Минфин - Курсы валют Украины

Установить
13 февраля 2019, 8:01 Читати українською

Модный заряд: почему украинцы кинулись скупать электромобили и далеко ли на них уедем

Украинцам надоел бензин и дизель — они активно пересаживаются на электрокары. По данным Autoconsulting, в прошлом году продажи таких авто выросли на 60%. 

Украинцам надоел бензин и дизель — они активно пересаживаются на электрокары.
Фото: CarDiagram

Пока больше впечатляет динамика, чем сам размер автопарка. Так, в 2018 году на учет поставили чуть больше 5,6 тыс. электромобилей, а в позапрошлом году — около 3 тысяч. Для сравнения: общий автопарк в Украине превышает 1 миллион машин.

Тем не менее, украинскому авторынку прочат именно «электрическое» будущее. Ожидается, что в нынешнем году продажи электрокаров вырастут еще, как минимум, на 50%. Не удивительно, что желающих освоить это направление становится все больше. Производители лоббируют государственные программы поддержки электрического автопрома, а импортеры расширяют модельный ряд и наращивают инфраструктуру.

«Минфин» разбирался, в чем интерес рядовых водителей и действительно ли выгодно сейчас покупать электрокары.

30 копеек вместо 3 гривен за километр

Как показывает статистика Autoconsulting, больше всего любят электрокары киевляне — на долю столицы и области в прошлом году пришлось около 29% продаж. На втором месте — одесситы (около 14%), на третьем — жители Днепропетровской и Харьковской областей (по 8,6%). Замыкают пятерку львовяне — они приобрели 5,3% электромобилей.

Глава компании Autoconsulting Олег Омельницкий пояснил: прошлогодний бум на рынке электрокаров подстегнула отмена налогов. За обычные авто украинцы платят 20% НДС, 10% ввозной пошлины (в случае с иномарками) и акциз. То есть всего получается порядка 33% от стоимости машины. А вот электрокары полностью освободили он налогообложения. В конце прошлого года льготы продлили еще на 4 года — до конца 2022 года. Соответствующие правки в Налоговый кодекс были внесены проектом №9260.

Отсутствие налогов дает электромобилям главный козырь на нашем рынке — сравнительно невысокую цену. Долгое время такие машины были у нас экзотикой именно из-за дороговизны. К примеру, если среднестатистическая новая малолитражка стоит до 20 тысяч долларов, то за электромобиль такого же формата приходилось выложить около 30 тысяч. Теперь же ценовые категории, как минимум, сравнялись.

Но, как говорит руководитель направления электромобилей Renault Александр Митник, налоговые льготы — лишь одна из причин бума.

«На электрокары все чаще пересаживаются таксисты. Плюс — формируется рынок подержанных электокаров, появляется все больше моделей и брэндов, развивается инфраструктура», — перечисляет он.

Не прошли даром и усилия Илона Маска — электромобили становятся своего рода модным гаджетом. А активное развитие загородного строительства позволяет украинцам еще и минимизировать зависимость от заправки. Вместо того, чтобы следить как скачут ценники на бензин и дизель, они устанавливают розетки и заправляют свои электрические авто дома. Стоимость такой установки стартует от 15-17 тыс. грн. За средний цикл зарядки авто потребляет от 8 до 15 кВт электроэнергии. По действующим тарифам это обойдется в 13,44- 25,2 грн., а если установить двухзонный счетчик и заряжать авто ночью, то еще дешевле. В этом случае среднестатистический километр пробега обходится порядка 30 -50 копеек. Для сравнения: при стоимости бензина в 30 грн./л, авто «съест» до 3 грн./км, то есть в десять раз больше, чем электрокар.

«Основные преимущества электромобилей — именно существенное сокращение затрат на заправку/зарядку, отказ от традиционного топлива, значительное уменьшение затрат на обслуживание», — отмечает Митник.

Новый или с пробегом?

Как и в случае с традиционными авто, на рынке электрокаров лидируют подержанные иномарки. Перекос в сторону электрических б/у моделей даже более резкий, чем в сегментах бензиновых и дизельных машин.

«Из 5,6 тыс. проданных в Украине в прошлом году электрокаров, только 600 — новые, остальные — подержанные авто из США и Европы», — говорит Олег Омельницкий. PR -менеджер компании «Ниссан Украина» Владимир Иванов рассказал «Минфину», что именно по этой причине они до сих пор не поставляют в нашу страну новые Nissan Leaf. И это при том, что именно эта б/у модель является лидером по объемам продаж. По итогам минувшего года она возглавила топ-5 с долей почти 65%. На втором месте — Renault Kangoo ZE (6,3%), на третьем – BMW i3 (5,1%). Далее следуют Тesla Model S (4,3%) и Mercedes-Benz B-Class EV (3%).

В сегменте новых электрокаров лидеры, в принципе, те же. Но объемы продажи меньше в 8-10 раз. Тех же Nissan Leaf приобрели всего 129 штук, BMW i3 —103 шт., Hyundai Ioniq — 95 шт., Tesla Model X — 60 шт., Tesla Model S — 45 шт., KIA Soul — 35 шт., Renault ZOE —18 шт, Tesla Model 3 —11 шт. И здесь только три модели, которые продаются в Украине официально. Остальные – «серые», — говорит Омельницкий.

«Рено Украина» представляет на рынке 2 модели электромобилей — компактный городской хетчбек Renault ZOE и универсальный коммерческий фургон Renault Kangoo ZE, — рассказал Митник. Официальные поставки новых электрокаров есть также у «АВТ Бавария» (BMW), «Богдан-авто» (Hyundai).

Главный аргумент, который заставляет украинцев скупать подержанные электрокары, очевиден — более низкая цена. К примеру, новый Nissan Leaf под заказ вам привезут за 38-42 тыс. долларов. Двухлетнее авто с пробегом в 10 тыс. км можно купить уже за 18 тыс. долларов. Такая же модель 2015 года выпуска с пробегом около 20 тыс. км обойдется в 14 тыс. долларов.

Самая простенькая новая Tesla стоит от 50 тыс. долларов. Модель с более комфортной комплектацией и техническими характеристиками (скажем, Model S) потянет уже на 140 -150 тыс. долларов. За такие же деньги или дешевле можно приобрести бензиновое или дизельное авто премиального класса. А вот Tesla Model S 2013 года выпуска с пробегом 111 тыс. км на Auto Ria предлагают уже за 38 тыс. долларов.

Подержанные авто к нам массово везут из США. Причем, как говорят эксперты, их техническое состояние зачастую оставляет желать лучшего. Главное уязвимое место электрокара — батарея. Ее цена — это 50-60% от стоимости авто. Если батарею придется менять, проще отправить такую машину на свалку. Проверить же состояние батареи «на глаз» покупателю крайне сложно — приходится верить продавцам на слово. Кстати, в тех же США и Европе электрокары, в основном, продаются без батареи. А саму батарею водители берут на прокат, так как при ее выходе из строя приходится оплачивать утилизацию, что достаточно дорого (несколько тысяч долларов).

Нередко такие б/у батареи, уже отслужившее свое в США или Европе, везут к нам. Это увеличивает риски для потенциальных покупателей. Если движок не «полетит» сразу, то может доставить владельцу массу хлопот, скажем, авто не будет заводиться в морозы.

Поэтому главное, на что советуют обратить внимание эксперты при выборе электрокара — именно гарантии по батарее. Готов ли продавец обслуживать такое авто и как долго. Еще лучше — проверить качество батареи на надежном СТО.

Никаких налогов для патриотов

Бум на рынке электрокаров воодушевил не только импортеров, но и отечественных производителей. О готовности заняться выпуском электрокаров заявила, в частности, корпорация «Богдан». «Украина имеет богатые месторождения лития и кобальта. В Министерстве инфраструктуры считают, что это может позволить нам стать мировым центром по производству литиевых батарей и электрокаров. «Богдан» в свою очередь поддерживает развитие «зеленого» машиностроения, поскольку это привлечет новые инвестиции и положительно повлияет как на экономику страны, так и на состояние окружающей среды», — заявили в пресс-службе компании. К слову, «Богдан» уже производит электрические автобусы, а недавно представил и электрический грузовик.

Но чтобы отечественные автосборщики всерьез взялись за это направление, им нужны очередные преференции, которые компании как раз и лоббируют. В парламенте уже появилась 15-летняя стратегия развития электрокаров в Украине (законопроекты №8159 и 8160). Она содержит несколько пунктов, но все они касаются потенциальных покупателей отечественных электрокаров. Им обещают, в частности, налоговую скидку на 10 лет, а также освобождение от сборов в Пенсионный фонд. Это может оказаться веским аргументом разве что для украинцев, которые получают полностью «белую» официальную и большую зарплату и, соответственно, платят большие налоги, или же для предпринимателей. Но для граждан, которые официально получают минималку, а остальное — в конверте, льготы от государства вряд ли станут стимулом покупать украинские электромобили.

Особых преференций для самих производителей в программе нет, в первую очередь, из-за отсутствия средств в бюджете. Плюс — остаются в силе льготы на импорт. А в такой ситуации, по мнению Олега Омельницкого, выгоднее будет завозить электрокары из-за границы, чем производить внутри страны. Поэтому, если украинским производителям не удастся выторговать для себя более выгодные условия, им вряд ли светит существенная доля этого рынка. Сомнительно, что удастся договориться и с заграничными инвесторами о переносе сборки иностранных моделей электрокаров в Украину.

Так что эксперты уверены, что пока отечественный рынок электромобилей будет расти за счет импорта. «В течение ближайших пяти лет на рынок выведут десятки новых моделей электромобилей. Этот вид транспорта будет дешеветь, что связано с увеличением производства электромобилей, строительством новых заводов по выпуску батарей, снижением стоимости производства, — прогнозирует Митник.

Константин Сопрыкин

Комментарии - 29

+
+33
semenvekselberg
semenvekselberg
13 февраля 2019, 8:43
#
«Украинцам надоел бензин и дизель — они активно пересаживаются на электрокары» — украинцы, видимо, очень продвинутая в экономическом отношении нация. Например испанские экономисты подсчитали, что для того, чтобы этой стране полностью электрофицировать свой автомобильный парк понадобится не больше и не меньше как 172 года...
https://www.lavanguardia.com/economia/20190211/46364090130/coche-electrico-espana-diesel-gasolina-gasoleo-taller.html
+
+98
ballistic
ballistic
13 февраля 2019, 9:47
#
Аналітика від Сємьона: "электромобиль — затея бесперспективная, теслу никто не покупает"
Реальність: доходи Тесла та об'єм продаж Тесла
+
+76
semenvekselberg
semenvekselberg
13 февраля 2019, 9:58
#
Одно дело придираться к словам, другое — смотреть на статистику, согласно которой темпы роста покупки электромобилей в мире падают уже много лет подряд...
В европейских странах тарифная сетка на электричество домашнего потребления состоит из нескольких уровней (на украине таких уровней пока только два). Каждый вышестоящий, а особенно наивысший — очень дорогой и в разы отличается от первого. Украинские «интеллектуалы»-знатоки европейской жизни, считают цену электричества по первому, дешёвому тарифу, в то время как для зарядки электромобиля в домашних условиях ночью необходимо сделать контракт на потребление по максимальному тарифу потребления и на всё домохозяйство. Именно это и делает покупку электоромобиля обыкновенной европейской семьёй неподъёмным удовольствием, особенно в странах ЕС — славящимися своим абсурдно высоким, коммунистически-многоступенчатым (больше тратишь — больше платишь) налогообложением воды, газа и электричества.
Электрокар — это политический, а не экономический проект. В европе быть его владельцем, это всё равно что стать матерью-героиней — освобождают от уплаты налогов, организовывают бесплатный проезд по платным дорогам, анонсируют запрет нормальных автомобилей уже в 15-20 летней перспективе и дают почётную грамоту. Скоро будут доплачивать, а они заразы всё равно не приживаются с той скоростью, с какой хотели бы еврочиновники…
https://minfin.com.ua/blogs/semenvekselberg/117391/
+
+64
Андрей Иванов
Андрей Иванов
13 февраля 2019, 10:18
#
Редко с Вами согласен, но здесь Вы правы. Особенно сравнение с матерями-героинями развеселило.
+
+150
ballistic
ballistic
13 февраля 2019, 10:27
#
"темпы роста … падают"
— в цьому вся суть балабола — видати зростання за падіння :)
Ось статистика графічно, падіння тут може розгледіти тільки упоротий пропагандист.

«Именно это и делает покупку электоромобиля обыкновенной европейской семьёй неподъёмным удовольствием»
— як завжди, Сємьон не наводить жодних чисел і розрахунків, лише одні балабольні слова.
Говорячи «очень дорогой» про європейську електрику, Сємьон сором'язливо мовчить про дорогий бензин та дорогі екологічні побори в Європі, які так само роблять «покупку автомобиля обыкновенной европейской семьёй неподъёмным удовольствием».

«Электрокар — это политический, а не экономический проект»
— тут теж Сємьон лукавить, видаючи розумні екологічні ініціативи за щось погане.
За логікою Сємона, державні ініціативи з підтримки енергозбереження — це теж політика, а не економіка. Зате коли мова зайде про необхідність укласти газові угоди з Росією, він заспіває іншу пісню, що тут чиста економіка і жодної політики.
Отакий він, слизький та лукавий Сємьон балабол :)
+
+33
semenvekselberg
semenvekselberg
13 февраля 2019, 10:29
#
Какое ещё зростання-падиння??? Вы смысл словосочетания по-русски «темпы роста» понимаете? А оно, статистически, в мире падает, нравится вам это или нет…
+
+68
ballistic
ballistic
13 февраля 2019, 10:32
#
Я вище посилання на графічну статистику навів.
«Падіння» там можуть розгледіти тільки адепти сєкти «свідків зубожіння» :)
+
0
semenvekselberg
semenvekselberg
13 февраля 2019, 10:43
#
https://minfin.com.ua/blogs/semenvekselberg/114379/
+
+41
ballistic
ballistic
13 февраля 2019, 10:57
#
Посилання на самого себе прирівнюється до капітуляції :)
+
+27
semenvekselberg
semenvekselberg
13 февраля 2019, 11:08
#
Никаких капитуляций. Текст комментария лимитирован 1500 знаками. В блоге — безлимит. Хватит флудить!!!
+
+23
ballistic
ballistic
13 февраля 2019, 11:29
#
«Текст комментария лимитирован 1500 знаками»
— багатослів'я — це супутник брехні та лукавства.
Кому нема потреби викручуватись, той говорить стисло і лаконічно.

«Хватит флудить!!!»
— так це ж Ви тут нафлудили, коли дали посилання на свою статтю, де описані «опыты с участием людей, которые дышали выхлопами от автомобилей с дизельным двигателем».
Відома тактика кгбістів — безсоромно звинувачувати опонента в своїх гріхах.
+
+15
Kanarej
Kanarej
13 февраля 2019, 18:57
#
Особенно в Норвегии не прижились :)
Зависит от страны. А так — да, в Германии например очень дорогая электроэнергия. Настолько дорогая, что особых преимуществ по цене по сравнению с ДВС нет. Зато есть серьезные неудобства, связанные с продолжительностью зарядки и ограниченностью пробега на данном этапе развитя технологий. Плюс немцы любят гонять по своим безлимитным автобанам на высоких скоростях. А электромобиль не любит такие режимы, и его пробег на одной зарядке оказывается очень маленьким, намного меньше чем в городе. Поэтому у немцев не получается массово протолкнуть электромобили.

Не согласен, что элекрокар — исключительно политический проект. На сегодняшний день — да, но нужно время и серьезные вложения, чтобы технология дозрела, и могла полноценно конкурировать с ДВС по стоимости и удобству. Для этого нужна была политическая воля, чтобы стимулировать производителей в это вкладывать, а покупателей — покупать. В дальнейшем выгоды будут в том числе и экономические, так как экология тоже влияет на экономику (хоть это и не для всех очевидно), и каждый почувствует это своими легкими и здоровьем, хоть на первый взгляд это тоже неочевидно.
+
0
Transformator
Transformator
13 февраля 2019, 11:37
#
Я думал прочитаю про невероятные продажи в шт, а оказалось сотни шт в месяц… зато в % все красиво
+
0
Александр Данилович
Александр Данилович
14 февраля 2019, 12:17
#
Семен, я занимаю разработкой и продажей электронных устройств, 90% из них питаются АКБ от литий или литий-полимерного типа. Расчеты надежности и рабочего ресурса — произвожу регуляроно. Так же как хобби я занимаюсь радиоупровляемыми моделями — квадрокоптерами, багами и самолетами. С другом мы вместе собрали электромобиль пошлым летом.

Могу Вам сказатьс технической точки зрения Вы правы сегодня электромобиль это пока еще мода, пиар и бизнес на пиаре — типа Теслы.
Вся соль двух параметрах:
Экономическая эффективность = 1/Себестоимость = [Количество Цилов Перезаряда] / [Цена 1 Ватта АКБ]
Плотность заряда = [1 кВт ] / [ Вес АКБ в 1 кВт]

По этим двум параметрам — еще в 90х ни летающие РУ модели, ни электромобили — были принципиально не возможны.
Давайте посчитаем:
Себестоимость АКБ — 1 заряда на 1 кВт сегодня = 30,1 грн / на 1 заряд (цена в Европе и США )
Коммерческая цена электричества 1 кВт = 2.50 грн

Как видим — все считают что цену электричества в 1.68 или 2.5 при этомникто не считают себестомость батареи — которая конечный ресурс, которая портится — после 500 перезарядов — емкость падает в 2 раза, после 1000 раз смерть в 98% случаев. Так сама структура полимера портится от времени — за 3-5 лет, лежащая без дела батарея значительно потеряет емкость.

Посчитаем реальность:
Тот же Nissan Leaf
+
+15
Александр Данилович
Александр Данилович
14 февраля 2019, 12:19
#
Обрезало Комментарий:
Тот же Nissan Leaf как заявлено тратит 0.2Вт/1км, цена электричества 0,3-0.5 грн, цена АКБ 6 грн
ИТОГ цена 1 км = 6.5грн
+
0
Kanarej
Kanarej
14 февраля 2019, 14:12
#
Nissan гарантирует сохранение около 66% от максимальной ёмкости после пробега 160000 км или 8 лет активного использования машины. Вместе с тем, недавнее исследование показало, что первые батареи на 24 кВт*ч теряют более 20% ёмкости через 5 лет. Интересно, но это же исследование показывает, что 30-киловаттная батарея теряет ёмкость быстрее, чем менее емкая предшественница на 24 кВт*ч

Для сравнения: Tesla Model S и Model X теряют всего 20% ёмкости аккумулятора при пробеге 840000 км.
Да-да, 840 тысяч км.

https://ecotechnica.com.ua/transport/3275-nissan-budet-vosstanavlivat-zamenyat-batarei-v-leaf-starykh-modelej-poka-v-yaponii-i-za-dengi.html
+
0
Kanarej
Kanarej
14 февраля 2019, 14:04
#
Ваши расчеты мягко говоря не очень верны. Батарея после 500 зарядов не теряет половину емкости. Если бы это было так, на лифах батарея приходила бы в полную негодность за 2-3 года. На практике же даже через 5-8 лет они теряют 20-30% емкости при нормальной эксплуатации без злоупотреблений вроде периодического глубокого разряда батареи или частого использования быстрых зарядок. А если придерживаться правила не разряжать меньше 20%, и не заряжать больше 80%, и заряжать током малой мощности, к примеру от бытовой сети 220В — то батарея будет жить ооочень долго. Кроме того, батарея не выходит из строя целиком. Она модульная, и часто возможно поменять лишь некоторые потерявшие емкость или вышедшие из строя ячейки.
+
+141
Андрей Иванов
Андрей Иванов
13 февраля 2019, 9:49
#
Такси и коммерческий транспорт согласен. Слишком много «если». Если жить в частном доме, если купить зарядку за 15-17 тыс и это без стоимости монтажа и возможного обслуживания, если заряжать ночью (для коммерции отменили ночной тариф). Что касается роста продаж так от 0 во сколько раз вы бы не продавали, по большому счету будет 0. В статье пишут что общий автопарк превышает 1 млн., но я читал статитстику, что около 4 млн. В Украину только евроблях завезли от 600 тыс. (типа официально) до 1,3 млн. непонятно как. Из тех авто что завезли часть машин будет выходить из строя быстрее, чем обычный автопарк по причине бу шности и битости. Везут машины 2011- 2012 гг. Т.е батареям уже по 7 лет. На счет экономичности, я на газу имею цену пробега 1 грн/км., а электромобиль 30-50 коп (если ночью, если дома, если на своей заправке), а если на коммерческой заправке, то получается также от 1 грн/км. Никакого смысла кроме понтов нет, даже сплошные убытки. Хотя будущее за ними, когда их будут клепать как мобильные телефоны, дешевле чем обычные машины, с пробегом от 400км и развитой инфраструктурой.
+
+23
Transformator
Transformator
13 февраля 2019, 11:39
#
Соглашусь
+
+15
Ігор Петров
Ігор Петров
14 февраля 2019, 7:27
#
Соглашусь, что живя в частном доме в пригороде — смысл есть.
В остальных случаях- пока нет
+
+50
duke34
duke34
13 февраля 2019, 18:03
#
Все зависит от многих факторов.Коллега купил ниссан лиф за 12 тыс.дол, сам живет на окраине Броваров. Частный дом, 3 фазы, одна чисто за зарядку лифа, зональный счётчик, кинуть одну фазу, все провести, с работой — стало в 11 тыс грн, по ночному тарифу полная зарядка обходится в 18грн, на работу туда обратно 90 км, максимальный пробег автомобиля 120км. Литр газа сейчас 10 грн\л, я не представляю возможным проехать 90км на 2л газа. Еще он по настроению утром берёт 3 пассажира с Броваров на Киев по 15 грн, благо утром там целая очередь. В итоге ты еще и зарабатываешь. У меня самого ел.скутер есть, летом на работу я только на нем и езжу, запас хода 60км, при скорости 55км\час, зарядить — 2 грн. Я уже забыл, что такое пробки и долго ехать на работу, я с борщаги в центр еще ни разу дольше 20 мин не ехал, часы сверять можно.
Если у тебя нет своего дома — то лично для меня лиф отпадает, зарядится на ел.станциях — 20грн\час, при этом ее еще надо найти и потом прийти к ней, если живёшь в квартире то опять вопрос, как заряжать, если нет станции рядом. А так задул 45л газа и ездишь за 30 грн на работу, в то время когда общественным — 28.
+
0
Olimpiec
Olimpiec
15 февраля 2019, 12:28
#
Мне интерестны такие автомобисты, на работу ехать 90, запас хода 120, при минус 20 запас хода будет 100.

Зачем вообще нужна машина с ограниченным пробегом? Завтра вашему коллеге нужно будет по делам по Киеву помататься и он станет на Броварском недоехав 10 км до дома и в панике будет искать зарядку.

Это не машины это понты для приезжих.

Машина это когда я полный бак залил и через 4 часа в Одессе. А не ловить мысль, хоть бы розетки на трассе были…
+
0
ballistic
ballistic
15 февраля 2019, 14:02
#
«запас хода 120»
— сучасні електрички мають набагато більший запас ходу

«полный бак залил и через 4 часа в Одессе»
— для багатьох автомобілістів дальня поїздка — це «разова» потреба.
Аналогія — нема сенсу купувати смартфон на топовому проці, якщо ти не граєшся в потужні іграшки.
+
+15
duke34
duke34
15 февраля 2019, 16:15
#
Да, современные автомобили имеют больший запас хода, но и стоят они дурных денег, он же купил б\у с США, как и большинство. Машина эта чисто для езды на работу и в окрестностях в магазин и т.д., для Одессы у него соната стоит. Зимой, кстати, вообще отлично, печка ест хорошо батарею, но хватает с запасом, можно ездить. Если есть дом в городе или за городом, где можно дешево заряжать и отбивать стоимость, то я бы брал, а так, платить 20грн\час зарядки и искать зарядные станции — не то.
+
+104
O K
O K
13 февраля 2019, 10:46
#
>К примеру, если среднестатистическая новая малолитражка стоит до 20 тысяч долларов,
>то за электромобиль такого же формата приходилось выложить около 30 тысяч.
>Теперь же ценовые категории, как минимум, сравнялись.

Очень интересно узнать где они сравнялись. Давайте посмотрим какие новые электромобили можно купить до $20 000, предоставляю полный список:

Вот и все новые электромобили которые можно купить до $20K.
+
0
Kanarej
Kanarej
15 февраля 2019, 19:06
#
Написано же, до 20 тыс — это новая малолитражка с ДВС. А новый электромобиль — написано 30 тыс. Кстати, Hyundai Ioniq новый прошлого года выпуска сейчас стоит 28-31 тыс в зависимости от комплектации. Причем за 31 тыс — это ну очень богатая комплектация, и обычная легковушка с аналогичной комплектацией будет стоить почти столько же. Да и за 28 тыс — совсем не бедная.
+
+82
Balxash
Balxash
13 февраля 2019, 13:00
#
Прорыв произойдёт только тогда, когда производителям аккумуляторов удастся в разы увеличить ёмкость аккумулятора, при этом значительно снизить цену аккумулятора.
+
+15
Kanarej
Kanarej
13 февраля 2019, 19:00
#
И при этом как минимум пропорционально ускорить зарядку, так как и так долго заряжается, а если еще и заряжать в разы больше придется — то ночи не хватит зарядить дома.
+
0
Буква Ґ
Буква Ґ
13 февраля 2019, 20:47
#
Проще 1000 кубов вакуума купить
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться