В мае 2021 года украинскому правительству придется платить инвесторам по ВВП-варрантам (VRI) — ценным бумагам, которые были выпущены в 2015 году после глобальной реструктуризации госдолга. Украина станет третьей страной в мире, отработавшей данный инструмент.
Выплаты по ВВП-варрантам. Сколько и кому заплатит Украина за экономический рост
Экономика дошла до «предела»
Украина не сможет отвертеться от дополнительных выплат по госдолгу в следующем году. Это стало понятно, как только появились предварительные отчеты Госстата.
По итогам октября-декабря 2019-го, реальный ВВП Украины вырос на 1,5%. Но в предыдущие три квартала прошлого года экономика росла значительно быстрее:
• I квартал — на 2,5%;
• II квартал — на 4,6%;
• III квартал — на 4,1%;
• IV квартал — на 1,5%.
Это значит, что по итогам 2019 года общий рост ВВП составит 3,1-3,2%, — считают опрошенные «Минфином» эксперты. Окончательную цифру Госстат должен назвать в 20-х числах марта.
Почему это важно
Реструктуризация госдолга, которую проводила в 2015 году министр финансов Наталья Яресько, была привязана именно к показателям экономического роста Украины. Страна находилась на грани дефолта — она с трудом тянула крупные выплаты по еврооблигациям вместе с платежами МВФ и прочим кредиторам. Потому правительству пришлось вести переговоры с держателями бондов.
Чиновники договорились о списании 20% долга, общая сумма которого составляла $19,3 млрд — то есть на $3,8 млрд.
В качестве компенсации за списание Украина выпустила для держателей еврооблигаций новые ценные бумаги — ВВП-варранты — на $3,2 млрд. По сути, мы согласились делиться с ними своим экономическим ростом в будущем.
Реструктуризация затевалась из-за того, что страна сильно пострадала от кризиса и ее экономика находилась в руинах. В 2015 году ВВП Украины упал на 9,9%. Потому мы пообещали кредиторам выплатить премию, если ситуация стабилизируется и ВВП начнет расти. Им гарантировали выплату определенной доли от будущих достижений.
В соглашении были прописаны следующие условия:
- Если годовой рост ВВП составляет до 3%, а реальный валовый продукт не превышает $125,4 млрд — страна не платит ничего.
- При росте ВВП от 3% до 4% — Украина платит 15% от превышения показателя ВВП над 3%.
- Если ВВП вырастет более чем на 4% — платим 40% с каждого следующего процента экономического роста.
Выплаты по варрантам начинаются с 2021 года. С 2021 по 2025 год платежи не могут превысить 1% ВВП. А вот с 2026 года и до 2038-го они могут быть любыми.
«ВВП-варранты не являются частью госдолга страны», — объяснил «Минфину» глава аналитического департамента инвестиционной компании Eavex Capital Дмитрий Чурин. По бумагам выплачивается только премия за рост экономики и не начисляются проценты.
Читайте также: Яресько рассказала, когда Украина выплатит 50 млрд долларов госдолга
Сколько заплатим по ВВП-варрантам
Оценки предстоящих платежей очень разнятся. Кто-то говорит о $20-25 млн в 2021 году (за 2019 год). Кто-то умножает эту цифру на два — $40-50 млн.
В 2022 году инвесторам придется заплатить вдвое больше — от $50 до $100 млн.
Что касается суммарных выплат по варрантам за все годы, то здесь прогнозы достигают угрожающих $9-10 млрд.
Читайте также: Высокие премии чиновникам можно выплачивать варрантами
Экономисты начали прикидывать потенциальные объемы выплат после того, как осенью 2019 года новоназначенный премьер-министр Алексей Гончарук пообещал, что экономика Украины вырастет на 40% в ближайшие 5 лет.
При таком сценарии выходило, что выплаты по варрантам могли бы быть значительно больше тех $3,8 млрд., которые были списаны по еврооблигациям. Впрочем, достаточно быстро стало ясно, что наша страна еще не скоро увидит экономическое чудо.
«Суммы выплат озвучивались самые разные, вплоть $10 млрд. Но есть несколько проблем с расчетами: во-первых, спрогнозировать рост ВВП/курс/структуру экономики на столь продолжительный период невозможно в принципе. Во-вторых — не понятно, как поведет себя правительство со временем, если станет перед необходимостью платить по долгам, возникшим при достаточно странных обстоятельствах», — считает директор департамента рыночных исследований рейтингового агентства IBI-Rating Виктор Шулик. В этом случае могут рассматриваться разные варианты. Например, обмен варрантов на еврооблигации.
2021 год — за достижения 2019-го
«По нашим оценкам, выплаты по варрантам в 2021 году (рассчитываются по итогам 2019 года) будут менее $50 млн. При росте ВВП на 3,2% выплата составит $40-50 млн, а при 3,1% — вдвое меньше, то есть порядка $20-25 млн», — посчитал «Минфину» начальник аналитического отдела Альфа-Банка Украина Алексей Блинов.
В гривне это порядка 0,9-1,2 млрд грн — не лишние деньги для госбюджета, но и не критичная сумма. Средний размер одного выпуска 1-1,5-летних минфиновских ОВГЗ в 2020 году.
2022 год — за рост в 2021-м
На этот год Нацбанк дал прогноз роста ВВП на уровне 3,5%. Однако не факт, что экономика покажет такой рост. Картину могут испортить последствия китайского коронавируса и неразрешенный торговый конфликт с США.
Читайте также: Консенсус-прогноз — 2020: курс гривны, инфляция, ВВП
«Украинская промышленность уже чувствует негативные тенденции на мировом рынке. В декабре-2019 промышленное производство упало на 8,3%. В последний месяц прошлого года промпроизводство также сократилось и в Еврозоне — на 2,1%. Если в ближайшее время не удастся переломить эти тенденции, прогноз в 3,5% роста ВВП в 2020 году будет нереалистичным», — заверил «Минфин» начальник отдела по работе с инвесторами банка «Кредит Днепр» Андрей Приходько.
Многие экономисты сходятся на среднем прогнозе — 3,2%. «Это подразумевает небольшой объем выплат по варрантам в 2022 году — в диапазоне $45-55 млн. Но если предположить рост экономики Украины на 3,5% в 2020 году, то соответствующая сумма платежа вырастет до $110-125 млн», — уточнил Алексей Блинов.
Аргентина, Греция и Украина
Выплаты Украины по VRI точно войдут в историю мировой экономики. Мы одна из немногих стран, которые когда-либо пользовались этим инструментом.
«ВВП-варранты — редкий финансовый инструмент. Его во время реструктуризации долга выпускали Аргентина в 2005 году, и Греция в 2012-ом», — рассказала «Минфину» главный экономист Dragon Capital Елена Белан.
По ее словам, параметры выпуска варрантов не стандартизированы — это результаты договоренности правительства и кредиторов во время реструктуризации. Нет ни стандартных ставок, ни ограничений по сумме выплат. Если сравнивать Украину с другими эмитентами VRI, наш выпуск имеет свои преимущества и недостатки.
«Аргентина по таким бумагам на протяжении 2006-2035 годов платит 5% от превышения ВВП определенного уровня. Сейчас это 3% реального роста ВВП, как у нас. Также там есть ограничение, что общая сумма выплаты по таким бумагам не может превышать 48% от номинальной стоимости бумаг. У нас такого ограничения нет. Общий выпуск бумаг — около $40 млрд. Варранты выпущены в долларах, евро, иенах и песо», — рассказал «Минфину» руководитель аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий.
В Греции соглашение по VRI подписано на 2015-2042 годы. Выплаты зависят от превышения реального ВВП свыше 2-2,9% — в зависимости от года. «Но там годовая выплата ограничена 1% номинальной стоимости бумаги. Причем, начиная с 2023 года, это ограничение сужается. Объем выпуска — 62,4 млрд евро», — добавил Паращий.
Как поменьше заплатить по варрантам
Но отдельную главу в учебнике по мировой истории экономики Украина все-таки заслужит. «В случае с варрантами Аргентины и Греции — суммы выплат математически не могут быть выше суммы списания по госдолгу. Украина, видимо, будет первой страной, которая заплатит больше», — заметил Паращий.
Вряд ли VRI станут проблемой правительства Гончарука. О ней будут думать уже его преемники. Они могут рассматривать самые разные варианты — от обмена до выкупа. Правда, денег потребуется немало.
«Ограничений на выкуп варрантов нет, но по текущей цене для этого нужно найти в бюджете как минимум $3,5 млрд. На самом деле, даже больше, так как цена выкупа должна быть выше текущей. Также можно предложить держателям варрантов обменять их на еврооблигации. Еще вариант — предложить изменить параметры бумаг, например, ввести ограничение на общую сумму выплат в обмен на премию», — прокомментировала разные сценарии Елена Белан.
ВВП-варранты Украины находятся в листинге Ирландской биржи — Irish Stock Exchange, считаются внебиржевым инструментом. Точных данных об объемах торгов нет. Эксперты оценивают ликвидность наших бумаг как среднюю. На момент выпуска стоимость украинских VRI находилась на уровне 30% номинала, но по мере роста ВВП достигала и 100%. В них поверили и ждут выплат. Но те, кому потребуются живые деньги, вполне могут и договариваться.
«Это рыночные инструменты, поэтому здесь многое будет зависеть от «ловкости рук» Министерства финансов или любого органа, которые будет ответственным за долговую политику в перспективе», — считает Виктор Шулик.
Недавно Алексей Гончарук заявил о создании в Украине Долгового агентства, которому уже сейчас нужно продумывать варианты по работе с нашими варрантами. «Если что-то и предпринимать, то в ближайшее время. Пока цены на эти бумаги не сильно улетели вверх», — спрогнозировал Александр Паращий. Он полагает, что оптимальным вариантом, который держатели воспримут без негатива, может стать обмен варрантов на долгосрочные облигации с фиксированной доходностью.
Ирина Тимофеева
Комментарии - 34
Нас реально зажали в свое время и прописали не выгодные условия в случае роста 3%+, возможно частично сделано специально что уронили в 4 кв. до 1,5%.
Сейчас получается нам не выгодно сильно расти, так как много денег будем отдавать. Как вариант - это досрочный выкуп этих бумаг.
Недавно читал, что выкупать нужно было 2-3 года назад когда ценность этих варрантов составляла 30%, а сейчас, если не ошибаюсь — 160%
Зеленскому нужно начать с того чтобы огласить список кредиторов - кому собственно должны кто эти т.н. кредиторы а там глядишь раскопают, что конечными бенефициарами являются всё те же на манеже.. спонсоры майдана
То есть данная информация вне компетенции Зеленского.
В данный момент выкуп или обмен их на еврооблигации я считаю нецелесообразным, это нужно было делать год назад при низкой стоимости. Реальный рост ВВП (а не нарисованный в мечтах Милованова с Гончаруком) не сильно превысит 3% в последующие годы, так что дешевле ежегодно выплачивать 30-40 млн долларов процентов по ним, чем сразу заменить на облигации с более высокой доходностью. К тому же искусственное укрепление гривны сейчас очень способствует тому, чтобы «псевдоинвесторы» получили максимально больше выгоды из этой аферы Яресько.
https://www.youtube.com/watch?v=y6cLQV9PYbI
Подписывайтесь на youtube-канал Минфина и оставляйте комментарии с вопросами под видео.
У 2014 році ми дійсно опинилися в надважких умовах краху фінансової системи, але саме в такі моменти проявляються державники та чинуші. Перші думають про перспективу і виходять з того, що буде завтра, а другі міряють все сьогоднішнім днем.
У 2014 році міністр фінансів Яресько уклала«угоду з кредиторами» про відстрочку платежу та списання частини боргу. В результаті довгих переговорів нам списали 3.6 млрд. та відстрочили платежі на 4 роки (довідка: Греції списали понад 100 млрд. дол. хоч там і інша структура боргу). Здавалось би угода була для нас вигідна, але це тільки здавалось.
Що таке ВВП-варанти? Це аморальний фінансовий інструмент, який має форму цінних паперів. Він зобов’язує державу сплачувати визначенні за формулою суми, якщо наше ВВП збільшується вище 3% на рік та досягло познaчки у 125 млрд. дол.
Простими словами, за цими паперами нам не вигідно зростати й найстрашніше, що останній платіж по ним буде аж у 2040 році(!!!), в результаті ми втратимо до 10 млрд. дол. а якщо почнемо реально швидко рости, то ця цифра може сягнути 19 млрд. (розрахунки умовні, але наближені до реальності). Підкреслю, реструктуризація боргу стосувалась всього 18 млрд. дол.
Наприклад, якщо ми зростаємо до 4% ми сплачуємо 300 млн., якщо зростаємо до 6-7% сплачуємо 1.6 млрд. доларів.!!! (Розрахунки ICU Михайло Демків).
При этом хотят щемить ФОПов, «гениальное» управление и приоритеты.
Подробнее:
Щодо «геніальності нової та старої команди». Нова влада, яка прийшла завершити епоху бідності, могла викупити ці варанти коли вони ще не досягли 100% від номіналу. Простими словами зростання ціни варантів почалося на хвилі обіцянок нової влади, що вони виростуть на 40% ВВП і тп.
Однак, стара влада могла викупити варанти коли вони впали до 29% (у 2017-2018 році), але вони цього не зробили, хоча і телепню було зрозуміло, що до 2040 року ми точно виростимо вище 125 млрд. дол. Це ще раз фіксує той факт, що в держави немає державників, є тільки «пост сдал, пост принял», і це по-справжньому лякає...
Легко рассказывать, какая плохая сделка, но «болтать — это не мешки таскать». Все такие спецы, так бы договорились.
Главное память, как у «аквариумной рыбки» — на дворе 2014 год, война в разгаре, гривна улетела вниз, банки пачками банкротятся, вот чего-чего, а именно дефолта нам не хватало до полного счастья.
Как по мне главное сейчас не выяснять кто виноват и что можно было сделать, а что нельзя - это просто спекуляции, а пытаться решить проблему, а решить проблему без «премии» тем кто списал долг не получится. Нужно компенсировать им убытки от списания и недополученную прибыль, и закрыть вопрос. Я думаю это реально.
Из статьи Finance.ua
В целом в течение 2020 года Украине необходимо выплатить 169,24 млрд гривен по внешним долгам и 231,46 млрд гривен по внутренним долгам