Минфин - Курсы валют Украины

Установить
12 декабря 2018, 14:31 Читати українською

Госуслуги-онлайн: где получить быстро и без взяток

Перевод государственных административных услуг в электронную форму помогает разрушить коррупционные схемы.

Какие госуслуги уже сейчас доступны жителям Украины онлайн, без посредников и очередей, выяснила редакция «Экономической правды». Публикуем сокращенную версию статьи.

В Украине существует примерно 1 200 административных услуг, большинство из которых регулируется устаревшими законодательными нормами. Это приводит к злоупотреблениям, бытовой коррупции и созданию компаний -«прокладок».

Но часть административных госуслуг уже переведена в электронную форму: они доступны без взяток и «нужных связей». Все, что нужно пользователю - бесплатно получить электронно-цифровую подпись (ЭЦП) в Государственной фискальной службе или Приватбанке. 

Замглавы Госагентства по вопросам электронного правительства Алексей Выскуб представил пять госуслуг, которые уже работают по новой схеме.

1. Помощь при рождении ребенка

Потенциал услуги — более 360 тыс заявителей ежегодно. Электронной услугой за все время воспользовались 23,5 тыс заявителей. Получить услугу можно на странице сайта Минсоцполитики.

Раньше копию свидетельства о рождении ребенка подавали вместе с заявлением. Достоверность документа не проверяли, поэтому помощь могли оформлять на детей, которых не существовало.

Теперь номер свидетельства отмечают в электронном заявлении, он автоматически проверяется в Государственном реестре актов гражданского состояния граждан. Это исключает возможность злоупотребления.

2. Принятие объектов строительства в эксплуатацию

Потенциал услуги — более 50 тыс заявителей ежегодно. Воспользовались электронной услугой за все время 6,5 тыс заявителей. Получить эту услугу можно на сайте Государственной архитектурно-строительной инспекции (ГАСИ).

После окончания строительства заказчик объекта получает в ГАСИ декларацию или сертификат о готовности дома к введению в эксплуатацию. Раньше в процессе подачи государственному регистратору документов для получения права собственности на недвижимость могли возникать злоупотребления. В частности, заявитель производил подмену нескольких страниц в наборе документов декларации или сертификата. Так заявители меняли этажность и площадь недвижимости. Это было возможно, потому что ГАСИ не вносила в электронный реестр сведения об объекте недвижимости, указанные в декларации или сертификате. При этом доказать факт злоупотребления было крайне сложно.

Теперь работники ГАСИ обязаны вносить в реестр разрешительных документов все без исключения данные деклараций и сертификатов, которые они выдают. Это делает невозможным подмену данных. Кроме того, теперь для регистрации права собственности на новостройку больше не требуются копии документов декларации или сертификата — нужен только регистрационный номер декларации или сертификата. Все данные госрегистраторы автоматически получают из реестра ГАСИ.

3. Согласование проектов землеустройства

Потенциал услуги — 300 тыс заявителей ежегодно. Воспользовались электронной услугой за все время 268 тыс заявителей. Получить услугу можно на сайте Госгеокадастра, воспользовавшись ЭЦП.

Для отвода земли нужно подавать проектную документацию, которую могут изготавливать только лицензированные предприятия. Ранее некоторые структуры нередко имели особые отношения с руководителем территориального подразделения Государственной службы по вопросам геодезии, картографии и кадастра. Такой руководитель согласовывал документацию только одной фирмы и не согласовывал документацию других фирм. Что повышало стоимость услуг «правильной» фирмы.

Теперь в случае онлайн-регистрации заявки на согласование проекта землеустройства действует принцип «слепого» распределения. К примеру, при подаче документации в Киевской области система автоматически направляет проект на согласование в любую другую область. Содержание «своих» фирм теряет смысл.

4. Регистрация декларации соответствия пожарной безопасности

Потенциал услуги — 20 тыс заявителей ежегодно. Воспользовался электронной услугой за все время 141 заявитель. Получить услугу можно на сайте Госслужбы по чрезвычайным ситуациям.

Ранее инспектор Государственной службы чрезвычайных ситуаций мог отказать в регистрации декларации без объяснения причин. Известны случаи, когда чиновники требовали наличие конкретной автосистемы реагирования на огонь, которую устанавливают и обслуживают только связанные с ними компании.

Теперь причиной отказа в регистрации декларации может стать только неправильно заполненная форма. В случае несоответствия здания нормам пожарной безопасности инспектор обязан указать четкую причину отказа. Каждое действие чиновника фиксируется системой, поэтому легко доказать его неправомерность.

Все декларации вносятся в реестр деклараций ГСЧС, и каждый желающий может проверить детский сад, ресторан или ТРЦ на соответствие нормам пожарной безопасности.

5. Лицензии на услуги автоперевозок пассажиров и грузов

Потенциал услуги — 4 тыс заявителей ежегодно. Воспользовались электронной услугой за все время 286 заявителей. Получить услугу можно на сайте Государственного портала.

Раньше процедура сбора и подачи документов на получение лицензии была крайне сложной и могла затянуться на несколько недель. Посредники, которые работали в тандеме с заинтересованными чиновниками, процветали. В результате около 90% частных перевозчиков не имеют соответствующей лицензии.

Теперь заполнение упрощенной формы заявки занимает несколько минут. Срок рассмотрения четко регламентирован и составляет около десяти дней. Желающие могут получить лицензию без посредников.

Также можно проверить наличие у перевозчика лицензии по номеру транспортного средства. Такая услуга доступна на правительственном портале в разделе «Проверка автоперевозчика».

Комментарии - 7

+
0
faxbox
faxbox
13 декабря 2018, 10:17
#
Из примерно 1200 услуг, всего 5 можно получить в электронном виде…
+
0
faxbox
faxbox
13 декабря 2018, 10:19
#
При таких темпах, сколько же нам времени понадобиться, чтобы побороть коррупцию?
+
+28
Юрий Новокрещенов
Юрий Новокрещенов
13 декабря 2018, 10:20
#
Побольше бы перечень и вообще о коррупции можно забыть.
21 век на дворе.
А это убило вообще:
«Достоверность документа не проверяли, поэтому помощь могли оформлять на детей, которых не существовало»
А «они» на государя сетуют, что мол вороватый он у них какой-то.
+
0
Dmytro Z
Dmytro Z
13 декабря 2018, 18:36
#
Госуслуги-онлайн: где получить быстро и без взяток
нигде
+
0
Юрий Новокрещенов
Юрий Новокрещенов
14 декабря 2018, 10:18
#
Коллеги!
Да заканчивайте Вы скулить.
Движение есть? Есть!
Можно быть недовольным скоростью внедрения, но не фактом наличия этих самых изменений.
Я лично за пару лет столкнулся с выдачей заграна, оформлением документов по рождению дочери, вод. прав. И никто, и нигде у меня ничего не просил.
Все быстро, четко и удобно.
А вот мой опыт получения заграна в 2010 — вот это еще та история.
+
0
Dmytro Z
Dmytro Z
15 декабря 2018, 18:55
#
Движение есть, а прогресса нет)
+
0
Юрий Новокрещенов
Юрий Новокрещенов
18 декабря 2018, 10:28
#
Наверное очень зависит от личного опыта. Пока то, что я вижу — это движение в верном направлении. Поживем — увидим.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться