Минфин - Курсы валют Украины

Установить
23 октября 2019, 8:16 Читати українською

Как платить налоги с доходов от криптовалюты (юрист)

В законодательстве Украины нет определения понятия «криптовалюта». Поэтому с точки зрения закона приобретение криптовалюты вообще не является инвестицией. Об этом «Минфину» рассказал адвокат адвокатской компании «Борисенко и партнеры» Анатолий Заднипряный.

В законодательстве Украины нет определения понятия «криптовалюта».
фото:justdial.com

У тех, кто инвесторует в биткоин и другие криптовалюты, может возникнуть проблема с налогообложением полученных доходов. 

Варианты налогообложения доходов от инвестиций в криптовалюты

  1. Для физлиц. Согласно Налоговому кодексу, криптовалюту можно рассматривать как нематериальный актив. При продаже криптовалюты физлицо должно уплатить налог на доходы физических лиц по ставке 18 % и военным сбором 1,5%. «Поскольку конкретного порядка налогообложения нет - налогом будет облагаться вся полученная сумма, без вычета расходов на приобретение криптовалюты», — поясняет Анатолий Заднипряный.
  2. Для юрлиц: В случае покупки криптовалюты предприятием, доход может облагаться налогом на прибыль по ставке 18%. «В данном случае у налогоплательщика возникнет ряд проблем. Во-первых, не определены первичные документы, подтверждающие приобретение и продажу криптовалюты. Во-вторых, не понятно, подлежит ли этот нематериальный актив амортизации, что является важным для ведения бухгалтерского учета предприятия», — говорит эксперт. Как следствие, налогоплательщику может быть сложно объяснить фискалам, на что он потратил деньги. 

По словам Заднипряного, в некоторых случаях налоговики могут настаивать, чтобы предприятие, купившее валюту, уплатило 20% НДС. Такая позиция была высказана ГФС в Харьковской области в индивидуальной налоговой консультации №5226/10/20-40-14-11-11 от 09.09.2016 года. «В случае соответствия виртуальных валют требованиям пп.14.1.120, пп. 14.1.191, чп. 14.1.244, п. 14.1 ст. 14, пп. „а“ п. 185.1 ст. 185 Налогового кодекса Украины, операции по поставке виртуальной криптовалюты E-dinar и других виртуальных валют, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость». 

Читайте также: Почему партнеры криптовалюты Facebook покидают проект

Как платить налог физическим лицам

Доход от операций с криптовалютой необходимо отражать в декларации о доходах.

Если инвестор пользуется услугами профессионального посредника, включая банк, то налоговым агентом плательщика налога является такой профессиональный торговец.

Проблемные места налогообложения

  • Не понятно, из каких источников допустимо брать информацию о стоимости криптовалюты для налогообложения операций с ней. Особенно, если это не биржевая торговля.
  • Отсутствует порядок выплат при участии налоговых агентов.
  • Открытым остается вопрос относительно определения «места поставки» криптовалюты, что является обязательным при определении обязанности по уплате НДС.

Читайте также: Рынок криптовалют растет, несмотря на попытки заблокировать Libra в Европе

Комментарии - 39

+
0
Bitcoin
Bitcoin
23 октября 2019, 9:23
#
Не платить
+
0
bonv
bonv
23 октября 2019, 9:36
#
Немає закону - немає податку.
+
0
Італій .
Італій .
23 октября 2019, 10:31
#
Закон есть, налоговый кодекс называется.
+
0
bonv
bonv
23 октября 2019, 10:53
#
Закону про крипту - немає. Ідеї є у зе-ініціаторів  як збити з людей побільше грошей..
+
0
Італій .
Італій .
23 октября 2019, 11:03
#
>Закону про крипту - немає

Це не заважає вимагати сплатити 18% від її продажу.
+
0
bonv
bonv
23 октября 2019, 11:08
#
На основі якого закону? Закону немає - сплати податків немає.
+
0
Італій .
Італій .
23 октября 2019, 11:09
#
> На основі якого закону?

Ти взагалі читаєшь перед тим як відповідати?
minfin.com.ua/2019/10/23/39464613/#com3680866

Закон есть, налоговый кодекс называется.
+
0
bonv
bonv
23 октября 2019, 11:12
#
Це ти не читаєш а тільки пишеш фігню. Можна розглядати як нематеріальний актив. Розглядай собі на здоров"я. Немає закону - немає податку.. Розглядачі одні в кишені народу.. Завершимо на цьому!
+
+60
Італій .
Італій .
23 октября 2019, 11:15
#
> Немає закону — немає податку..
Є податковий кодекс. В якому записано що фізічна особа платить 18% від будь якого доходу. Ніякого спец.закону про крипту не потрібно.
+
0
bonv
bonv
23 октября 2019, 18:38
#
Немає закону про криптовалюту - немає податків з криптовалюти.  Я не зрозуміло пишу?
Крапка.
+
+15
Італій .
Італій .
23 октября 2019, 18:46
#
Податки виписані в податковому кодексі. А не в якихось індівідуальних законах про криптовалюту, старі роялі та жигулі.
+
0
Ferox
Ferox
23 октября 2019, 9:57
#
Криптовалюту можно рассматривать как иностранную валюту, а покупку-продажу как валютообменную операцию. И докажите, что я неправ.
+
+15
Oger
Oger
23 октября 2019, 10:00
#
Пусть признают что криптовалюта - это иностранная валюта для начала)
+
0
Ferox
Ferox
23 октября 2019, 10:02
#
Но автор статьи от фонаря придумал, что это нематериальный актив, можно так считать, он говорит, а почему нельзя считать, как я решил?
+
0
Італій .
Італій .
23 октября 2019, 10:33
#
Ты для себя можешь считать как угодно. Можешь считать что биткоин електромагнитная волна или бог. Для налогооблажения важно куда актив отнесен по закону.
+
0
Ferox
Ferox
23 октября 2019, 10:36
#
Дай ссылку на закон, где написано что такое криптовалюта и к чему она относится. Такого закона нет.
+
0
Італій .
Італій .
23 октября 2019, 10:44
#
> Такого закона нет.
Вот потому автор и написал что продажа криптовалюты облагается подоходным налогом на общих условиях.

Если бы был закон который говорит что криптовалюта это иностранная валюта то тогда бы в текущей ситуации продажа не облагалась бы налогом. Разве что по закону Дубинского, но он его отозвал.

Если бы был закон который говорит что криптовалюта это инвестиция то тогда бы в текущей ситуации облагался бы доход от инвестиций, а не вся сумму инвестиций (как раз это предлагают в новом законопроекте).

Но как ты сам написал — отдельного закона нет. Плати 18% со всего дохода от продажи.
+
+30
Ferox
Ferox
23 октября 2019, 10:53
#
Ну в принципе, я согласен тут... Поэтому нужно использовать крипту по прямому ее назначению - покупать за нее товары, а не обменивать на грывню :)
+
+15
Barmaley33
Barmaley33
23 октября 2019, 10:48
#
Насколько  я понимаю, в случае физлица налоговой особо неважно, откуда деньги, хоть за крипту хоть за воздух, главное, чтоб не запрещённые законом товары/активы. Получил сумму на счет - будь добр 18% + 1,5% и декларацию. С юрлицами возникают пляски по поводу трактовки крипты и там могут обосновывать как угодно и кому как выгодно, т.к. нету в законодательстве трактовки криптовалюты. А вот как быть в случае с фопами?
+
0
Ferox
Ferox
23 октября 2019, 10:56
#
В случае физлиц налоговая должна узнать, что вы получили сумму на счет, т е банк должен настучать на вас на физлицо в налоговую. А это бывает далеко не всегда ..
+
+30
Італій .
Італій .
23 октября 2019, 11:05
#
Нет. Обязанность платить налог появляется в момент получения дохода, а не в момент когда узнает налоговая. Если налоговая пост-фактум узнает что налог не был уплачен то для физлица это обернется не только обязательной уплатой налога, но еще и уплатой штрафа.
+
0
Ferox
Ferox
23 октября 2019, 11:08
#
А если не узнает, а она не узнает, это уж точно мне известно, банки не стучат на физ лиц, даже если Вы получите на карту в течении месяца сотни тысяч грн и будете в банке записаны как безработный.
+
+15
Італій .
Італій .
23 октября 2019, 11:17
#
> А если не узнает

Если не узнает то не заплатишь штраф. И сможешь пропетлять не заплатив налог.

Автор статьи говорит о том как должно быть по закону.

То что можно неплатить налоги поскольку налоговая не проперяет все операции физ.лиц — не новость. У нас куча магазинов торгует через «перевод на карту Приватбанка».
+
0
Barmaley33
Barmaley33
23 октября 2019, 11:16
#
Ну, это уже немного другая игра с другими правилами. Мы сейчас рассматриваем процедуру по закону.
+
0
Ferox
Ferox
23 октября 2019, 11:22
#
Я что имею в виду, что в случае физлиц нужен налоговый агент юрлицо, которое и будет отчислять автоматом налог, а если вам с карты на карту перевели деньги, то кто будет налог с этого платить, если вы физлицо? Физлицо само ничего платить не будет, не смотря на штрафы! Это как пить дать.
+
+15
Barmaley33
Barmaley33
23 октября 2019, 11:27
#
Если я не ошибаюсь, то в НК переводы между физлицами, как ни странно, тоже должны облагаться налогом, кроме перевода родственникам первой линии. Налоговым агентом будет выступать физлицо, которое подаёт ежегодную декларацию и указывает кому и сколько передал. Если же этого не делать, то налоговая при обнаружении поначисляет всё что нужно. Но это, повоторюсь, опять-таки если действовать по закону. Для наших реалий это малоприменительно, у нас большинство даже не знает, что такое 1ДФ
+
0
bonv
bonv
23 октября 2019, 11:25
#
В Украине собираются легализовать криптовалюту.
Определение правового статуса криптовалют поможет легализировать связанную с ними деятельность, такую, как покупка и продажа криптовалют, а также их добычу, и выведет игроков рынка из «серой» зоны, что выступит стимулом для дополнительных поступлений в бюджет от уплаты налогов.
https://biz.ligazakon.net/news/189739_v-ukraine-sobirayutsya-legalizovat-kriptovalyutu
+
+15
Barmaley33
Barmaley33
23 октября 2019, 11:31
#
Есть легенда, по которой каждый год самые мудрые правители и чиновники Украины собираются и легализовывают криптовалюту и майнинг. Не смотря на тщетность попыток и отсутствие результатов, они обречены это делать каждый год. Никто не знает, сколько им ещё предстоит это делать и как разорвать этот круг...
+
+8
bonv
bonv
23 октября 2019, 11:34
#
Ввесь світ не може придумати як оподаткувати крипту а тут виліз юрист і розказує,  що можна розглядати крипту  як нематеріальний актив:))) Легенда.
+
0
kio
kio
23 октября 2019, 12:10
#
Смешно, они даже узнать не смогут кто покупает и продает крипту и другие операции, это не банк что можно отследить, здесь у них никакого доступа нет и можно их посылать подальше даже если закон будет
+
+23
Daos
Daos
23 октября 2019, 14:39
#
Гы-гы-гы)))) Человек купил по 18 тысяч кучу биткоинов. Курс упал, продал по 8 тысяч и ещё надо заплатить 18% + 1.5% налога)))) Офигенные заработки на крипте)))
+
0
bonv
bonv
23 октября 2019, 14:44
#
Штрафи збільшити, податки збільшити, тарифи підняти - це все що потрібно знати про зе-ініціативи.
+
0
Daos
Daos
23 октября 2019, 15:02
#
У многих там убытки, на сколько я знаю. И получается, что хотят обложить налогами убытки))). Закон явно придумывали полные профаны. Облагать надо только прибыль. Поэтому закон надо доделывать, переделывать или просто будет для статистики)
+
0
Італій .
Італій .
23 октября 2019, 15:04
#
> И получается, что хотят обложить налогами убытки
Не получается.

Перед тим як щось обговорювати треба прочитати те що обговорюєшь.

Це зараз треба платити 18% від доходу, а в законопроекті пропонується 5% від прибутку з переносом збитків на наступні звітні періоди: за їх рахунос можно списати частину налогу від майбутнього прибутку.
+
0
Daos
Daos
23 октября 2019, 15:18
#
Ну... так сейчас и надо платить, вы ж сами пишете. Человек купил по 18, продаёт по 8 и ему надо заплатить сейчас ещё 19.5% налога. Или я не прав? А то, что предлагается - это пока просто слова. Закон не принят, закона нет, а поговорить можно о чём угодно.
+
+15
Італій .
Італій .
23 октября 2019, 15:25
#
> Ну… так сейчас и надо платить, вы ж сами пишете.
Так при чем тогда тут какой-то закон?

Нет никакого закона по криптовалюте. Для налогового кодекса что продажа биткоина, что продажа рояля или книжки на барахолке — одинаковая операция. С дохода полученного по такой операции платится налог по общей ставке.

Если человек купил дом, пожил в нем, а потом продал дешевле чем купил — он тоже платит налог, прикинь! И чем єто отличается от ситуации с биткоином?

> Человек купил по 18, продаёт по 8 и ему надо заплатить сейчас ещё 19.5% налога. Или я не прав?

Еще раз — по текущему законодательству, поскольку в нем нет никаких криптовалют и они не считаются инвестицией.

> А то, что предлагается — это пока просто слова.

Так давайт ты сначала те слова прочтешь, осознаешь что там как раз предлагается исправить ситуацию с продажей криптовалюты. А потом уже обсудим єти слова.
+
0
Daos
Daos
23 октября 2019, 15:53
#
Если человек купил дом, пожил в нем, а потом продал дешевле чем купил — он тоже платит налог, прикинь! И чем єто отличается от ситуации с биткоином?
Продавец не платит ( если не продаёт часто), платит покупатель. Запишите себе на всякий случай. 

Так давайт ты сначала те слова прочтешь, осознаешь что там как раз предлагается исправить ситуацию с продажей криптовалюты. А потом уже обсудим єти слова.
То, что предлагается и то, что в конечном счёте принимается часто-густо отличается кардинально, если примется ещё вообще. А в целом я согласен - Нет никакого закона по криптовалюте.
+
0
Васисуалий Лоханкин
Васисуалий Лоханкин
24 октября 2019, 7:26
#
Ничего у них не выйдет, успокойтесь все. Если умный инвестор купит немного биткоина и дождется лет за пять «туземуна», он просто свалит из страны с пустыми руками и обналичит прибыль (или купит что ему надо за биткоины) там, где более либеральные законы.
+
0
Італій .
Італій .
24 октября 2019, 9:05
#
Да-да, вложив $1000 и дождавшись 10х можно с $10000 валить за рубеж, ведь там на эти деньги можно жить до пенсии. (сарказм)
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться