Депутаты хотят изменить систему налогообложения доходов физических лиц (НДФЛ). Недавно в Раду подали законопроект, который предлагает, чтобы люди платили налог самостоятельно, как это делают в Европе, а не как сейчас, когда работодатель автоматически удерживает НДФЛ с зарплаты сотрудника и перечисляет государству. Стоит ли менять систему, «Минфину» рассказал президент Ассоциации налогоплательщиков Украины Григол Катамадзе.
Налоговая нагрузка на фонд оплаты труда: что нужно изменить
Безотлагательное и взвешенное уменьшение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда — это необходимость. Сейчас украинцам приходится «отдавать» государству почти половину своей заработной платы. Согласно действующему законодательству, общая ставка налогообложения фонда оплаты труда составляет 41,5%.
Одним из ключевых моментов проекта либерального Налогового кодекса Украины, разработанного Ассоциацией налогоплательщиков, является объединение налога на доходы физических лиц и единого социального взноса в один налог. Его ставка с 2021 должна составить 20%. Это позволит не только комплексно уменьшить налоговую нагрузку на фонд оплаты труда, но и детенизировать заработную плату и легализовать трудовые отношения.
Объединить НДФЛ и ЕСВ в один налог Ассоциация предлагает в течение последних трех лет. Мы также поддерживаем предложения инициаторов законопроекта №8109. Например, по снижению общей налоговой нагрузки в части НДФЛ и ЕСВ; возможности уплаты налога с доходов семьи одним уполномоченным лицом; права на налоговую социальную льготу в размере 200% на каждого члена семьи для плательщика, который платит налог с дохода семьи. Необходимо также и увеличение размера суммы расходов, разрешенных для включения в налоговую скидку.
Однако авторы законопроекта предлагают уменьшить налоговую нагрузку по НДФЛ и ЕСВ до 25% сразу с вступлением закона в силу. Мы же предлагаем концепцию объединения НДФЛ и ЕСВ в один налог с постепенным уменьшением налоговой нагрузки на фонд оплаты труда в течение трех лет:
— временно, в 2019 году, ставку объединенного налога установить на уровне 32%, из которых 18% будет уплачиваться за счет физического лица, а 14% - налоговым агентом (работодателем) и за его счет.
— временно, в 2020 году, ставку объединенного налога определить в размере 28%, из которых 18% будет уплачиваться за счет физического лица, а 10% — налоговым агентом (работодателем) и за его счет.
— начиная с 2021 установить единую ставку объединенного налога в размере 20%, которая будет выплачиваться налоговым агентом за счет физического лица с доходов, выплачиваемых такому лицу.
Мы уверены, что взвешенный подход к уменьшению налоговой нагрузки на фонд оплаты в сумме с рядом других мер — введением налога на выведенный капитал, введением режима однократного добровольного декларирования гражданами принадлежащих им доходов без всякой юридической ответственности и введением новой европейской модели налогообложения имущества от его рыночной стоимости (объединение платы за землю и налога на недвижимость) — сможет помочь компенсировать потери бюджета.
Сомнения в действенности и практической реализации вызывает одна из идей законопроекта № 8109. Он предлагает, чтобы работодатели могли выступать в качестве налоговых агентов от имени плательщика налога на добровольных началах. Отсутствие законодательно возложенной на налоговых агентов обязанности начислять, удерживать и уплачивать налог с доходов физических лиц в бюджет, обязанности вести налоговый учет и подавать налоговую отчетность налоговым органам, отсутствие какой-либо ответственности за нарушение норм Налогового кодекса, может привести к «умышленному» избежанию работодателями заключения соответствующих договоров с наемными работниками.
Вместе с тем, сама процедура самостоятельной уплаты предусматривает необходимость наличия у плательщика электронного кабинета. Это сделает невозможным своевременную уплату налога в регионах из-за отсутствия бесперебойной работы Интернета. Есть опасения и по поводу того, что, получив «на руки» заработную плату, не каждый гражданин пойдет своевременно и в полной мере платить налог в бюджет, имея например, проблему неуплаченных кредитов, коммунальных услуг и тому подобное.
Мы поддерживаем новации инициаторов законопроекта №8109, но убеждены, что сейчас не время для принятия очередных «точечных» изменений в действующее налоговое законодательство. Необходимо принять единый системный документ, который поможет начать процесс реинвестирования в собственное производство и тем самым обеспечит развитие отечественного бизнеса и повышения социального статуса граждан Украины.
Комментарии - 5
Сейчас комбинат Криворожсталь платит налоги 2 раза в месяц за 25000 своих рабочих.
А предлагается — чтобы 25000 рабочих платили их сами.
т.е. нужно проверить не 1 цифру, а 25000 цифр, деклараций, отчетов, недоимок…
человек 50 набирать под это дело нужно…
Нашим «недалёким» законодателям прежде чем вносить изменения в налоговое законодательство стоило бы усвоить некоторые элементарные вещи о понятии «ДОХОД физического лица», который может быть РЕНТНЫМ или ТРУДОВЫМ.
Так вот в Европе самостоятельно платятся налоги именно с РЕНТНЫХ доходов физлиц, а с зарплаты сотрудника, ТРУДОВОГО дохода физлица — работодатель удерживает НДФЛ и перечисляет государству.