Одним из самых заметных трендов в экономике развитых стран является ее трансформация в «безналичную». Австрия, США, Великобритания, Германия уменьшают количество денег в руках у населения. Взамен создавая инфраструктуру для использования расчетных карт, мобильных кошельков, оплаты через интернет и т.п.
Какой будет экономика будущего? Ответ — безналичной
С одной стороны, бизнес уходит в онлайн, например, объем онлайн-продаж в 2017 г. составил 2,3 трлн долларов (что в 2 раза больше, чем в 2014-м). А с другой, наличка дорого обходится государствам. В 2017-м операции с наличкой стоили США 628 млн долларов: это прием, отправление платежей и переводов, транспортировка денег и т.п., столько же было потрачено денег на ее печать. В то время как НБУ в 2016-м потратил 1,3 млрд гривен на печать денег — за эти же деньги можно было бы отремонтировать 130 км украинских дорог.
Украинцы держат в руках 28% денежной массы страны
В соседней Польше доля налички в полтора раза ниже — 19%, а в Дании она составляет всего 4%. Такие результаты не просто стечение обстоятельств, а целенаправленная политика государств. Например, в той же Дании предприятиям розничной торговли запрещено принимать наличку при расчете, тогда как карточкой можно расплачиваться даже в церкви. В Швеции паркинг и общественный транспорт оплачивается только безналом. Более того, шведское правительство даже ведет целенаправленную информационную кампанию против кэша.
В это время в Украине почти половина работающих продолжает получать зарплату в конвертах. А те, кто получают на карту, предпочитают снимать наличку и расплачиваться ею. Билеты на автобусы, поезда, трамваи и троллейбусы оплачиваются практически в 99% случаев наличкой.
Вместо наличного расчета правительства создают инфраструктуру для безналичных операций.
Банки выпускают карточки, а торговые сети, парковки, метро, университеты, госучреждения оборудуют терминалами. В мире лидерами по безналичным операциям являются Швеция и Франция, в Канаде 57% всех транзакций — безналичные.
Украинцы, в свою очередь, в 2017-м совершили более 3 млрд операций с помощью расчетных карточек на сумму в 2,1 трлн гривен: это и оплата в интернете, и расчеты в торговых сетях, и переводы с карты на карту. В целом же доля безналичных расчетов в Украине с 2010 года выросла на 578% и в первом полугодии 2018-го составляет почти половину всех операций.
Впрочем, с бесконтактными платежами ситуация хуже, чем с безналичным расчетом в целом.
По состоянию на июль 2018-го из 60 млн платежных карточек в Украине лишь 5% с функцией бесконтактных платежей. В Канаде и Японии четвертая часть всех карточек — бесконтактные, во Франции — 39%, а в Китае вообще больше половины.
И хотя доля бесконтактных карт у нас невелика, зато из 271 тыс. терминалов 71% приспособлены для бесконтактных операций. В одном только Киеве терминалов — как во всей Польше (по состоянию на 2015 г.).
По прогнозам Juniper Research, к 2020 г. 15% всех платежей в торговых сетях будут бесконтактными и достигнут отметки в 2 трлн долларов. Бесконтактные платежи включают в себя как расчеты по бесконтактным картам с технологиями по типу PayPass или PayWave, так и мобильные кошельки. Кстати, о мобильных кошельках…
Современный человек не расстается нигде лишь с одной вещью — смартфоном
Можно забыть кошелек, а вместе с ним наличку и карты дома. Но телефон — это новости, контакты, развлечения и теперь уже инструмент цифровой “кэшлс-экономики", и он должен быть всегда в кармане.
Мобильные технологии ускоряют переход экономик на безналичную. Количество пользователей мобильных кошельков в мире, согласно исследованиям Juniper, вырастет с 1,6 млрд в 2017-м до 2,1 млрд уже в 2019 году.
Безоговорочным лидером и примером успешного развития мобильных платежей является Китай. В 2017-м году там было совершено мобильных транзакций на сумму в 15,4 трлн долларов. К слову, в США этот показатель в 40 раз ниже. Корпорации Alibaba и Tencent, имея собственные мобильные платежные системы, владеют более чем 90% китайского рынка.
Еще одним показательным кейсом является Кения с ее М-Реsa. Это по сути и платформа для мобильных платежей и переводов, которая работает на базе мобильного оператора. В 2012-м в Кении были зарегистрированы 17 млн пользователей сервисом.
До 2017-го всего 3 украинских банка — «ПриватБанк», «Альфа-Банк» и «Укрэксимбанк» — имели виртуальные кошельки, пригодные для мобильных платежей. А с приходом в Украину сервисов Apple и Google Pay популярность мобильных платежей наверняка станет больше. Но не только большие компании и банки влияют на украинский рынок бесконтактных платежей. Например, за первое полугодие 2018-го через украинский мобильный кошелек Wallet Factоry было проведено 800 тыс. транзакций.
Почему безналичная экономика делает страны богаче?
Не считая того, что обслуживание налички — дорого, а развитие технологий требует и развития финансовых инструментов, можем назвать еще несколько причин.
Например, банкам и налоговым легче контролировать движение денег. Поэтому отмывать деньги, давать взятки и проводить незаконные финоперации в разы рискованней и сложнее. Следовательно, доля теневой экономики становится ниже, а налоговые поступления — выше. Больше налогов — выше и качественнее социальные стандарты жизни. В свою очередь, прозрачная экономика — сигнал иностранным инвесторам: «Нам можно верить, несите деньги сюда и приумножайте их вместе с нами».
Мир определился с вектором движения — это экономика без налички. Украина следует трендам. Уже можно наблюдать определенные успехи, но отставание от развитых стран существенно. Это, в свою очередь, создает возможности для активного развития Fintech-индустрии в Украине.
Справочник подготовило контент-маркетинговое агентство Top Lead при поддержке экспертов из UAPAY и партнеров: юридической фирмы AEQUO Law Firm и Ощадбанка. Информационные партнеры — компания Mastercard, EBA, финансовый супермаркет Finance.ua. Аналитический партнер — BusinessViews
Комментарии - 33
Дания и Швеция в безнал ушли до безумия, хотя это правильно и безопасно. Хотя такси в Дании 3 года назад еще платил кешем.
https://minfin.com.ua/blogs/semenvekselberg/112247/
https://minfin.com.ua/blogs/semenvekselberg/107468/
Не соответствует действительности.
В супермаркетах спокойно принимают кэш, в гостиннице тоже.
А на улице Ньюхаван(это там где цветные домики в центре) в ларьке с хотдогами не принимают карты, только кэш.
Не нужно верить всему написанному
Но самый забавный факт — в римской гостинице на самом видном месте было объявление: расплатишься наличкой — скидка 8%!
*по нашему*
Или как на счет Германии? «Времена меняются, но немецкая одержимость наличными остаётся» пишет Дойче Велле. Думаете, что немцы тоже глуповаты и подотстали от прогресса навроде украинцев? А я думаю, что немцы как раз просто наоборот сохраняют здравомыслие и отторгают скандинавские эксперименты.
Также стоит отметить абсурдные примеры того, что якобы в развитых странах расчеты наличными умирают. Вроде все стройно написано, но как вяжется то, что по исследованиям группы ING в 2017 всё больше людей пользуются наличкой в Европе для мелких покупок, более двух третей респондентов платят наличными в, к примеру, общепите, и эти результаты соответствуют также и опросам в других странах. Это — неудобный пример и, конечно, в агитке вроде этой статьи решили его пропустить.
Наличка была и будет, и сейчас когда становится ясно, что микроконтроль денежного оборота — это не пустые слова, дальнейшая «трансформация в безналичное» столкнётся с сопротивлением.
76% европейских респондентов сказали, что никогда не откажутся от наличных. Результаты опроса в США и Австралии — 75% и 79% соответственно.
Если не согласны, попробуйте здесь и сейчас отстоять своё мнение… Или побоитесь?
С безнальным умопомрачением та же история. За движение в безнал топит агитпроп и те, кто в фантазиях представляет себе безнальный рай в справедливом и прозрачном обществе. Но эти усилия недостаточны: не выйдет постоянно подсовывать скандинавские достижения как кромку прогресса, этим уже не обмануть ни «верхи», ни «низы».
# Тернистый путь к cashless-экономике
А я о чем??? Когда президентом Американской экономической ассоциации был Милтон Фридман, тогда и весь западный мир развивался по либеральной модели — то, о чём я здесь постоянно твержу: низкие налоги, минимальное вмешательство государства в экономику, умеренная инфляция и т.д. и т.п. Это принесло западному обществу в своё время свои плоды. Потом появились сторонники государственно-административного «капитализма», которые набрались идей в Советском Союзе и стали его строить у себя. Плюс вся эта долговая вакханалия с долларом привела западные страны к кризису, из которого они уже никогда не выйдут.
В Украине до майдана, в современном Китае, России, Индии классического капитализма в 100 раз больше, чем в сегодняшней Европе. Сравнительный анализ нужно делать не только по долговой нагрузке и ВВП, но и по уровню и тенденциям развития среднего класса в этих странах. Так что мы, как всегда, хотели перехитрить всех, а по итогу перехитрили самих себя…
а также налоги будут лучше собираться и бюджет увеличится на 20%,
и этого достаточно для коррумпированных и теневых экономик
# Италия увеличила госдолг на 20 млрд евро для помощи банкам
Какому-нибудь мелкому итальянскому предпринимателю дают 2 года тюрьмы за неуплату 1000 евро налогов, ваш приличный автомобиль может быть остановлен прямо на улице Рима агентами Guardia di Finanza c подлым вопросиком: «Можете объяснить на какие средства Вы приобрели данный автомобиль?», и т.д. и т.п. Весь этот беспредел — с одной стороны. С другой — 20млрд евро государственного долга перекладывается на плечи всех жителей страны, только для того, чтобы спасти частный обанкротившийся банк… Вот такие европейские «ценности» и такая западная «демократия» обусловила наш, украинский выбор… И если такое возможно в европейских странах (и этот случай далеко не единственный), то естественно, это будет возможно и здесь — мы же обязаны принимать правила игры…
https://minfin.com.ua/blogs/semenvekselberg/117436/
В понимании того, что засветка — это по сути конец всему, широкие слои общества обоснованно сопротивляются кэшлессу, а будут сопротивляться ещё больше. На Украине это сопротивление имеет традиционный характер, спасибо бездействию государства в течение уже десятилетий.
В дополнение ограничение на наличные операции — например 1000 или максимум 3000 гривен.