Сделать кредиты для бизнеса и ипотечные кредиты дешевле — такое поручение Нацбанку дал президент Украины Владимир Зеленский. О том, почему кредиты не станут дешевыми уже завтра, и как снизить ставки, рассказал ЭП глава совета Независимой ассоциации банков Украины Роман Шпек.
Три рецепта: как снизить цены на кредиты
Правительство и Национальный банк Украины стремятся создать условия для снижения коммерческими банками кредитных ставок, чтобы сделать доступным кредитование бизнеса и ипотеку.
Это, в свою очередь, даст новый толчок экономике и может обеспечить ускоренный и одновременно устойчивый экономический рост в долгосрочной перспективе.
К сожалению, много кто ждет простых решений. В поиске более дешевых денег много взглядов устремилось на Национальный банк Украины.
НБУ в последнее время постепенно снижает учетную ставку, но время от времени звучат радикальные предложения вроде «чем ниже ставка, тем лучше».
Читайте также: Гончарук рассказал бизнесу о снижении учетной ставки НБУ
Однако в любом случае не стоит ожидать прямого влияния снижения учетной ставки на снижение ставки по кредитам. Потому что его нет.
Проценты, под которые регулятор предоставляет банкам рефинансирование, слабо влияют на ставки по кредитам. Подчеркиваю, что рефинансирование – это не кредитный ресурс, а инструмент управления ликвидностью банка.
Этот кредит чрезвычайно краткосрочный, по сравнению с классическим.
Обычно он предоставляется на две недели, но никак не на несколько лет, как банковские кредиты, ставки по которым сейчас должны, как многие считают, автоматически снизиться.
Именно из-за этой разницы в сроках получения денег банками и оформления классических кредитов гражданами, рефинансирование не может прямо влиять на ставки для кредитования населения и бизнеса.
Читайте также: Смолий рассказал, насколько реально удешевить кредиты
Учетная ставка снижается, а ставки по депозитам растут
Недавно вся Украина могла наблюдать, как после очередного решения НБУ ставки банков, наоборот, увеличились.
При этом увеличение особенно четко наблюдалось для ставок по депозитам, от которых выводятся кредитные ставки банков.
Получите дополнительно 1,6% годовых от «Минфина» к своему депозиту
Вкладчики, чьи депозиты и являются основным источником ресурсов для кредитования, ориентируются, скорее, на свои ожидания относительно инфляции, а не на учетную ставку НБУ.
Сегодня официальный показатель инфляции составляет 8,8%, а некоторые другие инфляционные метрики — еще выше.
Конечно, приятно рассуждать об ипотечном кредите под 2-4% годовых «как в Европе».
Но готовы ли украинцы нести гривны в банки и по-европейски вкладывать их на несколько лет под 0-1% годовых, или еще и доплачивать за хранение? Ответ очевиден.
И кроме инфляции украинский вкладчик вполне рационально стремится что-то заработать, перекрыть будущие инфляционные, курсовые и другие риски.
Три честных рецепта для снижения стоимости кредитов
Соответственно, рецепт №1 для снижения процентных ставок по кредитам – это снижение уровня инфляции и ее фиксация на низком уровне на постоянной основе.
Кроме стоимости ресурсов, на размер кредитных ставок значительно влияют кредитные риски, которые зависят от уровня возврата кредитов.
Потому что каждый непогашенный кредит должен быть покрыт доходами от погашенных кредитов, иначе не будет чем возвращать клиентам депозиты. Сегодня это 5-8 процентных пунктов в итоговой кредитной ставке.
Кстати, украинские банки пока очень осторожно взвешивают риски и не спешат наращивать кредиты быстрыми темпами, хотя, на первый взгляд, для этого нет существенных препятствий.
Банки имеют денежную ликвидность и бесперебойно осуществляют все платежи. Однако кредиты бизнесу выдают очень сдержанно, ведь риски остаются высокими.
Итак, рецепт снижения процентных ставок №2 – усилить защиту прав кредиторов, закрыть лазейки для недобросовестных заемщиков, навести порядок в сфере государственной регистрации, обеспечить доступность справедливого правосудия и общую среду верховенства закона.
Шаги в этом направлении Украина уже делает. Уменьшаются риски юридического характера – за последние два года был принят ряд направленных на усиление защиты прав кредиторов.
Это в определенной степени позволило убрать узкие места в кредитном законодательстве, благодаря которым заемщики пытались уклониться от выплат по кредитам.
Ведь ранее судебные решения буквально выходили за пределы здравого смысла, позволяя недобросовестным клиентам использовать пробелы в законодательстве как лазейку для того, чтобы убежать от возврата кредита.
Впрочем, статистика Нацбанка свидетельствует, что объемы кредитов для бизнеса сокращаются, тогда как увеличивается кредитование физических лиц. Почему так происходит?
Стоит иметь в виду, что законодательные изменения работают не мгновенно. Должно пройти определенное время, пока будет накоплен опыт новых судебных решений, принятых в соответствии с обновленными законами.
Этот опыт, если будет положительным, станет одним из факторов реального увеличения объемов кредитования.
И главное – среду законности нельзя ввести принятием закона или постановления. Это культура, которая выстраивается кирпич за кирпичом, и любое отступление от нее будет уничтожать уже построен каркас.
Еще один нюанс. Мы все хотим дешевых кредитов, но как на это смотрит финансовый мир?
Мы любим сравнивать наши кредитные ставки с европейскими, но как-то забываем про тот факт, что Украина давно имеет самый низкий кредитный рейтинг в Европе.
Это означает, что весь мир считает Украину очень рисковой страной. Государство занимает на внешнем рынке деньги под 7% в иностранной валюте.
А ставка по гривневым безрисковым инструментам – облигациям внутреннего государственного займа – сейчас составляет 15-16%.
Так почему же банки должны занимать более рискованным заемщикам дешевле, чем мир занимает наименее рисковом заемщику в Украине?
Поэтому рецепт снижения процентных ставок №3 – обеспечить постоянную макрофинансовую стабильность, предсказуемую фискальную и монетарную политику, радикально уменьшить восприятие Украины как рискованной страны среди кредиторов.
Очевидно, что простого решения проблемы недоступности кредитов, вроде «заставить НБУ снизить ставку», не существует.
Единственный путь – последовательные комплексные реформы, прозрачные механизмы стимулирования и открытая, честная государственная политика.
Только так можно создать благоприятные условия для привлечения инвестиций, развития кредитования и, в конце концов, ускоренного и устойчивого роста украинской экономики и благосостояния граждан.
Нужно использовать проверенные рецепты, а не искать способ съесть сырые продукты. Это может оказаться не просто, не вкусно или не полезно, а и вообще опасно.
Комментарии - 34
Ресурсы занимать у населения или бизнеса очень высокие, плюс риски, и потому кредитовать никто не будет под низкий процент.
Отличная статья.
Никто не может войти сейчас, ведь как только народ войдёт, нон-резы создадут кризис.
Всё в руках НБУ, вернуть страну народу, или продолжать неэффективную монетарную политику для нон-резов, пока они создают всякие военные положения, суды Привата, и т.д.
> вернуть страну народу
Это бред. Кто такой народ? Везде конкретные люди. Могут быть честные и толковые партнеры иностранцы, а могут быть мерзкие жулики из народа.
Имеет сильное значение, если это спекуляция нерезидентов, значит, они тоже могут разжимать пружину в любой момент. Это не создаёт доверие, потому что никто не хочет вкладывать после нон-резидентов. И до вклады нон-резидентов, были выборы, военное положение, и т.д.
Также имеет значение, потому что, кто контролирует денежную массу, контролирует страну.
«Кто такой народ?»
Я имею ввиду именно все которые живут в Украине на постоянной основе, не имеют двойное гражданство или лоялность другой стране. И ещё, так как это Украина, народ и власть должны быть составленными в первую очередь из славян. Не может быть больше власти у иностранцев чем у украинцев.
Никакая это не спекуляция, частному сектору страны нужно накапливать резервы, потому они есть спрос на облигации государства, государство удовлетворяет спрос. Нерезиденты тоже удовлетворяют спрос. Бизнес делает накопления.
Можно продавать овгз на вторичном рынке и потом покупать доллары.
Если только 5000000 человек (10% народа) вкладывает по 20 долларов в каждом аукционе, уже было б достаточно средств чтобы покрыть дефицит.
При чем тут мерзавцы и преступники???!
А то у нас сейчас пару человек и фондов которые участвуют каждый раз.
«Сделать он может продав иностранную валюту покупателю, у которого есть гривны, то есть, резиденту» — Если это резидент — покупатель, при ревальвации, это автоматически передача богатства резидента нон-резиденту.
«Только вот нашим банкам спокойнее держать свои резервы в виде требований к казначейству США (то есть долары), чем в виде требований к минфину Украины (то есть ОВГЗ), несмотря на то, что доллары приносят гораздо меньше прибыли» — Вы самы сказали. Активы у нон-резидентов зарабатывают больше в эквиваленте чем активы у резидентов. При этом, когда нон-резиденты выходят (и так делали не раз), мы обычно обратно даём резервы по курсу хуже чем покупали.
«Бюджет легко можно свести и без дефицита» — если можно, то давайте сделаем, а не нужно платить кому-то 15-17% в национальной валюте.
«Таким образом резиденты накапливают резервы» — главная функция резервов, защищаться от спекулятивных атак. Чтобы резервы работали как надо, они должны состоить из выручек экспортеров (которые являются доходом, а не займом), а не из займа. Если резервы состоят только из займа, единственный способ возвращать долг — девальвация.
Когда выходят, всё очень быстро, НБУ видит огромный спрос валюты, паникует, и продаёт всё по низкому курсу.
2. Активы у нерезидентов зарабатывают больше, но у них и риск выше. Риск военных действий все еще несколько процентов в год. Именно он и страхуется процентами. Одно дело сидеть в долларах которым ничего не будет в случае войны с РФ и совсем другое дело сидеть в ОВГЗ.
3. Я же объяснил зачем дефицитный бюджет. Дефицит бюджета равен профициту частного сектора. В результате частный сектор накапливает резервы. Если бюджет будет бездефицитным — частный сектор не сможет накапливать резервы, это минут. А плюсов у бездефицитного бюджета нет.
4. Финансовые активы одного — это займы другого. Что для государства займ — то для кредитора резерв. Все финансовые активы в мире уравновешены соответствующим пассивом (долгом).
Например, в прошлом году, нон-резы вошли по 28.5-27.5 и вышли по 26.5-27.
Практика в Украине — долгий период стабилизации номинального курса + прыжки вверх из-за неизбежных девальвации из-за дорогого займа. Это очень плохо для народа, потому что вдруг, курс в два раза больше, а зарплата?
2) Война с РФ, создана нон-резидентами? Это вполне под их контролем) Нет
особенного внутреннего риска дефолта гривневых ОВГЗ, у нас печатный станок) Кредитная премия в долларах, уместная.
3) А я уже говорил Вам, что резервы в качестве ненужного займа не имеют никаких плюсов. НБУ нужны резервы (из доходов, не из займа) чтобы защищатся против атак, а народ не особо, Вы видите что обычный европеец или китаец держит средства в долларах, или обычный амерканец в евро?
4) Да, наш займ, это актив нон-резидентов. А мы постоянно даём им зарабатывать больше чем надо.
4. Это еще и актив резидентов. Только менее рискованный и потому менее доходный. Распределение рисков. Резиденты и так рискуют потому что здесь живут. А иностранцы не живут здесь. Они помогают друг другу. Украина дает им заработать, а они берут часть рисков Украины на себя за это.
Я хочу сказать, что резервыв каком качестве имеют большое значение, это не важно займ от иностранцев в гривне или в долларах, в обоих случаях, займ = девальвация, если займ не ведёт к больше доходам в иностранных валютах, и тут точно нет
Есди займ внутри страны, то это не девальвационный сам по себе, только пропорциально денежной базы НБУ. А когда берем займ снаружи (неважно в какой валюте), это уже
передача богатства, если мы не зарабатываем на то, что заимствуем.
Если не будет сильной девальвации, это будет исключительно благодаря росту экспорта, а не займу. Этот займ — ростовщичество.
Банків 351221.84
Юридичних осіб 26677.01
Фiзичних осiб 10475.03
Нерезидентів 96883.81
https://www.bank.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id=60872558
Вам нужно смотреть на ОВГЗ, номинированные в гривне. Там отношение нерезидентов к резидентам (94082.73) / (19880.07+3506.29) = 4.023.
К сожалению, мы не знаем конечных бенефициаров счетов в банках, но там значительная сумма иностранных средств также.
Нам не нужен обманчивый кредитный рейтинг западных нон-резов, а нужно, чтобы народ доверил стране и сам вкладывал в депозитах и в ОВГЗ страны.
Не может быть дефолта если у нас ещё работает правительство и у нас печатный станок.
С этим согласен — нужно развивать систему кредитных рейтингов особ внутри страны, делать судебную реформу