5 сентября 2019, 13:11 Читати українською

Стратегия развития ІТ: международная практика

Развитие ІТ-сферы формирует имидж страны и значительно влияет на ее экономику.  Заместитель директора Европейской бизнес ассоциации Светлана Михайловская, поделилась с «НВ» мнением о налогах и льготных условиях для ІТ. «Минфин» выбрал главное. 

Развитие ІТ-бизнеса
фото: international-group.it

Спрос на инновационные услуги растет из года в год, поэтому индустрия имеет огромный потенциал. По статистике ІТ-сектор в 2018 году составил 4% ВВП страны, 2 млрд долларов экспорта. Если сравнить с прошлым годом, то это прирост на 283 млн долларов.

Информационные технологии создают новые рабочие места, новые решения и программные продукты для других индустрий, привлекают иностранных инвесторов, способствуют сотрудничеству с другими странами и увеличивают приток валюты в Украину.

В информационном пространстве активно обсуждается вопрос налогообложения ІТ-индустрии. Государство обвиняют в чрезмерной поддержке данного сектора, а ІТ-специалистов — в уклонении от уплаты налогов.

На самом деле изменение налоговых ставок необходимо для конкурентоспособности на международной арене. Трудовые отношения давно устаревшего КЗоТ невозможно применить к специфике развития информационных технологий. Сознательный бизнес использует альтернативу — ФОП 3 группы.

Группа упрощенного налогообложения не просто уменьшает налоговые выплаты, но и обеспечивает ежегодный рост на 5-10%. Комитет Европейской бизнес ассоциации отмечает легальность, прозрачность и удобство использования этого механизма IT-индустрией .

Упрощенная система налогообложения — ФОП 3 группы — стала движущей силой развития информационных технологий в Украине. Она создавалась не как льгота для отдельной индустрии, тем более ІТ. Она стала инновационным решением и переходом к новым трудовым отношениям.

Подробнее о условиях налогообложения ФОП 3 группы здесь.

Сейчас сотрудников ІТ-бизнеса часто считают злостными неплательщиками налогов и субъектами без социальной ответственности. Но ставка налогообложения в 5% является залогом увеличения высокотехнологичного ВВП и экономики «в смартфоне». Так как развитие и поддержка информационных технологий скрывает за собой большой потенциал.

Нужно отдать должное предсказуемости и стабильности налоговой среды, которая является важным фактором роста. К примеру, 70-80% расходов ІТ-компаний идет на оплату труда. А новое налогообложение дает возможность ІТ-специалистам вести одновременно несколько проектов, что критично для индустрии.

«Нам необходимо формировать собственную стратегию развития ІТ-индустрии, длительно, стратегически и продуманно — лет на 10 вперед. И здесь речь должна идти не о снижении налогов, а о комплексе мер».

Украина имеет шанс стать инновационно-цифровым государством. Наши специалисты очень ценятся во все странах. Благодаря высокому уровню экспертизы, хорошему знанию английского языка и невысокой стоимости услуг.

Международные кейсы стимулирования ІТ

Индия

Ярким примером эффективного взаимодействия государства с ІТ-сектором есть Индия. Она сейчас лидирует среди стран с лучшими условиями для ІТ-разработок. Сейчас правительство Индии обсуждает с индустрией новый пакет льгот на 5−10 лет. Главная задача — развитие стартапов и R&D.

Специальные льготные условия предусматривают, что компании-экспортеры услуг первые 5 лет не платят налог на прибыль и собственность, а 10 лет — налог с продаж. Следующие 5 лет выплачивается только половина налога на прибыль с возможностью продления льготы еще на 5 лет. Кроме этого, ІТ-компании пользуются электроэнергией по заниженным тарифам.

Великобритания

Великобритания известна своим креативным подходом к развитию экономики. Государство возмещает расходы и сокращает налоговые нагрузки. Например, разработчикам компьютерных и мобильных игр возвращают 20% затрат.

США

США имеют жесткую налоговую систему. Но некоторые штаты используют долгосрочные налоговые кредиты для компаний или стартапов. В Луизиане предлагают налоговые кредиты в размере 25% на расходы компаний и 35% на рабочую силу для программных разработчиков. Для игровой индустрии похожие условия существуют в штатах Мэн и Нью-Мексико.

Япония

Япония предлагает ІТ-компаниям беспроцентный налоговый кредит. Его размеры зависят от размера компании и сроков. Они могут составлять от 6% до 30% для компаний, занимающихся R&D.

Румыния

Власть Румынии утвердила для работников налог со всеми социальными взносами в размере 32,5%. При этом румынские ІТ-специалисты освобождаются от налогов при условии, что годовой оборот компании превышает 100 тыс. долларов. С 2015 года это актуально и для стартапов.

Армения

Льготное налогообложение в Армении на протяжении 2018 года получило 360 ІТ-стартапов. Для реализованных стартапов налог на прибыль составил 0% (вместо 20%), а НДФЛ для разработчиков уменьшили до 10% (вместо 23−36%).

Белоруссия

Правительство Белоруссии в 2005 году приняло Декрет о льготном налогообложении софтверных и технологических компаний. Это ознаменовало эпоху так называемого «Парка высоких технологий». Компании, как результат, получили перечень преференций. В частности, освобождение от НДС при условии импорта компьютерной техники, снятие налога на прибыль и недвижимость, освобождение от земельного налога.

Казахстан

Похожая ситуация в Казахстане. Государство создало специальную экономическую зону — «Парк инновационных технологий». Она предусматривает 0% ставки для корпоративного и социального налога, аренды земельных участков, налога на собственность и землю.

Грузия

Грузинская практика состояла в создании оффшорной зоны для ІТ-компаний. Государство провело виртуальную регистрацию компаний, которые занимаются экспортом услуг и решений в сфере информационных технологий. Им гарантировали освобождение от налога на прибыль и НДС. Только при выплате дивидендов компанией выплачивается 5% в пользу государства.

Таким образом налоговые преференции сейчас — эффективная практика.

Информационные технологии ведут конкуренцию с классической промышленностью. Государство получает доходы не только от продажи нефти и газа, но и от инновационных решений и продуктов. А также ІТ успешно интегрируются в любую индустрию от банковского до аграрного сектора.

Украина может стать активным игроком международной ІТ-арены.

Украинский фонд стартапов — лишь первый шаг. Стоит работать над реформированием  ІТ-образования, изменять устаревший КЗоТ, поощрять и поддерживать индустрию. ІТ-бизнес готов к совместной работе и выработке четкого видения развития сектора.

Комментарии - 18

+
+142
brigadirius
brigadirius
5 сентября 2019, 13:42
#
Ну так оставьте в IT- индустрии всё так как есть сегодня:  единый налог 5 % + ЕСВ с минималки. Откуда все эти статьи о реформировании налогообложения IT - сферы. Это то немногое что ещё пока нормально работает. Если что либо работает то не надо пихать государству туда свои грязные лапы.
+
+3
MaxTirpiz
MaxTirpiz
5 сентября 2019, 16:07
#
Хорошая  статья. Недавно был большой срач в комментах, где некоторые «эксперты» доказывали, что ИТ-шник ничем не отличается от работяги в гарячем цехе(шахте) и должен платить те же налоги что и штатный сотрудник ; а льгота ИТ -сектору - это несправедливо.
+
+13
MaxTirpiz
MaxTirpiz
5 сентября 2019, 16:11
#
Ыксперд))
Andrey M
16 августа 2019, 12:47
#
Скільки сплачує ІТшник при його доході в еквіваленті 3 тис у.е.?
Я вам скажу, він сплачує ЕСВ з мін ЗП + единий податок, тобто його прямі фіскальні витрати майже в 10 разів менше від звичайного найманого працівника, яким більшість наших ФОПів ІТ фактично і є!
+
+31
SergValin
SergValin
6 сентября 2019, 7:04
#
> ИТ-шник ничем не отличается от работяги в гарячем цехе(шахте) и должен платить те же налоги что и штатный сотрудник

а чем ИТ-шник отличается от работяги в «гарячем» цехе(шахте) и почемпу не должен платить те же налоги, что и штатный сотрудник?
+
+12
Bischof
Bischof
6 сентября 2019, 9:56
#
Отличается тем, что заводит в страну доллары. Причём платит он не только с оборота, который в несколько десятков раз превышает оборот работяги в «гОрячем» цехе, но и ещё больше платит покупая и новую машину, квартиру, заправляя машину топливом, платит НДС каждый раз при покупке чего-либо.

А еще тем, что ИТ-шнику не составляет труда собрать манатки и уехать туда, где государство понимает, что лучше иметь 100 ИТ-шников, чем 10000 работяг в горячем цехе.
+
+15
SergValin
SergValin
6 сентября 2019, 11:12
#
А кто больше «заводит в страну доллары»: фермер, металлург или айтишник?
+
+31
MaxTirpiz
MaxTirpiz
6 сентября 2019, 13:09
#
Если говорить про личный вклад. то металлург или шахтер ни  цента не заводят. Заводит его работодатель или владелец бизнеса. А айтишник лично получает доллары на карту.
Уедет айтишник за границу - страна  может лишиться валютной выручки тысяч 50 дол в год.
Уедет шахтер за границу - ничего не изменится, шахта ничего не потеряет.
+
+28
SergValin
SergValin
6 сентября 2019, 15:13
#
> А айтишник лично получает доллары на карту

Господи, какая чушь. А вот те ФОПы, которые тут активно обсуждаются, наверное договоры заключают вместо трудового не с местной фирмой, а «напрямую получают доллары на карту».

Не говоря уж о том, что айтишники-аутсорсеры не создают никакого прибавочного продукта (потому что он создаётся за бугром), а фермеры и металлурги создают. А ещё фермеры и металлурги создают огромное количество смежных производств.
+
+4
MaxTirpiz
MaxTirpiz
6 сентября 2019, 16:12
#
Есть и такие что получают на карту в Украине от нерезидента. А еще айтишники создают платежеспособній спрос, а металлурги на зарплате нет
+
+15
SergValin
SergValin
6 сентября 2019, 16:42
#
> создают платежеспособній спрос, а металлурги на зарплате нет

Логика на грани фантастики: айтишники спрос создают, а металлурги не создают. Чего это?
+
+28
MaxTirpiz
MaxTirpiz
6 сентября 2019, 16:45
#
Потому что средний доход ИТшника в разы  выше именно из за единого налога.
+
+42
Bischof
Bischof
5 сентября 2019, 16:39
#
Этот их «Украинский фонд стартапов» и прочие пафосные слова и идеи – это лишь ширма, за которой скрывается тупое повышение налоговой нагрузки в 2-3 раза. И это не сложно подсчитать.

Новая модель предполагает увеличение отчислений с 5% до 11.5% от оборота, увеличение ЕСВ от 1 МЗП до 2 МЗП и увеличение количества налогов, которые нужно администрировать, с 2 до 4.

Как это вообще может называться «улучшением» для IT отрасли?
+
+28
Игорь Коляда
Игорь Коляда
5 сентября 2019, 21:20
#
Стоит работать над реформированием  ІТ-образования, изменять устаревший КЗоТ, поощрять и поддерживать индустрию.

Причём тут КЗоТ ,если ФОП и работодатель - оба есть субъекты хозяйствования, отношения которых регулирует «ГОСПОДАРСЬКИЙ КОДЕКС УКРАЇНИ» ?
ФОП имеет признаки ЮРлица и является субъектом хозяйствования, и поэтому какие-то изменения если и требуются — то в «ГОСПОДАРСЬКИЙ КОДЕКС УКРАЇНИ», регулирующий отношения между ЮРлицами(субъектами хозяйствования), а не в «Кодекс законів про працю України», которым регулируются трудовые отношения между ФИЗлицами(наёмными работниками) и ЮРлицами(работодателями).
Об этом здесь https://minfin.com.ua/blogs/igor68/120046/
+
+43
barbav
barbav
6 сентября 2019, 8:38
#
Все ИТ компании самые злостные неплательщики налогов.
В 90% их сотрудники оформлены как ФОП, который платит есв с минималки.
Их проверять нужно в первую очередь, а не льготы им выдумывать.
+
0
MaxTirpiz
MaxTirpiz
6 сентября 2019, 10:10
#
Не путайте мокрое с мягким. Там нет одновременно ФОПов и сотрудников. Если ИТшник является ФОПом то он НЕ СОТРУДНИК. На него КзОТ не распространяется, по табелям он не проходит.
+
0
barbav
barbav
6 сентября 2019, 10:34
#
Об этом и речь.
на большинстве галер сотрудники оформлены не как работники, которые должны платить ндфл со своей  зарплаты плюс работодатель  есв, а как фопы на минимальной зп.
+
0
MaxTirpiz
MaxTirpiz
6 сентября 2019, 13:05
#
Ну не может быть фопа на минимальной ЗП, не позорьтесь.  ФОП работает по договору ГПХ, он не получает зарплату
+
0
GRNG
GRNG
6 сентября 2019, 10:12
#
Зверніть увагу на досвід США та Японії. Ніхто не говорить про пільгове оподаткування. Мова йде про податкові кредити.
Індія. Головне завдання — розвиток стартапів і R&D. А це явно не наш аутсорс
Вірменія. Пільгове оподаткування ІТ-стартапів, а не аутсорс компаній

«Спрощена система оподаткування — ФОП 3 групи — стала рушійною силою розвитку інформаційних технологій в Україні.»
Серйозно? Тобто, якщо б ІТ-шники платили податки так, як звичайні громадяни, то розвитку ІТ-сфери в Україні не було б? Ви вірите в це? я ні.

«Але ставка оподаткування до 5% є запорукою збільшення високотехнологічного ВВП і економіки «в смартфоні».»
Гра слів у звя'зку із тим, що діюча влада почала говорити про державу в смартфоні. Яке відношення мають до цього наші аусорсери, які працюють на іноземців і їхні продукти? Є багато інших сфер, які не менше впливають на збільшення ВВП.

«Оскільки розвиток і підтримка інформаційних технологій приховує за собою великий потенціал.»
Для іноземних компаній

То чим кращий працівник сфери ІТ, від працівника будь-якої іншої сфери? Не бачу жодних причин, щоб вони мали платити менші податки, ніж працівники інших сфер
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
Реклама