24 июля 2020, 14:48 Читати українською

Что не так с «инвестнянями» и почему минимизаторам могут создать комфортные условия

На этой неделе парламент в первом чтении принял законопроект №3760, который вводит государственную поддержку значительных инвестиций. Каждый крупный инвестор получит персонального менеджера, который «будет решать вопрос», так называемую инвестиционную няню.

Бороться за инвестиции Украина намерена с помощью «инвестиционных нянь».

Народный депутат Нина Южанина считает предложенную концепцию стимулирования инвестиций ошибочной. Своими замечаниями и предложениями к законопроекту она поделилась в фейсбуке.

Почему ориентироваться только на крупных инвесторов — ошибка

Государственная поддержка предлагают предоставлять инвестиционным проектам с эквивалентом инвестиций не менее 30 млн евро. Откуда такая планка?

Во-первых, инвесторы, а особенно иностранные, не стоят в очереди на вложение денег в украинскую экономику и при сегодняшних условиях каждое государство заботится о защите собственных интересов и развитии бизнеса на своих территориях.

Во-вторых, не стоит разделять бизнес на более и менее привилегированный, инвестиционные проекты со значительно меньшим размером инвестиций также заслуживают внимания и уважения от государства, особенно в кризисный период.

Поэтому, по моему убеждению, порог для предоставления государственной поддержки должен составлять эквивалент не 30, а 1 млн евро.

Кроме того, предусмотрены выборочные сферы реализации инвестпроектов. Считаю, что государственную поддержку нужно оказывать приоритетным отраслям экономики, поэтому действие закона нужно сосредоточить исключительно на перерабатывающей промышленности, среди которой — деревообрабатывающая, текстильная, пищевая, машиностроительная, — там, где мы можем привлечь собственные человеческий потенциал и природные ресурсы для создания добавленной стоимости.

Как привлечь высокотехнологичные производства

Предлагается, чтобы каждый год в течение 5 лет инвестор создавал не менее 150 новых рабочих мест.

Это может быть многовато, что ограничит возможности привлечения инвестиций. В мировой практике средняя стоимость создания одного рабочего места составляет $40-50 тыс.

Чем выше степень автоматизации производства, тем меньше нужно рабочих мест, но при этом высокая технологичность влияет на объем инвестиций.

Поэтому буду предлагать другую, более логичную модель для инвесторов — создание не менее 20 новых рабочих мест, но не на год, а в расчете на 1 миллион евро от фактического объема инвестиций.

Срок реализации инвестиционного проекта в законопроекте — 5 лет, но почему-то до даты введения в эксплуатацию объектов, которые строятся, реконструируются и т.п.

Логика отсутствует, ведь ввод объекта в эксплуатацию — это лишь точка отсчета для начала производства. Даже для того, чтобы выйти «в ноль», не говоря уже о прибыльности, понадобится время. Или же не надо предлагать инвесторам льготу по уплате налога на прибыль, которого в этот период не будет.

Поэтому срок реализации инвестпроекта должен завершаться тогда, когда каждая из сторон — как инвестор, так и государство — выполнит взятые на себя инвестиционные обязательства.

Читайте также: Няня не поможет. Какие проблемы по-настоящему волнуют инвесторов

Как заставить инвестора быть дисциплинированным

По законопроекту общий объем государственной поддержки инвестиционного проекта не должен превышать 30% от планового объема инвестиций. О процентах можно и нужно дискутировать, а вот что точно следует сопоставлять — так это соответствие фактов планам, поскольку государство не может оказывать поддержку огульно, тем более, если инвестор не в полном объеме будет выполнять свои инвестиционные обязательства или откажется от реализации проекта.

То же самое касается ответственности. Законопроект освобождает заявителя инвестпроекта от ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение специального инвестиционного договора инвестором.

Настаиваю: такая ответственность заявителя и инвестора должна быть солидарной, поскольку по законопроекту они являются связанными лицами, а государство, которое предоставляет льготы и развивает инфраструктуру, в случае негативного сценария, должно иметь право на компенсацию.

Читайте также: В Раде создали комиссию по защите прав инвесторов

Кому нужны инвестняни

Законопроектом предусмотрено, что в роли «инвестняни» будет государственное учреждение, уполномоченное Кабмином на осуществление сопровождения инвестиционных проектов.

Что это за орган, зачем его создавать, какая необходимость в существовании дополнительного посредника в отношениях между государством и бизнесом?

Эту функцию должно выполнять Минэкономики, как главный орган в системе центральных органов исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную инвестиционную политику.

Кроме того, неуместно, чтобы инвестор сам разрабатывал инвестиционный договор, а уполномоченный орган лишь одобрял его или отправлял на доработку инвестору.

Весь документооборот должен лежать на плечах государства, иначе какая это «инвестиционная няня».

Обязательно нужно усилить роль органа местного самоуправления, на территории которого будет реализовываться инвестиционный проект.

И еще одно техническое, однако существенное замечание. Для проверки объемов инвестиций, которые будут сделаны инвестором, и объема государственной поддержки предлагается привлекать аудиторов, избираемых по критериям, которые определит Кабмин.

Не нужно никаких лишних критериев. В конце 2017 года мы в Верховной Раде приняли закон, которым уже определены критерии для субъектов аудиторской деятельности, которые имеют право проводить обязательный аудит финансовой отчетности предприятий, представляющих общественный интерес. Все эти субъекты известны, их насчитывается около 80, пожалуйста, пользуйтесь их услугами.

Напоследок замечу, что в Украине уже была попытка поддержать приоритетные виды деятельности на отдельных депрессивных территориях посредством создания специальных экономических зон, территорий приоритетного развития и технологических парков.

К сожалению, эта попытка не была успешной, поскольку такие режимы стали инструментами минимизации уплаты налогов, а выполнение инвестиционных обязательств и создания рабочих мест отошли на второй план.

Поэтому, при подготовке ко второму чтению, законопроект №3760 нужно сделать таким, который создавал бы благоприятные условия именно для добропорядочных инвесторов.

Комментарии - 5

+
+57
SkrudjMacduck
SkrudjMacduck
25 июля 2020, 16:26
#
Один єврей з прибалтики хотів вкласти в Затоку купу грошей... натомість отримав збитки і замах на вбивство на його юриста. І Порошенко, і Аваков, і прокурор тодішній, і премєр... не змогли нагнути голову сільради села Затока. Тріумф справедливості, презтдент не може вплинути на ауд та слідство. І все було б добре, якби то було дійсно так. Зате на суд гарно впливав голова сільради... інвестор в дупі. Україна в прольоті, судді в шоколаді. Тому не няня потріюна інвестору, а плаха корумпованим суддям і чиновникам.
+
0
Игорь Петров
Игорь Петров
25 июля 2020, 21:24
#
Пример Затоки - ярчайший пример, как у нас в все делается ((
+
0
AleksandrBank
AleksandrBank
26 июля 2020, 14:09
#
У Бориспільському районі побудують завод з виробництва електрообладнання для автомобілів (ФОТО)

https://mykyivregion.com.ua/news/u-borispilskomu-raioni-pobuduyut-zavod-z-virobnictva-elektroobladnannya-dlya-avtomobiliv-foto

Вот такие нужны заголовки, а не то что «инвесторы» одобрили нового главу НБУ зайдя в 7.25% в валюте
+
0
Vladio
Vladio
27 июля 2020, 1:51
#
Одни цитаты «... Поэтому, по моему убеждению, порог для предоставления государственной поддержки должен составлять эквивалент не 30, а 1 млн евро....» Те крупные инвестпроекты, которые Украина может предложить, связаны с убыточными предприятиями, имеющими кандалы в виде задолженности перед работниками, поставщиками или бюджетом. Иностранный инвестор сто раз подумает и захочет дополнительных льгот и гарантий своим вложениям. Чтобы осуществить инвестпроект на таком прелприятии, он его должен практически реанимировать. Вопрос, согласится ли на это воображаемый инвестор. Поэтому, согласен с автором, порог должен быть понижен. С другой стороны, инвестиции могут быть разной величиный, например, 5, 10, 20 млн евро и т. Д., и соответственно должны меняться подходы, требования к проектам и инвесторам. Маленький проект 1 млн евро легче проконтролировать «няне», легче отработать процедуру.
+
0
brigadirius
brigadirius
28 июля 2020, 13:13
#
То есть «смотрящих» теперь будут называть «нянями». Ну, ну ....
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
Реклама