Туроператоры изменили правила отмены туров и выплаты компенсаций за аннулированные туры. Они не возвращают деньги желающим отказаться от ранее купленных на ближайшие месяцы путевок.
Что делать, если оплаченный тур «сгорел» из-за карантина
В качестве альтернативы клиентам предлагают перебронирование тура. Законно ли такое поведение туроператоров и что делать путешественнику, оказавшемуся в такой ситуации, в колонке для «Минфина» рассказал управляющий аартнер адвокатского объединения «Suprema Lex» Виктор Мороз.
Государство поддержало туроператоров
В Украине короновирусная болезнь COVID-19 признана обстоятельством форс-мажор. Именно этим туроператоры сейчас обосновывают свою позицию по невозврату туристам денег за оплаченные туры и рекомендации перебронировать свое путешествие на более позднюю дату.
Фактически, такую позицию туроператоров поддержали в Министерстве культуры, молодежи и спорта и Госагентство развития туризма, рекомендовавшие в своем письме туристам перебронировать запланированные поездки на более позднюю дату, а туроператорам — максимально содействовать в этом туристам.
Читайте также: Туроператоры отказываются возвращать деньги за оплаченные туры. Что предлагают
Форс-мажор – не повод надуть клиента
Однако, согласно действующего законодательства Украины, в частности, ст. 617 Гражданского кодекса, обстоятельства непреодолимой силы или форс-мажор не освобождают стороны от необходимости выполнения обязательств. С другой стороны, форс-мажор является основанием:
-
для освобождения сторон от ответственности за частичное или полное невыполнение обязательств по договору, если оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы;
-
продолжения срока выполнения сторонами своих договорных обязательств, если обстоятельства непреодолимой силы повлияли на эти сроки.
Таким образом, туроператор не освобождается из-за признания COVID-19 обстоятельством форс-мажор от выполнения своих обязательств. Однако и выполнить их, фактически, не может из-за прекращения воздушного сообщения Украины с другими странами.
Аналогичная норма предусмотрена и профильным Законом «О туризме». Его положения прямо указывают: туроператор в случае наступления форс-мажорных обстоятельств освобождается от ответственности перед туристом за невыполнение или ненадлежащее выполнение условий договора на туристическое обслуживание, но не от выполнения обязательств по такому договору.
Стоит ли требовать возврата денег
Означает ли это, что турист может требовать возвращения средств за невыполненный тур? Фактически да.
Но здесь необходимо учитывать следующее: Закон «О туризме» предусматривает возможность туриста отказаться от выполнения договора на туристическое обслуживание до начала путешествия.
Но сделать это возможно при условии возмещения туроператору (турагенту) фактически осуществленных ним документально подтвержденных расходов, связанных с отказом.
Туроператор для организации путешествия несет расходы:
-
страхованием ответственности,
-
организация перелета туриста
-
организация проживания.
Размер таких расходов может достигать 90 % стоимости тура, которые туристу возвращены не будут.
Поэтому, как видим, у туриста есть право требовать возврат средств, оплаченных за тур. Однако размер возвращенных средств может быть уменьшен на сумму фактически осуществленных расходов.
Вполне возможно, что соответствующую сумму придется возвращать в судебном порядке, что также потребует расходов на юридическую помощь.
На мой взгляд, в условиях короновирусной пандемии следует искать с туроператором компромисс. И, если это для туриста приемлемо, перебронировать путешествие на более позднюю дату.
Комментарии - 17
Вопрос к юристу, который писал эту статью.
Тот факт, что «в Украине короновирусная болезнь COVID-19 признана обстоятельством форс-мажор» не говорит о том, что теперь на это имеет право ссылаться туроператор, верно?
Насколько мне известно ЕДИНСТВЕННЫМ уполномоченным в Украине органом подтверждать наступление форс-мажора является ТПП Украины и только если ТПП выдаст сертификат форс-мажора.
В противном случае - это юридически не обосновано. Никто, кроме ТПП (даже Кабинет Министров не может) не имеет полномочий устанавливать момент наступления форс-мажора.
Так ли это?
Вопрос по поводу «возвращения средств за невыполненный тур», если услуга не оказана, то о каких расходах до 90% может идти речь? Организация перелета и проживания - которые не наступили?
Т.е. картина такая - у туриста вылет 1 апреля, туроператор не может выполнить своих обязательств (а-ля форс-мажор), никто никуда не летит, а деньги не возвращают, т.к. понесены «расходы»? Рукалицо...
Что говорит закон о защите прав потребителей на этот счет?
Форс-мажорними обставинами (обставинами непереборної сили) є надзвичайні та невідворотні обставини, що об’єктивно унеможливлюють виконання зобов’язань, передбачених умовами договору (контракту, угоди тощо), обов’язків згідно із законодавчими та іншими нормативними актами, а саме:... введення карантину, встановленого Кабінетом Міністрів України..."
Далее ТПП может по запросу туроператора подтвердить, что его конкретные обстоятельства являются форс-мажором, но вышеуказанная норма самодостаточна.
Что касается фактически понесенных туроператором расходов, к сожалению, отечественный турист редко читает договор, подписываемый с туроператором. Там, в большинстве случаев, четко прописано, что такие расходы туроператор несет заблаговременно (так, по сути и есть) и возврату они согласно закону не подлежат.
Читайте внимательно, деньги вернуть с точки зрения закона можно, но по факту туроператору сделать это затруднительно.
Торгово-промислова палата України:
засвідчує форс-мажорні обставини (обставини непереборної сили)
Откуда Вы взяли, что «вышеуказанная норма самодостаточна»?
Можете поделиться инфо?
Как раз таки ситуация другая.
17 марта 2020 года ВР постановила Закон № 530-IX, которым карантин включен в список форс-мажорных обстоятельств.
А далее цитирую юр. ресурс:
"Просто существование таких обстоятельства не являются форс-мажором. Такое обстоятельство станет форс-мажорным только в случае, если лицо докажет невозможность выполнения обязательств, предусмотренных условиями договора, именно из-за него. Чтобы засвидетельствовать форс-мажорные обстоятельства, нужно обратиться в Торгово-промышленную палату. Для того, чтобы получить сертификат ТПП о форс-мажорных обстоятельствах, нужно доказать причинно-следственную связь между обязательствами, которые сторона не может выполнить, и обстоятельствами (их результатом), на которые сторона ссылается, как на основание невозможности выполнить обязательство."
Но это не так (мнения юристов и не одного, в том числе и ТПП).
Поэтому и спрашиваю, с чего Вы решили, что «вышеуказанная норма самодостаточна»?
Откуда эта норма? В законах об этом нет ни слова.
Если тур стоит 1,5-2 тыс. долл США - средний чек отдыха в Турции на 5 звезд для семьи из трех человек.
Берёте адвоката и подаете в суд за нарушение условий договора. Если усмотрели такое со стороны оператора.