Правление Нацбанка 31 января примет решение по учетной ставке: регулятор может снизить ее впервые с 2017 года.
13 аргументов против снижения учетной ставки
Главный менеджер по макроэкономическому анализу казначейства Райффайзен Банка Аваль Михаил Ребрик приводит аргументы, почему сейчас не время снижать учетную ставку.
В последние годы учетная ставка Национального банка в Украине стала действенным инструментом регулирования монетарной сферы. Ее изменения через ставки по основным операциям по предоставлению и изъятию ликвидности с незначительным временным лагом транслируются на стоимость финансовых ресурсов и активов. Так, изменения учетной ставки в течение 2019 г уже на следующий день отображались на стоимости ресурсов на межбанковском рынке на 0,3-0,9 п.п. — в зависимости от шага корректировки. В целом же повышение ключевой ставки с 14,5 до 18% привело к росту Украинского индекса межбанковских ставок на 3,9 п.п. с 13,2% до 17,1%.
Далее это изменение транслируется на динамику кредитных и депозитных ставок банков и стоимость правительственных заимствований. Так с начала 2018г. стоимость кредитов для физлиц в национальной валюте возросла на 3,9 п.п., а для предприятий и организаций – на 6,6 п.п. При этом доходность депозитов корпоративных клиентов в национальной валюте увеличилась на 5,9%, тогда как Украинский индекс ставок по гривневым депозитам физлиц в зависимости от срока размещения вклада добавил 1,3-1,8 п.п. Средневзвешенная доходность по гривневым облигациям внутреннего государственного займа выросла с 16 до 20%.
Таким образом, повышение учетной ставки НБУ отражается на удорожании финансовых ресурсов для правительства, предприятий и домохозяйств, на их ожиданиях и инвестиционных решениях. В связи с этим, все больше внимания привлекают решения НБУ по вопросам изменения ключевой ставки, ближайшее из которых будет вынесено 31 января. В этот раз мы ожидаем, что решение членов комитета по монетарной политике и Правления НБУ будет сопровождаться оживленной дискуссией в силу наличия многочисленных противоречивых аргументов в пользу как снижения учетной ставки, так и сохранения ее на текущем уровне.
Среди ключевых аргументов в пользу незначительного снижения ставки (на 0,5-1п.п.), на наш взгляд, можно выделить такие:
1. В последнее время наметились первые признаки смены тренда на дезинфляционного: индекс потребительских цен в 2018г. снизился с 13,7% до 9,8%, побив 5-летний рекорд. Улучшились и инфляционные ожидания населения (11,9% в декабре 2018г. против 14,9% в сентябре). Это позволило представителям Правления НБУ (Якову Смолию и Дмитрию Сологубу) достаточно недвусмысленно сигнализировать, что «…на сегодня есть тенденция, и все основания пересмотреть и ослабить нашу монетарную политику» и что тренд повышения учетной ставки, который наблюдался в предыдущие годы «…достиг пика и сменится на понижательный».
2. Текущие монетарные условия являются достаточно жесткими, номинально ставки почти в 2 раза превышают уровень инфляции. Как свидетельствуют результаты оценки деловых ожиданий предприятий Украины (проводится НБУ), чрезмерно высокие ставки остаются основным препятствием при принятии решений о привлечении кредитов (67,3% респондентов в 4 кв. 2018 г). При этом, по нашим оценкам, предприятия и организации в значительной мере исчерпали резервы собственных ресурсов для капитального инвестирования, а потребность в заемных средствах растет третий квартал подряд. Это дает основания для прогнозирования постепенного охлаждения инвестиционного спроса и, соответственно, сдерживания роста ВВП, что отображается в ухудшении прогнозов роста экономики Украины в 2019г.
Прогнозы реального роста ВВП Украины | ||||
Источник | 2018 | 2019 | 2020 | |
3,2 | 2,7 | 3,1 | ||
Национальный банк Украины | 3,4 | 2,5 | 2,9 | |
Консенсус прогноз-аналитиков | НБУ | 3,3 | 2,7 | 3,1 |
Минэкономразвития | 3,1 | 2,9 | 3,1 | |
Bloomberg | 3,2 | 3,0 | 3,0 | |
МВФ | 3,3 | 2,7 | 3,0 | |
Всемирный банк | 3,3 | 2,9 | 3,4 | |
J.P.Morgan | 3,5 | 3,5 | 3,0 | |
Среднее значение | 3,3 | 2,9 | 3,1 |
3. Возобновление кредитования определено как одна из ключевых задач НБУ в соответствии со Стратегией и Программой действий на 2019 г. Снижение учетной ставки можно рассматривать как один из инструментов достижения поставленной задачи.
4. Монетарная база и денежная масса (+5,6% г/г в декабре 2018 г.) растут темпами меньшими, чем рост номинального ВВП (ожидается порядка 20% г/г). Денежный мультипликатор снизился до 2,93 в декабре (3,03 годом ранее). Макроэкономический прогноз НБУ содержит еще более сдержанное увеличение денежной базы и денежной массы в 2019 г. (+6,2% и 8,7% соответственно). В то же время номинальный рост ВВП прогнозируется на уровне 11,1% при относительно постоянной скорости денежного обращения. В результате происходит наращивание объема наличной гривны вне банков (+10,5% г/г в 2018 г.) для совершения расчетов. Снижение учетной ставки будет способствовать насыщению транзакционного спроса на деньги со стороны населения и организаций, возросшему вследствие роста экономики.
Ряд аргументов, которые свидетельствуют о преждевременности перехода к пониженной учетной ставке:
1. Несмотря на ощутимое снижение, инфляция (9,8%) все еще остается значительно выше целевого диапазона НБУ (5% ± 1пп), а ее возврат в указанный диапазоне самим же НБУ ожидается только в 1 кв. 2020 г.
2. В стратегии монетарной политики НБУ указывается, что одним из главных критериев успешности монетарной политики является «заякоренность» инфляционных ожиданий на уровне инфляционного таргета. Ожидания на уровне 11,9% также остаются существенно выше таргета.
3. Несколько преждевременно констатировать устойчивость наметившегося дезинфляционного тренда вследствие сохранения существенного фундаментального давления со стороны потребительского спроса. Так, ощутимому снижению инфляции в конце прошлого года (на ряду с жесткой и независимой монетарной политикой НБУ) способствовал ряд ситуативных факторов – снижение мировых цен на нефть, рекордный урожай зерновых (через канал валютного курса).
В то же время, на наш взгляд, фундаментальное давление со стороны факторов инфляции спроса остается повышенным вследствие:
- значительного роста зарплат как в номинальном (+20,5% г/г в декабре 2018 г.), так и в реальном (+9,7% г/г) выражениях;
- роста минимальной з/п с текущих 3723 до 4173 грн. с 01.01.2019 и актуализации пенсий и социальных трансфертов (бюджетом на 2019 г. предусмотрен рост расходов на социальную защиту и социальное обеспечение население на 32,1% г/г (+48,5 млрд грн);
- усиления дефицита кадров как в результате развития экономики Украины, так и существенного оттока трудовых мигрантов (уровень безработицы в Украине в 3кв18 впервые с 2013г. снизился до 8%);
- значительных перечислений от трудовых мигрантов ($8,2 млрд или +11% г/г в 1-3 кв. 18);
- позитивных потребительских настроений (Индекс потребительских настроений (Gfk);
- динамичного роста потребительского кредитования (+34% г/г в ноябре 2018 г.).
Отметим, что Меморандумом про экономическую и финансовую политику Украины с МВФ закреплено дальнейшее повышение цены на газ на+15% с мая 2019 г. и +25% с января 2020 г.
4. Политика «дорогой гривны» оказывает благоприятное воздействие на укрепление обменного курса гривны, который, в свою очередь является одним из ключевых факторов ценовой динамики.
5. Сохранение высокой ключевой ставки должно сохранить наметившийся лишь в последнее время тренд роста ставок по депозитам физлиц, что должно послужить наращиванию склонности к сбережениям и несколько охладить потребительский спрос. Это благоприятно скажется на инфляции.
6. Снижение ставки может снизить приток депозитов в банковскую систему, что потенциально неблагоприятно скажется на формировании ресурсной базы для расширения кредитования экономики.
Выгодные вклады с программой «Бонус к депозитам»
7. Высокий уровень реальных процентных ставок помогает поддерживать интерес нерезидентов к гривневым инструментам на фоне снижения интереса инвесторов к активам развивающихся стран. Приток инвестиций в валюте должен также обеспечить укрепление курса гривны.
8. Снижение ставки может привести к снижению ставок по потребительским кредитам, которые подогревают спрос населения и служат одним из проинфляционных факторов.
9. Несмотря на высокие ставки по кредитам, ограниченный доступ к банковским кредитам по-прежнему не рассматривается предприятиями как существенное ограничение для наращивания объемов производства. Об этом свидетельствуют результаты опроса деловых ожиданий предприятий от НБУ за 4 кв. 2018г. Спрос на кредиты остается высоким: часть респондентов, которые планируют брать кредиты составила 37,6% против 36,6% в 3 кв. 2018 года. На рост портфеля корпоративных кредитов рассчитывает 75% банков, опрошенных НБУ, 52% отмечает рост спроса корпораций на кредиты в 3 кв. 2018г.
10. Ситуация с запасами банковской ликвидности сезонно нормализовалась (57,9 млрд грн на корсчетах + 66,8 млрд грн инвестиций в депозитные сертификаты НБУ по состоянию на 28.01.2019), а новый дизайн монетарной политики позволит более эффективно удовлетворять потребности банков в краткосрочной ликвидности, что смягчит влияние ликвидной позиции на банковское кредитование и экономический рост. Это уменьшает необходимость снижения ключевой ставки.
11. Снижение ставки может оказаться преждевременным с учетом высокой неопределенности результатов предстоящих «двойных выборов».
12. Снижение ключевой ставки в условиях высоких инфляционных ожиданий, но в преддверии выборов может быть воспринято как популистское и обусловленное политическими факторами решение, отбрасывающее тень сомнения на независимость центрального банка и его приверженность политике инфляционного таргетирования.
13. Новый дизайн монетарной политики фактически разблокировал канал гривневой эмиссии для финансирования дефицита бюджета: деньги, полученные в виде рефинанса могут направляться на покупку ОВГЗ. На рациональность и умеренность аппетита правительства в год выборов уповать рискованно, минимальная з/п растет, пенсии нужно актуализировать… Дороговизна ресурса выступает сдерживающим фактором, но снижение учетной ставки удешевит ресурс, а значит повысит привлекательность подобных заимствований для правительства. Последствия неподкрепленной эмиссии вряд ли согласуются с целью снижения инфляции.
Таким образом, на наш взгляд, снижение учетной ставки может оказаться преждевременным в условиях высокого фундаментального давления проинфляционных факторов и неопределенности, связанной с предстоящими выборами. Напротив, нам кажется целесообразным сохранение учетной ставки на текущем уровне, который обеспечивает хрупкий баланс между целями НБУ по обеспечению ценовой стабильности и сохранению импульса экономического роста, что начинает давать свои позитивные плоды в виде макроэкономической стабилизации. Мы верим, что устойчивое экономическое развитие может быть основано только на фундаменте ценовой и финансовой стабильности в долгосрочном периоде.
Комментарии - 38
Любители стимулировать экономику инфляцией, страдайте)
Это правительству?
В национальной экономике всего два субъекта, могущих стимулировать экономику инфляцией — НБУ и правительство.
И на зажимание денежной массы НБУ, чтобы НЕ стимулировать экономику инфляцией, правительство отвечает… — стимулированием инфляции, через выпуск ОВГЗ, приводящий к увеличению налогов, повышению цен и тарифов, и увеличению долга.
Потому что других способов увеличения дохода, кроме увеличения налогов и долгов, наше правительство попросту — не знает.
Кстати, что НБУ — НЕ стимулирует экономику инфляцией, вопрос очень даже спорный.
Как минимум,«инфляцию издержек» своими повышениями учётной ставки он тоже стимулирует.
Кроме этого, выкупая ОВГЗ, он помогает правительству стимулировать экономику инфляцией.
««инфляцию издержек» своими повышениями учётной ставки он тоже стимулирует» — взгляните на долю банковских кредитов в балансе предприятий и соответственно — долю затрат на обслуживание кредитов в себестоимости продукции. Думаю, она покажется Вам не столь значительной, чтобы констатировать стимулирование инфляции издержек.
Кроме того, под стимулированием экономики инфляцией обычно понимают стимулирование потребительского спроса за счет допэмиссии, побочным эффектом чего является инфляция. Мне сложно представить, как инфляция издержек может стимулировать экономику. Скорее -наоборот
Это может говорить, что он выкупает в меньших пропорциях.
Насчёт «инфляции издержек», так это смотря что кредитуют — если кредитуют основной капитал предприятий, то да — не столь значительная роль.
А если кредитуют оборотный капитал, то затраты на обслуживание кредита уже будут играть более значительную роль.
Вам может и трудно представить, но правительство этим занимается регулярно.
Все эти увеличения прожиточных минимумов, минимальных зарплат и прочих социальных пособий к чему приводят?
А за счёт чего это всё — за счёт новых ОВГЗ.
Даже тут в каментах есть)
И да, как не плюнуть в правительство, отлтчная же «зрада»)
И да, им бы потроллить)
Хотя я сторонник снижения.
Возможно с учетом выборов и пиковых выплат по долгу, пока ее нужно оставить.
Плюс 2019 год будет не стабильный в мире. Лучше перестраховаться.
Да и в мире все нервничают, цены на денежные ресурсы растут, и тут важно не упустить шанс, так как потом можем и под 20+% не завлечь.
3% кредиты на 3-5 лет?)
''профицит есть благодаря заробитчанам'' — они платят налоги в бюджет?
Или их деньги принудительно конвертируются по курсу НБУ?
А так они идут в матрас.
Как известно, доллары из матраса у нас меняют в последнюю очередь)
Тем более приплетать сюда НДС. Данный налог уплачивается лишь потому, что он прямой. НДС далеко не единственный источник доходов бюджета, уж точно бабушек он не кормит (привет ЕСВ), или заробитчане НДФЛ хотя бы платят?
Пример с квартирой меня вообще позабавил. Расскажи-ка о кирпичах и цементе, а я расскажу, что отделка может составлять 50% стоимости коробки (и упереться в 100% стоимости бюджетной квартиры), что отделочные материалы в большинстве своём импортные. За 200-500 тысяч можно купить. Голые стены с толчком, рукомойником и счетчиками.
Что мы имеем: валюта пришла, возможно налом, ЕСВ, НДФЛ проигнорированы, половина валюты вымылась на покупку красок, кафеля, сантехники произведенных белыми людьми. Такой себе профицит. С экономической точки зрения, заробитчане это раковая опухоль — никакого эффекта, кроме сиюминутного краткосрочного она не несёт.
А на последок. Нужно быть сверхразумом, чтобы горбатиться два года, пережить всю прелесть переездов, границ, нищебродства и обменять высоколиквидный капитал (зелёный кэш) в неликвидный термитник на дне Трои или Борщаги. Я бы ещё понял обмен кэша на неэкономическое благо — возможность отгородиться от окружающих говнюков. Я о покупке земли и строительстве дома. А в том случае гараздо профитнее аренда, а остальное превратить в источник дохода.
«пункты 6 и 8» — вся разница в срочности ресурса. потребкредитование в основном краткосрочное. так что особых противоречий нет
« пункт 2» экономические агенты принимают инвестиционные решения на основе ожиданий. поэтому ожидания имеют непосредственное отношение к экономике. управление ожиданиями — один из инструментов управления экономикой.
«Пункт 12» как раз про независимость. На наш взгляд, НБУ как раз не стоит обращать внимание на давление с требованием понижения ставки. А вот «париться о том, что подумают» как раз нужно, т.к. в цивилизованном обществе репутация имеет значение. Мы считаем, что независимость НБУ — одно из главных достижений последних лет и один из ключевых аргументов инвестиционной привлекательности Украины в глазах инвесторов. Потеря этой репутации может отразиться на ожиданиях инвесторов и далее по цепочке — на экономической стабильности
«во вред экономике держать ставку высокой» — крайне спорное утверждение. Ставки по кредитам не могут быть низкими в условиях высокой инфляции. Вы будете кредитовать себе в убыток? Поэтому сначала — снизить инфляцию, а потом появится возможность для снижения ставок.
Пока жалоб на то, что ставки высокие и мы не хотим брать кредитов — нет.
Вы наверное не в курсе, что у нас ведущая отрасль — Аграрии, они по ухи в в кредитах.
Помимо кредитов у нас развит Лизинг, даже гос.компании полюбили в лизинг брать Авто.
У нас отлично уходит в кредит и в лизинг вагоны, спецтехника и т.д.
Истории о том что берут в кредит только торговля относящаяся с сфере услуг — показывает, что Вы не разбираетесь, а точнее не понимаете реалий.
«платежный баланс у Украины явно глубоко профицитный» — по текущему счету 4,7 млрд дол дефицита, торговый баланс дефицитный на 44,5 млрд. дол. Ситуацию спасли притоки по финансовому счету во многом благодаря траншам от международных доноров. В 2019г. наверняка импорт продолжит расширяться в условиях устойчивого потребительского спроса (деньги заробитчан, упомянутых Вами, во многом идут на покупку импортных товаров), так что текущий счет останется дефицитным + к нему добавятся оттоки по финансовому счету в силу пиковых выплат по госдолгу (около 6 млрд дол внешних выплат)
Учетная ставка — инструмент стратегического регулирования экономики. Он ориентирован на перспективу, а не на конъюнктурные события. Так вот в средне/долгосроке высоки риски повышения инфляционного и девальвационного давление по сравнению с прошлым годом. так что рановато снижать ставку. Когда риски снизятся (политические, риски срыва траншей МВФ, ЕС и т.д.), тогда можно начать снижение.
коэффициент корреляции ставок по депозитам физлиц и учетной ставки составляет 0,71 и это, по-моему, не прямая связь, а общая связь с третьим фактором — инфляцией. Потому что с индексом инфляционных ожиданий населения ставки по депозитам коррелируют на 0,89. И это логично. Кстати, связь процентных ставок с официальным индексом инфляции составляет 0,75.
Последний раз, когда процентные ставки по депозитам превышали ожидания населения по инфляции, было лето 2017г.
Как думаете, снижение ставок по депозитам приведет к притоку депозитов в банковскую систему? Я вот сомневаюсь. Так а за счет какого ресурса кредитовать собираетесь? за счет рефинанса? так он краткосрочный и, чего Вы опасаетесь, может быть использован только для потребкредитования и кредитования торговых предприятий с высокой оборачиваемостью средств.
Для снижения ставок по депозитам нужна низкая инфляция и доверие к банковской системе. Снижение учетной ставки играет против этих двух компонентов. поэтому я за сохранение высокой ставки до тех пор, пока дезинфляционный тре
От себя лишь добавлю, что почти все экономисты и банкиры очень недооценивают фактор «заробитчан», все кто получал образование в этих сферах, обучались «по методичкам» написанным несколько десятилетий назад в развитых западных странах, но у тех стран не было ситуации, когда 10-15% трудоспособного населения работало за границей, при чем получая зарплаты которые в разы превышали зарплаты на внутеннем рынке труда. Только по официальной статистике НБУ, заробитчане перевели 11 млрд. в 2018 году, что почти полностью перекрывает торговый дефицит, а сколько привезли в карманах, кто скажет? Думаю эта величина тоже сопоставима с теми самыми 11 млрд.
Но я считаю, что снижение учетной ставки к немонетарным факторам инфляции добавит еще и монетарные, что только увеличит инфляционное давление. Аргументы приводил неоднократно. Также я не считаю, что снижение учетки будет эффективно способствовать наращиванию кредитования, т.к. считаю, что проблема в высокой инфляционной и рисковой составляющей ставок по кредитам, а не в учетной ставке НБУ
но 2 знакомых, по вашему — достаточно репрезентативная выборка, чтобы распространять полученные выводы на генеральную совокупность? мягко говоря, сомнительный подход.
но точность цифр не столь важна. можно просто отследить эффект по валютному курсу. так вот в прошлом году, по моему мнению, притоки от заробитчан и позволили во многом удержать курс. Но в этом году 6 млрд внешних выплат. Вырастут ли поступления на столько, чтобы компенсировать эти выплаты без ущерба курсовой динамике?
«а сколько привезли в карманах, кто скажет» — изучите методику НБУ по подсчету этих поступлений. Она пытается учитывать как официальные, так и неофициальные каналы. Если вы можете предложить более точную методику, думаю, многим будет интересно на нее взглянуть. а так это просто еще одно необоснованное мнение по поводу дополнительных 11 млрд.
З.Ы. номера соответствуют выпускам в году, а не месяцам.