Дискуссия о кассовых аппаратах для ФЛП продолжается. Президент Ассоциации налогоплательщиков Украины Григол Катамадзе объяснил «Минфину», что будет означать переход на РРО для бизнеса.
11 «больных» вопросов об РРО для ФОПов
Ассоциация налогоплательщиков Украины за последние два месяца провела рабочие встречи с бизнес-средой в 11 регионах Украины и в Киеве. Обсуждали положения законопроектов 1053-1 и 1073, которые вносят изменения в сферу расчетов.
Читайте также: Кассовые аппараты — детенизация или уничтожение малого бизнеса
Ассоциация в принципе поддерживает законопроект, однако категорически против тотальной фискализации расчетных операций (РРО) для плательщиков единого налога II-III групп упрощенной системы налогообложения. Уже направили письмо главе Комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Данилу Гетманцеву. Вероятнее всего, законопроект 1073 президент подпишет. В таком случае остается чуть больше года, чтобы еще детальнее обсуждать и разъяснять его нормы и даже инициировать внесение изменений.
Читайте также: Е-чеки: Rozetka готова остановить бизнес из-за закона
Председатель Государственной налоговой службы Сергей Верланов уверял, что внедрение регистраторов расчетных операций не создает дополнительного давления на бизнес. И упрощенное налогообложение никоим образом не изменится. По словам Верланова, следующие 6 месяцев планируется принять нормативную базу и провести все необходимые тестирования, чтобы сделать переходный период для бизнеса комфортным. Доступ к этому сервису будет абсолютно открытым. Рядом с бесплатным программным обеспечением, которое будет предоставлять ГНС, компании будут иметь возможность разработать собственное программное обеспечение, которым будет пользоваться бизнес.
Кроме того, согласно информации на странице Минфина в Фейсбук, будет создана рабочая группа по подготовке подзаконных нормативно-правовых актов, куда войдут эксперты и производители программных РРО, участвующих в экспериментальном проекте.
В обществе ходит противоречивая информация, у предпринимателей есть опасения относительно законодательных изменений.
Нужно отметить главное:
- ФЛП на первой группе и физическим лицам не нужны РРО;
- РРО становятся бесплатными;
- у предпринимателей будет год, чтобы подготовиться к изменению правил.
Читайте также: ФОП-контроль: как новые законы изменят жизнь малого бизнеса
Законопроекты прописывают лишь общие правила использования РРО. Григол Катамадзе уверен, что проблемные вопросы будут решены на уровне подзаконных актов.
Следует отметить, что максимальный объем дохода для плательщиков единого налога второй группы увеличили с 1,5 до 2,5 млн грн. И это изменение заработает с 1 января 2021 года.
Читайте также: ФЛП 2-4 группы обязали переходить на кассовые аппараты: кого это коснется
У налогоплательщиков возникает ряд вопросов относительно действия норм законопроектов о РРО. Специалисты Ассоциации налогоплательщиков Украины ответили на главные из них:
1. Внедряется ли РРО для всех, кто торгует на рынке?
Не подпадает под действие законопроектов РРО значительная часть предпринимателей, торгующих на рынках. Это плательщики единого налога, которые относятся ко I группе, чей годовой доход не превышает 300 тыс. грн и физические лица, которые продают на рынке собственные подержанные вещи или продукты собственного подсобного хозяйства.
2. Дорогие ли программные РРО?
РРО становятся бесплатными. Законопроекты открывают возможность использовать вместо традиционных РРО специальные программы. Контролирующий орган обязан бесплатно предоставлять программное обеспечение и поддерживать его актуальность.
3. Вводится ли новая отчетность?
Любой новой отчетности относительно применения РРО не вводится ни для программных, ни для классических РРО.
Но под термином «отчетность» подпадают «фискальные отчетные чеки», так называемые Z-отчеты. Позиция Министерства финансов и ГНС единая и однозначная: штрафов за не создание фискальных отчетных чеков программными РРО не должно быть. Минфин проинформировал, что будет соответствующее разъяснение (обобщающая налоговая консультация).
4. Нужно ли подавать отчетность до 15 числа каждого месяца в ГНС?
Отчетность до 15 числа каждого месяца не нужно подавать в контролирующий орган. Субъекты хоздеятельности обязаны подавать отчетность до 15 числа каждого месяца в случае, если не предусмотрено представление информации по проводным или беспроводным каналам связи (п.7 ст.3 Закона о РРО).
5. Нужно ли ежедневно подавать фискальные отчетные чеки в ГНС?
Да, нужно. Это Z-отчеты, которые должны сформироваться в автоматическом порядке программными РРО раз в сутки, а налогоплательщик должен их передавать. Это необходимо для обеспечения контроля государства в случаях, когда программный РРО работал без интернета.
6. Увеличился ли размер штрафов?
Размер штрафа был увеличен. Так, штраф за невыдачу чека, выдачу фиктивного чека с 1 грн увеличен до 10 % от стоимости товаров/услуг, за второе нарушение в течение года — 50%. Указанные нормы вступят в силу через 6 месяцев после опубликования закона и будут действовать до 01.10.2020 года, а потом штрафы соответственно увеличиваются с 10% до 100% и с 50% до 150%, в случае подписания законопроектов Президентом Украины.
7. Предусмотрены ли штрафы за не создание «контрольной ленты»?
В Законопроекте № 1053-1 контрольная лента для РРО предусмотрена
только для режима «офлайн», и она – исключительно электронная. Опасения относительно применения штрафов за не создание «контрольной ленты» на программных РРО лишние, ведь возможность их применения к продавцу – исключена. Минфин проинформировал, что даст соответствующее разъяснение и, если этого окажется недостаточно, – они предложат законодателям уточнения в закон для однозначного понимания.
8. Восстановлен ли штраф за несоответствие суммы наличности на месте проведения расчетов?
Это не возобновление штрафов из отмененного Указа Президента «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности» № 436/95 от 12.06.1995 г. Это штраф за несоответствие на месте проведения расчетов суммы наличных средств более, чем на 10 процентов размера минимальной заработной платы. Ответственность за такое нарушение предусмотрена в действующей редакции Закона о РРО. Для классических РРО этот штраф остается из-за специфики регистрации ими расчетных операций. Программных РРО не касается.
9. Как выполнить требования Закона относительно предварительного программирования товаров в РРО?
Мы считаем, что нужно удобное и универсальное техническое решение, которое позволит автоматизировать такое программирование для всех продавцов, должно быть выполнено Минфином и ГНС при разработке бесплатного решения для программного РРО.
10. Все ли банкоматы должны устанавливать РРО?
РРО и программные РРО не применяются при выполнении банковских операций, к которым относится и операция по выдаче наличности с применением банкомата. Поэтому устанавливать в банкоматы РРО нет необходимости.
11. Как действовать при отсутствии электричества или поломке РРО?
На период выхода из строя РРО и осуществления его ремонта, проведение расчетных операций будет осуществляться с использованием книги учета расчетных операций и расчетной книжки или с применением, должным образом, зарегистрированного резервного РРО. Это касается также временного отключения электроэнергии — не более, чем на 7 рабочих дней. А вот на период выхода из строя программного РРО проведение расчетных операций не будет осуществляться до момента устранения неисправностей.
Комментарии - 7
Посему для Ассоцииации маленький лекбез
Лука Пачолли еще давно изобрел бухгалтерский учет по которому определяется налогооблагаемая база, в проекции на текущие будни это означает что тебе ШТРАФУЮТ от оборота (фактически сумма штрафа 150% от суммы операции которая не фискализирована) если в учете операция отражена и нлдог с нее заплачен а в РРО нет — не кажется ли вам что это максимум тянет на админку в 340 грн., а?
При этом то кто не ведет учет, не отражает операции в РРО — ВНЕ ПОЛЯ ЭТОГО ЗАКОНА — а это должно классифицироавться как скрытие выручки с целью уклонения от налогообложения — пахне на статью УК, или нет?
Ассоциация — вы за кого?
Цитирую «Это плательщики единого налога, которые относятся ко I группе, чей годовой доход не превышает 300 тыс. грн»
Тут нужно понимать не «доход» а оборот! Нет в налоговой такого как доход, есть оборот и он считается доходом. Может я конечно что то подзабыл, но не думаю.
Т.е. предполагается, что чел прокрутил за год 300 штук и ему ещё и осталось? 300000 умножить на ~30% =90000грн , теперь разделим на 12 месяцев и получим 7500грн. Из них нужно отнять ЕСВ, аренду, иные расходы и вы хотите сказать, что на рынке кто то ещё работает за 3000-4000грн чистых в месяц? И это при наценке в 30% которой нет и быть не может! Самим не смешно?