Стоит ли покупать квартиру на первичном рынке жилья с риелтором или обращаться напрямую в отдел продаж от застройщика? Почему и как на рынке недвижимости уживаются обе схемы и какая из них выгоднее для покупателя? Об этом рассказывает заместитель директора по коммерческим вопросам ИСК «Обрій» Олеся Перчак.
Покупаем новострой: риелтор vs отдел продаж
Риелтор
Чаще всего к риелтору обращаются те покупатели, которые продали жилье на вторичном рынке и хотят инвестировать в строящийся объект. Если с агентом по недвижимости в процессе работы сложились доверительные отношения, то к его рекомендациям прислушиваются и во время выбора новостройки.
Второй вариант: при самостоятельном прозвоне объявлений покупатель выходит на риелтора и тот помогает совершить покупку.
Зачем нужен риелтор? Если это профессионал, то он поможет определиться с выбором района, застройщика, непредвзято расскажет про преимущества и недостатки объекта, просчитает, когда окупится инвестиция, а в некоторых случаях сможет предложить скидку больше, чем покупатель получит в отделе продаж.
Здорово, правда? Но вот беда, таких профессионалов на рынке мало. Чаще всего риелтор просто предлагает клиенту тот объект, застройщик которого дает ему наибольшую комиссию с продажи. При этом риелтор не вникает в особенности документации, надежности застройщика и т.д., а просто доводит покупателя до дверей отдела продаж. Иногда такие «профи» умудряются еще и с покупателя стребовать процент за услуги.
Кроме того, у риелтора не всегда есть актуальная информация о наличии квартир у застройщика. Да и сам застройщик дает на реализацию внешним продавцам далеко не все свои объекты.
Отдел продаж
Напрямую в отдел продаж люди, как правило, приходят уже имея первоначальное представление об объекте. Информацию получают с сайтов застройщиков, от знакомых, на форумах и внешних рекламных носителях.
Да, в отделе продаж вам расскажут только об одном застройщике. И скидку вам, скорее всего предложат минимальную. Но! Вы сможете посмотреть все квартиры, которые есть в наличии. И что немало важно: после подписания договора вы именно в отдел продаж, а не к риелтору, будете приходить, чтобы узнать как продвигается строительство, выяснять все вопросы, связанные со сдачей в эксплуатацию, оформлением права собственности, заселением, пропиской и т.д.
Особенности рынка
На киевском рынке первичного жилья по разным аналитическим данным всего около 7-10% от общего количества продаж проходят с помощью риелторов. При этом в Европе и США этот показатель достигает 80%. Украинские застройщики все чаще обращаются к риелторам за помощью и готовы к партнерским программам в реализации квадратных метров. Однако есть масса факторов, которые тормозят процесс. Вот некоторые из них:
— Риелторы не всегда получают проценты, потому что не могут доказать, что это именно их клиент, ведь у многих застройщиков нет соответствующих механизмов отслеживания клиентов.
— Застройщики недовольны качеством работы риелторов и не всегда готовы к плодотворному сотрудничеству.
— Нет четко сформулированных и отработанных рынком правил игры, понятных и принятых как застройщиками, так и риелторами.
Уверена, что в ближайшем будущем обе стороны поймут свою выгоду и начнут плодотворное сотрудничество. Выиграет от этого прежде всего покупатель. Ведь он сможет получить максимально полную и непредвзятую информацию, выбрать наиболее подходящий объект для выгодных инвестиций.
Комментарии - 18
Їх основна функція зводиться до банального посередництва. На ринку вторинної нерухомості ця функція є важливою для покупця, який боїться натрапити на шахраїв. Але це посередництво абсолютно зайве на первинному ринку, де угоди укладаються напряму з забудовником.
Питати рекомендації ріелторів щодо вибору об'єкта не варто, бо їх низька компетентність не дозволить їм сказати щось корисне. А якщо врахувати, що основна задача ріелтора — продати об'єкт, то «поради» можуть виявитися навіть шкідливими.
Але є декілька факторів, яких нема на первинному ринку і ці фактори обумовлюють попит на ріелторів:
1) Знайти прямі контакти власників об'єктів практично нереально. Рієлтори заспамили бази нерухомості, тому відшукати серед них об'яви від власників дуже важко.
2) Багато власників об'єктів самі не публікують об'яви, а звертаються до посередників, сподіваючись, що ріелтори зможуть краще прорекламувати об'єкт і позбавлять клопоту з відповідями на дзвінки.
3) Ріелтори хоча й ні за що не відповідають, але створюють ілюзію надійності та гарантії — багато покупців на цю ілюзію ведеться.
Кстати, часто риелторы шифруются под отделы продаж застройщика и бессовестно врут об этом в обьявлениях. Поэтому условно достоверную информацию можно получить в основном на сайтах застройщиков. У более-менее нормальных они обязательно есть. Не кормите глистов-паразитов.
1. они ничего по объекту недвижимости и продавцу не проверяют, ни за что не отвечают — просто еще один карман в процессе покупки/продажи, который требует 3-5% от суммы сделки;
2. даже если Вы сами нашли интересующий Вас объект, но попали на посредника — риелтора — последний на ровном месте имеет к Вам финансовые претензии в размере своих комиссионных. С какого перепугу — спрашивается? Этот момент — просто-таки добивает — в условиях упавшего рынка недвижимости, простите, какой-то «прыщ» имеет наглость что-то требовать с покупателя, при этом всячески препятствуя любому Вашему контакту с продавцом напрямую. Требуй с продавца комиссионные, если сделка — это действительно твоя заслуга!
3. Комиссионные в %-х от стоимости объекта. Почему не фиксированная плата за реализованный объект?
В остальном — наличие риелтора, возможно, даже плюс — но только на вторичном рынке. На первичном — нужен специалист с юридическим/строительным образованием — с ним нужно обращаться напрямую в отдел продаж.
— у випадку з б/у автівкою «прокладки» бувають дуже корисними, наприклад CarFinder
Модель бізнесу дозволяє їм заробляти і одночасно приносити користь клієнтам. От якби ріелторів перевести на таку модель, то можливо до них було б зовсім інше відношення.
Вся суть риэлторского бизнеса построена на скрытии информации о реальном хозяине, затуманивании мозгов продавцам и клиентом, о якобы каких-то мифических гарантиях безопасности.
Опять буквочку Р забыли
На вторичке их польза тоже сомнительна. Проблема в том что найти контакты хозяина это ещё тот квест.
Порочная сложилась практика что комиссию платит покупатель, а по правильному тот кто заказывал услугу