В прошлую пятницу ФГВФЛ и ТАСкомбанк, принадлежащий украинскому бизнесмену Сергею Тигипко, подписали договор о передачи части активов и обязательств банка-банкрота Диамантбанка. Общая сумма переданных обязательств достигла 1,2 млрд грн. Что именно купил Тигипко разбиралась Экономическая Правда, «Минфин» перевел и отредактировал.
Что купил Тигипко
Сергею Тигипко – новому активному игроку на банковском рынке – понадобилось около двух месяцев, чтобы приобрести часть активов и пассивов неплатежеспособного Диамантбанка. В прошлую пятницу эту сделку успешно закрыли. Вкратце, ТАСкомбанк взял на себя обязательство выплатить вкладчикам банка-банкрота гарантированную сумму до 200 000 грн. Общая сумма достигает 1,2 млрд грн.
За это ФГВФЛ отдаст Тигипку значительную часть активов Диамантбанка, среди которых в большей мере недвижимость и кредитный корпоративный портфель. Сам портфель займов, в основном, состоит из долгов компаний, которые связанны с экс-собственниками Мартыненком и Жванией.
По данным НБУ, официально собственниками Диамантбанка были Давид Жвания, Игорь Керез, Андрей Щукин и Вячеслав Цыганенко. Но банк также часто связывали с Николаем Мартыненком, который официально был только миноритарным собственником банка. Однако, это только «на бумаге».
По словам экс-сотрудников банков, ключевые вопросы работы финуреждения решали два человека – Мартыненко и Жвания. К тому же, компании их бизнес-групп были самыми закредитованными в банке. Теперь долги компаний Мартыненка и Жвании стали долгами ТАСкомбанка, принадлежащего Тигипко.
Несмотря на слухи о том, что сделка между Фондом и ТАСкомбанком может сорваться, стороны 23 июня все-таки закрыли сделку. В этот же день НБУ отправил Диамантбанк на ликвидацию.
Активы, остающиеся в Диамантбанка, будут продаваться по стандартной процедуре ликвидации ФГВФЛ. Договор позволяет Фонду начать выплаты кредиторам четвертой очереди – вкладчикам-физлицами, депозиты которых превышают 200 000 грн.
Что купил Тигипко
Среди активов, которые достанутся ТАСкомбанку: недвижимость, автотранспорт, мебель, оборудование и кредиты, в большей мере, юридических лиц.
Балансовая стоимость этих активов выглядит очень привлекательно – 3,14 млрд грн. Но рыночная стоимостт, который определил независимый оценщик по заказу ФГВФЛ, составляет всего 1,08 млрд грн.
Активы, которые получил ТАСкомбанк
Активы | Балансовая стоимость | Реальная стоимость | |
По оценке | По договору | ||
Недвижимость | 439 | 365 | 372 |
Кредиты юрлиц | 2 650 | 702 | 735 |
Кредиты физлиц | 36 | 1,6 | 1,7 |
Другое | - | - | - |
Общая стоимость активов | 3 140 | 1 080 | 1 130 |
Данные ЭП
Самую большую ценность тут представляют – недвижимость и кредиты юрлиц. По данным источников ЭП, самым интересными есть четыре объекта на Контрактовой площади в Киеве. Один из них – центральный офис самого Диамантбанка по адресу Контрактовая площадь 10А. Другие объекты также находятся поблизости. Их общая оценочная стоимость составляет 240 млн грн.
Фото: Центральный офис Диамантбанка в Киеве, ЭП
Фото: все объекты, переходящие в собственность ТАСкомбанка, ЭП
Еще одни привлекательный актив – 30 квартир в ЖК Crystal Park, который построила девелоперская компания Жвании и Мартыненка ST Sophia Homes. Приблизительная стоимость квартир – 80 млн грн.
Другой потенциальный бонус для Тигипка – корпоративный кредитный портфель. Его балансовая стоимость достигает 2,65 млрд грн и, по словам собеседника ЭП в НБУ, из низ 2,1 млрд грн – долги бизнес-группы Жвании и Мартыненка.
«Львиная доля – долги управляющей компании девелоперских проектов ST Sophia Homes. Но она никогда кредиты не брала на самом деле, для этого использовались одноразовые проектные компании. Другие кредиты – еще десятки подконтрольных групп компаний», — объясняет банкир.
Портфель, который по балансу стоил 2,65 млрд грн, по условиях договора, стоил Тигипку фактически 735 млн грн. Мнения о справедливости этой оценки немного отличаются.
Один из собеседников ЭП в НБУ говорит, что причина низкой оценки объясняется тем, что большинство кредитов много лет не обслуживались инсайдерами и были из «мусорных» залогов.
«Есть факты, который говорят, что у них корпоративный портфель кредитов крайне плохого качества. Существует такой показатель, как начисленные неуплаченные проценты. То есть это проценты по кредитам, которые насчитываются каждый месяц, но клиенты их не платят. У Диаманта соотношение начисленных неуплаченных процентов к общему кредитному портфелю более 16%. Это очень много, норма – 2-3%. У Ощада, ВТБ и других банков, которые имеют плохой портфель этот показатель на уровне 10-12%», — объясняет собеседник ЭП из одного частного банка.
С этим категорически не согласен экс-глава правления Диаманта Олег Ходачук.
«Политика работы с инсайдерами ничем не отличается от работы с другими клиентам. Необеспеченных кредитом, кроме овредрафтов по картам, в банке не было. У нас практически все залоги – недвижимость. Кредиты все рабочие. Единственная проблема – кредиты в Крыму, но мы с ними вели активную работу и достаточно эффективно продавали», — утверждает Ходачук.
По его мнению, ТАС может хорошо заработать.
Как бы там ни было, получается, что фактически Тигипко получил право требовать возвращения долгов компании Мартыненка и Жвании на миллиардную сумму. Рассчитывает ли ТАСкомбанк без проблем вернуть кредиты? В банке на этот вопрос ЭП не ответили на момент публикации.
«Выигрывают от этой сделки и те, и другие. Достаточно посмотреть на этот кредитный портфель. Его же формировали в основном из обязательств Жвании и Мартыненка. Разве не удивительно, что Тигипко согласился взять на себя такую ношу? Не удивительно только потом, что они договорились. Он получит в любом случае больше. К тому же, у него есть серьезный «козырь» — недвижимость на Контрактовой площади, которую Мартыненко не отпустит», — рассказал ЭП один банкир, знакомый с переговорами.
В то же время, против этой версии говорит тот факт, что в периметре соглашения, которое изначально хотел подписать Тигипко, не было корпоративного портфеля Мартыненка и Жвании. По информации ЭП, эти кредиты ему навязал ФГВФЛ, так как не хотел работать с долгами олигархов, а это у госучереждений не сильно хорошо получается.
Более того, Тигипко не платит живыми деньгами. Как правило, не менее половины вкладчиков оставят свои деньги в принимающем банке на условиях нового банка, в данном случае – ТАСкомбанка.
Для другой стороны выгода лежит в двух площадях, считает собеседник ЭП, знакомый с переговорами. Во-первых, они «очистят» свои кредиты. Во-вторых, «спрячут» подальше от НАБУ недвижимость по договоренностям с Тигипко.
Комментарии - 33
Плюсы у кого был валютный депозит в валюте и останется, единое что за время временной % не начислялись, согласно закона. Государство избавилось от ненужно волокиты по активам, где фигурируют наши ТОП-ы государства, работа не легкая и легче сплавить ее ком.банку.
Валютный депозит или с текущего на 2-3% выгоднее снять в гривне. т.к. курс нбу на дату входа ФГВФЛ был выше чем сейчас на наличном рынке.
Итого выгоднее забрать 200 тис и купить валюта на рынке.
Так что они даже белее и пушистее всех чиновников НБУ вместе взятых.
Фирташу уже пора присвоить сан святого ещё при жизни — ведь дважды не вернуть рефинанс НБУ может не каждый олигарх, а только «святой»…
Для другой стороны выгода лежит в двух площадях, считает собеседник ЭП, знакомый с переговорами. Во-первых, они «очистят» свои кредиты. Во-вторых, «спрячут» подальше от НАБУ недвижимость по договоренностям с Тигипко.»
Всё сделано исключительно для того, чтобы увести Жванию и Мартыненко от уголовного преследования по необслуживаемым кредитным договорам и замутить с несколькими интересными активами в центре Киева.
То что не смог сделать Ходачук с инсайдерскими кредитами в Диамантбанке сможет сделать Тигипко без напряга и на законных основаниях.
остаются деньги на текущих счетах Диаманте и активы, которых как раз по идее должно хватить на 200+ физлицам и может дален
Виктор Ющенко и Пётр Порошенко — тому подтверждение…
а никого не смущает ЗАНИЖЕНАЯ В 4 раза стоимость??? «… по балансу стоил 2,65 млрд грн, по условиях договора, стоил Тигипку фактически 735 млн.»
и разницу заплатим мы ВСЕ!!! Кто там был и кто там НЕ был
А то по всем отзывам складывается впечатление, что только госслужащие в стране воры и казнокрады.
А вот все бизнесмены у нас исключительно честные, белые и пушистые…
Вероятно, большая часть «здесь» присутствующих, хоть раз да оформляли кредит.
Известно, что система выдачи кредитов, практически у всех банков очень похожа, и заключается в определённой процедуре:
оценки предлагаемого в залог имущества на предмет его рыночной стоимости, и заведомо, значительное занижение суммы выдаваемого кредита, с учетом тела кредита и начисленных процентов зачастую с предполагаемыми штрафами;
юридической тщательной проверке и оценки правоустанавливающих документов;
подписание дополнительно персональных договоров поручительства и т.д…
Как, при таком системном подходе, может образоваться «мусорный» портфель?
Если всё-таки такой портфель образовался, почему работники банка, которые выдали такой кредит с явным нарушением вышеизложенных критериев, не понесли персональное наказание, предусмотренное УК Украины?
Сговор налицо.
Таким образом, решать подобные вопросы, обязаны не рефинансированием, не перепродажей активов по заниженной (более чем вдвое!) цене, а обыкновенным дознанием и привлечением виновных к ответственности.
Слышал такое.
А почему?