Выбрать хороший НПФ для накопления пенсий в Украине не так-то просто. Но не менее сложно управляющему фондом найти хорошие инструменты для инвестиций. Перспективные инструменты искал финансист, управляющий партнер лизинговой компании «ЭСКА Капитал» Сергей Васьков.
НПФ нечего вам предложить
С 1 января 2019 года должен был заработать второй уровень накопительной пенсионной системы. К сожалению, процесс отложили по требованию МВФ. Хотя, по мнению украинских экономистов и финансистов, делать это надо как можно скорее.
Уже сейчас у украинцев есть возможность выбирать дополнительную программу добровольного пенсионного накопления. Хотя рынок частных пенсионных фондов пока что очень маленький.
НПФ — из чего выбирать
Год назад Торгово-промышленной палатой был составлен рейтинг открытости НПФ. Из 62 существующих фондов в рейтинг смогли включить только 34. Причина банально проста – почти половина фондов управляет активами менее 500 тыс. грн.
Наиболее крупный НПФ «ОТП Пенсія». В его управлении находится 130 млн грн или 40% всех активов НПФ.
Кроме того, только 8 из 34 НПФ полностью раскрывают информацию о своей деятельности. Другие представляют информацию о себе в интернете частично, а данные о шести фондах и вовсе не удалось найти в сети.
Это значит, что выбрать хороший НПФ для накопления пенсий в Украине не так-то просто.
Куда НПФ инвестирует ваши пенсионные накопления
Но не менее сложно управляющему фондом найти хорошие инструменты для инвестиций. Он рискует самым ценным – пенсионными накоплениями, поэтому подход должен быть очень взвешенным.
Открытые пенсионные фонды в Украине инвестируют либо в депозиты, либо в государственные облигации внутреннего займа. Но депозиты в надёжных банках сегодня предлагают ставки, которые идут нос в нос с темпами инфляции.
Процент по ОВГЗ в 2018 году превысил 19%. Это, мягко говоря, настораживает, поскольку рост в течение года составил 4-5%. Если государство занимает деньги под такой процент, значит «все гнило в Датском королевстве». Хотя предприимчивый инвестор согрешит, если не воспользуется возможностью заработать.
Таким образом НПФ в Украине пользуются всего двумя простейшими инструментами. Маловато для современной страны.
С одной стороны, по мнению главы подразделения по управлению локальными активами группы ICU Григория Овчаренко, отсутствие в Украине фондового рынка — «плюс» для пенсионной реформы. Таким образом мы защищены от чрезмерных рисков.
Но если посмотреть на опыт других стран, то можно увидеть, что главная задача НПФ на втором уровне пенсионной системы состоит не только в борьбе с рисками финансовых кризисов и падении стоимости активов. Инфляцию тоже нужно преодолеть.
Поэтому для частного пенсионного фонда важно иметь в портфеле как низкорисковые (и в то же время низкодоходные) государственные облигации, депозиты в банках и доходную недвижимость, так и более рисковые (но и более доходные) корпоративные облигации и акции.
Смогут ли НПФ рискнуть
Этого не понимают пока украинские НПФ, их инвестиционная стратегия не меняется годами. Каким образом они собираются сражаться за деньги клиентов, когда второй уровень заработает — непонятно.
Из-за крайней скудности рынка НПФ и рынка ценных бумаг нет и специалистов, которые смогли бы эффективно диверсифицировать портфель активов, работая с корпоративными облигациями и другими инструментами. Меж тем, настала пора учиться.
Банки сегодня не кредитуют даже надёжные украинские компании. Необходимость заёмного капитала для развития заставляет бизнес присмотреться к подзабытому инструменту – корпоративным облигациям. А пенсионным фондам пора учится работать с разными инструментами. Лучше тренироваться на маленьком украинском рынке, а потом выходить на глобальные (а к этому мы тоже обязательно придем).
В мировой практике облигации компаний считаются достаточно надёжными инструментом для консервативных инвестиций – то, что нужно для пенсионных фондов. Почему он так мало востребован в Украине?
Риски корпоративных бондов
- Недоверие инвесторов. Во время кризиса 2008 года корпоративные облигации были сильно дискредитированы. «Караван», «Ситиком», «Союз-Виктан» и другие имена по-прежнему легко приходят на ум любому профессиональному инвестору. НКЦБФР очистил рынок от мусорных бумаг и подвергает тщательной проверке любого эмитента. Однако должно пройти определённое время, чтобы доверие к бондам сформировалось заново.
- Неразвитость сектора частных пенсионных фондов. В последние годы, предшествовавшие уже упомянутому выше кризису 2008 года, на рынке частного пенсионного обеспечения наблюдался бум. Кризис, естественно, нанёс удар и по этому сегменту. Сегодня негосударственные пенсионные фонды практически заморозили свою деятельность.
- Кейсов успешных выпусков облигаций пока мало. Но они есть и как только экономика начнет стабилизироваться — их будет больше. А пока, можно обратить внимание на то, как работают с корпоративными облигациями в развитом мире.
Мировой опыт инвестирования в корпоративные бонды
Со времён кризиса 2007-2008 года в ЕС усилили надзор за финансовым сектором. Европейская организация страхования и пенсионного обеспечения (EIOPA) каждый год публикует Financial Stability Report. Согласно этому документу пенсионные фонды в Еврозоне от 25% своих активов держат в суверенных облигациях. Суммарная доля облигаций бизнеса – около 20%.
И делают это они не только для диверсификации рисков и увеличения доходности активов. Для НПФ это также инструмент развития – как в рамках страны, так и на глобальном уровне.
К примеру, немецкий Bayerische Versorgungskammer (BVK) – ныне один из крупнейших в Европе пенсионных фондов — когда-то был, что называется «ванильным» инвестором – то есть использовал самый простой и консервативный подход. Для интернационализации своего бизнеса BVK стал работать с высокодоходными облигациями, в том числе приобретать их на развивающихся рынках.
В этом смысле долговые бумаги компаний Восточной Европы уже имеют достаточную привлекательность для Запада. Например, ещё один крупнейший ПФ Европы — Stichting Pensioenfonds ABP (обслуживает госслужащих и работников сферы образования в Нидерландах) в длинном списке своих вложений имеет облигации нескольких компаний из Чехии и Румынии.
Управляющие пенсионными фондами на Западе предпочитают этот инструмент еще и потому, что их инвесторы держат в своих руках активы в течение длительного времени. Это означает достаточно высокую толерантность к рискам. Таким образом ПФ могут меньше беспокоиться о ликвидности приобретаемых ценных бумаг.
С другой стороны, в результате массового вливания долгосрочных активов — рынок ценных бумаг становится более стабильным. Так, например, пенсионные фонды Сингапура играют заметную роль в его развитии. А экономика страны получает необходимые длинные деньги.
Более того, в статье Bloomberg, вышедшей в августе 2018 года, бывший главный экономист Федеральной Резервной Системы Йошио Нодзава (Yoshio Nozawa) считает не только допустимым, но даже рекомендует приобретение государственному пенсионному фонду Японии облигаций с рейтингом ниже ВВВ. Причина? Поиск инструментов повышения доходности фонда.
Разумеется, есть и противоположные примеры. Так с 2015 года пенсионные фонды Китая стали гораздо смелее действовать на рынке, инвестируя деньги в облигации частных компаний… и довольно быстро обожглись. 2018-й год для Китая стал рекордным по объёму просроченных выплат по облигациям. Разумеется, это не повод отказываться от инструмента. Это повод поработать над ошибками. Как иммунитет организма тренируется болезнями, так и рынок тренируется дефолтами.
Возвратимся к украинским реалиям. Разумеется, совет авторитетного экономиста ФРС пока что не релевантен нашей ситуации. Однако НПФ должны пройти путь работы с облигациями отечественного бизнеса.
Как и любая нормальная компания, пенсионный фонд стремится к собственному развитию. Хорошая новость в том, что это возможно не выходя за пределы допустимых рисков и за пределы нашего рынка. Качественных корпоративных бумаг пока не много. Но спрос и предложение, как известно подстёгивают друг друга.
Комментарии - 6
— Чудово! Накопичую другий мільйон!
— Як, уже?!
— Ну, з першим, на жаль, так нічого й не вийшло!:)