Укрпочта ищет способы как бы расширить поле своей деятельности. От идеи с превращением в банк гендиректор предприятия Игорь Смилянский отказался. Но есть еще один вариант — выпуск собственных платежных карт для обслуживания физлиц.
Чего не хватает Укрпочте, чтобы стать банком
Зачем Укрпочте это нужно и действительно ли уместно оператору почтовой связи выходить на рынок финансовых услуг? На эти вопросы в колонке для «Минфина» отвечает начальник отдела сегмента массового рынка UniCredit Bank Дмитрий Сахно.
Конкуренция количеством, а не качеством, действительно могла бы быть актуальной для украинского банковского рынка до кризиса 2008 года. Сегодня для успеха на рынке финансов нужны инновации, скорость, бесперебойность, работа над клиентскими эмоциями. Всё, чего пока нет у Укрпочты.
Нельзя просто так взять и не начать выпускать собственные платежные карты. Эта мысль время от времени овладевает руководителями компаний, которым становится все сложнее конкурировать на рынке денежных переводов и платежей. Особенно если речь идёт о возможности начисления пенсий и заработных плат. Поэтому не стали неожиданностью планы украинского государственного предприятия почтовой связи «Укрпочта» по расширению спектра финансовых услуг, озвученные генеральным директором компании Игорем Смилянским.
И тут бы впору всем клиентам «Укрпочты» (а это без преувеличения практически все население Украины) обнадежиться новыми возможностями, связанными с появлением на рынке финансовых услуг такого весомого игрока. Сам статус национального оператора почтовой связи, члена Всемирного почтового союза, как говорится, обязывает. Но есть «но». И не одно.
Предположим, что вопрос с инфраструктурой, персоналом, сотрудничеством с национальной платёжной системой «Простір» «Укрпочта» успешно решит. Многомиллиардное госфинансирование, опытные и профессиональные (возможно даже иностранные) топ-менеджеры, техническое переоснащение.
Но даже условно представить все эти мгновенные изменения довольно трудно. А есть еще подбор и обучение персонала, переориентация сотрудников на финансовый сектор, уровень зарплат, система мотивации, повышение финансовой грамотности, автоматизация системы отделений почтовой связи, инвестиции в логистику (в том числе создание современных логистических центров), закупка автоматизированных систем сортировки, устройств автоматизации, взвешивания и т.д. Внушительный список?
Но хорошо, будем оптимистами и предположим, что у Укрпочты все же заработают почтовые smart-отделения для оказания банковских услуг, начнут продаваться кредитные продукты. Наконец, при положительной динамике и достаточном финансировании проекта, возникнет вопрос о создании так называемого почтового банка, как вариант — «Укрпочта Банк». Поиск базового банка, объявление тендера по выбору банковских партнёров и сама сделка — процесс должен стать захватывающим.
Но именно здесь начинается самое интересное. Прежде чем жить мечтами о создании ещё одного государственного банка, который, судя по амбициям, должен превратиться как минимум в украинский Deutsche Postbank, очень хотелось бы увидеть четкий бизнес-план. Ведь все мы прекрасно понимаем, что озвученная руководством «Укрпочты» стратегия нацелена на жителей небольших населенных пунктов, в которых отсутствуют банковские учреждения. И это вызывает много вопросов. В данных локациях заложен настолько низкомаржинальный сегмент рынка, что все озвученные инвестиции окупятся, мягко говоря, нескоро. Не будем углубляться, на чьи плечи в дальнейшем лягут эти расходы.
Поэтому сегодняшние реалии на рынке финансовых услуг в условиях достаточно жесткой конкурентной борьбы за клиентов задают определенные стандарты. Существующая конкуренция позволяет клиенту выбрать максимально выгодные для себя условия. Желание стать полноценным игроком в мире платёжных карт и электронной коммерции, открывать депозиты и выдавать кредиты, начислять заработные платы и пенсии, на первый взгляд, выглядит достаточно естественным. Особенно если ты ощущаешь полноценную поддержку государства, как в политической плоскости, так и в финансовой.
Очевидный плюс «Укрпочты» в наличии 12000 почтовых отделений по сравнению с 5000 у «Ощадбанка». Явный минус — их полная неготовность предоставлять финансовые услуги. Конкурировать только масштабами сети уже вряд ли получится. Банковскому рынку пригодился бы ещё один сильный игрок, да и клиенты от конкуренции всегда лишь выигрывают. Но «Укрпочте» сначала придётся преодолеть свои классические проблемы: низкая культура сервиса, необученность персонала, мизерные зарплаты, вечные очереди, потеря клиентов в пользу более динамичных и гибких конкурентов. А новый гигантский государственный монстр-монополист украинскому рынку, и в особенности, далеким от нормального банковского сектора клиентам, точно не нужен.
Комментарии - 23
Хотят отделение в почте, пусть ставят гос банк (Ощад, Укрэксимбанк) на территории выделят им 4 кв.м. и всем будет счастье.
Для чего выдумывать велосипед. Заколебало.
Для начала Укр почте нужно научиться у ДоичеПост доставлять посылки за 1-2 дня до двери клиента в любом населенном пункте страны.
Тогда клиенты от Новой почты подтянутся к просто УкрПочте.
Второй момент, чему поучиться у немецких коллег, это технология быстрого обслуживания клиентов.
А вот учиться банковскому делу у Deutsche Postbank не нужно, они работают очень не спеша, перевод может 3 дня идти. В результате получится советская сберкасса с современными пластиковыми картами.
P.S. Хоть и хаем Приват, но его интернет банкинг лучший в Европе, пока еще нет аналога по скорости и удобству обслуживания через интернет ни у одного немецкого банка.
Больше похоже на правило первой ночи.
Перед тем, как отдать деньги дальше по цепочке — каждое структурное подразделение желает с ними переспать.
Стосовно Укрпошти, роботи не початий край. Однак є фінансування держави, є підтримка іноземних донорів, є топ менеджери з провідних країн світу, з досвідом необхідним створити з мухи слона. Однак є але…
1) Коли такі люди як Дмитро Сахно, керівник відділу, ниють на всю країну що Укрпошту нереально переробити, реорганізувати, створити щось нове, то це шановні брєд. Де один сопливий каже ні не вийде, знайдуть сотні, які зроблять з цього диво. Висновок, немає чого таким плаксіям працювати в банках.(не даремно Альфа купила Юнікредіт банк, бо такими керівниками далеко не попливеш)
2) Де хтось заробляє, хтось втрачає. Маю на увазі, де Укрпошта заробить, втратить інша служба доставки або банк, або платіжна система і т.д. Тому тут присутній конфлікт інтересів, який стопорить прогрес і розвиток національного гравця.
Я за те, щоб Укрпошта вийшла на рівень конкурентного міжнародного гравця, однак для цього немає в нас топ менеджерів. Гроші є, ресурси теж є, немає розуму.
А як знайдуть розумного, то вистачить 1-2 роки для того щоб зробити ледь не монополіста Укрпошту, з швидкою і якісною доставкою, банківськими послугами, і ще багато чого можна туди впихнути, але нашим олігархам це не вигідно. Та й таким операторам як Новапошта і т.п. це не вигідно.
Это — Типичная демагогия! на уровне болтовни пенсионеров на лавочке перед домом. Чел. который так легко за 1-2 года хочет создать «коммунизм» не понимает то, о чем говорит.
— Выдача пенсии — очень дорого, пенс.фонд сам методично переводит пенсионеров в банки;
— бандероли-посылки — появились Новая почта, Мист-экспресс, ин-тайм и пр. они шустрее и креативнее. Плюс почтоматы Приватбанка… скоро Вы сожете посылки забирать в супермаркетах в почтоматах — не надо тратитьт время на поход в почт.отделение
— огромная сеть отделений — так большинство из них УБЫТОЧНЫ! это скорее минус, а перевести его в плюс — ой как не просто.
— финансовые услуги (карточки, платежи, переводы) — так есть же Приватбанк и Приват24 — это уже стандарт, и не украинский, а мировой, как Windows. УкрПОчта и здесь отстала на десятилетие…
— стащить деньги из бюджета — дело не хитрое. На 2-3 года пиар-трескотни об очередном «рехформировании» хватит, а там можно у на заслуженный отдых :)
Выводы делайте сами.
Эт как в школе — есть отличники (их мало, обычно, единицы в классе), а есть троечники, двоечники (их большинство). ПО вашему — это монополизм! — :)
Зависть берет свое и это большинство не пытается учиться лучше, а всячески гадит и оплевывает отличников.
Приват — отличник и стал им не благодаря власти, а потому что он сам по себе умный трудяга, пахарь! И это не есть монополизм.
Якщо брати наприклад Приват, то це чистий монополіст. Зверніть увагу в АМКУ є декілька проваджень відносно Привата, і навіть є вже перший результат.
Приват не пахарь, а добрячий шахрай. Гляньте скіли % кредитного портфелю передано повязаним особам! Скільки коштів до 2015р, в т ч. і рефінанс виведено в офшори.
Тиску на Приват то ніхто не може здійснити, оскільки при виведенні такого банку з ладу, наслідки будуть фатальними.
Ви з самого початку вибрали позицію невірну, з точки щору дивитися клієнта. А подивіться глобальніше і все зрозумієте
Все остальное — «АМКУ, впровадження, шахрай, вивив в офшори и пр — типичное ВРАНЬЕ псевдожурналистов, которые сидят у заказчиков чернухи „на подсосе“! Откровенно жаль доверчивых и наивных, которые готовы в этот бред верить.
Вы еще скажите, что Приват24 был „украден или подарен Привату государством“… т.с. врать — так до конца. Как там у известного пиарщика — »Чем чудовищнее ложь, тем с большей готовностью в нее верят".
Но тут речь не о Привате, а об Укрпочте. Повторюсь ещё раз — вытащить из болота Укрпочту ой как не просто! и это точно не вопрос 1-2 лет. Подчас легче и разумнее демонтировать неэффективную ржавую гос.контору, чем пытаться ее «реанимировать».
Это же относиться и к гос.банкам — Ощаду, Укрэксиму и Укргазу…
Повторить подобное на Украине сейчас вряд ли представляется возможным, ведь не один из банков не располагает достаточным объёмом финансов для запуска такого крупного проекта.
Укрпочта еще кредиты будет выдавать. Смешно…
Поверьте, там мегазапущено все. Они не хотят работать с клиентом, их персонал хочет клиента послать подальше, что бы меньше работы было.
Какие банковские услуги???
У нас «дежурно» лежит стопка заявлений «на выяснении» по которым они наложенные платежи выдать не могут.
Разбирательство платное-30грн. :)
Или, как пример, если Вы захотите в этой сверх инновационной системе вернуть посылку (изменить получателя) это делается телеграммой на др. отделение за 16грн. БЕЗ гарантии, но с вероятностью, что на отделении где она лежит ее прочтут. Даже процедуры такой нет.
И кто то верит, что они будут работать с банковскими услугами?
Меня раньше бесило что они убыточное гос предприятие и при этом посылают прибыльных клиентов.
А про почтовый банк скорее рассмешили.