таблицу налоговой нагрузки на уровне компаний IТ-отрасли в отдельных странах мира.
Источник: epravda.com.ua
Меры по налоговому стимулированию IТ-сферы, техно-парков для отдельных стран:
- Индия — Bagmane Tech Park — освобождение от уплаты налога на прибыль на десять лет
- Беларусь — Парк высоких технологий 2.0, есть возможность уплаты минимального страхового взноса из средней зарплаты (эффективная ставка около 1%);
- Кипр — уменьшение налога на прибыль для IP box;
- Ирландия — уменьшение налога на прибыль для Knowledge Development Box;
- Эстония — налогообложение только распределенной прибыли для «Эстонского CIT»;
- Румыния — доходы IT-специалистов освобождены от налога с доходов физлиц.
Источник: epravda.com.ua
По новому законопроекту, налог на доходы физлиц и ЕСВ на уровне 5% будут применяться от пяти минимальных зарплат украинских IТ-специалистов.
Авторы обращают внимание на то, что в некоторых странах ЕС усиливается налоговая политика в отношении ІТ-отрасли. Поэтому Украина «получила окно возможностей по достижению в течение ближайших лет бесспорного европейского лидерства в индустрии информационных технологий и привлечению иностранных специалистов из Сербии, Румынии и Венгрии».
Читайте также: Карантин не мешает. Украинцы выводят деньги за границу
Важные нюансы
Опрошенные «Экономической правдой» представители ІТ-отрасли высказались против законопроекта, поскольку он создавался без понимания специфики индустрии и механизмов, обеспечивающих ее активный рост и стабильность.
Украинская ІТ-отрасль стремительно развивается, прежде всего, благодаря контрактной форме работы с IT-специалистами. У них есть статус физлица-предпринимателя третьей группы единого налога. Ежемесячно они платят ЕСВ и 5% налога на доход.
При этом средняя зарплата IT-специалистов в Киеве составляет $1,5-2 тыс., что значительно меньше $3 743. Поэтому, согласно законопроекта, IТ-компании будут вынуждены перевести IT-специалистов с контрактной формы сотрудничества на штатную и платить из зарплаты IT-специалистов 41,5% налогов, то есть в восемь раз больше, чем сейчас.
В то же время зарплаты в эквиваленте более $3 743 будут облагаться налогом 10%, что вдвое больше, чем сейчас. При таких условиях IТ-отрасль станет не конкурентоспособной.
По словам главы CEE EPAM Юрия Антонюка, на первый взгляд, законопроект содержит позитив: снижается нагрузка на зарплаты наемных работников ІТ-компаний, критерии определения ІТ-компаний выглядят простыми и понятными.
Однако есть несколько важных нюансов:
1. Использование пониженных ставок НДФЛ и ЕСВ возможно лишь тогда, когда минимальный размер налога или сбора с зарплаты не меньше, чем налог или сбор по стандартной ставке с пяти минимальных зарплат. Таким образом, чтобы воспользоваться новым подходом к налогообложению, даже при грубых подсчетах, заработная плата штатного специалиста должна превышать 90 тыс. грн (около $3,2 тыс.).
«В ІТ-индустрии такой уровень дохода далеко не у всех специалистов. То есть не очень понятно, кому все-таки должна помочь инициатива депутатов», — отмечает Антонюк.
2. Критерии ІТ-бизнеса слишком широкие и не проработаны детально. Это может привести к злоупотреблениям. Любой может добавить к своему спектру деятельности работы в сфере ІТ и использовать предлагаемую законопроектом налоговую нагрузку.
3. Не совсем понятны преимущества такой инициативы для ІТ-бизнеса.
«Если мы говорим о переходе с 5% налога на 5% ЕСВ и 5% НДФЛ, то нам необходимо знать, что бизнес за это получит. Предыдущие инициативы хотя бы теоретически предполагали план развития отрасли, поэтому повышение налоговых ставок выглядело приемлемым. Во времена глобального кризиса и турбулентности мы должны думать о том, как помочь бизнесу, а не как взять с него больше денег», — убежден Антонюк.
Читайте также: Как инвестировать $10 тысяч и не прогореть
Что говорят айтишники
Вице-президент по правовым вопросам Ассоциации IT Ukraine Дмитрий Овчаренко говорит, что ассоциация не поддерживает новый законопроект, поскольку он не отвечает интересам индустрии.
«Пока другие страны только ищут возможность откусить от мирового «IT-пирога», в Украине контрактная работа с IT-специалистами на третьей группе доказала свою эффективность», — отмечает он.
По словам Овчаренко, за последние пять лет Украина стабильно росла на 20-30% каждый год и в 2019 году вышла на $4,5 млрд экспорта IT-услуг и 16 млрд грн налогов. Но в новом законопроекте возможность гибкого контрактного взаимодействия вообще не упоминается.
Эксперт считает, что менять правила игры во время кризиса, когда вторая экспортная отрасль пытается сохранить текущий уровень поступлений валюты в страну, странно. Особенно тогда, когда в других странах Европы на спасение экономики выделяются миллиарды евро.
В Европейской бизнес-ассоциации говорят, что законопроект создавался без понимания специфики индустрии и механизмов, обеспечивающих ее активный рост и стабильность.
«Проект не повлияет на индустрию из-за установленных нереальных лимитов по зарплатам и форме взаимодействия компаний со специалистами. Закон может быть полезным ІТ-компаниям, которые работают на 90% по указанным КВЭД, люди трудоустроены по КЗоТ и получают $4 тыс. ежемесячно. Таких на рынке 2-3% », — считает менеджер ЕБА Ольга Куничак.
Депутаты, добавляет она, могут навредить индустрии из-за навязывания трудоустройства по КЗоТу: «Это неприемлемая норма из-за специфики контрактных отношений в ІТ-сфере, где ценятся гибкость, ненормированный график и одновременная работа со многими заказчиками. Принятие проекта затормозит развитие индустрии и приведет к оттоку кадров из Украины».
Заходи з податкового стимулювання ІТ-сфери, техно-парків для окремих країн:
- Кіпр – зменшення податку на прибуток для IP box;
- Ірландія – зменшення податку на прибуток для Knowledge Development Box;
Комментарии - 22
Вот что депутаты не посчитали это и ввели повышенный налог для низкооплачиваемых специалистов - вот тут совсем не удивлен. В Великобритании для доходов ниже некой планки налоги не платятся, а в зажравшейся айтишной Украине наоборот - сеньор с 3К будет платить меньше (в процентном отношении) чем июнь с 500-1К. Перемога, так победим индусов и привлечём продуктовые компании в страну.
Придумал штрафы. Штука с зарплаты за синьку в рабочее время. 2 штуки - если забухтел на следующий день после получки… причём деньги не удерживаю на развитие и процветание фирмы, а делю между трезвенниками в конце месяца… так эти *** теперь спаивают друг друга, новый способ заработка придумали, кулибины xpeнoвы..
Итак, один из хлебокомбинатов города Харькова. Правила очень простые: что у тебя нашли на выходе, всё должен съесть. Никого не колышет: буханка или мешок - пока не съешь, через проходную не выпустят.
Ні, ще будемо рік мудрувати і запутувати щоб ніфіга не було понятно)
в отличие от айти, которая сейчас на втором месте по притоку валюты в страну,
после экспорта сырьевых ресурсов…
Ну а пока депутаты показывают видимость заботы
об увеличении поступлений в бюджет
и по ходу пытаются угробить целую отрасль…
5% с оборота никто ведь не отменял…
Тогда эта отрасть будет еще быстрее расти и в сумме страна получит больше налогов при уменьшеной ставке.
Попробуйте смотреть на 10 лет вперед а не в завтрашний день
Думаю, что речь идет о минимальном «поголовном» сборе. Совершенно необязательно, чтобы зарплата специалиста превышала $3743, главное чтобы он заплатил свои 9445 грн налогов.
При зарплате тестировщика в $800 или 21800 грн сумма в 9445 грн «тянет» на 43,3%
Ну зачем лезете опять?
Ніколаєнко Андрій Іванович (IX скликання)
Тарута Сергій Олексійович (IX скликання)
Івченко Вадим Євгенович (IX скликання)
Пушкаренко Арсеній Михайлович (IX скликання)
Мейдич Олег Леонідович (IX скликання)
Кириленко Іван Григорович (IX скликання)
Любота Дмитро Валерійович (IX скликання)
Третьякова Галина Миколаївна (IX скликання)
Воронько Олег Євгенійович (IX скликання)
Шкрум Альона Іванівна (IX скликання)