Продажи электрокаров в Украине бьют все рекорды. По данным Государственной фискальной службы, на начало апреля в страну было ввезено порядка 1700 автомобилей с электрическими двигателями. Это втрое больше, чем за аналогичный период прошлого года (550 шт).
Электрокары в Украине: везут битые и зарабатывают на доверчивых водителях
Всего, по итогам прошлого года, продажи электрокаров составили 2700 шт. В этом сезоне, если все пойдет так, как рассчитывают эксперты, цифра вырастет, как минимум, до 5-5,5 тыс. шт.
«Минфин» разбирался, почему украинцы массово пересаживаются на электромобили и насколько выгодна их покупка и эксплуатация в нашей стране.
Мода плюс цена
По словам главы Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олега Назаренко, нынешние рекордные продажи электрокаров — прямое следствие налоговых льгот. В прошлом году в Налоговый кодекс были внесены изменения, которые отменили акцизный сбор, НДС и таможенную пошлину на импорт электрокаров. И продажи сразу же взлетели, — говорит эксперт. Снижение пошлин сделало электрокары дешевле, в среднем, на 17%. Учитывая, что эти автомобили недешевые и стоят дороже традиционных легковушек с двигателями внутреннего сгорания (до $20-30 тыс. за авто 2014-2016 гг выпуска), экономия в $3,5 — 5 тыс. оказалась весомым аргументом для многих автолюбителей.
Но популярность электрокаров росла и до введения налоговых преференций, правда, более медленными темпами. Так, в 2017 году, по сравнению с 2016, продажи электрокаров увеличились в два раза, — утверждают в ассоциации «Укравтопром».
Рекордную динамику эксперты поясняют несколькими факторами. Во-первых, электрокары более дешевые в обслуживании чем традиционные легковушки. Скажем, полная зарядка аккумулятора по действующим тарифам на электроэнергию обойдется в среднем в 20-30 грн. Его в среднестатистическом авто хватает на 140-220 км. Это значит, что один километр пути обойдется от 14 коп. Для сравнения: авто с бензиновым двигателем потребляет в среднем 10 л/100 км. В деньгах это порядка 3 грн на 1— км пути. Но это усредненные цифры. Эксперты рассказывают, что некоторые модели электрокаров демонстрируют настоящие чудеса экономии и позволяют кататься по 7-9 коп./км.
Кроме того, постепенно в Украину приходит европейская мода на экологичные авто. Особенно активно эту тенденцию перенимает молодежь, которая все чаще называет экологичность едва ли не главным критерием при выборе модели, а экономичность и цену ставит на второе и третье место соответственно. Электрокары считаются дорогой и престижной игрушкой, которую могут позволить себе лишь «продвинутые» автолюбители. Если продавцам удастся закрепить за этими авто подобный статус, безбедное будущее им обеспечено, — уверены автоэксперты.
Откуда машины?
По данным ассоциации «Укравтопром», самыми популярными в Украине, по итогам 2017 года, стали электромобили Nissan Leaf (было продано почти 1,9 тыс. шт), BMW i3 (79 шт.), Tesla Model S (56 шт), Focus Electric (54 шт) и Fiat 500e (30 шт.). Как видно, в этом топ-5 участие четырех последних моделей весьма условное: разница в продажах, по сравнению с лидером списка — более чем в 20 раз.
Между тем, как пояснил «Минфину» представитель «Ниссан Украина» Владимир Иванов, несмотря на то, что компания является официальным импортером Nissan в нашу страну, электрокаров Leaf пока не завозит. «Дело в том, что мы всегда адаптируем все модели Nissan к украинском рынку и нашим условиям эксплуатации. К примеру, усиливается ходовая часть, наносится дополняя антикоррозионная защита, меняется аккумулятор. Это миллионы долларов дополнительных затрат. Но если на больших партиях авто с двигателем внутреннего сгорания такие деньги незначительно сказываются на розничной цене, то в случае с электрокарами ситуация будет иной, ведь в штуках их пока продается не так много. А с учетом того, что электрические модели и так стоят недешево, дополнительная наценка сделает их неконкурентными», — считает Иванов.
Renault только недавно объявила об официальном старте продаж своих электрических моделей ZOE и Kangoo ZE. Их реализацией займется 9 дилеров компании.
Пока официальные импортеры только прощупывают рынок, ростом спроса на электрокары активно пользуются серые поставщики. По данным ассоциации «Укравтопром», за прошлый год доля б/у моделей на рынке авто с электродвигателями рекордно выросла — с 42% до 86%.
По словам автомобильного эксперта Сергея Креймера, большинство тех же Nissan Leaf попадают в Украину из США, меньше — из Германии и Голландии.
«В США электрокар после аварии можно купить и за $3-4 тыс. Его кое-как восстанавливают и отправляют на продажу в Украину», — рассказал «Минфину» Креймер. Здесь такое может стоить уже $12-15 тыс., хотя налогов, которыми посредники могли бы оправдать высокие цены, в Украине на электромобили уже нет. Бывают случаи, когда восстановленные авто и вовсе продаются как новые и могут стоить до $30 тыс. «Это при том, что в США и Европе битые электрокары стараются вообще не восстанавливать, а сразу продают на запчасти. Ведь в случае с электроникой непонятно, как в дальнейшем поведет себя такое авто. Скажем, не заклинит ли его в самый неподходящий момент», — отмечает Креймер. По его словам, в Германии и Голландии есть масса предложений битых электрокаров, причем, цены на некоторые снижены в разы. И желающие их купить не стоят в очереди. «К примеру, Tesla 2016 года выпуска, которая в салоне стоит около 150000 евро, после ДТП продается за 30 000 евро, и никто не покупает», — отметил эксперт.
Электро-сюрпризы
Отечественные эксперты бьют тревогу, утверждая, что наш рынок перенасыщен электрокарами сомнительного качества. Их техосмотров никто не проводит, собственно, в Украине даже не разработаны внятные требования к состоянию основных узлов и систем авто с электрическими двигателями.
В итоге самое малое, что грозит потенциальному покупателю, — попасть на деньги. Официально в нашу страну не поставляют запчастей к электрокарам, да и авторизованных станций по их ремонту и обслуживанию практически нет. Зато массово появляются гаражные СТО. Они берутся починить любую поломку, но экскурс нашего дяди Васи в электрическое нутро продукции японского или немецкого автопрома может оказаться роковым для машины.
Другой потенциальный риск — сомнительная безопасность подержанных электрокаров. «В случае с американцами слишком много вопросов к зарядке (ее приходится адаптировать под наши сети), не всегда есть даже подушки безопасности, а если авто восстанавливают после аварии в гаражах, в него вообще страшно садиться — неизвестно, как оно поведет себя на дороге», — говорит Креймер.
Владимир Иванов отмечает и низкий уровень развития инфраструктуры, прежде всего, дефицит зарядных станций. Его коллеги рассказали «Минфину», что в Украине зарядки для электромобилей устанавливаются, как правило, на обычных АЗС. Причем используются преимущественно китайские или отечественные устройства, которые могут оказаться небезопасными для электрических аккумуляторов. Желающие развивать сети зарядок для электрокаров есть, а регулятор обещает включить зеленый свет потенциальным инвесторам. Так, в НКРЭКУ недавно заявили, что сетям электромобильных зарядных станций не нужно получать лицензии на продажу электроэнергии. Чтобы составить договор на поставку электроэнергии, бизнесмену достаточно предоставить копию документа на собственность (помещение) и договор аренды на землю. В ближайшем будущем это должно стимулировать появление новых зарядных станций по всей Украине.
Главным же сюрпризом для владельцев электрокаров может оказаться необходимость замены аккумуляторов. Они стоят достаточно дорого — до 60% от цены всего авто. Производители дают 5-8 лет гарантии на новые аккумуляторы. Но, как правило, ни в США, ни в Европе их не продают в комплекте с машинами — авто идет по отдельной цене, а на аккумулятор заключается договор аренды с помесячной арендной платой. Это позволяет владельцу, во-первых, поменять аккумулятор на новый в любой момент, а во-вторых, не заморачиваться с утилизацией (литиевые аккумуляторы загрязняют окружающую среду, поэтому их переработка стоит достаточно дорого).
Но у нас все по-другому. Автомобили продаются в комплекте с аккумуляторами, причем последние могут быть весьма сомнительного качества и выйти и строя в любой момент. За новый же придется платить, как минимум, $5-8 тыс. (в зависимости от производителя и технических параметров). Эксперты прогнозируют, что массовую замену аккумуляторов украинцы будут производить через 3-5 лет, и дороговизна этой «кампании» может существенно проредить армию ценителей электрокаров в нашей стране.
Мария Колыванова
Комментарии - 61
2. Только в вашем блоге можно прочесть про загнивающий запад, загнивающую отрасль электрокаров («ритм роста парка электрокаров уменьшается несколько лет подряд»). А вот все остальные ресурсы говорят о обратном:
3. Если меня спросят кому вы поверите: Фитчу, авторитетным новостным изданиям, бомжу или блогу «semenvekselberg». То я однозначно отвечу — что даже бомж на фоне блога будет выглядеть более правдоподобно.
Рост числа электрокаров бьет все рекорды
https://ecotechnica.com.ua/transport/2483-novaya-statistika-po-elektromobilyam-chislo-zelenykh-mashin-v-mire-prevysilo-2-mln.html
Аккумуляторы дешевеют:
https://cdn.vdmsti.ru/image/2017/9a/3bfad/default-4ar.png
Популярность электромобилей может ударить по спросу на нефть – Fitch
«https://www.segodnya.ua/economics/avto/populyarnost-elektromobiley-mozhet-udarit-po-sprosu-na-neft-fitch-1116046.html»
https://corrienteelectrica.renault.es/8-datos-nos-muestran-la-evolucion-del-mercado-del-coche-electrico-dia-hoy/
Из основных тезисов:
1. «От 20 до 70 миллионов электромобилей к 2025 году»
2. «Снижается разрыв в стоимости между электромобилем и автомобилем сгорания»
3. «Количество пунктов подзарядки в 2016 году вырастет на 72%»
Если выделить ключевой второй и третий пункт, то падение роста можно объяснить просто недостаточной инфраструктурой и временной дороговизной которая отваживает покупателей. Вскоре эти факторы отойдут на 2 план и начнётся бурный рост. Этому свидетельствует мой график по цене аккумуляторных батарей.
Тем более не удивлюсь, что нефтяные корпорации всеми возможными средствами тормозят рост.
Опираясь на данные отчёта, в блоге я привёл уже свершившиеся данные по факту. Всё остальное сказанное в блоге опирается на конкретные и достоверные ссылки из серьёзных источников. Поэтому все претензии к статистике и западным СМИ.
Статья от 30 октября 2017 года. Перестаньте пользоваться жёлтой украинской прессой — будете обмануты как и вся страна…
Так в вашей же статье говорится о развитии всех направлений электромобилей. А вы выдернули 1 абзац и строите на нём всю вашу мысль. В чем смысл?
Статья все прогнозы и все данные предоставляет исключительно на 2016 год. И даже если она написана в середине 2017 там нет никакой информации про 2017 год. И если верить вашей цифре за 2017 год (про которую в статье ни слова) падение замедляется как минимум. 57% (2017) против 60% (2016)
Мне иногда кажется, что вы считаете всех жителей форума идиотами и лентяями которые не удосужатся проверить ту информацию которую вы предоставляете. Что всем будет лень перевести и тем более прочитать статью на другом языке.
Как я и говорил ранее, эти прогнозы несут рекламную нагрузку, и по факту никогда не сбываются. Данные по мировым продажам можно легко найти в интернете на любом языке. Даже не вижу смысла их предоставлять. Все остальные цифры взяты из отчёта, и у меня нет сомнений в их справедливости.
Так что все претензии к блогу и посты считаю необоснованными, и, с моей точки зрения, опубликованы для получения мнимой выгоды в виде плюсов от проевропейско настроенной, непросвещённой публики…
https://interfax.com.ua/news/economic/480184.html
Всё таки 57%. А в Китае на 90%. И рынок будет дико расти из-за Китая и его агрессивной политики по улучшению экологии.
Я вам напомню, что с 2019 Китай вводит квоты на обязательную продажу электромобилей. Что ещё сильнее подстегнет рынок.
https://auto.ria.com/news/events/234657/kitaj-vvodit-kvoty-na-prodazhu-elektromobilej-i-gibridov.html
Вот что написано в блоге: «Количество электромобилей от общего их количества в мире составляет всего лишь 0,2%, а ритм роста парка электрокаров уменьшается несколько лет подряд: 2017 — 57%; 2016 — 60%; 2015 — 77%; 2014 — 85%».
Вот что написано в вашем комментарии:
«1. Хватит рекламировать свой евроненависный блог
2. Только в вашем блоге можно прочесть про загнивающий запад, загнивающую отрасль электрокаров («ритм роста парка электрокаров уменьшается несколько лет подряд»). А вот все остальные ресурсы говорят о обратном:
3. Если меня спросят кому вы поверите: Фитчу, авторитетным новостным изданиям, бомжу или блогу «semenvekselberg». То я однозначно отвечу — что даже бомж на фоне блога будет выглядеть более правдоподобно.»
Однозначно ответите за болтовню или украинская евроинтеграция всё стерпит???
На сегодняшний день технология электромобилей — откровенно недоработана (сам электродвигатель, аккумуляторы). Это направление старательно стимулируют и делают все, чтобы доработка технологии и развитие инфраструктуры стали рентабельны и чтобы как можно больше компаний вкладывались именно в эту перспективу. Просто потому что это — очевидный путь развития.
Вот тогда их технология была «недоработана» на столько, что электромобили практически ушли в небытие после появления авто с ДВС.
Сейчас же электромобили по большинству потребительских качеств обгоняют обычные авто.
И да, их технологию все еще можно назвать «недоработаной», но это лишь показатель того, что совершенствовать там можно еще кучу всего.
А вот ДВС как технология достигла своих пиков.
З.Ы.: Вы, скорее всего, не знаете, что Семен — пустослов редкостный. Он не один спор проиграл здесь на форуме и отказывается платить по ним.
# Украинцы пересаживаются на электромобили
Ну, лично мне не нравятся маленькие машинки — не чувствую себя в них защищённым. Как бы она красиво не смотрелась, но с моей точки зрения остаётся красивой игрушкой. И причём здесь жигули??? Я не спорю — немецкие машины самые лучшие в мире. Только нужны денежные знаки для их покупки. А попробуйте в сегодняшней европе раздобыть этих денежных знаков. Либо украсть, либо в тюрьму — с тыщёнкой евро на семечки не разгонишься… Ну, разве что на биткоинах зарабатывать — но это несерьёзно.
А так да, для города может и сойдёт, особенно если учитывать вопрос экологии.
Три негативных момента электорокаров:
1) Утилизация батарей не продумана и дорогостояща;
2) Количество подзарядок в городе минимальна и не покроет спрос в случае массового использования;
3) Стоимость электричества будет расти, и намного быстрее чем многие думают (европа, налоги и т.д.)
# Электромобили могут освободить от НДС и акциза до конца года
Сразу видно, что электромобиль — это политический, а не экономический проект. В европе быть владельцем электрокара, это всё равно что стать матерью-героиней — освобождают от уплаты налогов, организовывают бесплатный проезд по платным дорогам, анонсируют запрет нормальных автомобилей уже в 15-20 летней перспективе и дают почётную грамоту. Скоро будут доплачивать, а они заразы всё равно не приживаются с той скоростью с какой хотели бы еврочиновники…
Та да, однажды решил я на свой дизель поставить модный сепаратор по размеру как 2л бутылка пэт. приехал на СТО, мастер час искал место в моторном отсеке и… не нашёл. Вариант в багажнике меня не устроил…
Leaf с батареей 30кВтч, стоимость зарядки около 50 грн, запас хода заявленный 250км (реалный около 170км)
50/170 = ~ 30 коп
Да и даже при вашем примере имеем около 1.2грн за км, ну никак не 2.
Брать б/у электрокар — глупость, как по мне. Вы телефоны б/у берёте? Когда батарея начинает терять свою ёмкость, электроника начинает чаще ловить глюки. От этого никуда не денешься, поэтому их и продают, чтобы не иметь проблем, так что тут лучше не экономить. А вообще это удобный транспорт для режима «работа-дом». Для путешествий, внезапных разъездов они пока не годятся.
Механизм очень отлажен у многих компаний, авто как правильно сказано в статье идут с США. Разные есть варианты, есть нормальные и там еще в США их делают, есть и битые. Лучше обращатся к дилерам с репутацией, те кто годами работает, и ручается за Авто.
В этом могуть быть уверены только очень неграмотные эксперты.
Пока электрокары не станут дешевыми и удобными в зарядке, им никогда не добиться массовости и не побить по спросу и продажам традиционные авто.
Для живущих в частном доме — тоже не проблема.
Как второе авто в семью — вообще не проблема.
А критерий дешевизны у каждого свой. У тех же Лифов сейчас очень конкурентные цены.
С текущими темпами развития технологий — очень скоро они будут и заряжаться значительно быстрее, и ездить не хуже традиционных авто.
Посмотрите статистику в развитых странах — там они уже наступают на пятки автомобилям с ДВС.
Вот здесь об исследовании, которое проводили в США, Японии и Великобритании относительно того, что в конечном итоге дешевле в течение длительного срока эксплуатации — авто с ДВС или электромобиль: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S030626191731526X
Там многобуков, вот вам перевод одного из выводов исследования:
«Альтернативные исследования в целом пришли к тому же выводу, что и наше — что полная стоимость владения (Total Cost of Ownership, TCO) разных подвидов электромобилей (чистые электро, гибридные и т.д.) без учета субсидий все еще выше, чем TCO классических авто с ДВС.»
https://www.technologyreview.com/s/602245/why-we-still-dont-have-better-batteries/
Вот когда будут, тогда и будет разговор :) Пока что прогнозируют, что цены на электромобили сравняются с ценами на обычные очень не скоро — в течение 5-10 лет… А пока что это просто дорогая городская игрушка для тех, у кого есть вторая машина в семье для поездок на большие расстояния. Ни о какой массовости, наступании на пятки и т.д. при нынешних технологиях и на данный момент говорить не приходится.
https://www.nytimes.com/2017/12/18/business/electric-car-adoption.html
Ну а то что битые под видом новых продают это конечно суровые реалии, почему автовладельцы лифов не купят битый в ЕСи не ввезут в Украину, все-таки они по финансам недалеко ушли от владельцев евроблях + что мешает купить в случае проблем с батареей биты электокар и взять его батарею зачем новую то покупать.
Нужно как раз для начала вот такие старые машины убирать, потому что дорогой бензин и Дизель пока никак не помогает
Что за бред, автор статься хоть немного знаком с технологией батареи?
И как они выходят из строя, просто пух и все, машина не едет?
Может не стоит давать писать статьи о электромобилях тому, кто кроме троллейбуса не ездил ни на чем?
Зарядил по ночному тарифу и хватит на путь дом работа и назад.
Жителям многоэтажек ставящим машины под домом — вопрос
«Далекі» поїздки (більше 150 км) трапляються нечасто, тому:
— можна потерпіти, роблячи дозарядку в дорозі
— користуватись послугою вагона-автомобілевоза
— їздити далеко поїздом чи автобусом
Якщо в когось є потреба щодня проїжджати ~50 км і дуже рідко виникає потреба їхати далі 150 км.
Маючи бюджет $14К можна взяти:
— п'ятирічний Ліф в непоганих комплектації та стані
— або п'ятирічний економічний (дизель) Гольф 7 в аналогічному стані
Різниця в щорічних витратах на пальне та обслуговування буде ~$1000. При цьому динаміка у Ліфа значно краща.
Для наведених умов електромобіль однозначно кращий за авто з ДВЗ.
К тому же, ВСЕ существующие на данный момент исследования доказывают, что в целом, учитывая как цену покупки, так и последующее содержание, электромобили на данный момент дороже авто с ДВС (если государство не дает субсидий на покупку электрокаров). Ссылки на источники есть чуть выше в комментариях. О чем здесь дальше можно спорить? Факты — вещь упрямая.
И что делать в тех случаях, когда нужно выехать за город? На укрправде была статья про электрокары, где радостный обладатель рассказывал, что добираться из Одессы в Киев на Лифе в первый раз надо часов 15, а когда знаешь все нюансы, то можно сократить время пути до 10 часов. Если кто не знает, расстояние всего 500 км. И это еще по достаточно оживленной трассе, где есть хоть какая-то инфраструктура. Как ездить за город на природу, допустим? Нафига грызть этот кактус, когда он еще настолько сырой и не готов к комфортному употреблению?
— згоден, що фольц дещо іншого класу, ніж ніссан.
Якщо хочете повної ідентичності класу, то давайте порівняємо з Тіідою, на базі якою зроблений Ліф. Тііда дешевша на $4 тис., але різниця в щорічних витратах на пальне та обслуговування буде ~$1800.
«ВСЕ существующие на данный момент исследования доказывают...»
— посилання, що Ви навели стосуються НОВИХ автівок, що експлуатуються ЗАКОРДОНОМ.
Я ж Вам навів приклад для України у випадку з б/у авто.
"что делать в тех случаях, когда нужно выехать за город? допустим?"
— у Вас є своє авто? Як часто їздите далі 150 км від домівки?
Я аналізую свій РЕАЛЬНИЙ досвід експлуатації і розумію, що якби на місці мого бензинового коня була електричка, то я б дуже рідко відчував дискомфорт, пов'язаний з обмеженням пробігу на одній зарядці. І увесь дискомфорт зводився б до того, що пару раз на рік потрібно буде почекати годину в дорозі, щоб підзарядитися. Єдине, що мене поки стримує від переходу — я хочу кросовер, але цікавих і доступних моделей поки нема. Чекаю.
— цей «кактус» для певних умов УЖЕ більш ніж конкурентний.
В Україні пільги на імпорт електроавтівок та низькі тарифи на електрику добавляють конкурентності.
Усі великі автовиробники зараз активно включилися в «електрогонку», тому дуже цікаво спостерігати боротьбу і появу нових моделей, які з кожним разом стають все кращими.
Є різні прогнози, але однозначно за електроавтівками майбутнє і воно може стати масовим вже дуже скоро. Я серед оптимістів, тому слідкую за змінами, щоб при нагоді самому долучитися до тренду.
Для доставки пиццы или работы в такси (на себя) да, есть заряд — ищешь клиента, нет заряда — ищешь свободную зарядку. Для жизни спорно, нужно весь свой график перестроить под зарядку авто! Если только дом-работа-дом ещё терпимо, но если есть непредсказуемые поездки (внезапный выезд к клиенту или что то в этом духе). От ограничения пробега устаёшь быстро, когда вечером хочется домой (надо ехать 30-50 км) а машина уже села, уже не хочется той экономии…
Зарядок мало, в основном платные, цена 1 грн/м сводит на нет всю экономию… Имхо время электромобилей пока не пришло. И дело не в пробеге, а в возможности быстро (и недорого) зарядить машину в любом месте. Имхо гибриды с пробегом на электротяге 80-100 км. выглядят куда привлекательнее.
— у Вас є своє авто? Скільки раз за рік Вам потрібно проїхати більше 150 км в день?
Якщо така потреба буває дуже рідко, то пару раз «потерпіти незручності» дозволить зекономити $1000 на рік.
«гибриды с пробегом на электротяге 80-100 км»
— таких нема.
Зазвичай заряду гібрида вистачає на 25-30 км.
на вторичном рынке их цена сопоставима с лифами
https://goo.gl/13mvKh пишут что пробег на электротяге 65 км…
Але офіційно запас ходу у Вольта 13...15 року випуску 61 км по методиці EPA.
купите автору калькулятор, 300 грн на 100км это 3 грн/км
А — арифметика!