17 июля 2020, 15:00 Читати українською

Джем по подписке и штурм маркетплейса — антикризисные лайфхаки от крафтового производителя

1 июня «Минфин» запустил проект «Медиаподдержка малого и среднего бизнеса».

Мы пригласили к участию предпринимателей, желающих поделиться своим опытом преодоления кризиса, возникшего в результате распространения эпидемии коронавируса.

Мы уже опубликовали несколько историй о том, какие проблемы приходилось решать малому и среднему бизнесу и как удавалось выходить из трудных ситуаций.

Теперь же мы хотим показать пример того, как кризис преодолевает микробизнес.

Владелец семейного производства джемов Endorfine Роман Камалетдинов рассказал о том, как за период локдауна изменились предпочтения клиентов, где маленькому семейному производителю лучше работать – онлайн или офлайн, и как можно использовать нетрадиционные каналы для продвижения своей продукции.

Читайте также: Как учебное заведение перешло в онлайн за три дня: опыт харьковской школы бизнеса

О компании

ООО «Мармелад і К» – компания, которая производит джемы ручной работы под брендом Endorfine. Продают свою продукцию как в торговых сетях, так и на онлайн-маркетплейсах: Rozetka, UAmade, Crafta. Семейным делом занимается двое человек.

Объем продаж до/после карантина: во время карантина продажи упали на 50%. После карантина продажи выросли на 10% по сравнению с продажами в сезон (зима).

Штат до/после карантина: до карантина 3, теперь 2.

Как компания вошла в карантин

Еда как удовольствие отходит на второй план, и это убивает малый бизнес

Последствия карантина оказались для производителя очень ощутимыми. Основная часть дохода «Мармелад і К» формируется за счет оптовых продаж. Среди дистрибьюторов компании в основном крупные торговые сети и эко-лавки, в которых клиенты ищут фермерские натуральные продукты.

«Мы – небольшое крафтовое производство, где задействованы всего два человека. Это семейное дело, потому всегда стараемся делать продукт на совесть», – говорит Роман.

Роман Камалетдинов представляет Endorfine на ярмарке

Чаще всего для производства используются экзотические фрукты и ягоды, что определяет цену джема – порядка 85 гривен за баночку. «Вряд ли небольшой магазинчик возле дома захочет брать себе на полку такой дорогостоящий джем. Фактически, мы смогли выжить благодаря тому, что наша продукция была представлена в торговых сетях», – признает Роман Камалетдинов.

Когда начался карантин, люди стали больше экономить на удовольствиях. В эту категорию попали и крафтовые джемы Endorfine.

Один из популярных конфитюров Endorfine

По словам Романа, ключевое изменение, которое произошло в карантин, это даже не стремление экономить — потребительские привычки в целом изменились.

«Люди начали реже делать покупки, стараясь за один поход в магазин забрать максимальное количество продуктов. В этом плане супермаркеты – идеальное решение, и они понемногу вытесняют маленькие магазины. Ты уже не едешь в магазин в центре, чтобы долго выбирать крафтовый сыр или легкое вино. Все это уходит на второй план – как по причине финансов, так и того, что все сейчас стараются уменьшить количество контактов с людьми. И это, отчасти, убивает малый бизнес», – резюмирует Роман Камалетдинов.

Читайте также: Больше, чем коворкинг: как офисный сервис пережил карантин

Получили поддержку, откуда не ждали

Сейчас в офлайне продукция «Мармелад і К» представлена в торговых сетях SPAR и Сильпо, в отделах фермерских и крафтовых производителей. Эти ритейлеры поддержали отечественного производителя и не брали деньги за вход бренда, но так поступают не все торговые сети.

«Одна луцкая сеть за вход с шестью позициями варенья на семь магазинов просит 74 тысячи гривен. Плюс с каждой баночки взимается 9 грн за маркетинговые услуги. Другая компания с 12 магазинами просит около 50 тысяч гривен за вход. Получается, чтобы отправить в магазин продукцию на 1,5 тысячи гривен, нужно заплатить больше 10-ти тысяч», – рассказывает Роман Камалетдинов. 

Какие меры предпринимали

Подписаться не только на Spotify, но и на джемы

Иногда новые способы продаж следует искать в других сферах. Подписка на услугу или продукт – довольно популярный инструмент среди медиа и онлайн-сервисов, но, по словам Романа Камалетдинова, такой формат подошел и любителям домашних джемов.

«Для постоянных клиентов мы запустили сервис Endorfine Box: это подписка на наши джемы. Вы заходите на сайт, выбираете коробку с комплектацией на две или четыре банки, либо на четыре банки плюс подарочный набор, который вы можете вручить кому-либо на день рождения, — рассказывает предприниматель, — Единственное, что нужно сделать – выбрать на сайте вкусы, которые хотите получать, привязать в личном кабинете карту, оплатить подписку. Деньги будут сниматься автоматически. Это будет продолжаться, пока клиент не отпишется».

Endorfine Box

Зайти на маркетплейс оказалось непросто, но усилия себя оправдали

До карантина Endorfine можно было найти в интернет-магазинах. Однако во время кризиса компания решила представить свою продукцию на новой крупной площадке – Rozetka.

“Я долго не решался, это достаточно большая структура с массой нюансов. До этого мы уже были представлены на других платформах – например, на Crafta.ua и OLX уже больше полугода. На Crafta.ua была качественная целевая аудитория, мы получили неплохие результаты, и решили попробовать силы на «Розетке», — рассказывает Роман Камалетдинов.

Проблема в том, что форма подачи заявки на этом сайте весьма специфическая. По словам предпринимателя, на сбор документов и заполнение карточки ушло порядка двух недель. Однако, в целом результатами размещения команда «Мармелад і К» осталась довольна.

«В плане продвижения маркетплейсы намного выгоднее предпринимателям, чем офлайновые магазины, – считает Роман Камалетдинов, — Они предоставляют равные условия для конкуренции. У пользователя маркетплейса перед глазами не только продукт, находящийся немного выше или ниже на полке: он может почитать отзывы, ему не нужно спешить с выбором».

За счет хорошей репутации даже маленький бренд может позволить себе потягаться в продажах с крупными представителями рынка. Большую роль играет и обратная связь: если компания делает что-то не так, клиенты об этом говорят, если все хорошо – высказывают благодарность.

Читайте также: Как импортер дронов встретил эпидемию в Китае и спас бизнес в карантин

Для предпринимателей

Если вашему бизнесу тоже есть что рассказать о собственном опыте выживания в условиях локдауна – присоединяйтесь к проекту «Медиаподдержки».

Редакция будет размещать публикации о предпринимателях на главной странице сайта. Чтобы принять участие, оставьте заявку на странице проекта.

Комментарии - 4

+
+72
blaze31
blaze31
17 июля 2020, 15:50
#
Джемы на картинках конечно топчик, мммм
+
+15
36619677
36619677
20 июля 2020, 19:30
#
Дивлячись зі податкового боргу проблеми почались ще до пандемії
https://youcontrol.com.ua/ru/catalog/company_details/38439707/
+
0
Александр Грицкевич
Александр Грицкевич
20 июля 2020, 19:55
#
У производителей продуктов питания проблем с карантином быть не должно)
+
+15
Александр Грицкевич
Александр Грицкевич
20 июля 2020, 20:04
#
Рубрика «Аудит за две минуты»

Во-первых, тяжело найти хотя бы инсту бренда.
Во-вторых, в инсте линк на нерабочий сайт на тильде.

Выводы делайте сами.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
Реклама