13 июля американская финтех-компания nCino разместила акции на бирже NASDAQ. 14 июля, в первый день торгов, акции компании взлетели на 195,45%. Уже через несколько лет эти акции могут принести их владельцам настоящее большое состояние, а могут оказаться ничего не стоящими бумажками.
В поиске нового Amazon: как заработать на IPO
«Минфин» узнал, сколько можно заработать, покупая акции на первичном размещении, и стоит ли покупать кота в мешке.
Перспективный новичок
Первичное размещение акций nCino было одним из самых ожидаемых событий месяца на американском фондовом рынке. Поскольку у акций компании есть хорошие перспективы для значительного роста стоимости.
В ходе IPO стартап планировал привлечь около $175 млн при диапазоне стоимости акций в $22-24 за штуку.
Однако уже в день IPO компания собрала $250 млн, предложив 8,1 млн акций по $31, что выше ранее пересмотренного диапазона от $28 до $29. Компания предложила акций на 435 тыс больше, чем предполагалось. А во вторник, 14 июля, в первый день торгов, акции компании взлетели на 195,45%.
Чем интересен этот стартап? nCino делает банковские услуги простыми, удобными и быстрыми, с помощью облачных вычислений и искусственного интеллекта. Он предоставляет банкам и финансовым компаниям продвинутую облачную систему управления с широким набором процессов — от открытия счета до управления жизненным циклом кредита. Разместив 8,1 млн своих акций, nCino планирует привлечь около $250 млн.
Почему инвесторов должно заинтересовать это предложение? nCino показывает очень сильный рост выручки. Уже дважды эта компания была внесена в список 500 самых быстрорастущих компаний США. Даже за первый квартал 2020 г, в самый разгар пандемии, ее показатели не снизились.
При этом компания работает на очень перспективном рынке: за пять лет (с 2018-го) доходы облачных платформ в финансовой сфере возрастут больше, чем вдвое.
Но и риски, что акции nCino не принесут их владельцам никакой прибыли, также немалые. Начиная с того, что nCino сейчас убыточна, заканчивая высокой конкуренцией на рынке, которая может подорвать бизнес перспективного пока стартапа.
Но примеры успешных IPO подталкивают к риску.
В момент выхода на фондовый рынок в 1997 г. 1 акция Amazon стоила $1,5, а сейчас ее цена достигла $3,2 тыс. Несложно подсчитать, что счастливчик, который в то время инвестировал в компанию $1000, сейчас имел бы более $2,1 млн.
Так же легко можно было бы разбогатеть, купив акции Netflix в момент их появления на рынке: $1000, инвестированные в 2002 г., сейчас обернулись бы в почти $450 тыс. Ежегодно на американский фондовый рынок выходят от 100 до 200 новых компаний. Но высоки ли шансы, что они повторят успех Amazon и Netflix?
Что такое IPO и зачем это компании
IPO – это первая публичная продажа акций компании неограниченному кругу лиц. После нее частная компания становится публичной. Компания выпускает акции и размещает их на бирже, а любой желающий инвестор или инвестиционный фонд может приобрести бумаги.
Для компании это возможность привлечь миллионы инвесторов и миллиардные инвестиции на дальнейшее развитие. И это, в большинстве случаев, намного выгоднее, чем взять банковский кредит или, скажем, выпустить облигации.
Кроме реальных денег есть и другие преимущества, которые получит компания благодаря IPO:
- оценка ее бизнеса станет рыночной, что станет защитой от недружественных поглощений;
- улучшится репутация компании;
- сотрудникам можно будет выплачивать бонусы акциями (распространенная практика опционов на акции), а сами работники без проблем смогут их продать.
В то же время, выход на биржу — длительный и недешевый процесс. По словам экспертов, на него нужно потратить около 10-12% привлеченных средств. Обычно он состоит из нескольких этапов:
Предварительный: компания оценивает свой бизнес, структуру активов, просчитывает, по какой цене и сколько акций необходимо выпустить, и определяет будущую капитализацию.
Подготовительный: андеррайтер (как правило, инвестиционный банк) оценивает компанию, готовит инвестиционный меморандум для регулятора и страны, где пройдет IPO. В этом документе содержится подробная информация о компании: данные о руководстве и акционерах, финансовая отчетность, дивидендная политика и т.п. В это же время запускается рекламная кампания.
Основной: во время Road Show собираются предварительные заявки на акции эмитента. Крупные инвесторы получают право покупки акций до их официального размещения. По собранным заявкам андеррайтер получает информацию о том, сколько акций инвесторы готовы купить и по какой цене.
Финальный: листинг —это начало обращения ценных бумаг на бирже. Именно с началом торгов на бирже становится окончательно ясно, насколько эффективным оказалось IPO.
Почему IPO интересует инвесторов
Для инвесторов участие в IPO – это возможность купить акции потенциально успешной компании, пока она не стала супер-дорогой. «Никто не отказался бы купить акции Tesla за $17 или Facebook за $40, как они стоили во время IPO», — говорит директор Киевского филиала Фридом Финанс Украина Богдан Сидоренко.
Одно из самых успешных IPO последних лет провела Square Inc., которая разрабатывает решения для приема и обработки электронных платежей. «Со дня IPO, которое было в 2015 г, акции компании выросли на 1340%. В первый день торгов на бирже акция стоила $9, а на данный момент текущая рыночная цена акции достигла $130», — рассказал «Минфину» лектор Фридом Финанс Украина Тарас Гандзий.
Достаточно примеров успешных IPO было даже в этом «кризисном» году. Например, акции компании Schrodinger, которая разрабатывает программное обеспечение для химической промышленности, подорожали после выхода на биржу в феврале этого года, на 412%. Цена одной акции выросла с $17 до $87,8.
Читайте также: Как инвестировать в акции иностранных компаний. Инструкция
Другие рекордсмены этого года – американская страховая компания Lemonade, акции которой подорожали на 171%, и медицинская 1life healthcare. Ее акции поднялись в цене на 172%.
Таким образом, убежден Богдан Сидоренко, на фондовом рынке можно найти настоящие жемчужины, которые за короткое время приумножат вложенные деньги.
Кого проигнорировали инвесторы: громкие провалы
Но покупка акций «новичков» — дело довольно рискованное.
«ІРО — это высокодоходный и, с другой стороны, высокорисковый вид инвестиций. Ведь среди большого количества успешных историй компаний, которые стали публичными, есть также истории тех, кому не удалось найти достаточного количества сторонников среди инвесторов. Это те компании, которые после IPO, были вынуждены снять акции с публичных торгов или сейчас рыночная цена их акций существенно ниже цены размещения», — объясняет Тарас Гандзий.
Самыми громкими провалами прошлого года специалисты называют выход на фондовый рынок сервисов такси Uber и его конкурента Lyft. Первый продал во время IPO акций более чем на $8 млрд, что стало одним из крупнейших размещений года.
В то же время, ожидания инвесторов компания не оправдала: ее акции сегодня стоят на 18% дешевле, чем в момент размещения. Lyft в результате IPO привлекла $2,6 млрд. Однако акции компании обвалились на 61%.
Как объясняет инвестор Александр Князев, значительные колебания цен наблюдаются в начале размещения, которое часто вызывает значительный ажиотаж. Уже в первые же дни стоимость акций может существенно возрасти. Как следствие, многие инвесторы покупают акции не по цене размещения, а по ажиотажной стоимости.
Пришло время экономить. Открой депозит в надежном банке и получи бонус от «Минфина»
Для примера рассмотрим колебания акций производителя «мяса» из растительных компонентов Beyond Meat. В момент IPO одна акция компании оценивалась в $25, а сейчас стоит около $130. Таким образом, размещение можно считать более чем успешным. В то же время, сразу после IPO цена акции достигала почти $240. Те, кто купил бумаги компании на пике их стоимости, теперь в проигрыше.
Еще одна «ловушка» для инвесторов — локап-период. Это время, в течение которого нельзя продать приобретенные акции. Для американских нерезидентов этот период составляет 93 дня. Он установлен для того, чтобы предотвратить ухудшение финансового состояния компании, которая выходит на рынок.
Читайте также: Конец Уоррена Баффета: похоронит ли нынешний кризис стратегии биржевого гуру
В то же время, если инвестор видит, что акции растут, он не может зафиксировать прибыль до нужной даты. Так же, если акции начинают стремительно падать, инвестор может лишь наблюдать, как тают его активы.
Когда стоит покупать
Покупать акции в первые дни IPO очень рискованно. Частные инвесторы не обладают исчерпывающей информацией о компании. Каковы ее финансовые показатели широкой аудитории неизвестно — ведь только после выхода на биржу эмитент обязан предоставлять свою финансовую отчетность.
В этом смысле покупка акций при IPO больше похожа на лотерею. «Я рекомендую обращать внимание на бизнес-компании. Чем она занимается, какой у нее продукт или услуга, насколько то, что она делает, уникально для рынка, инновационное и отвечает требованиям современности», — объясняет Тарас Гандзия.
Но не следует подходить к выбору акций, как потребитель услуги эмитента. «Если вам что-то нравится, как пользователю, это еще не значит, что у компании хорошие показатели деятельности», — говорит Александр Князев.
По мнению аналитика ИГ Универ Михаила Федорова, в первую очередь при выборе компании для инвестиций стоит смотреть на показатели ее деятельности.
Кроме того, в первые дни размещения, котировки акций, обычно, подвержены сильным колебаниям. Поэтому аналитики рекомендуют покупку акций лишь через некоторое время после их размещения — когда цена бумаг стабилизируется.
Читайте также: Глава НКЦБФР: «Даже мелкий инвестор должен знать, что закон его защищает»
Инвесторы без опыта могут воспользоваться первичным отсеиванием, которое проводят брокерские компании. Например, аналитики Фридом Финанс проводят анализ компаний выходящих на IPO и дают своим клиентам доступ к размещению только тех акций, которые одобрены ими.
Алексей Писарев
Комментарии - 1