Разговоры о возможном дефолте Украины не утихают с начала мая. Последний повод для нарастающих опасений дало недавнее интервью с Игорем Коломойским, опубликованное Financial Times. В нем Украинский олигарх недвусмысленно заявил, что посоветовал бы президенту Зеленскому задуматься о дефолте.
Если Украина объявит дефолт. Последствия для экономики
«По моему мнению, мы должны поступить с нашими кредиторами, как Греция. Это пример для Украины», — сказал Коломойский. Вполне очевидно, что он имел в виду ситуацию, сложившуюся в 2015-м году, когда Греция не смогла рассчитаться с Международным валютным фондом.
Для Украины вопрос валютного долга актуален как никогда. Ближайшие два года — период пиковых выплат внешним кредиторам. В этом году правительство еще должно вернуть им около $2 миллиардов. В 2020 году предстоит выплатить $5,2 млрд, а в 2021-м – $4,3 млрд. По словам главы НБУ Якова Смолия, в целом только до конца текущего года наше государство должно выплатить более $ 5 млрд по внешним и внутренним обязательствам в иностранной валюте.
Ряд чиновников из команды Зеленского уже попытались развеять слухи о дефолте. Недавно назначенный секретарем СНБО Александр Данилюк заявил, что «команда президента не рассматривает возможность объявления дефолта и не прислушивается к подобным советам». О том, что экономических предпосылок для дефолта нет, заявили аналитики и банкиры.
А вот на Банковой пока повисла тишина. Которая чем дальше, тем больше будоражит инвесторов.
«Четкая публичная позиция Зеленского могла бы очертить конкретную границу между официальной позицией и «взглядами любых частных лиц», — отмечается в обзоре Bank Of America Merrill Lynch (BoAML). Аналитики также констатируют в документе, что „цена потенциальных ошибок в коммуникации может быть слишком высокой“.
К слову, мировая статистика по дефолтам, выглядит совсем неутешительной. По данным агентства Moody's, их количество имеет явную тенденцию к росту. В период 1983-2018 гг. было зафиксировано 28 случаев дефолта среди эмитентов, которым предоставляет рейтинги агентство. Пятнадцать из них были объявлены в период 2008-2018 гг. Только в 2017 году дефолт объявили такие страны как Мозамбик, Белиз, Республика Конго, Венесуэла.
«Минфин» собрал мнения экспертов о том, что будет с экономикой Украины в случае дефолта, и насколько реальным является такой сценарий.
Первый замглавы Совета НБУ Тимофей Милованов
Новая власть не заинтересована в дефолте. Да, Коломойский дает провокационные интервью о дефолте. Но дефолта не будет. Он не выгоден, прежде всего, новой власти.
Во-первых, дефолт ударит по более бедным людям. И власть вынесут.
Во-вторых, через пять лет после дефолта рынки вновь откроются. Но от этого никакой пользы сегодняшней власти не будет. Пять лет — это очень долго.
В-третьих, государственный долг оплачивается за счет налогоплательщиков. А не Коломойского и других олигархов. Наоборот, возможно олигархи занимают деньги государству. Через ОВГЗ. Поэтому им дефолт не выгоден.
Так почему же разговоры о дефолте? У меня две гипотезы:
- Разговоры могут временно снизить цены на государственный долг. И его можно будет выгоднее купить. То есть заработать.
- Разговоры о дефолте отвлекают от экономической политики новой власти. Для развития экономики нужны четкие понятные действия. Скоординированные решения. Которые решают сложные экономические проблемы Украины. Пока таких действий еще нет. Но надеюсь, они скоро будут.
Экс-министр финансов Украины Виктор Пинзеник
Представим, что вы заняли деньги и не вернули. Это дефолт. И самый простой вариант поведения в такой ситуации — согласовать новый срок возврата долга. Долг при этом исчез? Нет, он никуда не делся. Он просто перенесен, или, как говорят, реструктуризирован. Очень часто на худших условиях.
Подобный вариант существует в мировой практике. Потому что это цивилизованный вариант. Долги при этом не прощаются, а меняются сроки их выплаты и ухудшаются условия.
Напомню, что деньги нам одолжили учреждения, организации и десятки или сотни тысяч граждан других стран, которые купили украинские евробонды, или предоставили правительства или специальные финансовые институты, созданные государствами мира. Никто из них не хочет потерять свое. И если должник добровольно не захочет вернуть средства — они могут прибегнуть к другим действиям, накладывая арест на активы государства.
Самый простой из них — это международные валютные резервы (20 млрд. долл. США), которые находятся преимущественно не в Украине, и решения по которым будут принимать не украинские суды. Правда, тогда никто не сможет даже предположить, каким будет обменный курс гривны к доллару. Арест может быть наложен на другие активы государства. Если таких «воспитательных» мер недостаточно, могут быть приняты торговые меры. А мы крайне уязвимы в этом плане, потому что очень зависимы от экспорта, который в прошлом году превышал 40% объемов украинской экономики.
И чем закончатся эксперименты с дефолтом? В конце концов, придется сесть за стол переговоров с кредиторами. Ожидаем, что они спишут нам долги? Нам уже раз «списали» — в 2015 году. И за это «списание» наши дети и внуки до 2040 года будут вспоминать незлым тихим словом тех, кто подарил им такое списание. Нет, мы останемся и дальше с долгами. Только добавятся дополнительные новые проблемы.
Заместитель директора, рынок инвестиций и капитала, KPMG в Украине Андрей Усенко
Если речь будет не о техническом дефолте, а о решении проблемы неплатежеспособности, то пути урегулирования такой ситуации могут иметь широкую амплитуду. В частности, существует так называемая мягкая реструктуризация, которая предусматривает продление сроков погашения обязательств и/или снижение процентной ставки. Жесткий вариант предусматривает списание долговых обязательств. То, какой именно путь выбирает страна, определяет убытки инвестора и последствия для нее, более того, ее дальнейшее место на международном рынке долгового капитала.
В целом результатом подобных решений для любой страны может быть девальвация национальной валюты, снижение или стагнация экономики, рост проблемных активов банков.
Тем не менее, учитывая статистику Moody's, можно говорить, что в этом случае произойдет исключение страны из рынка международного капитала, она не сможет больше рассчитывать на привлечение долговых ресурсов. Это существенно сужает ее возможности, в том числе, по привлечению инвестиций. По данным Moody's, в среднем государство исключают из международных рынков капитала на период 5.6 лет после дефолта и 4.4 года после окончательного урегулирования. Сроки, в значительной степени, зависят от убытков, которые несут инвесторы, и в меньшей - от способности государства восстановить свою репутацию и возможности обслуживать долги.
Если говорить о правовых рисках, то не стоит исключать возможность судебных исков от инвесторов по погашению долговых обязательств. В период 1976 — 2010 гг. были зафиксированы 158 судебных дел против 34 государств, которые заявили о дефолте. Инициаторами этих процессов, в основном, являются хедж-фонды, специализирующиеся на проблемных активах. Они подают иски в суды США и Англии, требуя улучшить условия реструктуризации или полностью погасить долги заемщиков.
В случае с Украиной следует учитывать, что традиционно текущий счет (сальдо экспорта и импорта с учетом услуг и денежных переводов) находится в отрицательной зоне. По итогам 2018 года дефицит составил 4.5 млрд. долл США и финансируется за счет долговых поступлений. В случае сохранения неблагоприятной динамики текущего счета, можно ожидать существенное давление на национальную валюту, соответственно, ее девальвацию и ускорение инфляции. Довольно рискованная ситуация с учетом слабого экономического состояния Украины.
Адвокат, управляющий партнер АО «Клочков и партнеры» Владимир Клочков
О последствиях возможного дефолта я бы говорил в двух аспектах.
Первое, для населения – это безусловный минус. Прежде всего, обесценивается национальная валюта по отношению к стабильным валютам – доллару и евро. В результате снижается уровень жизни людей и их покупательная способность с одновременным ростом цен. Во вторых, может наступить кризис банковской системы. Отсутствие стабильности и уверенности в завтрашнем дне может привести к социальным волнениям, недоверию к власти, перевороту и еще большему ухудшению ситуации.
Второе, для государства - ситуация не так однозначна. Плюс дефолта в том, что государство освобождается от выплаты по кредитам, тем самым освобождая деньги для других нужд. Кроме этого, учитывая, что из-за недоверия к государству с рынка уйдут иностранные предприятия и товары, появляется возможность возродить собственное производство и наладить конкуренцию между отечественными компаниями. Также посредством дефолта государство может добиться значительного снижения суммы внешнего долга. К примеру, кредитор, понимая, что теряет все, может пойти на уступки и, скажем, простить выплату процентов, оставив только тело кредита. Но все это даст свои результаты, только при условии, что у правительства есть четкий план, куда будут потрачены высвободившиеся средства.
Минусом для государства конечно будет утрата доверие иностранных партнеров, и, как результат снижение имиджа на международной арене. Это, в свою очередь, может привести к тому, что в будущем кредиторы побоятся одалживать деньги Украине или дадут взаймы на короткий срок и при очень жестких условиях.
Финансовый аналитик Алексей Козырев
Скорее всего, ситуация с дефолтом искусственно раздута. На данный момент золотовалютные резервы Украины составляют 19,3 млрд долларов США — этого вполне достаточно, чтобы выплатить $5 млрд дол внешних обязательств до конца года. Другой вопрос, что будет дальше, если мы не компенсируем эти $5 млрд.
Сотрудничество с МВФ продолжится. Задержка с новым траншем связана с несколькими причинами. Нужно, чтобы со стороны Украины документы подписали полномочный министр финансов, глава правительства, президент и председатель правления НБУ. Поэтому решить этот вопрос получится только после парламентских выборов.
Что касается экономической ситуации, на данный момент она благоприятна для Украины — конъюктура мировых рынков пока в нашу пользу. Главное негативное обстоятельство — отрицательное сальдо в торговле товарами. Мы больше покупаем, чем продаем, а это ведет к уменьшению ЗВР. Если добавить пиковые выплаты по внешним долгам в этом и следующем году, то складывается довольно опасная ситуация. Для новой команды важно успешно пройти этот период, а также заменить старые кредитные линии новыми заимствованиями.
Многие спрашивают, нужно ли в нынешней ситуации волноваться по поводу депозитов в банках. Дело в том, что Фонд гарантирования вкладов физлиц выплачивает обязательную сумму вклада при любых обстоятельствах. На данный момент это 200 тыс. гривен. Поэтому повода для паники я не вижу. Единственное, что я бы советовал делать, это диверсифицировать риски. Процентов 60% сбережений я бы рекомендовал держать в гривне, 20%-30% — в долларах, остальное — в евро или золоте. Такая пропорция позволяет оптимально сочетать доходность от гривневых вкладов с безопасностью.
Главный эксперт Совета НБУ Виталий Шапран
Ключевая проблема в том, что долговая нагрузка на государственный бюджет достаточно высока и имеет тенденцию к росту. А Министерство финансов поставлено в ситуацию, когда не может не занимать, замещая старые долги новыми. На мой экспертный взгляд, Минфин достаточно профессионально управляет государственным долгом.
Дефолт для Украины, в нашем конкретном случае, — это недейственные и малоэффективны лекарства, которые, скорее всего, только навредят пациенту. Такой вывод я делаю, исходя из структуры государственного долга. По ОВГЗ Минфин не сможет объявить дефолт, поскольку этот дефолт ничего не даст: это дефолт перед самим собой (напомню, что на 28.05.2019 85,5% ОВГЗ принадлежит НБУ и госбанкам). Под потенциальный дефолт подпадет примерно 11-12 млрд долларов, часть этих денег — средства МВФ, которые и так обходятся нам в три раза ниже рыночной стоимости.
В итоге, за такую небольшую сумму мы уничтожим кредитный имидж государства и больше ничего не сможем взять в долг на внешних рынках в ближайшие годы. Более того, такими действиями мы лишим себя возможности брать в долг через механизм льготного самого дешевого финансирования.
Достаточно спорным является и сам шаг дефолта перед МВФ. Хорошая конъюнктура внешних рынков в 2019 году и приток валюты в Украину могут дать возможность Украине просто прекратить программу с Фондом и вернуть ему финансирование. Конечно, при этом мы потеряем часть ЗВР, но это будет происходить без уничтожения кредитного имиджа и, возможно, без глубоких девальвационных шоков.
Вообще, острота необходимости получения очередного транша от МВФ может зависеть от того, с каким багажом Украина войдет в 2020 год. Особенно меня интересуют цены на новый урожай зерновых в 2019-2020 гг. и вероятность потери российского газового транзита. Может случиться так, что дефолт перед МВФ будет выглядеть как бессмысленный выстрел в ногу.
Комментарии - 27
Транші Світового Банку під 1,25% і МВФ під 2-3% це дуже добрі сигнали і для інвесторів, і для розвитку економіки України… Плюс це зниження боргового навантаження через заміну дорогих кредитів — дешевшими…
Це не просто відмовитися від зобов’язань Української держави.
Дефолт – це бездонне падіння курсу гривні.
Дефолт – це інфляція понад 10 тисяч відсотків, як у 1990-х роках.
Це — безробіття. Це — клінічна смерть економіки.
Думки матеріальні, то ж бійтеся дурних думок які вам нав"язує злодій що вкрав з Привата сотні мільярдів гривень клієнтів.
Це в якому банку відмовляються конвертувати валютні депозити в грн, за умови що термін депозиту закінчився?
Зареєструвалися спеціально щоб написати один коментар і тот недолугий?
А кабы от меня зависило решение о дефолте, то я бы исходил из политических мотивов, тобишь, 1.объявил бы дефолт преднамеренно.
2.переговорно, с стыдливыми глазами попросил бы скасування %% по долгу и реструктивизации долга, а может быть и невозврата его вообще.
3.не обращал бы внимания на потерю имиджа, ибо он мне и не нужен.
4.порвал бы от обид и недоверия связи с МВФ, зная, что потом, там когда-то, всё равно помиримся!
5.ГЛАВНОЕ, ради чего всё это делал бы - подружился с «великой Россией» и у неё бы взял в долг ещё на лучших условиях, чем у МВФ!,заодно закончил бы войну миром и вымолил бы возвращение Крыма!
вывод: это и есть дефолт по политическим мотивам и его результаты!