Украинцам надоел бензин и дизель — они активно пересаживаются на электрокары. По данным Autoconsulting, в прошлом году продажи таких авто выросли на 60%.
Модный заряд: почему украинцы кинулись скупать электромобили и далеко ли на них уедем
Пока больше впечатляет динамика, чем сам размер автопарка. Так, в 2018 году на учет поставили чуть больше 5,6 тыс. электромобилей, а в позапрошлом году — около 3 тысяч. Для сравнения: общий автопарк в Украине превышает 1 миллион машин.
Тем не менее, украинскому авторынку прочат именно «электрическое» будущее. Ожидается, что в нынешнем году продажи электрокаров вырастут еще, как минимум, на 50%. Не удивительно, что желающих освоить это направление становится все больше. Производители лоббируют государственные программы поддержки электрического автопрома, а импортеры расширяют модельный ряд и наращивают инфраструктуру.
«Минфин» разбирался, в чем интерес рядовых водителей и действительно ли выгодно сейчас покупать электрокары.
30 копеек вместо 3 гривен за километр
Как показывает статистика Autoconsulting, больше всего любят электрокары киевляне — на долю столицы и области в прошлом году пришлось около 29% продаж. На втором месте — одесситы (около 14%), на третьем — жители Днепропетровской и Харьковской областей (по 8,6%). Замыкают пятерку львовяне — они приобрели 5,3% электромобилей.
Глава компании Autoconsulting Олег Омельницкий пояснил: прошлогодний бум на рынке электрокаров подстегнула отмена налогов. За обычные авто украинцы платят 20% НДС, 10% ввозной пошлины (в случае с иномарками) и акциз. То есть всего получается порядка 33% от стоимости машины. А вот электрокары полностью освободили он налогообложения. В конце прошлого года льготы продлили еще на 4 года — до конца 2022 года. Соответствующие правки в Налоговый кодекс были внесены проектом №9260.
Отсутствие налогов дает электромобилям главный козырь на нашем рынке — сравнительно невысокую цену. Долгое время такие машины были у нас экзотикой именно из-за дороговизны. К примеру, если среднестатистическая новая малолитражка стоит до 20 тысяч долларов, то за электромобиль такого же формата приходилось выложить около 30 тысяч. Теперь же ценовые категории, как минимум, сравнялись.
Но, как говорит руководитель направления электромобилей Renault Александр Митник, налоговые льготы — лишь одна из причин бума.
«На электрокары все чаще пересаживаются таксисты. Плюс — формируется рынок подержанных электокаров, появляется все больше моделей и брэндов, развивается инфраструктура», — перечисляет он.
Не прошли даром и усилия Илона Маска — электромобили становятся своего рода модным гаджетом. А активное развитие загородного строительства позволяет украинцам еще и минимизировать зависимость от заправки. Вместо того, чтобы следить как скачут ценники на бензин и дизель, они устанавливают розетки и заправляют свои электрические авто дома. Стоимость такой установки стартует от 15-17 тыс. грн. За средний цикл зарядки авто потребляет от 8 до 15 кВт электроэнергии. По действующим тарифам это обойдется в 13,44- 25,2 грн., а если установить двухзонный счетчик и заряжать авто ночью, то еще дешевле. В этом случае среднестатистический километр пробега обходится порядка 30 -50 копеек. Для сравнения: при стоимости бензина в 30 грн./л, авто «съест» до 3 грн./км, то есть в десять раз больше, чем электрокар.
«Основные преимущества электромобилей — именно существенное сокращение затрат на заправку/зарядку, отказ от традиционного топлива, значительное уменьшение затрат на обслуживание», — отмечает Митник.
Новый или с пробегом?
Как и в случае с традиционными авто, на рынке электрокаров лидируют подержанные иномарки. Перекос в сторону электрических б/у моделей даже более резкий, чем в сегментах бензиновых и дизельных машин.
«Из 5,6 тыс. проданных в Украине в прошлом году электрокаров, только 600 — новые, остальные — подержанные авто из США и Европы», — говорит Олег Омельницкий. PR -менеджер компании «Ниссан Украина» Владимир Иванов рассказал «Минфину», что именно по этой причине они до сих пор не поставляют в нашу страну новые Nissan Leaf. И это при том, что именно эта б/у модель является лидером по объемам продаж. По итогам минувшего года она возглавила топ-5 с долей почти 65%. На втором месте — Renault Kangoo ZE (6,3%), на третьем – BMW i3 (5,1%). Далее следуют Тesla Model S (4,3%) и Mercedes-Benz B-Class EV (3%).
В сегменте новых электрокаров лидеры, в принципе, те же. Но объемы продажи меньше в 8-10 раз. Тех же Nissan Leaf приобрели всего 129 штук, BMW i3 —103 шт., Hyundai Ioniq — 95 шт., Tesla Model X — 60 шт., Tesla Model S — 45 шт., KIA Soul — 35 шт., Renault ZOE —18 шт, Tesla Model 3 —11 шт. И здесь только три модели, которые продаются в Украине официально. Остальные – «серые», — говорит Омельницкий.
«Рено Украина» представляет на рынке 2 модели электромобилей — компактный городской хетчбек Renault ZOE и универсальный коммерческий фургон Renault Kangoo ZE, — рассказал Митник. Официальные поставки новых электрокаров есть также у «АВТ Бавария» (BMW), «Богдан-авто» (Hyundai).
Главный аргумент, который заставляет украинцев скупать подержанные электрокары, очевиден — более низкая цена. К примеру, новый Nissan Leaf под заказ вам привезут за 38-42 тыс. долларов. Двухлетнее авто с пробегом в 10 тыс. км можно купить уже за 18 тыс. долларов. Такая же модель 2015 года выпуска с пробегом около 20 тыс. км обойдется в 14 тыс. долларов.
Самая простенькая новая Tesla стоит от 50 тыс. долларов. Модель с более комфортной комплектацией и техническими характеристиками (скажем, Model S) потянет уже на 140 -150 тыс. долларов. За такие же деньги или дешевле можно приобрести бензиновое или дизельное авто премиального класса. А вот Tesla Model S 2013 года выпуска с пробегом 111 тыс. км на Auto Ria предлагают уже за 38 тыс. долларов.
Подержанные авто к нам массово везут из США. Причем, как говорят эксперты, их техническое состояние зачастую оставляет желать лучшего. Главное уязвимое место электрокара — батарея. Ее цена — это 50-60% от стоимости авто. Если батарею придется менять, проще отправить такую машину на свалку. Проверить же состояние батареи «на глаз» покупателю крайне сложно — приходится верить продавцам на слово. Кстати, в тех же США и Европе электрокары, в основном, продаются без батареи. А саму батарею водители берут на прокат, так как при ее выходе из строя приходится оплачивать утилизацию, что достаточно дорого (несколько тысяч долларов).
Нередко такие б/у батареи, уже отслужившее свое в США или Европе, везут к нам. Это увеличивает риски для потенциальных покупателей. Если движок не «полетит» сразу, то может доставить владельцу массу хлопот, скажем, авто не будет заводиться в морозы.
Поэтому главное, на что советуют обратить внимание эксперты при выборе электрокара — именно гарантии по батарее. Готов ли продавец обслуживать такое авто и как долго. Еще лучше — проверить качество батареи на надежном СТО.
Никаких налогов для патриотов
Бум на рынке электрокаров воодушевил не только импортеров, но и отечественных производителей. О готовности заняться выпуском электрокаров заявила, в частности, корпорация «Богдан». «Украина имеет богатые месторождения лития и кобальта. В Министерстве инфраструктуры считают, что это может позволить нам стать мировым центром по производству литиевых батарей и электрокаров. «Богдан» в свою очередь поддерживает развитие «зеленого» машиностроения, поскольку это привлечет новые инвестиции и положительно повлияет как на экономику страны, так и на состояние окружающей среды», — заявили в пресс-службе компании. К слову, «Богдан» уже производит электрические автобусы, а недавно представил и электрический грузовик.
Но чтобы отечественные автосборщики всерьез взялись за это направление, им нужны очередные преференции, которые компании как раз и лоббируют. В парламенте уже появилась 15-летняя стратегия развития электрокаров в Украине (законопроекты №8159 и 8160). Она содержит несколько пунктов, но все они касаются потенциальных покупателей отечественных электрокаров. Им обещают, в частности, налоговую скидку на 10 лет, а также освобождение от сборов в Пенсионный фонд. Это может оказаться веским аргументом разве что для украинцев, которые получают полностью «белую» официальную и большую зарплату и, соответственно, платят большие налоги, или же для предпринимателей. Но для граждан, которые официально получают минималку, а остальное — в конверте, льготы от государства вряд ли станут стимулом покупать украинские электромобили.
Особых преференций для самих производителей в программе нет, в первую очередь, из-за отсутствия средств в бюджете. Плюс — остаются в силе льготы на импорт. А в такой ситуации, по мнению Олега Омельницкого, выгоднее будет завозить электрокары из-за границы, чем производить внутри страны. Поэтому, если украинским производителям не удастся выторговать для себя более выгодные условия, им вряд ли светит существенная доля этого рынка. Сомнительно, что удастся договориться и с заграничными инвесторами о переносе сборки иностранных моделей электрокаров в Украину.
Так что эксперты уверены, что пока отечественный рынок электромобилей будет расти за счет импорта. «В течение ближайших пяти лет на рынок выведут десятки новых моделей электромобилей. Этот вид транспорта будет дешеветь, что связано с увеличением производства электромобилей, строительством новых заводов по выпуску батарей, снижением стоимости производства, — прогнозирует Митник.
Константин Сопрыкин
Комментарии - 29
https://www.lavanguardia.com/economia/20190211/46364090130/coche-electrico-espana-diesel-gasolina-gasoleo-taller.html
Реальність: доходи Тесла та об'єм продаж Тесла
В европейских странах тарифная сетка на электричество домашнего потребления состоит из нескольких уровней (на украине таких уровней пока только два). Каждый вышестоящий, а особенно наивысший — очень дорогой и в разы отличается от первого. Украинские «интеллектуалы»-знатоки европейской жизни, считают цену электричества по первому, дешёвому тарифу, в то время как для зарядки электромобиля в домашних условиях ночью необходимо сделать контракт на потребление по максимальному тарифу потребления и на всё домохозяйство. Именно это и делает покупку электоромобиля обыкновенной европейской семьёй неподъёмным удовольствием, особенно в странах ЕС — славящимися своим абсурдно высоким, коммунистически-многоступенчатым (больше тратишь — больше платишь) налогообложением воды, газа и электричества.
Электрокар — это политический, а не экономический проект. В европе быть его владельцем, это всё равно что стать матерью-героиней — освобождают от уплаты налогов, организовывают бесплатный проезд по платным дорогам, анонсируют запрет нормальных автомобилей уже в 15-20 летней перспективе и дают почётную грамоту. Скоро будут доплачивать, а они заразы всё равно не приживаются с той скоростью, с какой хотели бы еврочиновники…
https://minfin.com.ua/blogs/semenvekselberg/117391/
— в цьому вся суть балабола — видати зростання за падіння :)
Ось статистика графічно, падіння тут може розгледіти тільки упоротий пропагандист.
«Именно это и делает покупку электоромобиля обыкновенной европейской семьёй неподъёмным удовольствием»
— як завжди, Сємьон не наводить жодних чисел і розрахунків, лише одні балабольні слова.
Говорячи «очень дорогой» про європейську електрику, Сємьон сором'язливо мовчить про дорогий бензин та дорогі екологічні побори в Європі, які так само роблять «покупку автомобиля обыкновенной европейской семьёй неподъёмным удовольствием».
«Электрокар — это политический, а не экономический проект»
— тут теж Сємьон лукавить, видаючи розумні екологічні ініціативи за щось погане.
За логікою Сємона, державні ініціативи з підтримки енергозбереження — це теж політика, а не економіка. Зате коли мова зайде про необхідність укласти газові угоди з Росією, він заспіває іншу пісню, що тут чиста економіка і жодної політики.
Отакий він, слизький та лукавий Сємьон балабол :)
«Падіння» там можуть розгледіти тільки адепти сєкти «свідків зубожіння» :)
— багатослів'я — це супутник брехні та лукавства.
Кому нема потреби викручуватись, той говорить стисло і лаконічно.
«Хватит флудить!!!»
— так це ж Ви тут нафлудили, коли дали посилання на свою статтю, де описані «опыты с участием людей, которые дышали выхлопами от автомобилей с дизельным двигателем».
Відома тактика кгбістів — безсоромно звинувачувати опонента в своїх гріхах.
Зависит от страны. А так — да, в Германии например очень дорогая электроэнергия. Настолько дорогая, что особых преимуществ по цене по сравнению с ДВС нет. Зато есть серьезные неудобства, связанные с продолжительностью зарядки и ограниченностью пробега на данном этапе развитя технологий. Плюс немцы любят гонять по своим безлимитным автобанам на высоких скоростях. А электромобиль не любит такие режимы, и его пробег на одной зарядке оказывается очень маленьким, намного меньше чем в городе. Поэтому у немцев не получается массово протолкнуть электромобили.
Не согласен, что элекрокар — исключительно политический проект. На сегодняшний день — да, но нужно время и серьезные вложения, чтобы технология дозрела, и могла полноценно конкурировать с ДВС по стоимости и удобству. Для этого нужна была политическая воля, чтобы стимулировать производителей в это вкладывать, а покупателей — покупать. В дальнейшем выгоды будут в том числе и экономические, так как экология тоже влияет на экономику (хоть это и не для всех очевидно), и каждый почувствует это своими легкими и здоровьем, хоть на первый взгляд это тоже неочевидно.
Могу Вам сказатьс технической точки зрения — Вы правы сегодня электромобиль это пока еще мода, пиар и бизнес на пиаре — типа Теслы.
Вся соль двух параметрах:
Экономическая эффективность = 1/Себестоимость = [Количество Цилов Перезаряда] / [Цена 1 Ватта АКБ]
Плотность заряда = [1 кВт ] / [ Вес АКБ в 1 кВт]
По этим двум параметрам — еще в 90х ни летающие РУ модели, ни электромобили — были принципиально не возможны.
Давайте посчитаем:
Себестоимость АКБ — 1 заряда на 1 кВт сегодня = 30,1 грн / на 1 заряд (цена в Европе и США )
Коммерческая цена электричества 1 кВт = 2.50 грн
Как видим — все считают что цену электричества в 1.68 или 2.5 при этомникто не считают себестомость батареи — которая конечный ресурс, которая портится — после 500 перезарядов — емкость падает в 2 раза, после 1000 раз смерть в 98% случаев. Так сама структура полимера портится от времени — за 3-5 лет, лежащая без дела батарея значительно потеряет емкость.
Посчитаем реальность:
Тот же Nissan Leaf
Тот же Nissan Leaf как заявлено тратит 0.2Вт/1км, цена электричества 0,3-0.5 грн, цена АКБ 6 грн
ИТОГ цена 1 км = 6.5грн
Для сравнения: Tesla Model S и Model X теряют всего 20% ёмкости аккумулятора при пробеге 840000 км.
Да-да, 840 тысяч км.
https://ecotechnica.com.ua/transport/3275-nissan-budet-vosstanavlivat-zamenyat-batarei-v-leaf-starykh-modelej-poka-v-yaponii-i-za-dengi.html
В остальных случаях- пока нет
Если у тебя нет своего дома — то лично для меня лиф отпадает, зарядится на ел.станциях — 20грн\час, при этом ее еще надо найти и потом прийти к ней, если живёшь в квартире то опять вопрос, как заряжать, если нет станции рядом. А так задул 45л газа и ездишь за 30 грн на работу, в то время когда общественным — 28.
Зачем вообще нужна машина с ограниченным пробегом? Завтра вашему коллеге нужно будет по делам по Киеву помататься и он станет на Броварском недоехав 10 км до дома и в панике будет искать зарядку.
Это не машины это понты для приезжих.
Машина это когда я полный бак залил и через 4 часа в Одессе. А не ловить мысль, хоть бы розетки на трассе были…
— сучасні електрички мають набагато більший запас ходу
«полный бак залил и через 4 часа в Одессе»
— для багатьох автомобілістів дальня поїздка — це «разова» потреба.
Аналогія — нема сенсу купувати смартфон на топовому проці, якщо ти не граєшся в потужні іграшки.
>то за электромобиль такого же формата приходилось выложить около 30 тысяч.
>Теперь же ценовые категории, как минимум, сравнялись.
Очень интересно узнать где они сравнялись. Давайте посмотрим какие новые электромобили можно купить до $20 000, предоставляю полный список:
Вот и все новые электромобили которые можно купить до $20K.